Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного материала (МИСО) 72 ч

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
23апреля 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного
материала»
по специальности Гистология
Основная специальность: Гистология
Дополнительные специальности: нет

(72 академических часа)

г. Ессентуки, 2024 г.

1

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного материала»
разработана на основании:
1. Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в
области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"
2. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 525
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика"
3. Квалификационных требований, утвержденных приказом Министерства
здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об утверждении Квалификационных
требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и
фармацевтическим образованием» (если СПО).
4. Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
5. Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
6. Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность
программы
обусловлена
необходимостью
постоянного
совершенствования профессиональных компетенций специалистов лабораторной
диагностики по вопросам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием".
Освоение
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного
материала» направлено на совершенствование профессиональных компетенций (в
соответствии с Профстандартом):
1. Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности A/5.
2. Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических
лабораторных исследований второй категории сложности B/6.
Структура
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план,
календарный учебный график, рабочую программу, организационно-педагогические
условия, формы аттестации, оценочные материалы, учебно-методическое и
информационное обеспечение. Учебный план определяет состав изучаемых тем с
указанием их трудоемкости, объема, последовательности и распределение, формы
организации учебного процесса и формы аттестации.

2

1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Избранные вопросы проведения патологоанатомических вскрытий
Тема 1. Организационные вопросы проведения патологоанатомического вскрытия
Тема 2. Общая патологическая анатомия
Модуль
2.
Избранные
вопросы
проведения
морфологических
патологоанатомических исследований
Тема 1. Современные методы, материалы и объекты морфологической диагностики
Тема 2. Онкоморфология
Модуль 3. Макроскопическое и микроскопическое исследование биопсийного
(операционного) материала
Тема 1. Порядок макроскопического изучения, вырезки и фиксации биопсийного и
операционного материала в патоморфологических лабораториях
Тема 2. Методы визуализации и идентификации объектов морфологического
исследования. Микроскопическая диагностика биопсийного (операционного) материала.
Иммуноморфология
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 72 часа.
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная, с применением электронного
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю

обучения

и

1.2. Цель и задачи реализации программы
Цель: совершенствование теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи:
Систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций специалистов лабораторной
диагностики по вопросам профессиональной деятельности в соответствии с требованиями
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 г. N 473н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием".
Совершенствуемые профессиональные компетенции:
1. Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности A/5.
2. Выполнение, организация и аналитическое обеспечение клинических
лабораторных исследований второй категории сложности B/6.
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Лабораторная диагностика", наличие сертификата
специалиста (свидетельства об аккредитации) "Гистология".

3

3. Планируемые результаты обучения специалиста
По завершению обучения слушатель должен обладать профессиональными
компетенциями (ПК):
Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй
категории сложности
ПК 2.1. Выполнять процедуры преаналитического (лабораторного) этапа
клинических лабораторных исследований первой и второй категории сложности.
ПК 2.2. Выполнять процедуры аналитического этапа клинических лабораторных
исследований первой и второй категории сложности.
ПК 2.3. Выполнять процедуры постаналитического этапа клинических
лабораторных исследований первой и второй категории сложности.
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения,
общие вопросы организации лабораторной службы, правила проведения лабораторных
исследований
Методика взятия капиллярной крови, правила проведения преаналитического этапа
лабораторных исследований в соответствии со стандартными операционными
процедурами
Правила проведения аналитического этапа клинических лабораторных
исследований второй категории сложности
Понятие референтного интервала, биологическая и аналитическая вариабельность
результатов лабораторных исследований
Признаки типичных патологических процессов в органах и тканях и клиническое
значение отклонений результатов лабораторных исследований от референтного интервала
Правила хранения образца и результатов исследования
Национальные стандарты и нормативные правовые акты, определяющие
требования к обеспечению качества лабораторных исследований
Правила хранения реагентов и расходных материалов, их учета и списания
Правила проведения преаналитического этапа лабораторных исследований
Правила проведения внутрилабораторного контроля качества лабораторных
исследований
Правила участия в системах внешней оценки качества лабораторных исследований
Правила документирования результатов внутрилабораторного контроля и внешней
оценки качества лабораторных исследований
Уметь:
Подготавливать рабочее место, реагенты, расходный материал и соответствующее
лабораторное оборудование для проведения клинических лабораторных исследований в
соответствии со стандартными операционными процедурами
Осуществлять взятие капиллярной крови у пациента
Осуществлять первичную обработку биологического материала, поступившего в
лабораторию
Выполнять лабораторные исследования биологического материала второй
категории сложности самостоятельно и отдельные этапы лабораторных исследований
третьей и четвертой категории сложности под руководством биолога, бактериолога,
медицинского микробиолога или врача клинической лабораторной диагностики

4

Проводить анализ результатов лабораторных исследований по полученным
описательным, полуколичественным и количественным данным, сопоставлять результаты
с референтными значениями
Выделять результаты лабораторных исследований, требующие дальнейшей оценки,
интерпретации и формулирования заключения, и передавать их биологу, бактериологу,
медицинскому микробиологу или врачу клинической лабораторной диагностики
Организовывать хранение биологических образцов и результатов исследования
Соблюдать требования преаналитического этапа лабораторных исследований
Соблюдать сроки использования и условия хранения реагентов и расходных
материалов в регламентированных режимах
Проводить списание реагентов в соответствии с их расходованием
Проводить внутрилабораторный контроль качества лабораторных исследований,
строить контрольные карты и проводить их оценку
Выполнять процедуры внешней оценки качества лабораторных исследований
Работать с программным обеспечением для контроля качества на автоматических
анализаторах
Владеть практическими навыками:
Подготовка рабочего места, реагентов, расходных материалов и лабораторного
оборудования для лабораторных исследований в соответствии со стандартными
операционными процедурами
Проведение и контроль правильности исполнения преаналитического этапа
лабораторных исследований: взятие капиллярной крови, маркировка материала,
идентификация, сортировка, предварительная обработка, хранение и транспортировка
Проведение лабораторных исследований второй категории сложности
Проведение стандартного обслуживания анализаторов и автоматизированных
систем
Первичная интерпретация результатов лабораторных исследований по полученным
описательным, полуколичественным и количественным данным, сопоставление с
референтным интервалом
Направление результатов клинических лабораторных исследований, требующих
дальнейшей оценки, интерпретации и формулирования заключения, биологу,
бактериологу, медицинскому микробиологу или врачу клинической лабораторной
диагностики
Хранение биологических образцов и результатов исследования
Проведение оценки качества преаналитического этапа - взятия, условий хранения,
доставки биоматериала в лабораторию, его регистрации, идентификации и обработки
Ведение учета реагентов, контроль сроков хранения, списания при расходовании и
отслеживание достаточности их количества для текущей работы
Контроль условий хранения и транспортировки реагентов и расходных материалов
в регламентированных температурных режимах
Выполнение процедур внутрилабораторного контроля качества лабораторных
исследований
Анализ результатов контроля качества аналитического этапа лабораторных
исследований
Выполнение процедур внешней оценки качества лабораторных исследований
4. Планируемые результаты обучения специалистов по дополнительным
специальностям
Нет
5

5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 72 академических часа.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает перечень,
трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных видов
учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15
вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о
повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
7. Содержание программы
7.1. Учебный план программы повышения квалификации «Избранные
вопросы гистологического метода исследования биопсийного материала»
Категория слушателей: специалисты в области лабораторной диагностики с СПО
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
№
п/п

1.

2.

3.

Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Избранные
вопросы проведения
патологоанатомических
вскрытий
Модуль 2. Избранные
вопросы проведения
морфологических
патологоанатомических
исследований
Модуль 3.
Макроскопическое и
микроскопическое
исследование биопсийного
(операционного)
материала

Всего
В том числе
часов Изучение
Самостоятельная
лекционного,
(выполнение
методического, заданий)
тематического
материала

12

8

4

30

16

14

24

16

8

работа
контрольных

6

Итого:
Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

66

40
Тестирование

26

7.2. Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного
материала»
Категория слушателей: специалисты в области лабораторной диагностики с СПО
Количество часов обучения (срок освоения программы): 72 академических часа.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование учебных
дисциплин/модулей

Модуль 1. Избранные вопросы
проведения
патологоанатомических
вскрытий
Тема 1. Организационные вопросы
проведения
патологоанатомического вскрытия
Тема 2. Общая патологическая
анатомия
Модуль 2. Избранные вопросы
проведения морфологических
патологоанатомических
исследований
Тема 1. Современные методы,
материалы и объекты
морфологической диагностики
Тема 2. Онкоморфология
Модуль 3. Макроскопическое и
микроскопическое исследование
биопсийного (операционного)
материала
Тема 1. Порядок
макроскопического изучения,
вырезки и фиксации биопсийного и
операционного материала в
патоморфологических
лабораториях
Тема 2. Методы визуализации и
идентификации объектов
морфологического исследования.
Микроскопическая диагностика
биопсийного (операционного)

Всего
часов

Электронная форма обучения
Изучение
Самостоятельная
работа
лекционного,
(выполнение контрольных заданий)
методического,
тематического
материала

12

8

4

6

4

2

6

4

2

30

16

14

15
15

8
8

7
7

24

16

8

12

8

4

12

8

4

7

материала. Иммуноморфология
Итого:

66

Итоговая аттестация

6

Всего часов:

72

40
Тестирование

26

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного
материала»
Программа повышения квалификации «Избранные вопросы гистологического
метода исследования биопсийного материала» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
№ дня
1/7
2/8
3/9
4/10
5/11
6/12
Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7.4. Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей Программы повышения
квалификации «Избранные вопросы гистологического метода исследования
биопсийного материала»
Рабочая Программа Модуля 1. Избранные вопросы проведения
патологоанатомических вскрытий
Тема 1. Организационные вопросы проведения патологоанатомического вскрытия.
Основания
для
патологоанатомического
вскрытия.
Порядок
проведения
патологоанатомического вскрытия. Особенности формулировки и сопоставления
патологоанатомического диагноза.
Тема 2. Общая патологическая анатомия. Общие вопросы патологической
анатомии. Повреждение и гибель клеток и тканей. Некроз. Апоптоз. Нарушения обмена
веществ в клетках и тканях. Расстройства кровообращения и лимфообращения.
Воспаление. Патология иммунной системы. Процессы регенерации и адаптации. Опухоли
введение в онкоморфологию. Болезни перинатального периода. Патология, связанная с
факторами окружающей среды.
Рабочая Программа Модуля 2. Избранные вопросы проведения
морфологических патологоанатомических исследований
Тема 1. Современные методы, материалы и объекты морфологической
диагностики. Классификация. Материал и объекты морфологического исследования.
Операционный материал. Биопсийный материал. Объекты морфологического
исследования.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
8

Тема 2. Онкоморфология. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы
классификации. Стадии прогрессии. Метастазирование. Воздействие опухоли на
организм. Опухоли из эпителия: принципы классификации, клинико-морфологическая
характеристика, особенности метастазирования.
Рабочая Программа Модуля 3. Макроскопическое и микроскопическое
исследование биопсийного (операционного) материала
Тема 1. Порядок макроскопического изучения, вырезки и фиксации биопсийного и
операционного материала в патоморфологических лабораториях. Объем и характер
макроскопического описания. Общие рекомендации по процедуре вырезки.
Тема 2. Методы визуализации и идентификации объектов морфологического
исследования. Микроскопическая диагностика биопсийного (операционного) материала.
Иммуноморфология. Макроскопический метод. Микроскопические методы исследования.
Световая (светооптическая) микроскопия. Электронная микроскопия. Методы
идентификации. Базовая и селективная цитологическая и гистологическая окраска. Гисто-,
цитохимическая
реакция.
Импрегнация
солями
металлов.
Флюорохромия.
Иммуноморфологические реакции. Морфология иммунопатологических процессов.
Аутоиммунные болезни. Иммунодефицитные состояния. Имуногистохимические методы
исследования. Радиоактивная метка (радиоавтография). Методы молекулярной биологии.
8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
1. Овчаренко, Н. Д. Гистологические и гистохимические методы исследования: учеб.
пособие / Н. Д. Овчаренко, Е. А. Кучина, Р. В. Тузикова; АлтГУ. - Барнаул: Изд-во
АлтГУ, 2013. - 130 с.
2. Патологическая анатомия: учебник: в 2 т. / под ред. В. С. Паукова. - 2-е изд., доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - Т. 1. Общая патология. - 720 с.
3. Патологическая анатомия: учебник: в 2 т. / под ред. В. С. Паукова. - 2-е изд., доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - Т. 2. Частная патология. - 528 с.
1.
2.

3.

4.

5.
6.
7.

Дополнительная литература:
Биопсийно-секционный курс: учебное пособие/ А. Е. Макарова, В. В. Свистунов –
ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2018. – 104 с.
Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Б.
В. Алешин и д р.; под ред. Ю. И. Афанасьева, Н. А. Юриной. - 6-е изд., перераб. и
доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 800 с.
Иммуногистохимические методы: Руководство / Ed. by George L. Kumar, Lars
Rudbeck.: DAKO / Пер. с англ. под ред. Г.А.Франка и П.Г.Малькова. – М., 2011. –
224 с.
Макроскопическое исследование операционного и биопсийного материала.
Руководство для врачей-патологоанатомов / под ред. Ю.А. Криволапова. – М.:
Практическая медицина, 2020. – 352 с.
Патологическая анатомия. Атлас / под ред. О.В. Зайратьянца. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 960 с.
Патоморфология опухолевых процессов. Учеб. Пособие/И.Ю. Макаров, Н.В.
Меньщикова, Н.Р. Левченко, Э.Э. Абрамкин. – Благовещенск: ФГБОУ ВО
Амурская ГМА Минздрава России, 2021. – 102с.
Стандартные технологические процедуры при проведении патолого-анатомических
исследований: клинические рекомендации / Мальков П.Г.; Франк Г.А.; Пальцев
М.А. - Москва: Российское общество патологоанатомов, 2016. – 129 с.
9

Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
1.
ЭМБ Консультант врача.
2.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
3.
http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.
4.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные ресурсы, Интернет-ресурсы, электронные библиотечные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
3.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
4.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
5.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
6.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
7.
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки
соответствия в здравоохранении.
8.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
9.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Избранные вопросы
гистологического метода исследования биопсийного материала» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и
неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО
«МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО
обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется
доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
10

обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Избранные вопросы гистологического метода
исследования биопсийного материала» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
знакомиться с учебными материалами и взаимодействовать с преподавателями по
возникающим
вопросам.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Избранные вопросы гистологического метода исследования биопсийного
11

материала» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
9.1 Основа обучения:
Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства
нет
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
4 000 руб.
4 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=265
10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Избранные вопросы
гистологического метода исследования биопсийного материала» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);

10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
12

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования Российской
Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным
программам», освоение дополнительной профессиональной программы «Избранные
вопросы гистологического метода исследования биопсийного материала» повышения
квалификации специалистов завершается обязательным завершающим этапом – итоговой
аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их подготовки к
выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.
Итоговая аттестация проводится с использованием дистанционных образовательных
технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по дополнительной
профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2. Примеры оценочных средств
1. Вопросы для промежуточной аттестации
1. Использование маркированных антител лежит в основе метода (ов):
1) гистохимии и цитохимии
2) иммуногистохимии и иммуноцитохимии
3) фазово-контрастной микроскопии
4) сканирующей электронной микроскопии
5) авторадиографии
2. Поток электронов пропускают сквозь ультратонкий срез при использовании
методов микроскопии:
1) сканирующей электронной
2) трансмиссионной электронной
3) фазово-контрастной
4) темнопольной
5) флуоресцентной
3. Непрерывное перемещение пучка электронов по поверхности наблюдаемого
объекта применяется в методе микроскопии:
1) сканирующей электронной
2) трансмиссионной электронной
3) фазово-контрастной
4) темнопольной
5) флуоресцентной

2. Вопросы для итоговой аттестации
13

1. Наиболее частым гистологическим вариантом метастазов из невыявленного
первичного очага является
1) аденокарцинома;
2) недифференцированная опухоль;
3) нейроэндокринные опухоли;
4) плоскоклеточный рак.
2. Ограничениями для иммуногистохимического метода могут являться
1) анаплазия опухоли в метастазе;
2) высокая стоимость;
3) декальцинизация;
4) недостаток материала;
5) некроз;
6) отсутствие клинических данных.
3. С целью выявления первичного очага метастаза аденокарциномы первым этапом
иммуногистохимической диагностики является - определение экспрессии
1) CK20, CK18;
2) CK20, CK7;
3) CK20, CK8;
4) CK7, CK18
10.3. Фонд оценочных средств
Виды деятельности
Выполнение клинических
лабораторных
исследований первой и
второй категории
сложности
Выполнение, организация
и аналитическое
обеспечение клинических
лабораторных
исследований второй
категории сложности

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/5

В/5

Интегральная оценка сформированности компетенций

Требования к
результатам

Средства оценки

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тестовые задания 1115 (Приложение)

70% и более
правильных
ответов

Тест

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».