Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11июля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям»
по специальности 31.08.76 Стоматология детская
Основная специальность: Стоматология детская
Дополнительные
специальности:
Анестезиология-реаниматология,
Ортодонтия,
Рентгенология, Стоматология общей практики, Стоматология хирургическая,
Стоматология ортопедическая
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям»
разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016 г. N 227н
"Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог"
2. Проекта Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом
России 15.12.2022)
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей - детских стоматологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям в вопросах диагностики и лечения стоматологических заболеваний у
детей.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической
помощи детям» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи детям по
профилю "стоматология детская" G/8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы оказания стоматологической помощи детям
Тема 1. Клинико-диагностические аспекты детской стоматологии
Тема 2. Анестезия и седация в детской стоматологии
Модуль 2. Современные методы лечения стоматологических заболеваний у детей
Тема 1. Болезни ЗЧС у детей: общие принципы диагностики и лечения
Тема 2. Технологии и материалы в детской терапевтической стоматологии
2

1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей - детских стоматологов в
вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Проекта
Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России
15.12.2022).
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи детям по
профилю "стоматология детская" G/8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Анестезиология-реаниматология

Рентгенология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Назначение
анестезиологического
пособия пациенту, контроль
его эффективности и
безопасности
B/02.8

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Обоснование
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
27.08.2018 № 554н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач анестезиологреаниматолог"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
19.03.2019 № 160н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачрентгенолог"

3

Ортодонтия

Стоматология общей практики

Стоматология ортопедическая

Стоматология хирургическая

Назначение и проведение
лечения, контроль его
эффективности и
безопасности у детей с
аномалиями зубочелюстной
системы по профилю
"ортодонтия" в раннем
возрасте и в периоде смены
зубов
F/03.8
Проведение диагностики у
пациентов по профилю
"стоматология общей
практики" в целях
выявления
стоматологических
заболеваний, установления
диагноза
B/01.8
Назначение и проведение
лечения пациентам со
стоматологическими
заболеваниями по профилю
"стоматология общей
практики", контроль его
эффективности и
безопасности
B/02.8
Проведение диагностики у
пациентов в целях
выявления заболеваний по
профилю "стоматология
ортопедическая",
установление диагноза
D/01.8
Проведение диагностики у
пациентов в целях
выявления заболеваний по
профилю "стоматология
хирургическая",
установление диагноза
E/01.8

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)

Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врачстоматолог" (подготовлен
Минтрудом России
15.12.2022)

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по специальности "Стоматология", наличие
сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Стоматология детская», или
по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом
профстандарта):
1. Анестезиология-реаниматология
2. Ортодонтия
4

3.
4.
5.
6.

Рентгенология
Стоматология общей практики
Стоматология ортопедическая
Стоматология хирургическая
3. Планируемые результаты обучения врача – детского стоматолога

По завершению обучения врач – детский стоматолог должен обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- готовность к диагностике стоматологических заболеваний и неотложных
состояний в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и
проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- готовность к определению тактики ведения, ведению и лечению пациентов,
нуждающихся в стоматологической помощи (ПК-7).
По завершению обучения врач – детский стоматолог должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Анатомо-физиологические особенности детского организма в различных
возрастных группах
Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной
системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и
уровни их регуляции в детском возрасте
Методы диагностики заболеваний зубочелюстной системы у детей
Этиология, патогенез, клинические проявления заболеваний зубочелюстной
системы у детей
Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и
других методов дополнительного обследования у детей разного возраста
Медицинские изделия, применяемые в детской стоматологии (Принципы
устройства и правила эксплуатации)
Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со
здоровьем
Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими
заболеваниями
Стандарты медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями
Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания
стоматологической помощи детям
Принципы, приемы и методы обезболивания в детской стоматологии
Этиология, патогенез, клиническая картина, методы диагностики, классификации,
методы лечения стоматологических заболеваний у детей
Уметь:
Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты
Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний у
детей, факторы риска и причины их развития
Обосновывать и планировать объем инструментального и лабораторного
обследования пациентов детского возраста со стоматологическими заболеваниями в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
5

Интерпретировать
и
анализировать
результаты
инструментального
и
лабораторного обследования пациентов детского возраста со стоматологическими
заболеваниями
Проводить стоматологическое обследование детей разного возраста
Диагностировать кариес, пороки развития, болезни пульпы и периодонта, травмы
временных и постоянных зубов, другие некариозные заболевания зубов (эрозия,
патологическая стираемость и др.) заболевания пародонта, слизистой рта и губ у детей
Диагностировать дефекты коронок зубов и зубных рядов, полное отсутствие зубов
Разрабатывать план лечения пациентов детского возраста со стоматологическими
заболеваниями с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать лекарственные препараты и медицинские изделия, немедикаментозное
лечение пациентам детского возраста со стоматологическими заболеваниями в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе
стоматологические материалы и инструменты)
Назначать медикаментозную и немедикаментозную терапию, обосновывать ее
назначение пациентам детского возраста со стоматологическими заболеваниями,
определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов
Оценивать эффективность и безопасность медикаментозных и немедикаментозных
методов лечения детей со стоматологическими заболеваниями
Владеть практическими навыками:
Первичный осмотр пациента. Сбор жалоб, анамнеза у пациентов с заболеваниями
зубочелюстной системы (их законных представителей)
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных исследований пациентов
Направление пациентов на диагностические исследования
Разработка плана лечения пациентов с заболеваниями зубочелюстной системы в
соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Основы диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей.
Уметь:
Проводить диагностику и лечение стоматологических заболеваний у детей.
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей.

6

5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Особенности
стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям»
Категория слушателей: врачи – детские стоматологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиологияреаниматология, ортодонтия, рентгенология, стоматология общей практики, стоматология
хирургическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Общие вопросы
оказания
стоматологической помощи
детям
2.
Модуль 2. Современные
методы лечения
стоматологических
заболеваний у детей
Итого:
Итоговая аттестация

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала контрольных заданий)

1.

6

30

20

10

36

22

14

66

42
Тестирование

24

7

Всего часов:

72

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям»
Категория слушателей: врачи - детские стоматологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Анестезиологияреаниматология, ортодонтия, рентгенология, стоматология общей практики, стоматология
хирургическая
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение лекционного,
тематического и
методического материала

Модуль 1. Общие
вопросы оказания
стоматологической
помощи детям
Тема 1. Клиникодиагностические аспекты
детской стоматологии
Тема 2. Анестезия и
седация в детской
стоматологии
Модуль 2. Современные
методы лечения
стоматологических
заболеваний у детей
Тема 1. Болезни ЗЧС у
детей: общие принципы
диагностики и лечения
Тема 2. Технологии и
материалы в детской
терапевтической
стоматологии
Итого

Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

30

20

10

15

10

5

15

10

5

36

22

14

19

11

8

17

11

6

66

42

24

Итоговая аттестация

6

Всего

72

Тестирование

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям»
Программа повышения квалификации «Особенности стоматологических
заболеваний и стоматологической помощи детям» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12

8

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической
помощи детям»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы оказания стоматологической
помощи детям
Тема 1. Клиническо-диагностические аспекты детской стоматологии.
Клинические методы диагностики в детской стоматологии. Алгоритм обследования
ребенка. Сбор жалоб и анамнеза. Объективное обследование. Обследование челюстнолицевой системы и полости рта. Инструментальные методы диагностики. Клиниколабораторные методы диагностики. Лучевые методы диагностики. Порядок проведения.
Интерпретация результатов.
Тема 2. Анестезия и седация в детской стоматологии. Коррекция поведения детей
на стоматологическом приеме. Главные принципы детской анестезиологии. Задачи
анестезиологического обеспечения у детей. Выбор метода анестезии. Местная анестезия.
Оказание стоматологической помощи в условиях общего обезболивания.
Рабочая Программа Модуля 2.
Современные методы лечения
стоматологических заболеваний у детей
Тема 1. Болезни ЗЧС у детей: общие принципы диагностики и лечения. Кариес
временных и постоянных зубов. Методы профилактики и лечения фиссурного кариеса.
Наследственные и приобретенные пороки развития твердых тканей зубов. Эрозия зубов у
детей. Пульпит временных и постоянных зубов. Периодонтит. Заболевания пародонта.
Травма зуба. Заболевания слизистой оболочки ротовой полости. Заболевания губ и языка.
Тема 2. Технологии и материалы в детской терапевтической стоматологии.
Профилактические
материалы.
Пломбировочные
материалы.
Реставрационные
технологии, используемые при лечении заболеваний твердых тканей зубов.
Восстановление зубов с применением стандартных защитных коронок. Восстановление
постоянных зубов у детей с применением CEREC-технологии. Материалы и технологии,
применяемые при эндодонтическом лечении.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред. В. К.
Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2021. - 952 с.
Дополнительная литература

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

1. Коллектив авторов. Синтропия общесоматической патологии с воспалительными
заболеваниями пародонта у детей. Современное состояние вопроса // Вестник
новых медицинских технологий. - 2019. - № 2. - С. 83-90.
2. Протоколы ведения детей, страдающих стоматологическими заболеваниями. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200119093
3. Справочник по детской стоматологии / под ред. А. Камерона, Р. Уидмера; пер. с
англ. под ред. Т.Ф. Виноградовой, Н.В. Гинали, О.З. Топольницкого. – 2-е изд.,
испр. и перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 392 с.
4. Шаковец Н.В. Рекомендации экспертов ВОЗ по профилактике кариеса зубов у
детей раннего возраста // Международные обзоры: клиническая практика и
здоровье. - 2019. - № 1. - С. 31-43.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности стоматологических
заболеваний и стоматологической помощи детям» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).

10

Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Особенности стоматологических заболеваний и
стоматологической помощи детям» Автономная некоммерческая организация
11

дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Особенности стоматологических заболеваний и стоматологической
помощи детям» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов
из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=314
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Особенности стоматологических
заболеваний и стоматологической помощи детям» предусматривает следующие виды
12

учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Особенности
стоматологических заболеваний и стоматологической помощи детям» повышения
квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой
аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Ребенок в возрасте 9 лет обратился к врачу с жалобами на боли от температурных
раздражителей. Ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Объективно: КПУ
= 5; кп = 3. На жевательной и медиальной поверхностях 36 - кариозная полость, с
подрытыми краями выполнена влажным размягченным дентином. При механической
обработке полости болезненность по эмалеводентинной границе, дентин снимается
пластами, дно полости безболезненно, реакция на температурный раздражитель быстро
проходящая. Предполагаемый диагноз
а) I степень активности кариеса, 36 средний кариес
б) II степень активности кариеса, 36 глубокий кариес
в) III степень активности кариеса, 36 глубокий кариес
г) III степень активности кариеса, 36 средний кариес
д) II степень активности кариеса, 36 глубокий кариес
2. Ребенок в возрасте 9 лет обратился к врачу с жалобами на боли от температурных
раздражителей. Ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Объективно: КПУ
= 5; кп = 3. На жевательной и медиальной поверхностях 36 - кариозная полость, с
подрытыми краями выполнена влажным размягченным дентином. При механической
обработке полости болезненность по эмалеводентинной границе, дентин снимается
пластами, дно полости безболезненно, реакция на температурный раздражитель быстро
проходящая. Показан следующий метод лечения
13

а) формирование кариозной полости, прокладка фосфат-цемент и восстановление
анатомической формы зуба
б) формирование кариозной полости, прокладка фосфат-цемент с серебром и
восстановление анатомической формы зуба
в) формирование кариозной полости, кальцийсодержащая прокладка и восстановление
анатомической формы зуба
г) щадящее препарирование кариозной полости, закрытие цинкэвгенольной пастой на 11.5 месяца
д) не названо
3. Ребенок в возрасте 9 лет обратился к врачу с жалобами на боли от температурных
раздражителей. Ребенок часто болеет респираторными заболеваниями. Объективно: КПУ
= 5; кп = 3. На жевательной и медиальной поверхностях 36 - кариозная полость, с
подрытыми краями выполнена влажным размягченным дентином. При механической
обработке полости болезненность по эмалеводентинной границе, дентин снимается
пластами, дно полости безболезненно, реакция на температурный раздражитель быстро
проходящая. Какое дополнительное лечение следует применять в данном случае?
а) ремтерапию препаратами Са и F
б) таблетки фтористого натрия
в) гигиену полости рта с лечебно-профилактическими пастами
г) лечебное питание
д) препараты Са внутрь
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Можно ли использовать как прокладку цинк-фосфатный цемент, содержащий серебро,
на фронтальную группу зубов под силикатные материалы, акриловые пластмассы или
композиционные материалы?
а) можно
б) нельзя
в) можно, т.к. материал обладает повышенной адгезией к тканям зуба и механической
прочностью
г) можно, т.к. цемент, содержащий серебро, предотвращает развитие вторичного кариеса
зубов
д) можно, т.к. это единственный материал, обладающий олигодинамическим
воздействием на окружающие ткани
2. Завершающую обработку пломбы из композиционного материала после полимеризации
можно начинать
а) непосредственно сразу
б) через 1 минуту
в) через 2 минуты
г) через 6-10 минут
д) через 24 часа
3. Подлежат ли тщательному моделированию силикатные пломбировочные материалы
после их внесения в подготовленную кариозную полость зуба?
а) силикатные материалы подлежат тщательному моделированию, т.к. время схватывания
этих материалов вполне достаточно
б) силикатные материалы не подлежат тщательному моделированию, т.к. при проведении
этих манипуляций образуется множество невидимых мелких трещин, приводящих в
последующем к повышенной растворимости материалов
14

в) т.к. силикатные материалы имеют короткий период пластичности, они не подлежат
тщательному моделированию
г) любое моделирование силикатных материалов приводит к нарушению процесса
схватывания
д) тщательное моделирование пломбы из силикатных материалов необходимо, т.к.
экономит время врача при отсроченной обработке
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи детям по профилю
"стоматология детская"

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
G/8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

15


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».