Общие вопросы сестринского дела (МИСО) 72ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
14июня 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Общие вопросы сестринского дела»
по специальности Сестринское дело
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительные специальности: нет

(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.
1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Общие
вопросы сестринского дела» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"».
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 527
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций медицинских сестер в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об
утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"».
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Общие вопросы сестринского дела» направлено на совершенствование
профессиональных компетенций (в соответствии с ФГОС и Профстандартом):
1. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по
профилю "сестринское дело" А/5.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Теоретические основы сестринского дела
Тема 1. Сущность сестринского дела
Тема 2. Качество медицинской помощи в сестринском деле
Модуль 2. Сестринский процесс в сестринском деле
Тема 1. Понятие, сущность, этапы сестринского процесса
Тема 2. Сестринский уход за пациентами и модели сестринского ухода
Модуль 3. Практические основы сестринского дела
Тема 1. Базовые процедуры сестринского ухода
Тема 2. Профессиональные процедуры сестринского ухода
Тема 3. Лабораторные и инструментальные методы исследования в сестринском
деле
2

Тема 4. Лекарственные препараты: хранение, способы введения, отчетность
Модуль 4. Манипуляции сестринского ухода
Тема 1. Сестринский уход за пациентами с различными заболеваниями
Тема 2. Сестринская помощь при неотложных и экстренных состояниях
Модуль 5. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
в работе медицинской сестры
Тема 1. Общие вопросы выявления и профилактики ИСМП в медицинских
организациях
Тема 2. Организационно-правовые вопросы профилактики инфекционных
заболеваний в медицинских организациях
Модуль 6. Профилактика неинфекционных и инфекционных заболеваний,
формирование здорового образа жизни
Тема 1. Организационные вопросы формирования здорового образа жизни
Тема 2. Правовые и методические основы медицинской профилактики
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер, обозначенных в
Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"», Приказе Министерства просвещения Российской Федерации
от 04.07.2022 № 527 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01
Сестринское дело".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению по
профилю "сестринское дело" А/5.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело" или "Сестринское
дело", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации) "Сестринское
дело".

3

3. Планируемые результаты обучения специалиста
По
завершению
обучения
медицинская
сестра
должна
обладать
профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием
медицинской помощи
ПК 3. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и
инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни
ПК 4. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях
ПК 5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме
По завершению обучения медицинская сестра должна обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Основы теории и практики сестринского дела, методы определения
функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании,
передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском
уходе
Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур
сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных,
культурных и этнических особенностей пациента
Анатомо-физиологические особенности и показатели жизнедеятельности человека
в разные возрастные периоды, правила измерения и интерпретации данных
Основы клинической фармакологии, виды лекарственных форм, способы и правила
введения лекарственных препаратов, инфузионных сред, побочные эффекты, виды
реакций и осложнений лекарственной терапии, меры профилактики и оказания
медицинской помощи в неотложной форме
Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам
Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы,
медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или)
диагностических процедур, оперативных вмешательств
Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или
диагностических процедур
Порядок медицинской реабилитации
Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи (ИСМП)
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим
медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию,
противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим
мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала)
Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при
выполнении медицинских вмешательств
Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при
выполнении медицинских вмешательств
Санитарные правила обращения с медицинскими отходами
Профилактические мероприятия (экстренная профилактика) при возникновении
аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников
Особенности возбудителей инфекций, связанных с оказанием медицинской
помощи (устойчивость к физическим и химическим дезинфицирующим агентам и
длительность выживания на объектах внешней среды, вид и форма существования, пути и
факторы передачи)
4

Виды, цели и задачи дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации
медицинских изделий
Профессиональные риски, вредные и опасные производственные факторы по
профилю отделения (подразделения) медицинской организации, требования охраны
труда, пожарной безопасности в соответствии с нормативными правовыми актами
Уметь:
Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи
пациенту
Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц,
осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности
пациента в динамике
Определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных
лекарственных препаратов и процедуры ухода
Проводить консультирование и обучение пациента и его родственников (законных
представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода
Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим
вмешательствам по назначению лечащего врача
Собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные
материалы, лекарственные препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических
вмешательств по назначению лечащего врача
Обеспечивать хранение, вести учет и применение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания, в том числе наркотических средств,
психотропных веществ и сильно действующих лекарственных препаратов
Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических
вмешательств
Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента
во время лечебных и (или) диагностических вмешательств
Организовывать рабочее место и безопасную среду для проведения работ по
стерилизации медицинских изделий
Соблюдать санитарно-эпидемиологические требования и нормативы медицинской
организации, в том числе санитарно-противоэпидемический режим стерилизационного
отделения (кабинета)
Применять средства индивидуальной защиты
Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции
при выполнении медицинских вмешательств
Осуществлять сбор, обеззараживание и временное хранение медицинских отходов
в местах их образования
Соблюдать требования охраны труда при обращении с острыми (колющими и
режущими) инструментами, биологическими материалами
Соблюдать правила эксплуатации оборудования и охраны труда при работе в
помещениях с асептическим режимом, в том числе стерилизационном отделении
(кабинете)
Владеть:
Выполнение медицинских манипуляций при оказании медицинской помощи
пациенту
Проведение динамического наблюдения за показателями состояния здоровья
пациента с последующим информированием лечащего врача
Контроль выполнения пациентами приема лекарственных препаратов, применения
медицинских изделий, двигательного режима и лечебного питания по назначению
лечащего врача
5

Обучение пациента (его законных представителей) и лиц, осуществляющих уход,
приемам ухода и самоухода, консультирование по вопросам ухода и самоухода
Проведение подготовки пациента к медицинскому осмотру, исследованиям,
лечебным и (или) диагностическим вмешательствам
Подготовка инструментов и расходных материалов для проведения лечебных и
(или) диагностических вмешательств
Получение, хранение, учет и применение лекарственных препаратов, медицинских
изделий и лечебного питания в соответствии с нормативными правовыми актами и
инструкцией по применению от производителя
Ассистирование врачу при выполнении медицинских вмешательств
Организация рабочего места и безопасной окружающей среды в помещениях с
асептическим режимом, в том числе в стерилизационном отделении (кабинете),
медицинской организации
Проведение экстренных профилактических мероприятий при возникновении
аварийных ситуаций с риском инфицирования медицинских работников
Эксплуатация оборудования с соблюдением правил, инструкций по эксплуатации,
требований охраны труда при работе в помещениях с асептическим режимом, в том числе
в стерилизационном отделении (кабинете)
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Общие вопросы
сестринского дела»
Категория слушателей: медицинские сестры
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
6

Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов Лекции

Модуль 1. Теоретические
основы сестринского дела
2.
Модуль 2. Сестринский
процесс в сестринском
деле
3.
Модуль 3. Практические
основы сестринского дела
4.
Модуль 4. Манипуляции
сестринского ухода
5.
Модуль 5. Профилактика
инфекций, связанных с
оказанием медицинской
помощи в работе
медицинской сестры
6.
Модуль 6. Профилактика
неинфекционных и
инфекционных
заболеваний,
формирование здорового
образа жизни
Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

1.

В том числе
Самостоятельная
работа
(выполнение контрольных
заданий)

6

4

2

12

8

4

12

6

6

12

8

4

12

8

4

12

8

4

66

42
Тестирование

24

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Общие вопросы сестринского дела»
Категория слушателей: медицинские сестры
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем,
компетенций
Модуль 1. Теоретические
основы сестринского
дела
Тема 1. Сущность
сестринского дела
Тема 2. Качество
медицинской помощи в

Всего
часов

Электронная форма обучения
Лекции

Самостоятельная работа (выполнение
контрольных заданий)

6

4

2

3

2

1

3

2

1
7

сестринском деле
Модуль 2. Сестринский
процесс в сестринском
деле
Тема 1. Понятие,
сущность, этапы
сестринского процесса
Тема 2. Сестринский уход
за пациентами и модели
сестринского ухода
Модуль 3. Практические
основы сестринского
дела
Тема 1. Базовые
процедуры сестринского
ухода
Тема 2. Профессиональные
процедуры сестринского
ухода
Тема 3. Лабораторные и
инструментальные методы
исследования в
сестринском деле
Тема 4. Лекарственные
препараты: хранение,
способы введения,
отчетность
Модуль 4. Манипуляции
сестринского ухода
Тема 1. Сестринский уход
за пациентами с
различными
заболеваниями
Тема 2. Сестринская
помощь при неотложных и
экстренных состояниях
Модуль 5. Профилактика
инфекций, связанных с
оказанием медицинской
помощи в работе
медицинской сестры
Тема 1. Общие вопросы
выявления и профилактики
ИСМП в медицинских
организациях
Тема 2. Организационноправовые вопросы
профилактики
инфекционных
заболеваний в
медицинских организациях
Модуль 6. Профилактика
неинфекционных и
инфекционных
заболеваний,
формирование здорового

12

8

4

6

4

2

6

4

2

12

6

6

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

3

1,5

1,5

12

8

4

6

4

2

6

4

2

12

8

4

6

4

2

6

4

2

12

8

4

8

образа жизни
Тема 1. Организационные
вопросы формирования
здорового образа жизни
Тема 2. Правовые и
методические основы
медицинской
профилактики
Итого

6

4

2

6

4

2

66

42

24

Итоговая аттестация

6

Тестирование

Всего

72

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Общие вопросы сестринского дела»
Программа повышения квалификации «Общие вопросы сестринского дела»
предусматривает изучение всех разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Общие вопросы сестринского дела»
Рабочая Программа Модуля 1. Теоретические основы сестринского дела
Тема 1. Сущность сестринского дела. Функции медицинской сестры. Цели
сестринского дела. Философия сестринского дела. Составляющие сестринского дела.
Модель здоровья. Сестринская деонтология. Общение в сестринском деле. Обучение в
сестринском деле.
Тема 2. Качество медицинской помощи в сестринском деле. Понятие качества
жизни (основные аспекты). Качество медицинской помощи (основные аспекты и
методология его обеспечения). Система качества МО (основные положения). Школы
пациента.
Рабочая Программа Модуля 2. Сестринский процесс в сестринском деле
Тема 1. Понятие, сущность, этапы сестринского процесса. Общие положения.
Этапы сестринского процесса. Оценка состояния (обследование) пациента. Интерпретация
полученных данных. Проблемы пациента. План сестринского ухода (схема). Выполнение
(реализация) плана сестринского ухода. Оценка эффективности ухода. Боль и сестринский
процесс.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

Тема 2. Сестринский уход за пациентами и модели сестринского ухода.
Потребности человека. Уровни потребностей человека по А. Маслоу. Модели
сестринского ухода. Основные положения моделей. Врачебная (медицинская) модель.
Модель В. Хендерсон. Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни. Модель Д. Джонсон.
Адаптационная модель сестринского дела К. Рой. Модель Д. Орем. Возможности
применения адаптированной модели ухода В. Хендерсон.
Рабочая Программа Модуля 3. Практические основы сестринского дела
Тема 1. Базовые процедуры сестринского ухода. Физикальное обследование.
Термометрия. Измерение пульса. Измерение артериального давления. Определение
частоты дыхательных движений. Антропометрия. Тонометрия глаза. Прием пациентов в
медицинской организации. Уход за пациентом. Уход за тяжелобольными пациентами.
Сестринские пособия при уходе за тяжелобольными пациентами. Смена нательного и
постельного белья. Профилактика пролежней. Алгоритм обучения самоуходу.
Тема 2. Профессиональные процедуры сестринского ухода. Десмургия. Правила и
техника наложения повязок. Физиотерапия в сестринском уходе за пациентами.
Подготовка к процедуре. Техника выполнения процедур. Лечебная физкультура и
гимнастика в реабилитации пациентов. Посмертный уход.
Тема 3. Лабораторные и инструментальные методы исследования в сестринском
деле. Исследование крови. Техника забора крови. Исследование мочи. Выполнение
процедуры. Исследование кала. Подготовка к процедуре. Выполнение процедуры.
Исследование мокроты. Подготовка к процедуре. Техника выполнения. Люмбальная
пункция. Подготовка к процедуре. Забор биологического материала других локализаций
(ротоглотки, носоглотки, раневых поверхностей, уха, с поверхности конъюнктивы,
прямой кишки, ногтевых пластин, сбор грудного молока). Пункция костного мозга и
биопсии. Взятие крови и определение групповой принадлежности. Определение резуспринадлежности. Трансфузии. Правила подготовки пациентов к эндоскопическим
исследованиям. Правила забора биологического материала.
Тема 4. Лекарственные препараты: хранение, способы введения, отчетность.
Общие требования к отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения.
Требования к отпуску лекарственных препаратов по требованию медицинской
организации. Особенности отпуска лекарственных препаратов по рецептам в форме
электронного документа. Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского
применения. Требования к отпуску лекарственных препаратов по требованию
медицинской организации. Порядок учета лекарственных препаратов. Хранение
лекарственных средств. Особенности хранения отдельных групп лекарственных средств.
Правила и техника введения лекарственных средств.
Рабочая Программа Модуля 4. Манипуляции сестринского ухода
Тема 1. Сестринский уход за пациентами с различными заболеваниями. Кормление
пациента. Сестринский уход за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой
системы. Сестринский уход за пациентами с заболеваниями органов дыхания.
Сестринский уход за пациентами с заболеваниями ЖКТ. Сестринский уход за пациентами
с заболеваниями мочеполовой системы.
Тема 2. Сестринская помощь при неотложных и экстренных состояниях.
Сердечно-легочная реанимация. Техника искусственной вентиляции легких.
Анафилактический шок. Эпилепсия. Отек легких. Кровотечения. Отравления.
Рабочая Программа Модуля 5. Профилактика инфекций, связанных с
оказанием медицинской помощи в работе медицинской сестры
Тема 1. Общие вопросы выявления и профилактики ИСМП в медицинских
организациях. Понятие и возбудители ИСМП. Определение инфекций, связанных с
10

оказанием медицинской помощи. Возбудители ИСМП. Основные формы ИСМП.
Инфекции в области хирургического вмешательства (ИОХВ). Источники ИСМП.
Механизмы и факторы передачи ИСМП. Выявление, учет и регистрация случаев ИСМП.
Правила регистрации ИСМП. Журнал учета. Приказ Росстата от 29.12.2018 № 792.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
04.02.2016 № 11. Лабораторная диагностика. Профилактика ИСМП в медицинских
организациях. Организация и проведение профилактических и противоэпидемических
мероприятий в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность. План
профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике ИСМП.
Профилактические мероприятия. Профилактика при приеме в стационар. Санитарная
обработка кожных покровов пациентов. Предварительные медицинские осмотры
(обследования) при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры
персонала. Правила обработки рук медицинского персонала. Использование перчаток.
Обработка рук хирургов. Требования к проведению противоэпидемических мероприятий.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в целях предупреждения
возникновения и распространения ИСМП. Эпидемиологический анализ заболеваемости
ИСМП. Микробиологический мониторинг. Организация дезинфекционных мероприятий в
медицинских организациях. Предстерилизационная очистка и стерилизация. Особенности
профилактики ИСМП (ИОХВ) в операционных блоках и перевязочных. Требования к
организации и проведению мер профилактики ИСМП в отделениях (палатах) реанимации
и интенсивной терапии. Профилактика ИСМП в акушерских стационарах.
Тема 2. Организационно-правовые вопросы профилактики инфекционных
заболеваний в медицинских организациях. Нормы Федерального закона от 30 декабря 2020
г. № 492-ФЗ “О биологической безопасности в Российской Федерации”. Статья 10. Борьба
с распространением инфекционных и паразитарных болезней. Порядок проведения
профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской организации
случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской
помощи, номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской
помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации. Порядок
проведения профилактических мероприятий, выявления и регистрации в медицинской
организации случаев возникновения инфекционных болезней, связанных с оказанием
медицинской помощи. Расследование и учет профессиональных заболеваний работников
медицинской организации проводятся в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации. Требования к организации и проведению внутреннего контроля
качества и безопасности медицинской деятельности.
Рабочая Программа Модуля 6. Профилактика неинфекционных и
инфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни
Тема 1. Организационные вопросы формирования здорового образа жизни.
Организация здорового питания. Влияние нерационального питания на здоровье.
Изучение диетических факторов как причин заболеваемости. Понятие рацион.
Компоненты, составляющие продукты питания человека. Пирамида питания. Принципы
здорового питания. Профилактическое консультирование пациентов с зависимым
поведением. Табакокурение. Консультирование курящего пациента. Профилактика
зависимого поведения. Консультирование пациентов с зависимостями.
Тема 2. Правовые и методические основы медицинской профилактики.
Организация медицинской профилактики в МО. Правовые основы профилактики
неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового
образа жизни в медицинских организациях. Профилактический медицинский осмотр и
диспансеризация отдельных групп населения. Профилактика неинфекционных
заболеваний и повышение грамотности населения. Формирования грамотности населения
в вопросах здоровья и приверженности лечению. Профилактика заболеваний органов
11

дыхания. Профилактика болезней органов пищеварения. Профилактика заболеваний
сердечно-сосудистой системы. Профилактика онкологических заболеваний. Скрининги на
хронические неинфекционные заболевания.
8. Основная и дополнительная учебная литература

1.
2.
3.
4.

5.

6.

Нормативно-правовая литература
Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) (с изменениями, одобренными
в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года).
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации".
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ "О биологической
безопасности в Российской Федерации": СПС КонсультантПлюс.
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарноэпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"»: СПС
КонсультантПлюс.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2021 №
1108н "Об утверждении порядка проведения профилактических мероприятий,
выявления и регистрации в медицинской организации случаев возникновения
инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской помощи,
номенклатуры инфекционных болезней, связанных с оказанием медицинской
помощи, подлежащих выявлению и регистрации в медицинской организации":
СПС КонсультантПлюс.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 октября 2020 г. N 1177н «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
профилактики
неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию
здорового образа жизни в медицинских организациях»: СПС КонсультантПлюс.

Основная литература
1. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода: учеб. пособие / И. В. Островская, Н.
В. Широкова, Г. И. Морозова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 312 с.
2. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие / Н. Ю.
Корягина, Н.В. Широкова, Ю. А. Наговицына [и др.]; под ред. З. Е. Сопиной. – М.:
ГЭОТАР Медиа, 2020. - 464 с.
3. Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И. Г.
Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 592 с.
4. Сестринский уход в терапии / В.Г. Лычев, В.К. Карманов. – М.: ГЭОТАР-Медиа,
2020. – 534 с.
Дополнительная литература:
1. Борисов Ю.Ю. Технология выполнения сестринских манипуляций в терапии.
Издание 2-е перераб. и доп. – Краснодар: ООО «Компания Грейд-Принт». - 2015. 90 с.
2. Касимовская Н.А. Атлас сестринских манипуляций / Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр,
Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова. – М.: ООО «Издательство «Медицинское
информационное агентство», 2017. - 192 с.
3. Общий уход за больными терапевтического профиля / В.Н. Ослопов, О.В.
Богоявленская. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 464 с.
4. Основы общего ухода в вопросах и ответах /И.П.Пономарева, О.В. Маслова, Л.А.
Крупенькина. - Белгород: Изд-во НИУ «БелГУ», 2016.- 34 с.
12

5. Теория сестринского дела: учебное пособие / сост.: Е.А. Андриянова, Е.В.
Засыпкина, А.С. Федонников, Р.Ю. Девличарова. – Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед.
ун-та, 2017.
6. Храмова Е. Полный справочник по уходу за больными. - М.: Рипол классик, 2011. 512 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие вопросы сестринского
дела» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
13

− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Общие вопросы сестринского дела» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся знакомиться с учебными материалами и
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам. Все учебные
материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
14

Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Общие вопросы сестринского дела» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с
которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
4 000 руб.
4 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=291
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общие вопросы сестринского
дела» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);

15

10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Общие вопросы
сестринского дела» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Что не относится к антропометрии
1) взвешивание;
2) измерение роста;
3) измерение окружности грудной клетки;
4) динамометрия;
5) спирометрия.
2. Изолятор служит для
1) санобработки пациентов;
2) госпитализации пациентов, подозрительных на инфекционное заболевание;
3) регистрации пациентов;
4) оказания неотложной помощи;
5) ожидания приёма.
3. Заполнение паспортной части истории болезни производит
1) врач приемного отделения;
2) медсестра приемного отделения;
3) палатная медсестра;
4) лечащий врач;
5) фельдшер скорой помощи.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Сбор информации у пациента о лекарственной непереносимости проводится с целью
профилактики
1) гиповолемического шока;
2) резкого повышения артериального давления;
16

3) приступа эпилепсии;
4) аллергической реакции;
5) гипотонии.
2. Какое из перечисленных осложнений встречается чаще других при инъекциях
инсулина?
1) некроз;
2) тромбофлебит;
3) липодистрофия;
4) абсцесс;
5) гематома.
3. Прежде чем ввести лекарственный препарат для профилактики попадания препарата в
сосуды при внутримышечной инъекции необходимо
1) приложить ватный шарик;
2) проверить угол введения;
3) потянуть поршень вверх;
4) проверить глубину введения;
5) зафиксировать мягкие ткани.
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Оказание первичной
доврачебной медикосанитарной помощи
населению по профилю
"сестринское дело"

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/5

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».