Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 30июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Аудиология в педиатрии» по специальности Сестринское дело в педиатрии Основная специальность: Сестринское дело в педиатрии Дополнительные специальности: нет (36 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» разработана на основании: 1. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО) 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер педиатрических в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022). Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение динамического медицинского наблюдения за развитием детей и мероприятий по охране здоровья прикрепленного детского населения B/02.5. . 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы аудиологии Тема 1. Анатомия слуховой системы Тема 2. Физиология слуховой системы Модуль 2. Методы диагностики нарушения функции слуха Тема 1. Методы исследования уха Тема 2. Методы диагностики нарушений слуховой системы 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы 2 Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер педиатрических в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022). Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение динамического медицинского наблюдения за развитием детей и мероприятий по охране здоровья прикрепленного детского населения B/02.5. 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Сестринское дело в педиатрии". 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра педиатрическая должна обладать профессиональными компетенциями (ПК): Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях ПК 4.1. Проводить оценку состояния пациента. ПК 4.2. Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту. Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Теория и практика сестринского дела в педиатрии Неонатальный скрининг наследственных заболеваний и нарушений слуха у новорождённых Порядок проведения патронажа новорождённых и детей раннего возраста Особенности физического и нервно-психического развития детей, методы исследования и оценки Уметь: Проводить мониторинг состояния новорождённого ребёнка 3 Осуществлять мониторинг и оценку физического и нервно-психического развития детей раннего возраста Проводить осмотр детей по скрининг-программе диспансеризации Владеть практическими навыками: Осмотр (патронаж) медицинской сестры в рамках профилактического осмотра (диспансеризации) беременных, первичный патронаж новорожденных и детей раннего возраста) Проведение профилактических осмотров детей раннего возраста в декретированные сроки Динамическое наблюдение за физическим и нервно-психическим развитием прикрепленного детского населения 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям Нет 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» Категория слушателей: медицинские сестры педиатрические Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. 4 № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего часов Лекции Модуль 1. Общие вопросы аудиологии 2. Модуль 2. Методы диагностики нарушения функции слуха Итого: Итоговая аттестация 6 Всего часов: 36 1. В том числе Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 22 14 8 34 22 Тестирование 12 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» Категория слушателей: медицинские сестры педиатрические Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем, компетенций Модуль 1. Общие вопросы аудиологии Тема 1. Анатомия слуховой системы Тема 2. Физиология слуховой системы Модуль 2. Методы диагностики нарушения функции слуха Тема 1. Методы исследования уха Тема 2. Методы диагностики нарушений слуховой системы Итого Всего часов Электронная форма обучения Лекции Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 14 8 11 7 4 11 7 4 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 5 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» Программа повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1 Л, СР 2 Л, СР 3 Л, СР 4 Л, СР 5 Л, СР 6 Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Аудиология в педиатрии» Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы аудиологии Тема 1. Анатомия слуховой системы. Анатомическое строение органа слуха. Тема 2. Физиология слуховой системы. Физиология слухового анализатора. Физиологическая акустика. Рабочая Программа Модуля 2. Методы диагностики нарушения функции слуха Тема 1. Методы исследования уха. Исследование слуха шёпотной и разговорной речью. Речевая аудиометрия. Функциональные методы исследования слухового анализатора. Функциональные методы исследования слухового анализатора у детей. Тема 2. Методы диагностики нарушений слуховой системы. Методы оценки функционирования слуховой системы. Аудиологический скрининг новорожденных. Диагностика центральных нарушений слуха. Диагностика синдрома слуховой нейропатии (ССН). 7. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Скрининг слуха у детей первого года жизни: учебное пособие / Н. А. Дайхес, А. С. Мачалов, Я. М. Сапожников [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 64 с. Дополнительная литература: 1. Атлас аудиограмм: учебно-метод. пособие для студентов / Шахова Е.Г., Козловская С.Е., Пелих Е.В., Зайцев В.А. – Волгоград: Издательство ВолгГМУ, 2016. - 31 с. 2. Блоцкий А.А. Методы исследования слуха. – Благовещенск: ГОУ ВПО АГМА. – 2015. – 138 с. 3. Бобошко М.Ю. Речевая аудиометрия: учебное пособие / М.Ю. Бобошко. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2012. – 64 с. 4. Лазарева Л.А., Соколов М.Ю. Алгоритм обследования больного с нарушением слуховой функции. Методические рекомендации. - Краснодар 2014. 5. Лопотко А.И. Практическое руководство по сурдологии. - СПб: Питер, 2008. - 274 с. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 6. Лопатин А.С., Справочник оториноларинголога / А. С. Лопатин, А. В. Варвянская, Г. Р. Каспранская. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 336 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Аудиология в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; 7 − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Аудиология в педиатрии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения 8 квалификации «Аудиология в педиатрии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=327 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Аудиология в педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным 9 программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Аудиология в педиатрии» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Какой отдел слухового анализатора состоит воспринимающих определенный вид раздражений? а) периферический б) средний в) центральный из особых нервных клеток, 2. Теория какого ученого-исследователя получила название резонансной? а) Г. Гельмгольца б) Л. А. Андреева в) И. П. Павлова г) В. Ф. Ундрица д) X. Флетчера 3. К субъективным методам диагностики патологии слуховой системы не относится: а) тональная аудиометрия б) речевая аудиометрия в) оценка рефлекса стапедиальной мышцы г) аудиометрические надпороговые тесты 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Наиболее удобным и эффективным объективным методом выявления нарушений слуха в первые дни жизни является: а) тональная аудиометрия б) импедансометрия в) оценка рефлекса стапедиальной мышцы г) аудиометрические надпороговые тесты д) регистрация отоакустической эмиссии 2. Ложные результаты слуховых тестов у младенцев возможны в случае: а) недоношенности б) переношенности в) кесарева сесчения 10 г) внутриутробной гипоксии 3. К базовым методам аудиологической диагностики относятся: а) тональная пороговая аудиометрия б) регистрация вызванной отоакустической эмиссии в) импедансная аудиометрия г) речевая аудиометрия в тишине д) регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов е) все ответы верны ж) верны а, в, г 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение динамического наблюдения за развитием детей и мероприятий по охране здоровья прикрепленного детского населения Профессиональные компетенции / трудовые функции В/02.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 11