Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней нервной системы (МИСО) 36ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
03июня 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней
нервной системы»
по специальности 31.08.42 Неврология
Основная специальность: Неврология
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика, Рентгенология,
Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения, Терапия, Ультразвуковая
диагностика, Функциональная диагностика, Эндокринология
(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней нервной
системы» разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29
января 2019 года N 51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. N 1084 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования по специальности 31.08.42 Неврология (уровень подготовки кадров высшей
квалификации)"
3. Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 №
206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и
фармацевтическим работникам с высшим образованием"
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенции врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Программа также будет интересна медицинским специалистам по дополнительным
специальностям, в вопросах диагностики и лечения заболеваний нервной системы.
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения
болезней нервной системы» направлено на совершенствование профессиональных
компетенций (в соответствии с Профстандартом):
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы диагностики заболеваний нервной системы
Тема 1. Клиническое обследование пациента с заболеваниями/состояниями
нервной системы
Тема 2. Инструментальные методы исследования в неврологии
Модуль 2. Методы диагностики и лечения неврологических заболеваний
Тема 1. Симптомы и синдромы в неврологии
2

Тема 2. Болезни нервной системы: клиника, диагностика, лечение, профилактика
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалистов, обладающих системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
1. По основной специальности:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций врачей-неврологов в вопросах
профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Приказа Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 января 2019 года N 51н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"».
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза А/01.8.
2. Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной
системы, контроль его эффективности и безопасности А/02.8.
2. Цель и задачи по дополнительным специальностям:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций по следующим дополнительным
специальностям: Нейрохирургия, Общая врачебная практика, Рентгенология,
Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения, Терапия, Ультразвуковая
диагностика, Функциональная диагностика
Специальность
Общая практика

Рентгенология

Совершенствуемая
трудовая функция
(профессиональная
компетенция)
Проведение обследования
пациентов
с целью установления
диагноза
A/01.8

Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и

Обоснование
Проект Приказа
Министерства труда и
социальной защиты РФ "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач общей
практики (семейный врач)"
(подготовлен Минтрудом
России 27.11.2018)
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
160н "Об утверждении
профессионального
3

Рентгенэндоваскулярные методы
диагностики и лечения

Терапия

магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8
Оказание
специализированной
медицинской помощи с
применением
рентгенэндоваскулярных
методов диагностики и
лечения пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями нервной
системы
A/02.8
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
А/02.7

Ультразвуковая диагностика

Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов
А/01.8

Функциональная диагностика

Проведение исследования и
оценка состояния функции
нервной системы
А/03.8

Эндокринология

Проведение обследования
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
эндокринной системы с
целью установления
диагноза

стандарта "Врачрентгенолог"

Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
31.07.2020 № 478н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач по
рентгенэндоваскулярным
диагностике и лечению"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
21.03.2017 № 293н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач-лечебник
(врач-терапевт
участковый)"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 19 марта 2019 г. N
161н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врач
ультразвуковой
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации от
11.03.2019 № 138н "Об
утверждении
профессионального
стандарта "Врач
функциональной
диагностики"
Приказ Министерства
труда и социальной защиты
РФ от 14 марта 2018 г. N
132н "Об утверждении
профессионального
стандарта "Врачэндокринолог"

2. Требования к поступающему на обучение
Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело",
"Педиатрия", наличие сертификата специалиста (свидетельства об аккредитации)
4

«Неврология», или по другим специальностям (в соответствии с действующим
Профстандартом/Проектом профстандарта):
1. Общая практика
2. Рентгенология
3. Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения
4. Терапия
5. Ультразвуковая диагностика
6. Функциональная диагностика
7. Эндокринология
3. Планируемые результаты обучения врача-невролога
По завершению обучения врач-невролог должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
диагностическая деятельность:
- способность и готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со
здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
- способность и готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
оказании неврологической медицинской помощи (ПК-6)
По завершению обучения врач-невролог должен обладать следующими знаниями,
умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Основы топической диагностики заболеваний нервной системы;
Особенности клинических проявлений неврологических заболеваний;
Методы обследования, позволяющие диагностировать или исключить заболевания
нервной системы;
Алгоритмы лечения неврологических заболеваний;
Фармакологические принципы применения лекарственных препаратов при
различных нозологических формах заболеваний нервной системы и патологических
состояниях мозга;
Показания и противопоказания к хирургическому лечению, применению
физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторнокурортному лечению.
Уметь:
Получать анамнестическую информацию о заболевании, выявить общие и
специфические признаки неврологического заболевания, определить необходимость и
применить объективные методы обследования, установить топический диагноз и
неврологический синдром;
Определить объём необходимых параклинических и лабораторных исследований в
зависимости от этиологии состояния. Проанализировать результаты дополнительных
методов обследования;
Поставить диагноз и провести дифференциальный диагноз, используя клинические
и дополнительные методы исследования;
Оценить морфологические и биохимические показатели крови и мочи, данные
рентгеноскопии и рентгенографии грудной клетки, электрокардиограммы, эхографии в
диагностике патологического процесса и определении его активности;
Дать диагностическую оценку результатам ликворологического исследования;
клинически оценивать результаты рентгенологического исследования черепа и
5

позвоночника, церебральной ангиографии, электроэнцефалографии, ультразвуковых
методов исследования, электромиографии, компьютерной и магнитно-резонансной
томографии, а также картины осмотра глазного дна и исследования полей зрения;
Сформулировать диагноз в соответствие с классификацией МКБ-10 с выделением
основного синдрома, сопутствующего и их осложнений;
Определить тактику лечения;
Провести симптоматическую терапию с учетом возрастных особенностей,
психического и соматического статуса больного;
Назначить комплексное лечение (включающее режим, диету, медикаментозные
средства, методы неотложной терапии и реанимации, лечебная физкультура,
физиотерапию, санаторно-курортное лечение, реабилитационные мероприятия);
Своевременно оценить эффективность лечения, разработать и осуществить
мероприятия по предупреждению осложнений.
Владеть практическими навыками:
Сбора анамнеза, Проведения неврологического осмотра, описания статуса и плана
исследований;
Методами обследования больных в коматозном состоянии (выявление
общемозговых, менингеальных и очаговых симптомов поражения);
Клинического обследования центральной, периферической, вегетативной нервной
системы (навыками оценки состояния сознания, выявления менингеальных симптомов,
оценки состояния краниальной иннервации, двигательной, чувствительной и
координаторной сфер, состояния мышц);
Обследования соматического статуса (аускультацией легких, сердечных тонов,
сонных артерии, перкуссией и пальпацией внутренних органов, обследования
периферических сосудов, измерения артериального давления);
Трактовки рентгенограмм черепа, позвоночника, компьютерных томограмм и
магнитно-резонансных томограмм головного и спинного мозга;
Обследования нейропсихологического статуса (оценки расстройств речи,
апрактических, агностических нарушений, нарушений памяти;
Обследования психопатологического статуса (оценки личностных и поведенческих
нарушений);
Постановки топического диагноза;
Назначение лечения пациентам с неврологическими заболеваниями.
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
По завершению обучения медицинские специалисты
следующими профессиональными компетенциями:
Знать:
Методы диагностики и лечения неврологической патологии

должны

обладать

Уметь:
Назначать исследования для диагностики неврологической патологии
Интерпретировать результатов исследований
Проводить лечение при неврологической патологии
Владеть практическими навыками:
Назначение и проведение диагностических исследований
Проведение лечения при неврологической патологии
6

5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы современных методов диагностики и лечения болезней нервной системы»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения,
Терапия, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
В том числе
часов Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение
тематического материала
контрольных заданий)

Модуль 1. Общие вопросы
диагностики заболеваний
нервной системы
2.
Модуль 2. Методы
диагностики и лечения
неврологических
заболеваний
Итого:
Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

1.

12

8

4

22

14

8

34

22
Тестирование

12

7

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней
нервной системы»
Категория слушателей: врачи-неврологи
Категория слушателей по дополнительным специальностям: Общая врачебная
практика, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные методы диагностики и лечения,
Терапия, Ультразвуковая диагностика, Функциональная диагностика, Эндокринология
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Всего
часов

Модуль 1. Общие вопросы
диагностики заболеваний
нервной системы
Тема 1. Клиническое обследование
пациента с
заболеваниями/состояниями
нервной системы
Тема 2. Инструментальные методы
исследования в неврологии
Модуль 2. Методы диагностики и
лечения неврологических
заболеваний
Тема 1. Симптомы и синдромы в
неврологии
Тема 2. Болезни нервной системы:
клиника, диагностика, лечение,
профилактика
Итого:

В том числе
Изучение лекционного, Самостоятельная работа
методического,
(выполнение контрольных
тематического материала заданий)

12

8

4

6

4

2

6

4

2

22

14

8

11
11
34

Итоговая аттестация

2

Всего часов:

36

7
7
22
Тестирование

4
4
12

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней
нервной системы»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы современных методов
диагностики и лечения болезней нервной системы» предусматривает изучение всех
разделов, представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА

8

учебной
нагрузки1
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения
болезней нервной системы»
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы диагностики заболеваний
нервной системы
Тема 1. Клиническое обследование пациента с заболеваниями/состояниями нервной
системы. Выяснение жалоб больного. Сбор анамнеза. Клиническое обследование. Анализ
полученной информации.
Тема 2. Инструментальные методы исследования в неврологии. Методы
нейровизуализации. Применение ПЭТ в неврологии. Лучевые методы диагностики.
Лабораторные методы диагностики. Методики проведения. Интерпретация результатов.
Рабочая Программа Модуля 2. Методы диагностики и лечения
неврологических заболеваний
Тема 1. Симптомы и синдромы в неврологии. Болевые синдромы. Головокружение.
Экстрапирамидные синдромы. Функциональная нейрохирургия. Сознание и его
расстройства. Коматозные состояния. Нарушение когнитивных функций. Нарушения сна.
Синдром хронической усталости - интолерантности к нагрузке. Смерть мозга.
Тема 2. Болезни нервной системы: клиника, диагностика, лечение, профилактика.
Артериальная и венозная миелопатия. Болезнь Паркинсона. Синкопальные состояния.
Радикулопатии. Рассеянный склероз. Стеноз внутренней сонной артерии. Хроническая
ишемия мозга. Хроническое нарушение венозного кровообращения головного мозга.
Цервикальная травма.
8. Основная и дополнительная учебная литература
1. Гусев Е.И., Неврология / под ред. Гусева Е.И., Коновалова А.Н., Скворцовой В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 432 с.
Дополнительная литература:
1. Головная боль: руководство для врачей / Г. Р. Табеева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 296 с.
2. Коллектив авторов. Практическая нейроофтальмология. – Н. Новгород:
Издательство НГМА, 2003. – 264 с.
3. Неврология. Национальное руководство. Краткое издание / под ред. Е. И. Гусева,
А. Н. Коно валова, А. Б. Гехт. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2018. - 688 с.
4. Реабилитация в неврологии / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2015. – 416 с.

1.
2.
3.

1

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
ЭМБ Консультант врача.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
9

4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
современных методов диагностики и лечения болезней нервной системы»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
10

элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы современных методов диагностики
и лечения болезней нервной системы» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы современных методов диагностики и лечения болезней
нервной системы» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
11

назначается руководитель ДПП ПК, который несет ответственность за организацию и
осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=284
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
современных методов диагностики и лечения болезней нервной системы»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Актуальные
вопросы современных методов диагностики и лечения болезней нервной системы»
повышения квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом
– итоговой аттестацией.

12

Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Гипертонический церебральный криз характеризуется
1) выраженным повышением артериального давления;
2) нормальными показателями системного артериального давления;
3) появлением общих мозговых (реже очаговых) неврологических симптомов;
4) стойкой менингеальной симптоматикой.
2. Длительность острейшего периода инсульта составляет
1) до 10 суток;
2) до 14 суток;
3) первые 24 часа;
4) первые-третьи сутки (до 72 часов).
3. Для транзиторной ишемической атаки характерно
1) внезапные преходящие неврологические нарушения с очаговой симптоматикой;
2) кратковременная локальная ишемия мозга;
3) нетравматическое внутримозговое кровоизлияние;
4) стойкая неврологическая симптоматика.
2. Вопросы для итоговой аттестации
1. Односторонний пульсирующий экзофтальм является признаком:
1) ретробульбарной опухоли орбиты
2) тромбоза глазничной артерии
3) каротидно-кавернозного соустья
4) супраселлярной опухоли гипофиза
5) арахноидэндотелиомы крыла основной кости
2. Для исследования проходимости субарахноидального пространства с помощью пробы
Квеккенштедта следует:
1) сильно наклонить голову больного вперед
2) сдавить яремные вены
3) надавить на переднюю брюшную стенку
4) наклонить голову больного назад
5) любой маневр удовлетворяет условиям данной пробы
3. Для выявления амнестической афазии следует:
1) проверить устный счет
13

2) предложить больному назвать окружающие предметы
3) предложить больному прочитать текст
4) убедиться в понимании больным обращенной речи
5) выполнить действия по подражанию
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.8

А/02.8

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».