Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
11июля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики»
по специальности 31.08.49 Терапия
Основная специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика (семейная медицина)
(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики» разработана
на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21
марта 2017 года № 293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт участковый)"»
2. Приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от
09.01.2023 № 15 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования - подготовка кадров высшей квалификации по
программам ординатуры по специальности 31.08.49 Терапия"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения остеопороза.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной
практики» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7.
2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.

2

1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Избранные вопросы остеопороза
Тема 1. Общая характеристика остеопороза
Тема 2. Современные методы диагностики остеопороза
Модуль 2. Лечение и реабилитация пациентов с остеопорозом
Тема 1. Современные методы лечения и профилактики остеопороза
Тема 2. Реабилитация после остеопоротических переломов костей скелета
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-терапевтов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 марта 2017 года № 293н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7.
2. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям:
Специальность
Общая врачебная практика (семейная
медицина)

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациентов с целью
установления диагноза
A/01.8

Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 2022 г.)
3

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
«Терапия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая врачебная практика (семейная медицина)
3. Планируемые результаты обучения врача-терапевта
По завершению обучения врач-терапевт должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Медицинская деятельность
ОПК-4. Способен проводить клиническую диагностику и обследование пациентов.
ОПК-5. Способен назначать лечение пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях, контролировать его эффективность и безопасность.
По завершению обучения врач-терапевт должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Перечень методов лабораторных и инструментальных исследований для оценки
состояния пациента, основные медицинские показания к проведению исследований и
интерпретации результатов
Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная
диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних
органов
Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия,
аускультация)
Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания
Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии
(дефибрилляции)
Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) при
внезапном прекращении кровообращения и/или дыхания
Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи
Закономерности функционирования здорового организма человека и механизмы
обеспечения здоровья с позиции теории функциональных систем; особенности регуляции
функциональных систем организма человека при патологических процессах
Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния
здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их
результатов
Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная
диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних
органов
Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента
Методика полного физикального исследования пациента (осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
Современные методы применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий и лечебного питания при заболеваниях и состояниях у пациента в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
4

рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного
питания, медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения,
вызванные их применением
Современные методы немедикаментозного лечения болезней и состояний у
пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинские показания и
противопоказания к его назначению; побочные эффекты, осложнения, вызванные его
применением
Уметь:
Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и
анализировать полученную информацию
Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию,
перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты
Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента
Обосновывать необходимость и объем инструментального обследования пациента
Обосновывать необходимость направления пациента на консультации к врачамспециалистам
Анализировать
полученные
результаты
обследования
пациента,
при
необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований
Интерпретировать результаты сбора информации о заболевании пациента
Интерпретировать данные, полученные при лабораторном обследовании пациента
Интерпретировать данные, полученные при инструментальном обследовании
пациента
Интерпретировать данные, полученные при консультациях пациента врачамиспециалистами
Осуществлять раннюю диагностику заболеваний внутренних органов
Проводить дифференциальную диагностику заболеваний внутренних органов от
других заболеваний
Определять
очередность
объема,
содержания
и
последовательности
диагностических мероприятий
Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза,
возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с
учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза, возраста и клинической
картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Владеть практическими навыками:
Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента
5

Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и
инструментальных обследований пациента
Направление пациента на лабораторное обследование при наличии медицинских
показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Направление пациента на инструментальное обследование при наличии
медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Разработка плана лечения заболевания или состояния с учетом диагноза, возраста и
клинической картины в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания
с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с
действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи
Назначение немедикаментозного лечения с учетом диагноза, возраста и
клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Клиническую характеристику остеопороза
Диагностику и лечение остеопороза

специалисты

должны

обладать

Уметь:
Проводить диагностику и лечение остеопороза
Владеть практическими навыками:
Проведение диагностики и лечения остеопороза
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.

6

6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Остеопороз в
практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики»
Категория слушателей: врачи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического
контрольных заданий)
материала

Модуль 1. Избранные
вопросы остеопороза
2.
Модуль 2. Лечение и
реабилитация пациентов с
остеопорозом
Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

1.

30

20

10

36

24

12

66

44
Тестирование

22

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики»
Категория слушателей: врачи-терапевты
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
7

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Избранные вопросы
остеопороза
Тема 1. Общая характеристика
остеопороза
Тема 2. Современные методы
диагностики остеопороза
Модуль 2. Лечение и
реабилитация пациентов с
остеопорозом
Тема 1. Современные методы
лечения и профилактики
остеопороза
Тема 2. Реабилитация после
остеопоротических переломов
костей скелета
Итого:

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная
работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического
заданий)
материала

30

20

10

15

10

5

15

10

5

36

24

12

12

18

6

18

12

6

66

44
Тестирование

22

Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики»
Программа повышения квалификации «Остеопороз в практике врача-терапевта и
врача общей врачебной практики» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной
практики»
Рабочая программа Модуля 1. Избранные вопросы остеопороза
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8

Тема 1. Общая характеристика остеопороза. Эпидемиология. Клиническое
значение остеопороза. Определение и встречаемость остеопороза. Структура, физиология,
ремоделирование костной ткани. Факторы риска развития остеопороза. Классификация
остеопороза.
Некоторые
заболевания,
состояния,
лекарственные
препараты,
ассоциированные с развитием вторичного остеопороза.
Тема 2. Современные методы диагностики остеопороза. Скрининг остеопороза.
Диагностика остеопороза. Клиническая картина. Принципы диагностики остеопороза.
Инструментальные
методы
исследования.
Двухэнергетическая
рентгеновская
абсорбциометрия. Рентгеновские методы. Лабораторные методы исследования. Костные
биомаркеры. Менопауза и биомаркеры костного обмена. Дифференциальная диагностика.
Течение и исход остеопороза. Структура диагноза и алгоритм диагностики остеопороза.
Рабочая программа Модуля 2. Лечение и реабилитация пациентов с
остеопорозом
Тема 1. Современные методы лечения и профилактики остеопороза. Цель лечения
остеопороза. Важнейшие компоненты нефармакологической терапии. Показания для
медикаментозного лечения остеопороза. Препараты первого выбора при лечении
остеопороза. Особенности фармакологического лечения остеопороза у женщин в
постменопаузе. Возможность смены групп лекарственных препаратов для лечения
остеопороза. Профилактика остеопороза.
Тема 2. Реабилитация после остеопоротических переломов костей скелета.
Общие принципы реабилитации. Основные цели реабилитационных мероприятий.
Методы и средства реабилитации пациентов.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Остеопороз: факторы риска, диагностика, лечение, профилактика : справочное
руководство для врачей-терапевтов и врачей общей практики / под ред. В. Н.
Лариной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 144 с.
Дополнительная литература:
1. Дрыгина Л.Б., Трофимова И.В., Саблин О.А., Никифорова И.Д. Современные
методы диагностики, профилактики и лечения остеопороза. Методическое пособие.
– СПб: ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, 2011. – 86 с.
2. Остеопороз / А.Л. Вёрткин, А.В. Наумов. – М.: Эксмо, 2015. - 272 с.
3. Остеопороз / под ред. О.М. Лесняк, Л.И. Беневоленской. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.
4. Танашян М.М., Антонова К.В., Мазур А.С., Спрышков Н.Е. Неврологические
заболевания и остеопороз // Эффективная фармакотерапия. 2022; 18 (19): 42–50.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
9

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)

Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Остеопороз в практике врачатерапевта и врача общей врачебной практики» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается
информационно-коммуникационных технологий и

соответствующими средствами
квалификацией работников, ее
10

использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей
врачебной практики» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными
материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Остеопороз в практике врача-терапевта и врача общей врачебной
практики» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да
11

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=313
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Остеопороз в практике врачатерапевта и врача общей врачебной практики» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Остеопороз в
практике врача-терапевта и врача общей врачебной практики» повышения квалификации
специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
12

даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. В анкету FRAX входят следующие параметры
1) возраст;
2) значения минеральной плотности по Т-критерию в шейке бедренной кости;
3) индекс массы тела;
4) низкая физическая активность;
5) предшествующий прием препаратов для лечения остеопороза;
6) сахарный диабет I типа.
2. В возрасте 50 лет и старше остеопорозом страдают
1) каждая 3 женщина и каждый 3 мужчина;
2) каждая 3 женщина и каждый 5 мужчина;
3) каждая 5 женщина и каждый 3 мужчина;
4) каждая 5 женщина и каждый 5 мужчина.
3. В группу риска по дефициту витамина D среди взрослого населения входят
1) беременные и кормящие женщины, особенно подростки и молодые женщины;
2) женщины старше 50 лет;
3) лица в возрасте 65 лет и старше;
4) лица с темной кожей, например африканского, афрокарибского или южноазиатского
происхождения;
5) люди, получающие недостаточно солнечного облучения или полностью его лишенные.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. В диагностической классификации минеральной плотности кости уровень Т-критерия
от -1 SD до -2.5 SD при денситометрии соответствует
1) нормальной плотности костной ткани;
2) остеопении;
3) остеопорозу;
4) тяжелому остеопорозу.
2. В каких случаях предпочтительно назначение деносумаба с учетом льготного
обеспечения?
1) при непереносимости бисфосфонатов;
2) при неэффективности парентеральных бисфосфонатов;
3) при низкой минеральной плотности в отделах скелета с преимущественно
кортикальной костью;
4) при остеопении;
5) при снижении клубочковой фильтрации ниже 35 мл/мин.
3. В каких случаях предпочтительно назначение терипаратида с учетом льготного
обеспечения?
1) при наличии двух и более переломов позвонков;
2) при непереносимости бисфосфонатов;
3) при неэффективности парентеральных бисфосфонатов;
4) при остеопении;
13

5) при снижении клубочковой фильтрации ниже 35 мл/мин.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
A/02.7

A/03.7

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов
70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

Тестовые задания 1615 (Приложение)

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».