Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов пищеварения (36 часов) МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация
дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного
образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)
20марта 2024 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов
пищеварения»
по специальности «Диетология»

(36 академических часов)

г. Ессентуки, 2024 г.

1. Общая характеристика программы
1.1. Аннотация
1.1.1. Нормативно-правовая база
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов пищеварения» по
специальности Диетология составлена с учетом:
Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31
июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"».
Федерального Государственного Образовательного Стандарта СПО по
специальности 34.02.01 Сестринское дело"(утв. Приказом Минобрнауки России от
12.05.2014 N 502 Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32766)
Приказа Министерства здравоохранения РФ от 10 февраля 2016 г. № 83н «Об
утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
Федерального закона от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»,
Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2010 г. № 18247)
1.1.2. Актуальность
Актуальность дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации медицинских сестер «Актуальные вопросы диетического питания при
заболеваниях органов пищеварения» обусловлена необходимостью постоянного
совершенствования профессиональных компетенции медицинских сестер в вопросах
организации лечебно-профилактического питания населения.
Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
медицинских сестер «Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях
органов пищеварения»: совершенствования теоретических знаний, умений и
профессиональных компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений,
навыков и компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
медицинских сестер «Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях
органов пищеварения»: систематизация и углубление профессиональных знаний,
обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций медицинских
сестер, обозначенных в Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 31 июля 2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта
"Медицинская сестра/медицинский брат"», Приказе Министерства образования и науки
РФ от 12 мая 2014 г. N 502 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
34.02.01 Сестринское дело" (с изменениями и дополнениями).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
медицинских сестер «Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях
органов пищеварения» является учебно-методическим пособием, регламентирующим

2

содержание и организационно-методические формы обучения медицинских сестер по
специальности «Диетология» в дополнительном профессиональном образовании.
1.1.3. Тематическое содержание Программы
Модуль 1. Общие вопросы питания и диеты. Оценка питания
Тема 1. Общие вопросы питания и диеты
Тема 2. Оценка питания. Составление семидневного меню
Модуль 2. Диетическое питание при заболеваниях пищеварительной системы
Тема 1. Лечебное питание при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки
Тема 2. Лечебное питание при заболеваниях кишечника
Тема 3. Лечебное питание при заболеваниях печени и желчевыводящих путей
Тема 4. Лечебное питание при панкреатитах
1.1.4. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной
программы
Общая трудоемкость: 36 часов
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная, с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
1.2.

Цель и задачи реализации Программы

Цель: совершенствования теоретических знаний, умений и профессиональных
компетенций специалиста, обладающего системой знаний, умений, навыков и
компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной
деятельности.
Задачи: систематизация и углубление профессиональных знаний, обеспечивающих
совершенствование профессиональных компетенций медицинских сестер, обозначенных в
Приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля
2020 года N 475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра/медицинский брат"», Приказе Министерства образования и науки РФ от 12 мая
2014 г. N 502 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01
Сестринское дело" (с изменениями и дополнениями).
Совершенствуемые компетенции:
Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения
за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях А/01.5, ПК 2
2. Требования к поступающему на обучение
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов
среднего звена по специальности "Сестринское дело" или Среднее профессиональное
образование - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
"Лечебное дело" или "Акушерское дело" и дополнительное профессиональное
образование - программы профессиональной переподготовки по специальности
"Сестринское дело", при наличии сертификата специалиста (свидетельства об
аккредитации) по специальности «Диетология», или по другим специальностям:
1. Лечебное дело
2. Общая практика

3

3. Сестринское дело
Дополнительное профессиональное образование:
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой
деятельности.
3. Требования к результатам освоения дополнительной профессиональной
программы
По завершению обучения медицинская сестра/медицинский брат должен
профессиональными компетенциями (ПК):
Профессиональные компетенции (ПК) характеризуются:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему
суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с
участниками лечебного процесса.
4. Планируемые результаты обучения специалиста
Слушатель в результате освоения программы должен обладать следующими
знаниями, умениями и профессиональными компетенциями, а именно:
Знать:
Особенности и принципы лечебного и профилактического питания пациентов в
медицинской организации в зависимости от возраста и заболевания
Порядок назначения лечебного и профилактического питания
Уметь:
Осуществлять раздачу и применение лечебного и профилактического питания
пациенту по назначению лечащего врача, разъяснять принципы приема лечебного и
профилактического питания, основания назначения и контролировать выполнение
назначений врача
Владеть практическими навыками:
Контроль выполнения пациентами приема лечебного питания по назначению
лечащего врача
5. Особенности реализации программы
Программа рассчитана на 36 академических часов.
Программа реализуется в заочной форме с использованием дистанционных
образовательных технологий.
Содержание программы определяется учебным планом, который устанавливает
перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение учебных разделов, иных
видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации.
6. Формы аттестации
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе

4

15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
7. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7.1 Учебный план программы повышения квалификации «Актуальные
вопросы диетического питания при заболеваниях органов пищеварения»
Категория слушателей: медицинские сестры диетические
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.

№

№ Наименование
п
учебных
дисциплин/модулей
п

Всего
часов

Изучение
лекционного,
методического,
тематического
материала

п/п

1.

2.

1 Общие вопросы
питания и диеты.
Оценка питания
2Диетическое питание
при заболеваниях
пищеварительной
системы
Итого:

1
12
2
22
3
34

Итоговая аттестация 2
Всего часов:
36

В том числе
Самостоятельная работа
(выполнение контрольных
заданий)

8

4

14

8

22

12

Тестирование

5

7.2 Учебно-тематический план программы повышения квалификации
«Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов
пищеварения»
Категория слушателей: Медицинские сестры диетические
Количество часов обучения (срок освоения программы): 36 академических часов.
Форма обучения: заочная, с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Наименование
разделов/тем

Модуль 1. Общие
вопросы питания и
диеты. Оценка питания
Тема 1. Общие вопросы
питания и диеты
Тема 2. Оценка питания.
Составление
семидневного меню
Модуль 2. Диетическое
питание при
заболеваниях
пищеварительной
системы
Тема 1. Общая
характеристика
современной стратегии
диетотерапии при
ожирении
Тема 2. Лечебное питание
при заболеваниях
кишечника
Тема 3. Лечебное питание
при заболеваниях печени
и желчевыводящих путей
Тема 4. Лечебное питание
при панкреатитах
Итого

Всего
часов

В том числе
Изучение
лекционного,
тематического
и
методического
материала

Самостоятельная работа (выполнение
контрольных заданий)

12

9

3

4

3

1

4

3

1

22

14

8

5

5

2

3

2

3

6

4

2

6

4

2

34

23

11

Итоговая аттестация

2

Всего

36

Тестирование

6

2

7.3. Календарный учебный график по программе повышения квалификации
«Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов
пищеварения»
Программа повышения квалификации «Актуальные вопросы диетического питания
при заболеваниях органов пищеварения» предусматривает изучение всех разделов,
представленных в учебном плане.
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
учебной
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
1
нагрузки
Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация
7. 4 Рабочие Программы учебных дисциплин/модулей
Рабочая Программа Модуля 1. Общие вопросы питания и диеты. Оценка
питания
Тема 1. Общие вопросы питания и диеты. Процесс питания. Цели и задачи процесса
питания. Сбалансированное питание. Понятие пищевой ценности питания.
Энергетическую ценность продуктов и энергозатраты организма. Расчёт энергетической
ценности рациона. Сбалансированность рациона. Основы пищеварения. Лечебное
питание.
Тема 2. Оценка питания. Составление семидневного меню. Показатели статуса питания
человека. Нарушения статуса питания по показателю индекса массы тела. Оценка
нарушений питания при назначении энтерального питания. Методика составления
семидневного меню. Документы для составления семидневного меню. Характеристики
диет. Картотека блюд. Последовательность составления семидневного меню.
Оптимизация диетического питания.
Рабочая Программа Модуля 2. Диетическое питание при заболеваниях
пищеварительной системы
Тема 1. Лечебное питание при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки.
Построение диетического лечения при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной
кишки. Ритм питания. Влияние пищи на секреторную и двигательную функции желудка.
Методика диетотерапии и характеристика диет при заболеваниях желудка и
двенадцатиперстной кишки. Перечень рекомендуемых продуктов и блюд. Кулинарная
обработка. Пищевая ценность продуктов и блюд, используемых в диетотерапии язвенной
болезни. Лечебное питание при язвенной болезни в юношеском и подростковом возрасте.
Лечебное питание при язвенной болезни у лиц пожилого возраста. Лечебное питание при
осложнённых формах язвенной болезни. Лечебное питание при язвенной болезни с
сопутствующими заболеваниями. Лечебное питание при гастритах. Лечебное питание при
функциональных расстройствах желудка. Лечебное питание при постгастрорезекционном
синдроме.
Тема 2. Лечебное питание при заболеваниях кишечника. Основная задача диетотерапии
при заболеваниях кишечника. Характеристика диет и примерное меню. Показания к
назначению. Перечень рекомендуемых блюд и продуктов. Методика диетотерапии при
заболеваниях кишечника.
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

7

Тема 3. Лечебное питание при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Основная
задача диетотерапии при заболеваниях печени и желчевыводящих путей. Характеристика
диет и примерное меню. Показания к назначению. Перечень рекомендуемых блюд и
продуктов. Методика диетотерапии при заболеваниях печени и желчевыводящих путей.
Тема 4. Лечебное питание при панкреатитах. Лечебное питание при остром панкреатите.
Характеристика диет и примерное меню. Показания к назначению. Перечень
рекомендуемых блюд и продуктов. Методика диетотерапии. Лечебное питание при
хроническом панкреатите. Характеристика диет и примерное меню. Показания к
назначению. Перечень рекомендуемых блюд и продуктов. Методика диетотерапии.

8. Основная и дополнительная учебная литература
Основная литература
Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под ред. В. А.
Тутельяна, Д. Б. Никитюка. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 656 с.
Дополнительная литература
1. Приказ Минздрава РФ от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию
лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской
Федерации": СПС КонсультантПлюс.
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 июня 2013 г. № 395н «Об
утверждении норм лечебного питания»: СПС КонсультантПлюс.
3. Боровик Т.Э., Ладодо К.С. Клиническая диетология детского возраста. Руководство
для врачей. М.: Медицинское информационное агентство, 2015. - 720 с.
4. Детская диетология: руководство / Р. Р. Кильдиярова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 272 с.
5. Диетология. 4-е изд. / Под ред. А. Ю. Барановского. - СПб: Питер, 2012. - 1024 с.
6. Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник / Под ред. членкорр. МАИ, проф. И. М. Скурихина и академика РАМН, проф. В. А. Тутельяна. М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с.
Базы данных, информационно – справочные и поисковые системы
Центральная научная медицинская библиотека - http://www.scsml.rssi.ru/
1.
http://www.minzdravsoc.ru/docs – нормативные-правовые акты, документы.
2.

http://medinfa.ru– медицинская энциклопедия.

3.
http://socmed.narod.ru/ – социальная медицина и организация здравоохранения
(электронное справочное медицинское пособие по социальной медицине, экономике,
управлению здравоохранением и правовым аспектам деятельности врача).
Электронные
системы
1.
НЭБ e-Library
2.
3.
4.
5.
6.
7.

ресурсы,

Интернет-ресурсы,

электронные

библиотечные

http://www.euro.who.int/main/WHO/ – Всемирная организация здравоохранения.
Европейское бюро.
http://www.niph.ru/ – Национальный НИИ общественного здоровья РАМН.
http://www.zdravinform.ru/ – библиотека проектов реформы здравоохранения.
http://www.rosmedstrah.ru/ – медицинское страхование в России.
http://www.mma.ru/publication/medicine/public – ММА им. Сеченова
http://www.zdrav.org – ЭкспертЗдравСервис – экспертная система оценки

8

соответствия в здравоохранении.
http://www.medical-law.narod.ru – медицинское право – защита прав пациента.
http://rudoctor.net/ – медицинский правовой портал.
10. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача":
http://www.rosmedlib.ru
11. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента":
http://www.studmedlib.ru
12.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
13. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
14. Справочник лекарств по ГРЛС Минздрава РФ: https://medi.ru
15. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
16.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
17.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
18.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
19.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
8.
9.

9. Организационно-педагогические условия (условия реализации
программы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК « Актуальные вопросы
диетического питания при заболеваниях органов пищеварения» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов).
Техническое обеспечение системы дистанционного обучения:
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;

9

− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
Организация обучения:
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы диетического питания при
заболеваниях органов пищеварения» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.

10

Кадровое обеспечение реализации программы
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов
пищеварения» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов
из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.

9.1 Основа обучения:
Бюджетные
ассигнования
нет

Внебюджетные
средства
да

Средства ТФОМС
да

9.2 Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного
Стоимость обучения одного
слушателя за счет внебюджетных
слушателя за счет средств ТФОМС
средств, руб.
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2024 год» от 09.01.2024г № 24010901.
Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
за счет средств ТФОМС
пятилетнего цикла
Да
Да
9.3 Год утверждения программы: 2024
9.4 Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=259

10. Оценка качества освоения программы
Оценка качества освоения программы включает итоговую аттестацию
обучающихся.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК « Актуальные вопросы
диетического питания при заболеваниях органов пищеварения» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:

11

− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
10.1. Требования к процедуре итоговой аттестации
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской
Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам», освоение дополнительной профессиональной
программы «Актуальные вопросы диетического питания при заболеваниях органов
пищеварения» повышения квалификации специалистов завершается обязательным
завершающим этапом – итоговой аттестацией.
Целью итоговой аттестации слушателей является установление уровня их
подготовки к выполнению профессиональной деятельности в рамках имеющейся
квалификации.
Итоговая
аттестация
проводится
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий.
К итоговой аттестации допускаются лица, завершившие обучение по
дополнительной профессиональной программе.
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
10.2

Примеры оценочных средств

Инструкция: выберите один или несколько верных ответов
1. Из организации-поставщика в пищеблок больницы завезли продукты питания, в
числе которых оказалось молоко коровье фляжное. Кислотность молока при проведении
измерения оказалось выше 300 по Тернеру. Как должен поступить работник пищеблока,
принимающий завозимые продукты питания?
а) принять молоко
б) отправить молоко обратно, как несоответствующее требованиям
в) провести пробное кипячение молока, и в случае створаживания молока
отправить молоко обратно, как непригодное для употребления
г) сделать из этого молока творог и использовать его в качестве сырья для
приготовления диетических блюд из творога
д) вызвать работника районной санэпидслужбы
2. Из районной санитарно-эпидемиологической станции в пищеблок больницы
пришел работник для отбора проб с целью определения химического состава и
калорийности отдельных блюд, приготовленных в пищеблоке. Работник санэпидслужбы
отобрал пробы: отварные сосиски, отварную курицу, рагу из баранины с костями, котлеты
из говядины паровые, суфле рыбное паровое.
Как должен поступить врач-диетолог, присутствующий при отборе проб?
а) огласиться с выбором работника санэпидслужбы

12

б) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор
проб не должны включаться блюда, приготовленные из промышленных изделий, в данном
случае сосиски
в) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор
проб не должны включаться блюда, приготовленные из птицы и мяса с костями, в данном
случае отварная курица и рагу из баранины с костями
г) не соглашаться с действиями работника санэпидслужбы, указав, что в отбор проб
не должны включаться блюда, приготовленные из промышленных изделий и блюда,
приготовленные из птицы и мяса с костями, в данном случае сосиски, отварная курица и
рагу из баранины с костями
д) правильные ответы б) и в)
3. Поступил в стационар коренной житель Крайнего Севера, полгода назад
переехавший для постоянного жительства в Россию, с жалобами на частый жидкий стул,
похудание в течение последних 3-4 месяцев. Со слов больного, иногда расстройства стула
обусловлены употреблением сладких блюд и грибов.
О какой патологии в данном случае можно подумать?
а) о хронической энтеропатии
б) об инвертазной недостаточности
в) о дефиците или отсутствии в его организме тригаллазы
г) о полиферментной недостаточности
д) правильные ответы скорее всего б) и в)
е) правильные ответы скорее всего а) и г).
4. В гастроэнтерологическое отделение поступила больная 35 лет с жалобами на
схваткообразные боли в животе с возникновением позывов на дефекацию, склонность к
запорам. Стул бывает через 2-3 дня самостоятельно, но с трудом, чаще всего в виде
"овечьего" кала. После опорожнения кишечника не чувствует полного удовлетворения.
Лечился по поводу Синдрома раздраженной кишки различными препаратами с
временным успехом.
Какие из перечисленных рекомендаций по питанию Вы можете посоветовать этой
пациентке?
а) включать в рацион индифферентные в отношении перистальтики кишечника
продукты в большом количестве
б) исключать из рациона питания продукты и блюда, задерживающие
перистальтику кишечника
в) включать в рацион питания физиологические стимуляторы перистальтики
кишечника в большом количестве
г) правильные ответы б) и в)
д) правильные ответы а) и б)
5. На стационарном лечении в гастроэнтерологическом отделении находится
больной 45 лет, поступивший с жалобами на изжогу, усиливающуюся после приема
жареной, жирной и острой пищи, газированных и кислых напитков, а также в положении
лежа. На основании жалоб, анамнеза, объективных данных и результатов
эндоскопического и рентгенологического исследований пищевода (сливные эрозии,
занимающие около 5 см слизистой оболочки нижней трети пищевода), желудка и
двенадцатиперстной кишки поставлен диагноз Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
II степени.
Какие из перечисленных продуктов и блюд не следует исключать из рациона
питания этого пациента?
а) газированные и кислые напитки

13

б) жареную, жирную и острую пищу
в) отварные и паровые мясо, курицу и рыбу
г) куриный бульон в теплом виде, заправленный сливочным маслом
д) крепкий чай с молоком
е) цветочный чай с мятой
6. Больной, страдающий язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в течение
многих лет и не соблюдающий диету, при эпизодически возникающих голодных болях в
эпигастральной области "спасался" от них приемом стакана теплого молока. В течение
последнего полугода молоко уже "не спасает".
Что Вы можете посоветовать ему в отношении питания?
а) соблюдать диету, перейдя на принципы диеты № 1
б) пить молоко с небольшим количеством пищевой соды
в) заедать боли отварным мясом или отварной курицей
г) принимать 1 стакан теплого куриного бульона, заправленного сливочным
маслом
д) выпить 1 стакан минеральной воды без газа комнатной температуры
7. У больного, страдающего язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в
течение 5 лет, в последние полгода появились тупые боли и тяжесть в правом подреберье.
При обследовании установлено, что к язвенной болезни двенадцатиперстной кишки
присоединился хронический бескаменный холецистит.
Какой диеты больной должен придерживаться в такой ситуации?
а) продолжать придерживаться принципов диеты № 1
б) придерживаться принципов диеты № 2
в) придерживаться принципов диеты № 4
г) придерживаться принципов диеты № 5
д) не придерживаться принципов никакой диеты
8. У больного, страдающего язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки в
течение 5 лет, в последние полгода появились тупые боли выше пупка на 4-5 см,
отдающие в спину, тяжесть в правом подреберье. При обследовании установлено, что к
язвенной болезни двенадцатиперстной кишки присоединился хронический панкреатит и
хронический бескаменный холецистит.
Какой диеты больной должен придерживаться в такой ситуации?
а) продолжать придерживаться принципов диеты № 1
б) придерживаться принципов диеты № 2
в) придерживаться принципов диеты № 4
г) придерживаться принципов диеты № 5
д) придерживаться принципов диеты № 5п
9. Пациент 20 лет, поступил в стационар с жалобами на выраженные голодные и
ночные боли в эпигастральной области, утихающие после приема пищи, сильную изжогу,
кислую отрыжку и рвоту (без примеси крови). Болен в течение 1 месяца. Лечился в
амбулаторных условиях современными антисекреторными и антацидными средствами,
однако боли продолжают беспокоить, особенно донимают изжога и кислая отрыжка.
Несмотря на хорошее питание, похудел на 2 кг. На основании жалоб, анамнеза,
объективных данных и результатов обследования поставлен диагноз Ювенильная
язвенная болезнь с локализацией язвы в пилорическом канале и в луковице
двенадцатиперстной кишки в стадии выраженного обострения, впервые выявленная.
Какие особенности должна иметь диета этого больного?

14

а) диета должна содержать повышенное количество белков преимущественно
животного происхождения
б) диета должна содержать повышенное количество растительного масла (до 1/3
количества жиров суточного рациона)
в) диета должна содержать повышенное количество растительного масла (до 1/2
количества жиров суточного рациона)
г) диета должна содержать повышенное количество легкоусвояемых углеводов
д) правильные ответы а) и в)
е) правильные ответы а) и б)
10. Больному, страдающему язвенной болезнью, полгода назад произведена
резекция 2/3 желудка по поводу осложнения язвенной болезни массивным кровотечением.
Через месяц после операции начали беспокоить приступы слабости, головокружения
сразу после приема пищи, особенно после приема сладких, жидких блюд, цельного
молока. В течение последнего месяца эти приступы наблюдаются после каждого приема
пищи, что привело почти к полной потере трудоспособности. Был поставлен диагноз
Ранний демпинг синдром средней степени тяжести. Постгастро-резекционная дистрофия.
Какую диету Вы ему назначили бы?
а) диету № 1а
б) диету № 2
в) диету № 4
г) диету № 5
д) индивидуальную диету
11. У больного 55 лет, страдающего общим атеросклерозом, в последние 2-3
месяца усилились колющие боли в области сердца. Временами стало повышаться
артериальное давление выше 140/90 мм рт.ст. В результате обследования были
обнаружены повышение уровня холестерина в крови 7,2 ммоль/л, ЛПНП и снижение
уровня ЛПВП, на ЭКГ - снижение сократительной способности миокарда, признаки
гипертрофии левого желудочка. Поставлен диагноз: Общий атеросклероз.
Коронарокардиосклероз, ИБС, стабильная стенокардия. Артериальная гипертония.
Какую диету следует считать адекватной данной ситуации?
а) диету № 10а
б) диету № 10и
в) диету № 10с
г) диету Карреля
д) диету № 10
12. На основании жалоб, анамнеза, объективных данных и результатов
исследований больному 45 лет поставлен диагноз острый диффузный гломерулонефрит.
Находится на стационарном лечении в нефрологическом отделении 4-день. Лечащим
врачом совместно с врачом диетологом решено на 4 дня назначить индивидуальное
питание по Фольгарту.
Из перечисленных укажите продукты, которые не следует включать в рацион
индивидуального питания этого больного?
а) мякоть арбуза 1,5 кг/сутки
б) яблоки или другие свежие фрукты 1,5 кг в виде пюре или в запеченном виде
в) молоко 1-1,5 л в теплом виде
г) отварная курица 350 г на 5 приемов
д) картофель печеный 1 кг + 300 г свежих овощей

15

13. У больного 45 лет, страдающего хроническим диффузным гломерулонефритом,
усилились отеки на лице, нарастала слабость. Биохимические анализы крови показали
значительное повышение уровня остаточного азота, креатинина и мочевины в сыворотке
крови, свидетельствуя о развитии хронической почечной недостаточности (ХПН).
Использование медикаментозных средств существенно не улучшило функции почек, что
диктовало необходимость использования более строгих вариантов диетотерапии.
Из числа приведенных ниже принципов построения диетического рациона укажите
те из них, которые не соответствуют принципам лечения такого больного?
а) ограничение количества белков в суточном рационе до 20-40-60 г в зависимости
от выраженности ХПН
б) ограничение поваренной соли и воды
в) ограничение жиров животного происхождения
г) полное удовлетворение потребностей организма в витаминах и минеральных
веществах
д) содержание углеводов в рационе покрывает их физиологическую потребность
14. У больного 45 лет, страдающего хроническим диффузным гломерулонефритом,
усилились отеки на лице, наросла слабость. Биохимические анализы крови показали
значительное повышение уровня остаточного азота, креатинина и мочевины в сыворотке
крови, свидетельствуя о развитии хронической почечной недостаточности (ХПН).
Использование медикаментозных средств существенно не улучшило функции почек, что
диктовало необходимость использования более строгих вариантов диетотерапии. Решено
использовать диету № 7б, содержащую 40 г белка.
Из числа приведенных ниже укажите адекватное соотношение белков животного и
растительного происхождения:
а) 50% и 50%
б) 75% и 25%
в) 25% и 75%
г) 90% и 10%
д) 10% и 90%
15. У больного, страдающего хронической почечной недостаточностью, уровень
клубочковой фильтрации был выше 40 мл/мин. После перенесенной интеркуррентной
ОРВИ состояние больного ухудшилось, стали нарастать явления ХПН, уровень
клубочковой фильтрации снизился до 30 мл/мин. Из числа указанных выберите
адекватную его состоянию диету:
а) диета № 7а
б) диета № 7б
в) диета № 7в
г) диета № 7г
д) ни одна из них

10.3 Фонд оценочных средств
Виды деятельности

Оказание медицинской
помощи, осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за

Профессиональные
компетенции / трудовые
функции
А/01.5, ПК 2

16

Требования к
результатам

Средства оценки

70%
и
более Тестовые задания 1правильных
15 (Приложение)
ответов

пациентами при
заболеваниях и (или)
состояниях
Интегральная
компетенций

оценка

сформированности

17

70% и более Тест
правильных
ответов


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».