Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 29июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» по специальности Акушерское дело Основная специальность: Акушерское дело Дополнительные специальности: сестринское дело в педиатрии (72 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)". 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2022 № 587 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.02 Акушерское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций акушерок в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)". Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1 Оказание медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродовой период A/03.6. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Особенности питания новорожденных Тема 1. Основные величины потребления пищевых веществ у новорожденных Тема 2. Основные преимущества грудного вскармливания Модуль 2. Организация грудного вскармливания новорожденных Тема 1. Организация кормления в родильном доме Тема 2. Грудное и зондовое питание Тема 3. Инфузионная терапия и парентеральное питание 2 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 72 часа. Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели Форма обучения: заочная, с применением электронного дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю обучения и 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций акушерок в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н "Об утверждении профессионального стандарта "Акушерка (Акушер)". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: 1. Оказание медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродовой период A/03.6. 2. По дополнительным специальностям Сестринское дело в педиатрии на основании Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022): Проведение динамического наблюдения за развитием детей и мероприятий по охране здоровья прикрепленного детского населения В/02.5 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Акушерское дело», наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Акушерское дело», или по дополнительным специальностям: 1. Сестринское дело в педиатрии 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения акушерка должна обладать профессиональными компетенциями (ПК): Оказание медицинской помощи в период беременности, родов, послеродовый период и с распространенными гинекологическими заболеваниями ПК.2.1. Проводить медицинское обследование пациентов в период беременности, родов, послеродовый период и с распространенными гинекологическими заболеваниями. ПК.2.2. Осуществлять лечение неосложненных состояний пациентов в период беременности, родов, послеродовый период и с распространенными гинекологическими заболеваниями. 3 Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Методы ухода за новорожденными Процедуры ухода за новорождённым ребёнком, правила грудного вскармливания Правила и техника первого прикладывания новорожденных к груди Уметь: Осуществлять уход за родильницей и новорожденным при совместном (раздельном) пребывании в родильном доме Проводить первое прикладывание новорожденного к груди Осуществлять поддержку грудного вскармливания Давать рекомендации по грудному вскармливанию и уходу за новорождённым Владеть практическими навыками: Обеспечение соблюдения правил первого прикладывания новорожденного к груди Поддержка грудного вскармливания 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты следующими профессиональными компетенциями: Знать: Порядок организации грудного вскармливания Уметь: Проводить обучение матери недоношенного ребёнка должны обладать грудному вскармливанию новорождённого и Владеть практическими навыками: Обучать мать грудному вскармливанию новорождённого и недоношенного ребёнка 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 72 академических часа. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о 4 повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» Категория слушателей: акушерки Категория слушателей по дополнительным специальностям: медицинские сестры педиатрические Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Дистанционная форма обучения Освоение лекционного, методического и тематического материала Модуль 1. Особенности питания новорожденных Модуль 2. Организация грудного вскармливания новорожденных Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 30 18 12 36 21 15 66 40 26 Итоговая аттестация 6 Всего 72 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» Категория слушателей: акушерки Категория слушателей по дополнительным специальностям: медицинские сестры педиатрические Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического, методического материала Модуль 1. Особенности питания новорожденных Тема 1. Основные величины потребления пищевых веществ у новорожденных Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 30 18 12 15 9 6 5 Тема 2. Основные преимущества грудного вскармливания Модуль 2. Организация грудного вскармливания новорожденных Тема 1. Организация кормления в родильном доме Тема 2. Грудное и зондовое питание Тема 3. Инфузионная терапия и парентеральное питание Итого 15 9 6 36 21 15 12 7 5 12 7 5 12 7 5 66 39 27 Итоговая аттестация 6 Всего 72 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» Программа повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1/7 2/8 3/9 4/10 5/11 6/12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» Рабочая программа Модуля 1. Особенности питания новорожденных Тема 1. Основные величины потребления пищевых веществ у новорожденных. ВОЗ «Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста». Сфера применения и ограничения в применении рекомендуемых величин потребления пищевых веществ. Потребности в энергии у новорожденных. Потребности в белках у новорожденных. Потребности в жирах у новорожденных. Потребность в углеводах у новорожденных. Потребность в витаминах новорожденных. Тема 2. Основные преимущества грудного вскармливания. Общая характеристика грудного и искусственного вскармливания. Противоинфекционные и противовоспалительные компоненты в материнском молоке. Различия между разными 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 видами молока. Польза грудного вскармливания для матери и ребенка. Программа «Десять шагов к успешному грудному вскармливанию». Рабочая Программа Модуля 2. Организация грудного вскармливания новорожденных Тема 1. Организация кормления в родильном доме. Первое прикладывание к груди здоровых доношенных новорожденных. Длительность первого кормления. Техника прикладывания к груди. Проверочный лист правильного прикладывания. Показания к более позднему прикладыванию к груди. Противопоказания к кормлению грудью. Последующие кормления. Последствия неправильного прикладывания к груди. Количество молока, необходимое новорожденному в первые 10 дней жизни. Допаивание. Состав наиболее популярных формул (смесей) для искусственного вскармливания новорожденных. Затруднения при естественном вскармливании со стороны матери. Гипогалактия. Недостаточное получение новорожденным молока. Докорм. Затруднения при вскармливании грудью со стороны ребенка. Организация сбора и обработки грудного молока. Выдача молока новорожденным. Санитарно-эпидемический режим. Тема 2. Грудное и зондовое питание. Понятие зондового питания. Виды зондового питания. Показания для зондового питания. Техника зондового питания. Грудное молоко в качестве питательной смеси. Методика зондового питания. Алгоритм зондового питания. Методика питания элементной смесью. Контроль питания. Осложнения. Переход от зондового питания к грудному вскармливанию. Тема 3. Инфузионная терапия и парентеральное питание. Показания к проведению инфузионной терапии у новорожденных. Факторы, определяющие потребности в жидкости у новорожденного. Инфузионная терапия у недоношенных с ОНМТ и ЭНМТ. Минимальное трофическое питание грудным молоком. Парентеральное питание, показания. Выбор «белкового» препарата для парентерального питания новорожденных. Переход к грудному вскармливанию. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Айламазян, Э. К. Акушерство. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Э. К. Айламазяна, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, Г. М. Савельевой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 608 с. 2. Каган, И. И. Клиническая анатомия женского таза: иллюстрированный авторский цикл лекций / И. И. Каган; под ред. Г. Т. Сухих. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 152 с. 3. Савельева, Г. М. Акушерство: национальное руководство / под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 1080 с. Дополнительная литература: 1. Акушерство: учебник / Стрижаков А.Н., Игнатко И.В., Давыдов А.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2020. 2. Акушерство: учебник / Г. М. Савельева, Р. И. Шалина, Л. Г. Сичинава, О. Б. Панина, М. А. Курцер. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 385 с. 3. Занько С. Н. Акушерство: учебное пособие. – Витебск: ВГМУ, 2017. – 383 с. 4. Помощь на догоспитальном этапе при неотложных состояниях в акушерстве и гинекологии»: учебно-методическое пособие-Краснодар: Изд-во КубГМУ 2020 г. – 77 с. 7 Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов 8 обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного 9 вскармливания новорожденных» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 4 000 руб. 4 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=324 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской 10 Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Консультативная деятельность акушерки в вопросах грудного вскармливания новорожденных» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Преимуществом грудного вскармливания является: A. неполноценное питание B. нет защиты от инфекции C. помогает избежать лишний вес D. обеспечивает сбалансированное питание E. не обеспечивает эмоциональный контакт. 2. Прикорм на грудном вскармливании вводится в возрасте: A. 4 мес B. 5 мес C. 6 мес D. 7 мес E. 8 мес 3. Исключительно грудное вскармливание подразумевает: A. кормление только грудным молоком B. грудное молоко +вода C. грудное молоко+соки D. грудное молоко +смеси молочные Е. грудное молоко +каши молочные 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Исключительно грудное вскармливание рекомендовано до: A. 12 мес B. 4 мес C. 6 мес D. 8 мес Е. 10 мес 11 2. Отнятие от груди рекомендовано (ВОЗ): A. в 2 года B. в 6 мес C. в 8 мес D. в 10 мес Е. В 12 мес 3. Пролактин выделяется в процессе кормления: A. перед кормлением грудью B. во время кормления грудью C. в конце кормления грудью D. между кормлением грудью E. за 2 час до кормления грудью 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Оказание медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродовой период Профессиональные компетенции / трудовые функции А/03.6 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12