Детская офтальмология (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
31июля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Детская офтальмология»
по специальности 31.08.59 Офтальмология
Основная специальность: Офтальмология
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Педиатрия
(36 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Детская
офтальмология» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.06.2017 № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог"
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
02.02.2022 № 98 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.59 Офтальмология"
3. Приказа Министерства здравоохранения РФ от 2 мая 2023 г. N 206н "Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-офтальмологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2017 № 470н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог".
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения болезней органа зрения у детей.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации
«Детская
офтальмология»
направлено
на
совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Методы диагностики глазных болезней у детей
2

Тема 1. Анатомия и физиология органа зрения у детей
Тема 2. Особенности диагностики офтальмологической патологии у детей
Модуль 2. Ретинопатия недоношенных
Тема 1. Общая характеристика ретинопатии
Тема 2. Методы диагностики и раннего выявления ретинопатии. Общие подходы к
лечению
Модуль 3. Некоторые врожденные патологии органа зрения у детей
Тема 1. Косоглазие
Тема 2. Врожденная катаракта
Модуль 4. Миопия у детей
Тема 1. Клиническая характеристика миопии у детей
Тема 2. Лечение прогрессирующей миопии и профилактика ее осложнений у детей
Модуль 5. Новообразования органа зрения у детей
Тема 1. Общая характеристика новообразований органа зрения у детей
Тема 2. Ретинобластома
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-офтальмологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2017 № 470н "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог"
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)

Обоснование

3

Общая врачебная практика

Оказание медицинской
помощи детям в
амбулаторных условиях
В/01.8

Педиатрия

Обследование детей с
целью установления
диагноза
А/01.7

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.03.2017 № 306н
"Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач-педиатр
участковый"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Офтальмология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая врачебная практика
2. Педиатрия
3. Планируемые результаты обучения врача-офтальмолога
По завершению обучения врач-офтальмолог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность:
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов.
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность.
По завершению обучения врач-офтальмолог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Методика сбора анамнеза и жалоб у пациентов (их законных представителей) с
заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и/или состояниями
глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики
заболеваний и/или состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, медицинские
показания к их проведению, правила интерпретации результатов
Этиология и патогенез, патоморфология, клиническая картина, классификация,
дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний
и/или патологических состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты у взрослых и
детей
Методы медикаментозного лечения, принципы применения медицинских изделий,
лечебного питания у пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты в соответствии с действующим порядком оказания
4

медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного
питания, применяемых в офтальмологии; показания и противопоказания к назначению;
возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе
серьезные и непредвиденные
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза у пациентов (их законных представителей) при
заболеваниях и/или состояниях глаз его придаточного аппарата и орбиты
Интерпретировать и анализировать информацию, полученную от пациентов (их
законных представителей) с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного
аппарата и орбиты
Оценивать анатомо-функциональное состояние глаза, его придаточного аппарата и
орбиты в норме, при заболеваниях и/или патологических состояниях
Использовать методы осмотра и обследования взрослых и детей с заболеваниями
и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты с учетом возрастных
анатомо-функциональных особенностей в соответствии с действующим порядком
оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты осмотра и обследования пациентов
с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Обосновывать и планировать объем инструментального обследования пациентов с
заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в
соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты инструментального обследования
пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Обосновывать и планировать объем лабораторного обследования пациентов с
заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты в
соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Интерпретировать и анализировать результаты лабораторного обследования
пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Разрабатывать план лечения пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза,
его придаточного аппарата и орбиты в соответствии с действующим порядком оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание
пациентам с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентами с заболеваниями и/или
состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза пациентов (их законных представителей) с заболеваниями
и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
5

Осмотр пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного
аппарата и орбиты
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты
Направление пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты на инструментальное обследование в соответствии с
действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
Направление пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты на лабораторное обследование в соответствии с
действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
Обеспечение безопасности диагностических манипуляций
Разработка плана лечения пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его
придаточного аппарата и орбиты с учетом диагноза, возраста и клинической картины в
соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
пациентам с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты
в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Общие подходы к диагностике и лечению болезней органа зрения у детей
Уметь:
Назначать диагностические исследования и лечение пациентам с болезнями органа
зрения
Владеть практическими навыками:
Назначение и проведение диагностических исследований и лечения болезней
органа зрения у детей
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с
образовательных технологий.

использованием

дистанционных

6

Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Детская
офтальмология»
Категория слушателей: врачи-офтальмологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Педиатрия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

1.

2.
3.

4.

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение
лекционного, Самостоятельная
методического,
работа
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

Модуль 1. Методы
диагностики глазных
болезней у детей
Модуль 2. Ретинопатия
недоношенных
Модуль 3. Некоторые
врожденные патологии
органа зрения у детей
Модуль 4. Миопия у детей

8

4

4

8

4

4

6

5

1

6

3

3

6

3

3

34

19
Тестирование

15

Модуль 5.
Новообразования органа
зрения у детей
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

5.

7

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Детская офтальмология»
Категория слушателей: врачи-офтальмологи.
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Педиатрия
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
модулей/дисциплин

Всего
часов

В том числе
Изучение лекционного,
Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического
заданий)
материала

Модуль 1. Методы
диагностики глазных
болезней у детей
Тема 1. Анатомия и
физиология органа зрения у
детей
Тема 2. Особенности
диагностики
офтальмологической
патологии у детей
Модуль 2. Ретинопатия
недоношенных
Тема 1. Общая характеристика
ретинопатии
Тема 2. Методы диагностики и
раннего выявления
ретинопатии. Общие подходы
к лечению
Модуль 3. Некоторые
врожденные патологии
органа зрения у детей
Тема 1. Косоглазие

8

4

4

4

2

2

4

2

2

8

4

4

4

2

2

4

2

2

6

3

3

4

2

2

Тема 2. Врожденная катаракта

2

1

1

Модуль 4. Миопия у детей

6

3

3

Тема 1. Клиническая
характеристика миопии у
детей
Тема 2. Лечение
прогрессирующей миопии и
профилактика ее осложнений
у детей
Модуль 5. Новообразования
органа зрения у детей
Тема 1. Общая характеристика
новообразований органа

4

2

2

2

1

1

6

3

3

4

2

2
8

зрения у детей
Тема 2. Ретинобластома
Итого:

2

1

1

34

19

15

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Детская офтальмология»
Программа повышения квалификации «Детская офтальмология» предусматривает
изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

5
Л, СР

6
Л, СР, ИА

7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Детская офтальмология»
Рабочая Программа Модуля 1. Методы диагностики глазных болезней у детей
Тема 1. Анатомия и физиология органа зрения у детей. Анатомические
особенности органа зрения ребенка в ранний период. Возрастные особенности
зрительного анализатора у детей. Возрастные особенности цветовосприятия. Возрастные
особенности оптической системы глаза. Острота зрения у детей разного возраста.
Тема 2. Особенности диагностики офтальмологической патологии у детей.
Общие подходы к диагностике зрения у детей в различные возрастные периоды.
Профилактический осмотр офтальмолога. Средняя острота зрения у детей. Обследование
новорождённых и детей раннего периода детства. Обследование детей дошкольного и
школьного периодов. Общие методы диагностики офтальмологической патологии у
ребенка.
Рабочая Программа Модуля 2. Ретинопатия недоношенных
Тема 1. Общая характеристика ретинопатии. Определение понятия.
Эпидемиология. Этиология и патогенез. Факторы риска. Клиника, течение РН,
дифференциальная диагностика.
Тема 2. Методы диагностики и раннего выявления ретинопатии. Общие подходы к
лечению. Выявление и мониторинг течения активной РН. Методика проведения
профилактического осмотра. Лечение ретинопатии. Профилактика развития РН и ее
терминальных стадий. Хирургическое лечение терминальных стадий с целью улучшения
положения оболочек и сохранения зрения или с органосохранной целью.
Реабилитационное лечение различных нарушений зрения в рубцовой фазе РН.
Рабочая Программа Модуля 3. Некоторые врожденные патологии органа
зрения у детей

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

Тема 1. Косоглазие. Этиопатогенез, классификация. Методы диагностики. Лечение
содружественного косоглазия. Хирургическое лечение косоглазия.
Тема 2. Врожденная катаракта. Этиология. Клинические особенности. Этиология
врожденных катаракт. Ненаследственные (внутриутробные) катаракты. Катаракты при
наследственных нарушениях обмена веществ. Синдромы и заболевания, при которых
наиболее часто встречаются катаракты. Клинико-функциональные особенности
врожденных катаракт. Сопутствующая врожденным катарактам патология глаза.
Патология сетчатки и зрительного нерва при врожденных катарактах. Хирургическое
лечение врожденных катаракт. Показания и противопоказания к первичной и вторичной
имплантации ИОЛ. Операционные и послеоперационные осложнения. Реабилитация
детей с афакией (артифакией) после удаления врожденных катаракт.
Рабочая Программа Модуля 4. Миопия у детей
Тема 1. Клиническая характеристика миопии у детей. Распространенность,
этиопатогенез, классификация. Трехфакторная теория происхождения миопии.
Врожденная миопия. Клиника осложненной миопии. Классификация периферических
дистрофий сетчатки N. Bayer. Диагностика.
Тема 2. Лечение прогрессирующей миопии и профилактика ее осложнений у детей.
Лечебно-профилактические меры при близорукости. Нехирургические методы лечения.
Медикаментозное лечение при миопии.
Рабочая Программа Модуля 5. Новообразования органа зрения у детей
Тема 1. Общая характеристика новообразований органа зрения у детей.
Этиология, патогенез, классификация опухолей органа зрения. Опухоли век,
конъюнктивы и роговицы. Опухоли орбиты.
Тема 2. Ретинобластома. Причины ретинобластомы. Классификация. Клиника.
Диагностика. Лечение.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Аветисова, С. Э. Офтальмология: национальное руководство / под ред. С. Э.
Аветисова, Е. А. Егорова, Л. К. Мошетовой, В. В. Нероева, Х. П. Тахчиди. - 2-е
изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 904 с.
Дополнительная литература:
1. Офтальмология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. С.Э.
Аветисова, Е. А. Егорова, Л. К. Мошетовой, В. В. Нероева, Х. П. Тахчиди. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 740 с.
2. Черкунов Б.Ф. Болезни слезных органов. Монография. - Самара: Перспектива,
2001. - 296 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).

10

Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Детская офтальмология»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

11

Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Детская офтальмология» Автономная некоммерческая
организация дополнительного профессионального образования «Международный
институт современного образования» использует систему дистанционного обучения
«СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность
обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации
«Детская
офтальмология»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.

12

9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=328
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Детская офтальмология»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Детская
офтальмология» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
13

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Самой тонкой стенкой орбиты является:
а) наружная стенка
б) верхняя стенка
в) внутренняя стенка
г) нижняя стенка
д) верхняя и внутренняя
2. Канал зрительного нерва служит для прохождения:
а) зрительного нерва
б) отводящего нерва
в) глазодвигательный нерв
г) центральной вены сетчатки
д) лобной артерии
3. Слезный мешок расположен:
а) внутри глазницы
б) вне глазницы
в) частично внутри и частично вне глазницы
г) в гайморовой полости
д) в средней черепной ямке
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. При ранах век регенерация тканей:
а) высокая
б) низкая
в) существенно не отличается от регенерации тканей других областей лица
г) ниже, чем других областей лица
д) выше чем других областей лица
2. К слезопродуцирующим органам относятся:
а) слезная железа и добавочные слезные железки
б) слезные точки
в) слезные канальцы
г) носослезный канал
3. Носослезный канал открывается в:
а) нижний носовой ход
б) средний носовой ход
в) верхний носовой ход
г) в гайморову пазуху
д) в основную пазуху

14

10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, установления
диагноза
Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8

А/02.8

Интегральная оценка сформированности
компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

15


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».