Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 10июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» по специальности Реабилитационное сестринское дело Основная специальность: Реабилитационное сестринское дело Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело (72 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации"» 2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер по реабилитации в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации"». Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение обследования пациента по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/01.5. 2. Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/02.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы реабилитации больных после ОНМК Тема 1. Организация медико-социальной реабилитации Тема 2. Международные классификации последствий заболевания и международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья Тема 3. Общая характеристика ОНМК 2 Модуль 2. Реабилитация больных, перенесших инсульт Тема 1. Ранняя реабилитация Тема 2. Компенсаторно-восстановительное лечение Тема 3. Реабилитация при постинсультных нарушениях 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 72 часа. Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели Форма обучения: заочная, с применением электронного дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю обучения и 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер по реабилитации в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации"». Совершенствуемые профессиональные компетенции: По основной специальности: 1. Проведение обследования пациента по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/01.5. 2. Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации А/02.5. 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лечебное дело Сестринское дело Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.6 Проведение медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального 3 последовавших за ними ограничений жизнедеятельности, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации или абилитации инвалидов I/03.6 стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Реабилитационное сестринское дело", или по дополнительным специальностям: 1. Лечебное дело 2. Сестринское дело 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения медицинская сестра по реабилитации должна обладать профессиональными компетенциями (ПК): ПК 4. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях По завершению обучения медицинская сестра по реабилитации должна обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Принципы и методы организации медицинской помощи по медицинской реабилитации; этапы медицинской реабилитации Возрастные особенности проведения реабилитационных мероприятий Порядки оказания медицинской помощи и порядок организации медицинской реабилитации, клинические рекомендации Основы и методы медицинской реабилитации пациентов Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм пациентов Основы лечебной физкультуры: показания и противопоказания к выполнению упражнений, типы реакции на физическую нагрузку, признаки физического утомления Правила выполнения пассивных, пассивно-активных и активно-пассивных упражнений Виды и строение технических средств реабилитации и ассистивных устройств, оборудования для реабилитации, правила их применения Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению реабилитационного оборудования и механотерапии Правила позиционирования пациента в постели, в положении сидя, в положении стоя, в том числе с опорами Основы физиотерапии, противопоказания к применению физиотерапевтических процедур и патологические реакции на физиотерапевтическое воздействие Требования охраны труда при выполнении физиотерапевтических процедур Виды и характеристики медицинского массажа и методики его проведения при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраст пациентов 4 Механизм воздействия видов массажа на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациентов, рефлекторные зоны массажа Правила сочетания медицинского массажа с лечебной физической культурой, физиотерапевтическими процедурами, рефлексотерапией Правила выполнения различных видов медицинского массажа в профилактических, лечебных и реабилитационных целях Санитарно-гигиенические требования к обработке рук, личной гигиене медицинских работников Требования санитарных норм и правил к кабинету массажа Виды медицинского и реабилитационного оборудования для проведения медицинского массажа, инструкции по его применению Лекарственные препараты, разрешенные к применению при медицинском массаже, регламентированные условия их хранения, правила применения и учета Основы анатомии, топографической анатомии, физиологии и биомеханики человека Частные и общие рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие, варианты индивидуальной реактивности пациента Возможные нежелательные ответные рефлекторные реакции организма пациента на медицинский массаж и способы их устранения Порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры медицинского массажа и физиотерапевтической процедуры Критерии оценки эффективности проведенного массажа и физиотерапевтической процедуры Методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия и др.) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраста пациента Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациента Виды физиотерапевтического оборудования, инструкции по его применению Лекарственные препараты, разрешенные к применению при физиотерапевтических процедурах, регламентированные условия хранения, правила применения и учёта Принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур Уметь: Организовывать рабочее пространство и безопасную больничную среду пребывания пациента в отделении медицинской организации Осуществлять позиционирование пациента согласно рекомендациям врачаспециалиста в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи Контролировать выполнение пациентом мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе приема лекарственных препаратов в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи Проводить индивидуальные и групповые обучающие занятия с пациентом и членами его семьи по формированию навыков самоухода, навыков здорового образа жизни, первичной и вторичной профилактики Разъяснять пациенту пределы двигательной активности в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации 5 медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи Проводить измерение основным показателям жизнедеятельности организма в динамике и оценивать результаты измерений Информировать врача-специалиста об изменениях самочувствия и состояния пациента Оценивать состояние пациента до, во время и после проведения процедуры Подготавливать массажный кабинет, массажное оборудование, необходимые косметические средства и лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению медицинского массажа Применять виды медицинского массажа Проводить профилактику возможных нежелательных ответных рефлекторных реакций организма пациента на медицинский массаж Проводить динамическое наблюдение и сравнительную оценку ощущений и состояния пациента во время медицинского массажа, при необходимости вносить изменения в выбранную методику проведения массажа и составленный план Подготавливать физиотерапевтический кабинет, медицинское оборудование, необходимые лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению физиотерапевтических процедур Применять методики проведения процедур по физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом особенностей возраста Проводить работу по профилактике осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате применения физиотерапии Владеть практическими навыками: Выполнение позиционирования пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи и порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями, с учетом стандартов медицинской помощи Контроль выполнения пациентом мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе приема лекарственных препаратов Подготовка рабочего места и организация пространства к приему пациента Подготовка пациента к проведению медицинского массажа Оценка эффективности проведенного медицинского массажа и физиотерапевтических процедур Подготовка физиотерапевтической аппаратуры к работе Подготовка пациента к физиотерапевтическим процедурам Выполнение физиотерапевтических процедур согласно выбранной методике и составленному плану в соответствии с назначением врача (фельдшера), с учетом функционального состояния пациента, анатомо-физиологических, индивидуальных психофизических особенностей, возраста пациента, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские следующими профессиональными компетенциями: Знать: Клиническую характеристику инсульта специалисты должны обладать 6 Реабилитационные мероприятия после перенесенного инсульта Уметь: Проводить реабилитационные мероприятия после перенесенного инсульта в рамках своих компетенций Владеть практическими навыками: Проведение реабилитационных мероприятий после перенесенного инсульта в рамках своих компетенций 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 72 академических часа. Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» Категория слушателей: медицинские сестры по реабилитации Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п Наименование учебных дисциплин/модулей Всего часов Лекции В том числе Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 7 Модуль 1. Общие вопросы реабилитации больных после ОНМК 2. Модуль 2. Реабилитация больных, перенесших инсульт Итого: Итоговая аттестация 6 Всего часов: 72 1. 30 20 10 36 20 16 66 40 Тестирование 26 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» Категория слушателей: медицинские сестры по реабилитации Категория слушателей по дополнительным специальностям: Лечебное дело, Сестринское дело Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем, рабочих программ модулей Модуль 1. Общие вопросы реабилитации больных после ОНМК Тема 1. Организация медико-социальной реабилитации Тема 2. Международные классификации последствий заболевания и международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья Тема 3. Общая характеристика ОНМК Модуль 2. Реабилитация больных, перенесших инсульт Тема 1. Ранняя реабилитация Тема 2. Компенсаторновосстановительное лечение Тема 3. Реабилитация при постинсультных нарушениях Всего часов Электронная форма обучения Лекции Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 10 30 20 7 5 8 5 3 7 5 2 36 20 16 9 5 4 9 5 4 9 5 4 2 8 Итого 66 Итоговая аттестация 6 Всего 72 40 26 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» Программа повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1/7 2/8 3/9 4/10 5/11 6/12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» Рабочая программа Модуля 1. Общие вопросы реабилитации больных после ОНМК Тема 1. Организация медико-социальной реабилитации. Термин «реабилитация». Цель и задачи реабилитации. Социальная реабилитация больных и инвалидов. Группы инвалидности. Психосоциальные методы реабилитации. Принципы и основные направления реабилитации. Реабилитационная необходимость, способность и прогноз (потенциал). Уровни и адекватность реабилитации. Назначение и особенности проведения реабилитационных мероприятий. Этапы реабилитации. Школа здоровья. Профилактика инсульта. Тема 2. Международные классификации последствий заболевания и международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Общая характеристика. Процесс формирования ограничения жизнедеятельности, согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Структура Международной классификации функционирования. Кодификатор (буквенные коды категорий инвалидности) для обеспечения идентификации преимущественных видов ограничений жизнедеятельности у инвалидов. Тема 3. Общая характеристика ОНМК. Виды острого нарушения мозгового кровообращения. Факторы риска. Клинические синдромы, отражающие двигательные нарушения при повреждении различных уровней построения движений. Восстановительный и компенсаторный лечебный комплекс в терапии двигательных расстройств. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 9 Рабочая Программа Модуля 2. Реабилитация больных, перенесших инсульт Тема 1. Ранняя реабилитация. Ранняя активизация больных. Восстановление функциональной системы. Определение классов, уровней доказательности и программа реабилитации. Тема 2. Компенсаторно-восстановительное лечение. Компенсаторновосстановительное лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии и палатах ранней реабилитации неврологического отделения стационара. Компенсаторновосстановительное лечение в палатах ранней реабилитации неврологического отделения стационара. Программа реабилитации больных с двигательными нарушениями. Компенсаторно-восстановительное лечение на амбулаторно-поликлиническом и санаторном этапах реабилитации. Тема 3. Реабилитация при постинсультных нарушениях. Постинсультный болевой синдром. Формирование болевого синдрома. Клиническая картина. Диагностические критерии. Восстановительные мероприятия. Поражение лицевой мускулатуры. Клиническая картина. Диагностические критерии. Восстановительные мероприятия. Реабилитация речевых нарушений и глотания. Структуры мозга, играющие ведущую роль в построении речевых функций. Коммуникативные расстройства (нарушения общения). Нарушения построения речевых функций и методические принципы их восстановления. Дисфагия и недостаточное питание. 7. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 512 с. Дополнительная литература: 1. Григорьева В.Н., Ковязина М.С., Тхостов А.Ш. Когнитивная реабилитация больных с инсультом и черепно-мозговой травмой. Монография. - 2-е изд. - Н. Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 2013. - 234 с. 2. Гроховский, С. С. К вопросу о «дозе» двигательной реабилитации после инсульта: обзор / С.С. Гроховский, О. В. Кубряк // Физиотерапия, бальнеология, реабилитация. – 2018. – Т. 17, № 2. – С. 66-71. 3. Медико-социальная реабилитация больных после инсультa / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов, И. И. Глазкова [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 352 с. 4. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Г. Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 512 с. 5. Фирилёва Ж.Е. Адаптивный фитнес в нейромоторной реабилитации человека. - М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2015. - 250 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). 10 Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 6. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова 7. http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. 8. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. 9. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». 11 Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» 12 назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 4 000 руб. 4 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=308 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Общие подходы к реабилитации пациентов, перенесших инсульт, в практике медицинской сестры по реабилитации» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. 13 Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. II этап реабилитации, в ранний восстановительный период течения заболевания, пациентов, перенёсших инсульт, осуществляется 1) в домашних условиях; 2) в отделении интенсивной терапии; 3) в поликлинике; 4) в стационарных условиях отделения реабилитации. 2. В комплексе восстановительных мероприятий корригирующее положение в постели пациента после инсульта, создает 1) лучшее проявление активных движений; 2) ограничение и предупреждение развития контрактур и деформаций; 3) снижение деятельности «мышечного насоса»; 4) снижение рефлекторной возбудимости мышц. 3. В паретичных мышцах под массажным воздействием быстро наступают явления утомления, поэтому процедура должна составлять 1) 10-20 минут; 2) 30-40 минут; 3) 50-70 минут; 4) 90 минут. 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. В состав мультидисциплинарной реабилитационной бригады (МДБ) для лечения пациентов, перенесших инсульт, созданной Региональном бюро ВОЗ по европейским странам входит 1) врач по медицинской реабилитации; 2) врач функциональной диагностики; 3) врач-генетик; 4) врач-психиатр. 2. Вследствие чего у пациентов, перенесших инсульт, в первые 4-5 недель после инсульта возникает «синдром болевого плеча»? 1) возникает постинсультная артропатия крупных суставов; 2) при гемипарезе возникает генерализованный тендинит сухожилий; 3) при гемипарезе возникает общая мышечная слабость; 4) при гемипарезе поражается функция дельтовидной мышцы. 14 3. Выберете верные утверждения о принципах выполнения лечебной гимнастики 1) благодаря тесной анатомо-физиологической связи обеих половин спинного мозга трофические метамерные реакции проявляются и на симметричных участках противоположной половины тела; 2) всем больным показаны упражнения для симметричных мышц здоровой конечности; 3) занятия ЛГ начинают с движений в крупных суставах сначала здоровой, а затем пораженной стороны; 4) работа мышц одной руки противодействует работоспособности другой руки. 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение обследования пациента по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации Профессиональные компетенции / трудовые функции А/01.5 А/02.5 Интегральная оценка сформированности компетенций Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 15