Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 04июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» по специальности 31.08.50 Физиотерапия Основная специальность: Физиотерапия Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология, Гематология, Гериатрия, Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Колопроктология, Косметология, Неврология, Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Пластическая хирургия, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Сердечно-сосудистая хирургия, Стоматология общей практики, Стоматология детская, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Урология, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология (72 академических часа) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» разработана на основании: 1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»» 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. № 1093 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.50 Физиотерапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» 3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенции врачей в вопросах назначения санаторно-курортного лечения пациентам в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»». Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным специальностям, в назначения санаторно-курортного лечения. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС и Профстандартом): 1. Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями с целью назначения физиотерапии (В/01.8, ПК-5). 2. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями (В/02.8, ПК-6). 3. Проведение и контроль эффективности и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (В/03.8, ПК-8). Структура дополнительной профессиональной программы повышения квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с 2 указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы организации учебного процесса и формы аттестации. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы курортологии Тема 1. История курортологии Тема 2. Лечебные природные ресурсы Тема 3. Научные, методологические и организационные основы курортологии Модуль 2. Методы и технологии санаторно-курортного лечения Тема 1. Методы курортной терапии Тема 2. Физиотерапевтические технологии Тема 3. Технологии лечебной физической культуры Тема 4. Вспомогательные курортные технологии Модуль 3. Клиническая и профилактическая курортология Тема 1. Клиническая курортология Тема 2. Профилактическая курортология 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 72 часа. Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели Форма обучения: заочная, с применением электронного дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю обучения и 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: 1. По основной специальности: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей-физиотерапевтов в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 сентября 2018 года N 572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации»». Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями с целью назначения физиотерапии (В/01.8, ПК-5). 2. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями (В/02.8, ПК-6). 3. Проведение и контроль эффективности и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (В/03.8, ПК-8). 3 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Акушерство и гинекология Аллергология и иммунология Гастроэнтерология Гематология Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации при аллергических заболеваниях и (или) иммунодефицитных состояниях, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями пищеварительной системы, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Планирование и контроль эффективности медицинской Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 № 262н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - акушергинеколог" Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 138н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач аллерголог-иммунолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019 г. N 139н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачгастроэнтеролог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 февраля 2019 г. N 68н "Об 4 Гериатрия Детская кардиология Детская онкология Детская онкология-гематология реабилитации при заболеваниях крови, кроветворных органов, злокачественных новообразованиях лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста, в том числе разработка плана по использованию средств и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента пожилого и старческого возраста A/03.8 Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации ребенкаинвалида А/03.8 Направление на медицинскую реабилитацию пациентов с онкологическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации при гематологических и утверждении профессионального стандарта "Врач-гематолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2019 г. № 413н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" Приказ Минтруда России от 14 марта 2018 года N 139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач - детский кардиолог"» Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.06.2021 № 360н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-онколог" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального 5 Детская урология-андрология Детская хирургия Детская эндокринология Диетология Инфекционные болезни онкологических заболеваниях у детей и абилитации детейинвалидов A/03.8 Планирование, проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и половых органов A/03.8 Планирование и контроль эффективности медицинской реабилитации детей с хирургическими заболеваниями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации детей с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Назначение и контроль эффективности лечебного питания при санаторнокурортном лечении, в том числе при реализации индивидуальных программ медицинской реабилитации инвалидов A/04.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями их последствиями, в том стандарта "Врач-детский гематолог-онколог" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 4н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - детский уролог-андролог" Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 134н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - детский хирург" Приказ Минтруда России от 29.01.2019 N 49н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - детский эндокринолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 июня 2021 г. № 359н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 г. № 135н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачинфекционист 6 Кардиология Колопроктология Косметология Неврология числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с новообразованиями, толстой, тощей и подвздошной кишки, заднего прохода, тазового дна, промежности и крестцово-копчиковой области, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов А/03.8 Информирование пациента о гигиенических рекомендациях и мерах профилактики преждевременного и естественного старения, инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата A/02.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе при Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 г. № 140н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-кардиолог" Приказ Минтруда России от 11.02.2019 N 69н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачколопроктолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 2н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-косметолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019 г. N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" 7 реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность Нейрохирургия Нефрология Общая врачебная практика (семейная медицина) Онкология А/03.8 Планирование и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов А/04.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями функции почек, в том числе реципиентов трансплантированной почки, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/05.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность A/03.8 Направление на медицинскую реабилитацию пациентов с онкологическими заболеваниями, в том Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 г. № 141н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачнейрохирург" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.11.2018 г. № 712н «Об утверждении профессионального стандарта Врач-нефролог» Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач общей практики (семейный врач)" (подготовлен Минтрудом России 27.11.2018) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.06.2021 № 360н "Об утверждении 8 Оториноларингология Офтальмология Педиатрия Пластическая хирургия числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и/или состояниями глаза, его придаточного аппарата и орбиты, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей А/03.7 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с повреждениями, врожденными и приобретенными дефектами и деформациями и (или) состояниями, их последствиями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 профессионального стандарта "Врач-онколог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 августа 2017 г. N 612н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачоториноларинголог" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.06.2017 г. № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачофтальмолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 г. № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 482н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачпластический хирург" 9 Профпатология Психиатрия Психиатрия-наркология Пульмонология Ревматология Назначение лечения работникам (пациентам) с профессиональными заболеваниями, в том числе санаторнокурортного, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе, при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по медицинской реабилитации при заболеваниях бронхолегочной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Планирование и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с ревматическими заболеваниями, в том Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.11.2022 № 732н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачпрофпатолог" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области психиатрии" (подготовлен Минтрудом России 11.01.2016) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области психиатрии" (подготовлен Минтрудом России 11.01.2016) Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 марта 2019 г. N 154н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачпульмонолог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019 г. N 50н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог" 10 Сердечно-сосудистая хирургия Стоматология общей практики Стоматология детская Стоматология терапевтическая Стоматология хирургическая Сурдология-оториноларингология числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации при заболеваниях и (или) патологических состояниях сердечнососудистой системы, требующих хирургического лечения А/03.8 Направление пациентов со стоматологическими заболеваниями по профилю "стоматология общей практики" на медицинскую реабилитацию и контроль её эффективности B/03.8 Направление детей со стоматологическими заболеваниями на медицинскую реабилитацию и контроль её эффективности G/03.8 Направление взрослых пациентов с заболеваниями по профилю "стоматология терапевтическая" на медицинскую реабилитацию и контроль её эффективности C/03.8 Направление пациентов с заболеваниями по профилю "стоматология хирургическая" на медицинскую реабилитацию и контроль её эффективности E/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с нарушением слуха и заболеваниями и (или) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14.03.2018 № 143н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-сердечнососудистый хирург" Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (подготовлен Минтрудом России 15.12.2022) Проект Профессионального стандарта «Врач-сурдологоториноларинголог» 11 Терапия Токсикология Торакальная хирургия Травматология и ортопедия состояниями уха, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов. A/03.8 Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность А/04.7 Планирование и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с острыми химическими отравлениями A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе травмами, грудной клетки и органов грудной полости, требующими хирургического лечения, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации для пациентов с травмами, заболеваниями и (или) состояниями костномышечной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 марта 2017 г. N 293н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019 г. N 141н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-токсиколог" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019 г. № 140н “Об утверждении профессионального стандарта "Врач торакальный хирург" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2018 № 698н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачтравматолог-ортопед" 12 Урология Физическая и реабилитационная медицина Фтизиатрия Хирургия Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, в том числе реализация индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Назначение мероприятий по медицинской реабилитации пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности, контроль их эффективности и безопасности А/02.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации больных туберкулезом, лиц с посттуберкулезными остаточными изменениями, клинически излеченных больных туберкулезом и лиц с повышенным риском заболевания туберкулезом, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида А/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и (или) состояниями и их последствиями, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 137н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" Приказ Минтруда России от 3 сентября 2018 года N 572н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.10.2018 № 684н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-фтизиатр" Приказ Минтруда России от 26.11.2018 N 743н (ред. от 26.12.2018) "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург" 13 Челюстно-лицевая хирургия Эндокринология или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по медицинской реабилитации пациентов с заболеваниями и (или) состояниями челюстнолицевой области, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов A/03.8 Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации при заболеваниях и (или) состояниях эндокринной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов А/03.8 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.06.2020 № 337н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач - челюстнолицевой хирург" Приказ Минтруда России от 14.03.2018 N 132н "Об утверждении профессионального стандарта "Врачэндокринолог" 2. Требования к поступающему на обучение Высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дела», «Педиатрия». Наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) «Физиотерапия», или по другим специальностям (в соответствии с действующим Профстандартом/Проектом профстандарта): 1. Акушерство и гинекология 2. Аллергология и иммунология 3. Гастроэнтерология 4. Гематология 5. Гериатрия 6. Детская кардиология 7. Детская онкология 8. Детская онкология-гематология 9. Детская урология-андрология 10. Детская хирургия 11. Детская эндокринология 12. Диетология 13. Инфекционные болезни 14. Кардиология 15. Колопроктология 16. Косметология 17. Неврология 18. Нейрохирургия 14 19. Нефрология 20. Общая врачебная практика (семейная медицина) 21. Онкология 22. Оториноларингология 23. Офтальмология 24. Педиатрия 25. Пластическая хирургия 26. Профпатология 27. Психиатрия 28. Психиатрия-наркология 29. Пульмонология 30. Ревматология 31. Сердечно-сосудистая хирургия 32. Стоматология общей практики 33. Стоматология детская 34. Стоматология терапевтическая 35. Стоматология хирургическая 36. Сурдология-оториноларингология 37. Терапия 38. Токсикология 39. Торакальная хирургия 40. Травматология и ортопедия 41. Урология 42. Физическая и реабилитационная медицина 43. Фтизиатрия 44. Хирургия 45. Челюстно-лицевая хирургия 46. Эндокринология 3. Планируемые результаты обучения врача-физиотерапевта По завершению обучения врач-физиотерапевт должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): диагностическая деятельность: - готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5); лечебная деятельность: - готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании медицинской помощи с применением физиотерапевтических методов (ПК-6); реабилитационная деятельность: - готовность к применению физиотерапевтических методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8). По завершению обучения врач-физиотерапевт должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Методика сбора жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями Методика осмотра пациентов с заболеваниями и (или) состояниями Теоретические и практические основы физиотерапии и курортологии 15 Механизмы физиологического и лечебного действия, последействия физиотерапевтических факторов при различных заболеваниях, состояниях в разных возрастных группах, при различных сопутствующих заболеваниях Сочетанные механизмы действия нескольких применяемых одновременно или с промежутком менее суток физиотерапевтических факторов Комплексные механизмы действия нескольких применяемых одновременно или с промежутком менее суток методов лечения и физиотерапевтических факторов Показания и противопоказания к применению методов физиотерапии пациентам с заболеваниями и состояниями Методики проведения физиотерапевтических воздействий пациентам с заболеваниями и состояниями Алгоритм составления индивидуального плана применения физиотерапии с диагностической целью Фармакокинетика, фармакодинамика применяемых в физиотерапии лекарственных препаратов, показания, противопоказания, режим дозирования с учетом возраста пациента, массы тела, функции печени, почек и других органов, взаимодействие с другими лекарственными средствами, особенности применения лекарственных средств у беременных и кормящих молоком женщин Клинические признаки благоприятного и неблагоприятного течения патологического процесса, по поводу которого проводится физиотерапия Симптомы и синдромы осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате физиотерапевтических процедур у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями Нормативные правовые акты и иные документы, регламентирующие порядки проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов при заболеваниях и (или) состояниях Медицинские показания и медицинские противопоказания к применению методов профилактики заболеваний и (или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Современные методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при различных заболеваниях или состояниях с учетом особенностей возраста Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе в различные возрастные периоды Методы санаторно-курортного лечения; климатотерапия; бальнеотерапия; пелоидотерапия; виды курортов, классификация курортных факторов; показания и противопоказания; медицинские показания и противопоказания к направлению на санаторно-курортное лечение Принципы потенцирования, кумуляции и угасания эффекта от используемых методов физиотерапии, принципы безопасности проведения медицинских вмешательств в процессе медицинской реабилитации. Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении пациентов при заболеваниях и (или) состояниях Принципы и особенности оздоровительных мероприятий среди пациентов с хроническими заболеваниями и (или) состояниями Уметь: Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их законных представителей) с заболеваниями и (или) состояниями, по поводу которых пациент направлен на физиотерапию, с учетом всех сопутствующих в данный момент заболеваний 16 для назначения и проведения физиотерапии в соответствии с утвержденными медицинскими показаниями и медицинскими противопоказаниями Выбирать и анализировать методы (клинические, лабораторные и инструментальные) оценки эффективности и безопасности при применении физиотерапии с диагностической целью пациенту с учетом его индивидуальных особенностей Определять медицинские показания и противопоказания для применения физиотерапии с диагностической целью у пациентов с различными заболеваниями и состояниями Принимать решение о противопоказании пациенту с заболеваниями и (или) состояниями физиотерапии и санаторно-курортного лечения Оценивать тяжесть клинического состояния пациента, получающего физиотерапию, для определения безопасности проведения данного вида лечения Разрабатывать плaн пpимeнeния физиoтepaпии Формулировать цель применения физиотерапии Формулировать задачи применения физиотерапии Обосновывать применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Определять последовательность применения физиотерапии у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Назначать физиотерапию при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие физиотерапии Проводить мониторинг эффективности и безопасности применения физиотерапии для пациентов с заболеваниями и (или) состояниями Определять медицинские показания и медицинские противопоказания для физиотерапии Проводить мониторинг симптомов и результатов лабораторной диагностики при заболеваниях и (или) состояниях пациентов, корректировать план физиотерапии в зависимости от особенностей течения и индивидуальной реакции организма пациента на физиотерапевтическое лечение Консультировать пациентов и их законных представителей по вопросам применения физиотерапии Владеть практическими навыками: Сбор жалоб, физиотерапевтического анамнеза и анамнеза заболевания у пациентов (их законных представителей) Осуществление контроля соблюдения требований безопасности при проведения физиобальнеопроцедур Оценка эффективности и безопасности применения физиотерапии для пациентов, имеющих нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности Разработка плана применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи по медицинской реабилитации, с учетом стандартов медицинской помощи 17 Оценка эффективности и безопасности применения физиотерапии у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения физиотерапии Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний и (или) состояний Назначение профилактических мероприятий пациентам с учетом факторов риска в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартом медицинской помощи Контроль выполнения профилактических мероприятий 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны обладать следующими профессиональными компетенциями: Знать: Порядок организации санаторно-курортного лечения Основы и методы санаторно-курортного лечения Медицинские показания и медицинские противопоказания к санаторно-курортному лечению пациентов Механизм воздействия реабилитационных мероприятий на организм пациентов Медицинские показания для направления пациентов к врачам-специалистам для назначения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, и проведения санаторно-курортного лечения Уметь: Разрабатывать план мероприятий по медицинской реабилитации в соответствии с действующим порядком организации санаторно-курортного лечения Определять медицинские показания для проведения санаторно-курортного лечения пациентам Определять медицинские показания для направления пациентов к врачамспециалистам для назначения и проведения санаторно-курортного лечения Владеть практическими навыками: Составление плана мероприятий по медицинской реабилитации пациентов в соответствии действующим порядком организации санаторно-курортного лечения Направление пациентов к врачам-специалистам для назначения санаторнокурортного лечения и проведения мероприятий медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов, в соответствии действующим порядком организации медицинской реабилитации и порядком организации санаторно-курортного лечения Проведение мероприятий по медицинской реабилитации в объеме компетенции врача в соответствии действующим порядком организации санаторно-курортного лечения 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 72 академических часа. 18 Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных образовательных технологий. Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» Категория слушателей: врачи-физиотерапевты. Категория слушателей по дополнительным специальностям: врачи: Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология, Гематология, Гериатрия, Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Колопроктология, Косметология, Неврология, Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Пластическая хирургия, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Сердечно-сосудистая хирургия, Стоматология общей практики, Стоматология детская, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Урология, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. № п/п 1. 2. Наименование учебных дисциплин/модулей Общие вопросы курортологии Методы и технологии санаторно-курортного Всего В том числе часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение тематического материала контрольных заданий) 18 13 5 24 16 8 19 лечения Клиническая и профилактическая курортология Итого: Итоговая аттестация 6 Всего часов: 72 3. 24 14 10 66 43 23 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» Категория слушателей: врачи-физиотерапевты. Категория слушателей по дополнительным специальностям: врачи: Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Гастроэнтерология, Гематология, Гериатрия, Детская кардиология, Детская онкология, Детская онкология-гематология, Детская урология-андрология, Детская хирургия, Детская эндокринология, Диетология, Инфекционные болезни, Кардиология, Колопроктология, Косметология, Неврология, Нейрохирургия, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Пластическая хирургия, Профпатология, Пульмонология, Ревматология, Сердечно-сосудистая хирургия, Стоматология общей практики, Стоматология детская, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Сурдология-оториноларингология, Терапия, Токсикология, Торакальная хирургия, Травматология и ортопедия, Урология, Физическая и реабилитационная медицина, Фтизиатрия, Хирургия, Челюстно-лицевая хирургия, Эндокринология Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование учебных дисциплин/модулей Модуль 1. Общие вопросы курортологии Тема 1. История курортологии Тема 2. Лечебные природные ресурсы Тема 3. Научные, методологические и организационные основы курортологии Модуль 2. Методы и технологии санаторно-курортного лечения Тема 1. Методы курортной терапии Тема 2. Физиотерапевтические технологии Всего часов В том числе Изучение лекционного, Самостоятельная работа методического, (выполнение контрольных тематического материала заданий) 18 13 5 6 5 1 6 4 2 6 4 2 24 16 8 6 6 4 4 2 2 20 Тема 3. Технологии лечебной физической культуры Тема 4. Вспомогательные курортные технологии Модуль 3. Клиническая и профилактическая курортология 6 2 4 6 2 4 24 14 10 Тема 1. Клиническая курортология 12 7 5 Тема 2. Профилактическая курортология Итого: 12 7 5 66 43 23 Итоговая аттестация 6 Всего часов: 72 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня Виды учебной нагрузки1 1/7 2/8 3/9 4/10 5/11 6/12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы курортологии 1.1. История курортологии. Хронология применение природных лечебных факторов. Формирование курортологии как самостоятельной науки. Характеристика и основные виды курортов. Санаторно-курортное лечение в системе здравоохранения Российской Федерации. 1.2. Лечебные природные ресурсы. Климатология. Медицинская характеристика климата основных природных зон. Бальнеология. Формирование основных групп минеральных вод. Распространение основных групп минеральных вод. Характеристика минеральных вод. Бальнеотехника. Технологические схемы. Кондиционирование минеральных вод. Бальнеотехнические устройства. Формирование основных видов лечебных грязей. Общая характеристика лечебных грязей. Кондиционирование грязей. Пакетированные грязи. Грязевые растворы. Грязеподобные вещества. Пелоидотехника. 1.3. Научные, методологические и организационные основы курортологии. Научные основы. Методологические основы. Доказательная курортная медицина. Основные принципы лечебного применения природных физических факторов. Организация санаторно-курортной медицинской помощи. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 21 Рабочая Программа Модуля 2. Методы и технологии санаторно-курортного лечения 2.1. Методы курортной терапии. Климатотерапия, понятие, виды. Адаптация больных на курорте. Бальнеотерапия, понятие, виды. Пелоидотерапия, понятие, виды. 2.2. Физиотерапевтические технологии. Электромагнитотерапия. Магнитотерапия. Фототерапия. Лечебный массаж. Тракционная терапия. Дистанционная ударно-волновая терапия. Баротерапия. Аэроионотерапия. Аэрозольтерапия. Галоаэрозольная терапия. Аэрофитотерапия. Гидротерапия. Термотерапия. Показания, противопоказания, технологии проведения. 2.3. Технологии лечебной физической культуры. Методические основы ЛФК. Кинезотерапия. Лечебная гимнастика. Лечебный двигательный режим. Лечебная ходьба. 2.4. Вспомогательные курортные технологии. Диагностические технологии в курортной медицине. Оценка состояния здоровья. Рефлексотерапия. Мануальные медицинские технологии. Курортная психотерапия. Курортная нутрициология. Рабочая Программа Модуля 3. Клиническая и профилактическая курортология 3.1. Клиническая курортология. Заболевания системы кровообращения. Заболевания дыхательной системы. Заболевания органов пищеварения. Заболевания суставов, позвоночника и соединительной ткани. Заболевания нервной системы. Заболевания кожи. Заболевания женской половой системы. Хирургические заболевания. Травмы опорно-двигательного аппарата. Заболевания уха. Заболевания глаз. Урологические заболевания. Болезни крови. Туберкулез и саркоидоз. Онкологические заболевания. Санаторно-курортное лечение детского населения. 3.2. Профилактическая курортология. Беременность физиологическая. Дезадаптозы. Болезни, ассоциированные с возрастом. Оздоровительные технологии. Спатехнологии. Обучающие технологии здорового образа жизни. Анимационно-досуговая деятельность. Лечебно-оздоровительный туризм. 8. Основная и дополнительная учебная литература Нормативно-правовая литература 1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ: СПС КонсультантПлюс. Основная литература 1. Разумов, А. Н. Санаторно-курортное лечение: национальное руководство / под ред. А. Н. Разумова, В. И. Стародубова, Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 752 с. Дополнительная литература: 1. Александров В.В., Основы восстановительной медицины и физиотерапии: учебное пособие / В. В. Александров, С.А. Демьяненко, В.И. Мизин. - 2-е изд., доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 208 с. 2. Лечебная гимнастика в бассейне и переменная пневматическая компрессия при лимфедеме нижних конечностей: учебное пособие / Агасаров Л.Г., Апханова Т.В., Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М., Кончугова Т.В., Кульчицкая Д.Б.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 19 с. 3. Лечебная физическая культура при остеоартозе суставов нижних конечностей (в помощь врачу и пациенту): методическое пособие / М.А. Еремушкин, Е.М. 22 Стяжкина; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии». – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 16 с. 4. Применение дозированной ходьбы на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебнометодическое пособие / Ерёмушкин М.А., Князева Т.А., Стяжкина Е.М., Бадалов Н.Г., Отто М.П., Персиянова-Дуброва А.Л., Родина М.А.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: ФГБУ «НМИЦ РК» МЗ РФ; ММА «МедиаМедика», 2018. – 32 с. 5. Применение координационной гимнастики на этапе санаторно-курортного лечения пациентов после декомпрессионных операций на пояснично-крестцовом отделе позвоночника: методические рекомендации / Ерёмушкин М.А., Стяжкина Е.М., Гуркина М.В., Гусарова С.А., ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 23 с. 6. Методическое пособие по эндопротезированию тазобедренного сустава с реабилитацией / Н.В.Загородний, М.А.Еремушкин. – М., 2019. – 40 с. 7. Применение электромиографического и стабилометрического методов в выявлении разновеликости длин опоры: учебно-методическое пособие / Д.Д. Болотов, С.Л. Щербин, С.М. Щербина; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии». – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 90 с. 8. Терренное лечение на санаторно-курортном этапе медицинской реабилитации больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями: учебное пособие / М.А. Еремушкин, Т.А. Князева, Е.М. Стяжкина, М.П. Отто, А.Л., Колышенков В.А.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 50 с. 9. Применение хлоридно-натриевого рассола в программах медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения: методическое пособие / М.А. Еремушкин, Г.Н. Барашков, А.А. Мухина, Т.Н. Бабушкина, Николаев И.К., Жарков А.И. – М., 2019. – 42 с. 10. Методика применения индивидуального лечебно-профилактического питания: учебное пособие / Сергеев В.Н., Петухов А.Б., Еремушкин М.А., Мусаева О.М., Апханова Т.В.; ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии» Минздрава России. – М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2019. – 52 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 4. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. 5. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. 23 6. 7. 8. 9. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы санаторнокурортного лечения» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. 24 Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. Средства ТФОМС да Стоимость обучения одного слушателя за счет средств ТФОМС 25 6000 руб. 6 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=305 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы санаторнокурортного лечения» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные вопросы санаторно-курортного лечения» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 26 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Основной задачей первичной физиопрофилактики является: А. лечение хронического заболевания Б. предупреждение развития заболевания В. лечение острого заболевания Г. предупреждение обострения хронического заболевания Д. правильно а) и г) 2. Основными средствами физиопрофилактики являются: А. ультрафиолетовые облучения Б. ингаляции фитонцидов В. контрастные ванны Г. души Д. все перечисленное 3. Профилактические эффекты в действии физических факторов характеризуются всем перечисленным, кроме: А. снижения фосфорно-кальциевого обмена Б. стимуляции симпато-адреналовой системы В. повышения иммунологического реактивности организма Г образования витамина D в организме 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Нецелесообразно комбинировать в один день с морскими купаниями все перечисленные процедуры, кроме: А. грязевых аппликаций Б. индуктотермии В. солнечных ванн Г. влажных укутываний 2. Модификация органических молекул при неизменности основы их скелета обусловлена всем перечисленным, кроме: А. перераспределения энергии внутри макромолекул Б .поворота отдельных групп химических элементов В. обратимой реакции некоторых атомов Г. образования и исчезновения сопряженных связей Д. превращения кислорода в воду 3. Первичная реакция на действие физического фактора: А. отличается от последующих реакций Б. не отличается от последующих реакций В. является срочной адаптацией Г. представляет долговременную адаптацию Д. правильно а) и в) 27 10.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями с целью назначения физиотерапии Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями Проведение и контроль эффективности и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов Профессиональные компетенции / трудовые функции В/01.8 Требования к результатам Средства оценки 70% и более правильных ответов Тестовые задания 115 (Приложение) В/02.8 70% и более правильных ответов Тестовые задания 3115 (Приложение) В/03.8 70% и более правильных ответов Тестовые задания 8115 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест Интегральная оценка сформированности компетенций 28