Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 01июля 2024 г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» по специальности "Эпидемиология (паразитология)" Основная специальность: "Эпидемиология (паразитология)" Дополнительные специальности: Лабораторная диагностика (36 академических часов) г. Ессентуки, 2024 г. 1 1. Общая характеристика программы 1.1. Аннотация 1.1.1. Нормативно-правовая база Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» разработана на основании: 1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием" 2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 500 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 32.02.01 Медико-профилактическое дело" 3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (если СПО). 4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247) 1.1.2. Актуальность Актуальность программы обусловлена необходимостью постоянного совершенствования профессиональных компетенций специалистов в области эпидемиологии (паразитологии) в вопросах профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела со средним медицинским образованием". Программа также будет интересна медицинским специалистам СПО по дополнительным специальностям, в вопросах медицинской протозоологии. Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в соответствии с Профстандартом): 1. Проведение санитарно-микробиологических исследований образцов биологического материала, объектов окружающей среды, в том числе среды обитания человека, пищевых продуктов F/02.5. 1.1.3. Тематическое содержание Программы Модуль 1. Общие вопросы медицинской протозоологии 1.1. Общая характеристика паразитов подцарства protozoa 1.2. Клеточная организация и жизнедеятельность паразитов подцарства protozoa 2 Модуль 2. Саркомастигофора, инфузории, споровики 2.1. Тип sarcomastigophora (саркомастигофора) 2.2. Простейшие типа ciliophora (инфузории), класс ciliata (ресничные инфузории) и типа apicomplexa, класс sporozoa (споровики) 1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы Общая трудоемкость: 36 часов Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 1.2. Цель и задачи реализации программы Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности. Задачи: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций специалистов в вопросах проведения паразитологических исследований в соответствии с требованиями Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2021 № 348н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела со средним медицинским образованием". Совершенствуемые профессиональные компетенции: 1. По основной специальности: 1. Проведение санитарно-микробиологических исследований образцов биологического материала, объектов окружающей среды, в том числе среды обитания человека, пищевых продуктов F/02.5. 2. По дополнительным специальностям: Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным специальностям: Специальность Лабораторная диагностика Совершенствуемая трудовая функция (профессиональная компетенция) Выполнение клинических лабораторных исследований второй категории сложности B/01.6 Обоснование Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"». 3 2. Требования к поступающему на обучение Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Медико-профилактическое дело", Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности "Эпидемиология (паразитология)", или по другим специальностям: 1. Лабораторная диагностика 3. Планируемые результаты обучения специалиста По завершению обучения Специалист в области эпидемиологии (паразитологии) должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются: 1. Санитарно-эпидемиологические наблюдения за состоянием инфекционной и паразитарной заболеваемости населения и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий (под руководством врача-эпидемиолога) (ПК 5). Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно: Знать: Микробиологические методы исследований Классификация и морфология микроорганизмов, способы их идентификации Уметь: Готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований Оценивать полученный результат Владеть практическими навыками: Подготовка рабочего места и лабораторного оборудования для проведения бактериологических, микроскопических и серологических исследований Проведение бактериологических, микроскопических и серологических исследований 4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным специальностям По завершению обучения медицинские специалисты должны следующими профессиональными компетенциями: Знать: Порядок проведения паразитологических лабораторных исследований обладать Уметь: Проводить паразитологические лабораторные исследования Владеть практическими навыками: Проведения паразитологических лабораторных исследований 5. Особенности реализации программы Программа рассчитана на 36 академических часов. Программа реализуется в заочной форме с образовательных технологий. использованием дистанционных 4 Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации. 6. Формы аттестации Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 7. Содержание программы 7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» Категория слушателей: специалисты в области эпидемиологии (паразитологии). Категория слушателей по дополнительным специальностям: лабораторная диагностика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Общие вопросы медицинской протозоологии Модуль 2. Простейшие типа ciliophora (инфузории), класс ciliata (ресничные инфузории) и типа apicomplexa, класс sporozoa (споровики) Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 22 14 8 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» Категория слушателей: специалисты в области эпидемиологии (паразитологии). 5 Категория слушателей по дополнительным специальностям: лабораторная диагностика Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов. Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий. Наименование разделов/тем Всего часов Электронная форма обучения Изучение лекционного, тематического и методического материала Модуль 1. Общие вопросы медицинской протозоологии 1.1. Общая характеристика паразитов подцарства protozoa 1.2. Клеточная организация и жизнедеятельность паразитов подцарства protozoa Модуль 2. Саркомастигофора, инфузории, споровики 2.1. Тип sarcomastigophora (саркомастигофора) 2.2. Простейшие типа ciliophora (инфузории), класс ciliata (ресничные инфузории) и типа apicomplexa, класс sporozoa (споровики) Итого Самостоятельная работа (выполнение контрольных заданий) 12 8 4 6 4 2 6 4 2 22 14 8 11 7 4 11 7 4 34 22 12 Итоговая аттестация 2 Всего 36 Тестирование 7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» Программа повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане. № дня 1 2 3 4 5 6 Виды учебной Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 1 нагрузки Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 6 7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы медицинской протозоологии 1.1. Общая характеристика паразитов подцарства protozoa. История изучения разных типов одноклеточных животных. Морфология простейших. Естественная среда Protozoa. Классификация одноклеточных животных организмов. Экология Protozoa. 1.2. Клеточная организация и жизнедеятельность паразитов подцарства protozoa. Особенности питания одноклеточных животных царства протозоа. Особенности питания одноклеточных животных царства протозоа. Наружная оболочка Protozoa. Жизненный цикл Protozoa. Рабочая Программа Модуля 2. Саркомастигофора, инфузории, споровики 2.1. Тип sarcomastigophora (саркомастигофора). Класс, отряд. Классификация. Локализация. Морфология. Жизненный цикл. Эпидемиологические особенности. Патогенное действие. Лабораторная диагностика. Профилактика. 2.2. Простейшие типа ciliophora (инфузории), класс ciliata (ресничные инфузории) и типа apicomplexa, класс sporozoa (споровики). Классы, отряды. Классификация. Локализация. Морфология. Жизненный цикл. Эпидемиологические особенности. Патогенное действие. Лабораторная диагностика. Профилактика. 8. Основная и дополнительная учебная литература Основная литература 1. Чебышев, Н. В. Медицинская паразитология: учебник / под ред. Н. В. Чебышева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 432 с. Дополнительная литература: 1. Мусыргалина Ф. Ф. Медицинская паразитология: учеб. пособие / Ф. Ф. Мусыргалина. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2018. – 279 с. 2. Симакова А.В., Полторацкая Н.В., Панкова Т.Ф. Общая паразитология: учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. – 152 с. 3. Снигур Г. Л. Основы медицинской паразитологии: учебное пособие / Г. Л. Снигур, Э. Ю. Сахарова, Т. Н. Щербакова. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. – 348 с. Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы 1. ЭМБ Консультант врача. 2. http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы. 3. http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия. 4. http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения (электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике, управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача). Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы 1. НЭБ e-Library 2. http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения. Европейское бюро. 3. http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН. 7 4. 5. 6. 7. 8. 9. http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения. http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России. http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки соответствия в здравоохранении. http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента. http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал. 9. Организационно-педагогические условия (условия реализации программы) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов). Техническое обеспечение системы дистанционного обучения: Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде 8 осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. Организация обучения: Для реализации ДПП ПК «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. Кадровое обеспечение реализации программы Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 9.1 Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 9 9.2 Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» за счет средств ТФОМС пятилетнего цикла Да Да 9.3 Год утверждения программы: 2024 9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»: https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=302 10. Оценка качества освоения программы Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Медицинская протозоология в профессиональной деятельности специалиста по эпидемиологии (паразитологии)» повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой аттестацией. Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных технологий. К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной профессиональной программе. − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если 10 даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 10.2. Примеры оценочных средств 1. Вопросы для промежуточной аттестации 1. Зооноз это заболевание а) возбудитель которого передается от человека к животным и наоборот б) вызываемое возбудителем, циркулирующим между животными в) вызываемое возбудителем, передающимся от человека к человеку г) вызываемое паразитарными животными 2. Антропозооноз это заболевание а) возбудитель которого передается от человека к животным и наоборот б) вызываемое возбудителем, циркулирующим между животными в) вызываемое возбудителем, передающимся от человека к человеку г) вызываемое паразитарными животными 3. Протозоология изучает а) паразитарных червей б) клещей и насекомых переносчиков и возбудителей болезней в) простейших одноклеточных возбудителей болезней г) ядовитых животных 2. Вопросы для итоговой аттестации 1. Патогенностью паразита называют а) способность оказывать вредоносное действие на хозяина, вызывая заболевание б) степень выраженности клинических признаков заболевания в) паразитирование во внутренних органах хозяина г) способность вызывать иммунологические сдвиги 2. Истинные паразиты а) связаны с хозяином на протяжении жизни, паразитизм обусловлен филогенетически б) отдельные особи свободно живущего вида случайно попадают в организм особи другого вида, где сохраняют некоторое время жизнеспособность и нарушают нормальную жизнедеятельность хозяина в) не покидают своего хозяина в протяжении всей жизни г) внутренней среды организма 3. Ложные паразиты а) связаны с хозяином на протяжении жизни, паразитизм обусловлен филогенетически б) отдельные особи свободно живущего вида случайно попадают в организм особи другого вида, где сохраняют некоторое время жизнеспособность и нарушают нормальную жизнедеятельность хозяина в) не покидают своего хозяина в протяжении всей жизни г) внутренней среды организма 0.3. Фонд оценочных средств Виды деятельности Проведение санитарно- Профессиональные компетенции / трудовые функции F/02.5 Требования к результатам 70% и более Средства оценки Тестовые задания 111 микробиологических исследований образцов биологического материала, объектов окружающей среды, в том числе среды обитания человека, пищевых продуктов Интегральная оценка сформированности компетенций правильных ответов 15 (Приложение) 70% и более правильных ответов Тест 12