Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 09августа 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» по специальности Сестринское дело Основная специальность: сестринское дело Дополнительные специальности: Общая практика, Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"». 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрирован 29.07.2022 № 69452) 3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"». Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по дополнительным специальностям, в вопросах проведения иммунодиагностики туберкулеза. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни А/03.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Клиническая характеристика туберкулеза. Общие подходы к диагностике Тема 1. Клиническая характеристика туберкулеза Тема 2. Методы диагностики туберкулеза у детей и взрослых Модуль 2. Диагностика туберкулезной инфекции в работе среднего медицинского персонала Тема 1. Туберкулинодиагностика. Проба Манту Тема 2. Туберкулинодиагностика. Диаскинтест 2 Тема 3. Применение туберкулезной инфекции иммунологических методов в ранней диагностике 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер педиатрических в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни А/03.5. 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лечебное дело Общая практика Сестринское дело в педиатрии Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни A/04.6 Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи детям амбулаторно в отделении общей врачебной практики (семейной медицины) C/05.5 Обоснование Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. N 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проведение мероприятий по Проект Приказа профилактике, Министерства труда и 3 формированию здорового образа жизни, санитарногигиеническому просвещению детского населения В/04.5 социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Сестринское дело " или по другим специальностям: 1. Лечебное дело 2. Общая практика 3. Сестринское дело в педиатрии 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра должна обладать профессиональными компетенциями (ПК): Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни ПК 3.5. Участвовать в иммунопрофилактике инфекционных заболеваний. Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Порядок и правила проведения иммунопрофилактики инфекционных болезней в соответствии с Национальным календарём профилактических прививок и по эпидемическим показаниям, течение вакцинального процесса, реакции, осложнения и меры профилактики Уметь: Организовывать и проводить диагностические пробы и вакцинацию по назначению врача в соответствии с инструкцией по применению Владеть практическими навыками: Проведение иммунопрофилактики инфекционных заболеваний 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Клиническую характеристику туберкулеза Иммунодиагностику туберкулеза. специалисты должны обладать Уметь: Проводить иммунодиагностику туберкулеза. 4 Владеть практическими навыками: Проведение иммунодиагностики туберкулеза. 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» Категория слушателей: медицинские сестры Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая практика, Сестринское дело в педиатрии Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п 1. 2. Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Клиническая характеристика туберкулеза. Общие подходы к диагностике Модуль 2. Диагностика туберкулезной инфекции в работе среднего медицинского персонала Итого: Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического материала контрольных заданий) 12 8 4 22 13 9 34 21 13 5 Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» Категория слушателей: медицинские сестры Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Общая практика, Сестринское дело в педиатрии Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование учебных модулей/дисциплин Всего часов Модуль 1. Клиническая характеристика туберкулеза. Общие подходы к диагностике Тема 1. Клиническая характеристика туберкулеза Тема 2. Методы диагностики туберкулеза у детей и взрослых Модуль 2. Диагностика туберкулезной инфекции в работе среднего медицинского персонала Тема 1. Туберкулинодиагностика. Проба Манту Тема 2. Туберкулинодиагностика. Диаскинтест Тема 3. Применение иммунологических методов в ранней диагностике туберкулезной инфекции Итого: В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение контрольных тематического заданий) материала 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 13 9 7 4 3 7 4 3 8 5 3 34 Итоговая аттестация 2 Всего часов: 36 21 Тестирование 13 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» Программа повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. 6 № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» Рабочая программа Модуля 1. Клиническая характеристика туберкулеза. Общие подходы к диагностике Тема 1. Клиническая характеристика туберкулеза. Таксономия туберкулеза. Основные видовые признаки МБТ. Группы нетуберкулезных микобактерий. Характеристика МБТ. Классификация туберкулеза. Тема 2. Методы диагностики туберкулеза у детей и взрослых. Общие принципы диагностики. Объективные методы обследования, оценка жалоб, клинической и респираторной симптоматики. Методы лучевой диагностики. Этиологическая диагностика туберкулеза. Методы лабораторной диагностики. Диагностика и дифференциальная диагностика. Обследование при диспансерном наблюдении. Рабочая Программа Модуля 2. Диагностика туберкулезной инфекции в работе среднего медицинского персонала Тема 1. Туберкулинодиагностика. Проба Манту. Виды туберкулинодиагностики. Проба Манту. Цель постановки пробы Манту. Показания и противопоказания постановки пробы Манту. Противопоказания к проведению пробы Манту с 2 ТЕ. Техника проведения и оценка результатов. Тема 2. Туберкулинодиагностика. Диаскинтест. Общая характеристика препарата. Показания, постановка теста и оценка результатов. Сестринские манипуляции при проведении Диаскинтеста. Тема 3. Применение иммунологических методов в ранней диагностике туберкулезной инфекции. T-SPOT в диагностике туберкулезной инфекции. Суть метода TSPOT. Материал для исследования. Целевая аудитория. Показания к назначению. Подготовка и техника проведения. Интерпретация результата. Квантифероновый тест. Специфичность квантиферонового теста. Преимуществом квантиферонового теста. Использование квантиферонового теста вместо пробы Манту. Использование квантиферонового теста совместно с пробой Манту. Показания. Интерпретация результатов. 7. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Ющук, Н. Д. Инфекционные болезни. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Н. Д. Ющука, Ю. Я. Венгерова. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 848 с. 2. Фтизиатрия. Национальные клинические рекомендации / под ред. П. К. Яблонского. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 240 с. Дополнительная литература: 1. Коллектив авторов. Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих в образовательные учреждения. Клинические рекомендации. – М., 2017. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7 2. Коллектив авторов. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению латентной туберкулезной инфекции у детей. – М.: РООИ «Здоровье человека», 2015. – 36 с. 3. Туберкулинодиагностика / Мишин В.Ю. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 130 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным 8 образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. 9 Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=336 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской 10 Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Иммунодиагностика туберкулеза у взрослых и детей» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. В Российской Федерации для массовой иммунодиагностики применяются пробы 1) Диаскинтест; 2) Коха; 3) Манту; 4) Пирке. 2. Внутрикожные пробы проводят в 1) верхнюю треть плеча; 2) латеральную поверхность бедра; 3) нижнюю треть плеча; 4) среднюю треть внутренней поверхности предплечья. 3. Возбудитель туберкулеза – это 1) клостридия; 2) микобактерия; 3) риккетсия; 4) шигелла. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Дайте характеристику пробы Манту с 2 ТЕ размером папулы 18 мм 1) вираж; 2) гиперергическая; 3) инфильтрат; 4) поствакцинальная реакция. 2. Дети, которым не проводилась иммунодиагностика, допускаются в образовательные организации при наличии 1) заключения врача образовательной организации; 2) заключения врача-педиатра; 3) заключения врача-фтизиатра; 11 4) заключения врачебной комиссии. 3. Диаскинтест проводится детям с 8 до 14 лет 1) вакцинированным против туберкулеза независимо от предыдущих проб Манту; 2) всем детям независимо от вакцинации и ревакцинации и предыдущих проб Манту; 3) не ревакцинированным против туберкулеза, у которых предыдущая проба Манту отрицательная; 4) ревакцинированным против туберкулеза, независимо от предыдущих проб Манту. 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни Профессиональные компетенции / трудовые функции А/03.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12