ДПП ПК_Профессиональные заболевания ВДП и голосового аппарата (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15ноября 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ
ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА»
36 ак.ч.
Специальность: Оториноларингология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и
голосового аппарата»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Оториноларингология
4. Дополнительные специальности: Гигиена труда, Лечебное дело, Медико-

социальная экспертиза, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Профпатология, Пульмонология, Сурдология-оториноларингология, Терапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата»,
специальность «Оториноларингология» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г.
N612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"
(зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года
N399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2015 года, N37941);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г.
N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года,
N30942);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2022 № 732н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-профпатолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 22 декабря 2022 года, N71781);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
2

10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
13.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового
аппарата» является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Оториноларингология».
ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и
голосового аппарата» разработана Автономной некоммерческой организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных
путей и голосового аппарата» обусловлена тем, что проблема профессиональных
заболеваний актуальна в клинике профпатологии, так как верхние дыхательные пути
(ВДП), слуховой и вестибулярный анализаторы являются первичными защитными
барьерами и первичными органами взаимодействия организма человека с окружающей
средой. Рост числа профессиональных нарушений голоса находится в неразрывной связи с
расширением речевых сфер деятельности человека, изменениями, происходящими в
обществе: темп, стиль, технический прогресс.
Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач по гигиене труда,
врач по общей гигиене, врач по медико-социальной экспертизе, врач общей врачебной
практики (семейный врач), врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт (лечебник).
3

Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций слушателей,
необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в
области профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей и голосового
аппарата.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы профпатологии и гигиены труда (общие понятия о
факторах рабочей среды и трудового процесса, профессиональных заболеваниях и
эпидемиологии
профессиональной
заболеваемости;
нормативные
документы,
регулирующие порядок установления профессиональных заболеваний);
− изучить профессиональные заболевания верхних дыхательных путей (нормативная
база и принципы гигиенического нормирования промышленных аэрозолей; методы
исследования ВДП; физико-химические характеристики производственных аэрозолей;
общая характеристика профессиональных заболеваний ВДП; острые поражения ВДП;
коронавирусная инфекция COVID-19, поражение ВДП и аспекты профпатологической
экспертизы; изменения слизистой оболочки ВДП при воздействии промышленных
аэрозолей ирритативного и прижигающего действия; изменения слизистой оболочки ВДП
при воздействии промышленных аллергенов; основные аспекты профессиональных
онкологических заболеваний ВДП; лечение профессиональных заболеваний ВДП;
экспертиза связи с профессией и критерии профпригодности при профессиональных
заболеваниях ВДП);
− изучить состояние ВДП у работников различных производств и отраслей
промышленности
(состояние
ВДП
у
работников
химико-фармацевтической
промышленности, у работников горнодобывающих и угольных предприятий; риск
формирования патологии ВДП у работников горно-обогатительного предприятия;
состояние ВДП у работников нефтедобывающих и нефтехимических производств;
особенности состояния ВДП у работников производства углеродных волокнистых и
композиционных материалов; состояние полости носа и околоносовых пазух у работников
бериллиевого производства; особенности состояния ВДП у рабочих асбестотехнических
производств);
− изучить профессиональные заболевания голосового аппарата (современные
проблемы гигиенического нормирования голосовой нагрузки; общая характеристика
профессиональных заболеваний голосового аппарата; методы исследования состояния
голосового аппарата; особенности состояния голосового аппарата у педагогов и у
кассиров билетных касс; постановка голоса у работников речевых профессий;
особенности заболеваний гортани у лиц вокальных профессий; принципы лечения
заболеваний гортани)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональные
заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
4

− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового
аппарата» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
5

Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=251

6

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Оториноларингология
Дополнительные специальности: Гигиена труда, Лечебное дело, Медикосоциальная экспертиза, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Профпатология, Пульмонология, Сурдология-оториноларингология, Терапия
Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач по гигиене труда,
врач по общей гигиене, врач по медико-социальной экспертизе, врач общей врачебной
практики (семейный врач), врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт (лечебник).
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Оториноларингология и дополнительной
специальности Сурдология-оториноларингология программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха,
горла, носа, контроль его эффективности и безопасности»
− «А/04.8 Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в
отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи
пациентам при
заболеваниях и
(или) состояниях
уха, горла, носа

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
заболеваний и (или)
состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Оценивать анатомофункциональное состояние
уха, горла, носа в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических состояниях
- Применять методы
исследования при
заболеваниях и (или)
состояниях уха, горла, носа с
учетом возрастных анатомофункциональных
особенностей в соответствии
с действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи:

4
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла,
носа
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для
диагностики заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа, медицинские
показания к их проведению,
правила интерпретации
результатов
- Анатомо-функциональное
состояние уха, горла, носа у
пациентов в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических состояниях
- Этиология, патогенез и
патоморфология,

7

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
уха, горла, носа,
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

Проведение
медицинских
освидетельствовании
и медицинских
экспертиз в

- комплекс стандартного
оториноларингологического
обследования;
- фарингоскопия;
- ларингоскопия (непрямая и
прямая);
- пальцевое исследование
глотки
- комплекс специфического
обследования
(эндоскопическая ревизия
полости носа, носоглотки и
околоносовых пазух,
эндоскопия уха,
микроскопия уха, горла,
носа, стробоскопия)
- Назначать лекарственные
препараты, медицинские
изделия и лечебное питание
пациентам с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных препаратов и
(или) медицинских изделий
- Выполнять медицинские
вмешательства, отдельные
этапы и хирургические
вмешательства при
заболеваниях и (или)
состояниях уха, горла, носа
- Оказывать медицинскую
помощь пациентам при
неотложных состояниях,
вызванных заболеваниями и
(или) состояниями уха,
горла, носа, в том числе в
чрезвычайных ситуациях, в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Определять медицинские
показания для направления
пациентов, имеющих
стойкое нарушение функции
слуха, обусловленное

8

клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и (или)
патологических состояний
уха, горла, носа
- Изменения уха, горла,
носа у пациентов при иных
заболеваниях

- Современные методы
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла,
носа в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Принципы и методы
хирургического лечения
заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа;
показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Манипуляции при
заболеваниях и (или)
состояниях уха, горла, носа;
показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Предоперационная
подготовка и
послеоперационное ведение
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями уха,
горла, носа
- Медицинские показания
для направления пациентов,
имеющих стойкое
нарушение функции слуха,
обусловленное

отношении пациентов
с заболеваниями и
(или) состояниями
уха, горла, носа
(ПК-3)

заболеваниями и (или)
состояниями, последствиями
травм или дефектами уха,
горла, носа, для
прохождения медикосоциальной экспертизы

заболеваниями и (или)
состояниями,
последствиями травм или
дефектами состояниями
уха, горла, носа, на медикосоциальную экспертизу, в
том числе для составления
индивидуальной программы
реабилитации и абилитации
инвалидов, требования к
оформлению медицинской
документации

В рамках дополнительных специальностей Гигиена труда и Общая гигиена
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области медикопрофилактического дела», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в области медико-профилактического дела"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
«С/01.7
Организация
и
проведение
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий»
Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
Трудовая функция
Наименование

Код

Организация и проведение
санитарнопротивоэпидемических
(профилактических)
мероприятий

С/01.7

Трудовые действия
ТД 1: Проведение эпидемиологической и гигиенической
оценки факторов среды обитания
ТД
2:
Оценка
эффективности
проведенных
профилактических
и
противоэпидемических
мероприятий
Должен уметь:
- Организовывать проведение медицинских осмотров и
профилактических мероприятий
- Определять группы повышенного риска заболевания

В рамках дополнительных специальностей Лечебное дело, Терапия программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код
9

Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения

А/05.7

ТД 1: Организация и проведение медицинских осмотров
с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в
соответствии
с
действующими
нормативными
правовыми актами и иными документами
ТД 2: Осуществление диспансеризации взрослого
населения с целью раннего выявления хронических
неинфекционных заболеваний и основных факторов
риска их развития в соответствии с действующими
нормативными правовыми актами и иными документами

В рамках дополнительной специальности Медико-социальная экспертиза
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г.
N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/03.7 Определение степени утраты профессиональной трудоспособности»
- «А/04.7 Определение стойкой утраты трудоспособности»
- «А/05.7 Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших
в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Определение степени утраты
профессиональной
трудоспособности

А/03.7

Определение стойкой утраты
трудоспособности
Определение нуждаемости
пострадавших в результате
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний в
медицинской, социальной и
профессиональной реабилитации и
разработка программы
реабилитации пострадавших в
результате несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний

А/04.7
А/05.7

ТД 1: Анализ клинико-функциональных
критериев
утраты
профессиональной
трудоспособности
ТД
2:
Определение
степени
утраты
профессиональной
трудоспособности
в
процентах
ТД 1: Определение процента стойкой утраты
общей трудоспособности
ТД 1: Составление программы реабилитации
пострадавшего в результате несчастного
случая на производстве и профессионального
заболевания
ТД
2:
Определение
нуждаемости
пострадавшего
в
протезировании
и
обеспечении
приспособлениями,
необходимыми для трудовой деятельности и в
быту

В рамках дополнительной специальности Профпатология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-профпатолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2022 № 732н «Об утверждении
10

профессионального стандарта "Врач-профпатолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
- «А/01.8 Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и
заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания
с профессией»
Профессиональный стандарт «Врач-профпатолог»
Трудовая функция
Наименование
Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Оценка состояния органов грудной клетки
пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы
или подозрением на заболевания бронхолегочной
системы по полученным результатам лабораторных и
инструментальных исследований

В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-пульмонолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Диагностика заболеваний бронхолегочной системы»
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование
Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Оценка состояния органов грудной клетки
пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы
или подозрением на заболевания бронхолегочной
системы по полученным результатам лабораторных и
инструментальных исследований

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

11

п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Лекци
я

Самост Формиру Форма
работа
емые контроля
(в т.ч компетен
консульт
ции
ации)

Общие вопросы профпатологии и
1 гигиены труда

3

2

1

Профессиональные заболевания
2 верхних дыхательных путей

14

12

2

Состояние верхних дыхательных
3 путей у работников различных
производств и отраслей
промышленности
Профессиональные заболевания
4 голосового аппарата
Итоговая
тестирование)

аттестация

(итоговое

ИТОГО

8

10
1
36

7

8
-

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3

2

ПК-1
ПК-2
ПК-3
Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

1.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие вопросы профпатологии и
гигиены труда
Общие понятия о факторах рабочей
среды и трудового процесса,
профессиональных заболеваниях и
эпидемиологии профессиональной
заболеваемости
Нормативные документы,
12

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

3

2

1

1

1

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

2.6

2.7

2.8

2.9
2.10

2.11

3

3.1

3.2

3.3
3.4

регулирующие порядок установления
профессиональных заболеваний
Профессиональные заболевания
верхних дыхательных путей
Нормативная база и принципы
гигиенического нормирования
промышленных аэрозолей
Методы исследования верхних
дыхательных путей
Физико-химические характеристики
производственных аэрозолей
Общая характеристика
профессиональных заболеваний верхних
дыхательных путей
Острые поражения верхних
дыхательных путей
Коронавирусная инфекция COVID-19.
Поражение верхних дыхательных путей
и аспекты профпатологической
экспертизы
Изменения слизистой оболочки верхних
дыхательных путей при воздействии
промышленных аэрозолей
ирритативного и прижигающего
действия
Изменения слизистой оболочки верхних
дыхательных путей при воздействии
промышленных аллергенов
Основные аспекты профессиональных
онкологических заболеваний верхних
дыхательных путей
Лечение профессиональных заболеваний
верхних дыхательных путей
Экспертиза связи с профессией и
критерии профпригодности при
профессиональных заболеваниях
верхних дыхательных путей
Состояние верхних дыхательных
путей у работников различных
производств и отраслей
промышленности
Состояние верхних дыхательных путей у
работников химико-фармацевтической
промышленности
Состояние верхних дыхательных путей у
работников горнодобывающих и
угольных предприятий
Риск формирования патологии верхних
дыхательных путей у работников горнообогатительного предприятия
Состояние верхних дыхательных путей у
13

14

12

2

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

2

2

-

1

1

-

1

1

-

8

7

1

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

3.5

3.6

3.7
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8

работников нефтедобывающих и
нефтехимических производств
Особенности состояния верхних
дыхательных путей у работников
производства углеродных волокнистых и
композиционных материалов
Состояние полости носа и околоносовых
пазух у работников бериллиевого
производства
Особенности состояния верхних
дыхательных путей у рабочих
асбестотехнических производств
Профессиональные заболевания
голосового аппарата
Современные проблемы гигиенического
нормирования голосовой нагрузки
Общая характеристика
профессиональных заболеваний
голосового аппарата
Методы исследования состояния
голосового аппарата
Особенности состояния голосового
аппарата у педагогов
Особенности состояния голосового
аппарата у кассиров билетных касс
Постановка голоса у работников речевых
профессий
Особенности заболеваний гортани у лиц
вокальных профессий
Принципы лечения заболеваний гортани

1

1

-

1

1

-

1

1

-

10

8

2

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных
путей и голосового аппарата» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
Профессиональные аллергические заболевания верхних дыхательных путей
нередко сочетаются со всем перечисленным, кроме:
а) аллергического дерматита
б) астмоидного бронхита
в) гипохромной анемии
г) бронхиальной астмы
д) все перечисленное
2.
Для решения вопроса о профессиональной этиологии бронхиальной астмы
концентрация производственного аллергена:
а) имеет решающее значение
б) не имеет решающего значения
в) и тот, и другой
г) ни тот, ни другой
д) все перечисленное
3.
Для решения вопроса о профессиональной этиологии бронхиальной астмы
продолжительность стажа в контакте с производственным аллергеном:
а) имеет решающее значение
15

б) не имеет решающего значения
в) и тот, и другой
г) ни тот, ни другой
д) все перечисленное
4. К аллергенам растительной природы относятся все перечисленные, кроме:
а) хлопка
б) льна
в) шиповника
г) джута
д) мучной пыли
5. К химическим аллергенам относятся:
а) никель
б) марганец
в) кобальт
г) хром
д) все перечисленное
6. К аллергенам животного происхождения относятся:
а) шерсть различных видов животных
б) эпидермальные образования
в) натуральный шелк
г) все перечисленное
д) ни одно из перечисленных
7.
К производственным аллергенам относятся:1) азотная кислота; 2) аммиак; 3)
сероуглерод; 4) формальдегид; 5) хром
а) если верно 1 и 2
б) если верно 2 и 3
в) если верно 3 и 4
г) если верно 4 и 5
д) если верно 1 и 5
8. Безусловными формами профессиональной бронхиальной астмы являются:
а) бронхиальная астма по типу атопической
б) аспириновая астма
в) астма физического усилия
г) бронхиальная астма с аллергией к производственным и инфекционным
факторам
д) правильные ответы а) и г)
9.
К достоверным канцерогенам относятся следующие органические вещества:
1) бензидин; 2) ксилол; 3) битум; 4) бензпирен; 5) хлорамин; 6) продукты сжигания
дизельного топлива
а) если верно 1, 2 и 3
б) если верно 2, 3 и 4
в) если верно 3, 4 и 5
г) если верно 4, 5 и 6
д) если верно 1, 2 и 4

16

10.
К достоверным канцерогенам относятся следующие металлы: 1) цинк; 2)
кадмий; 3) кобальт; 4) мышьяк; 5) никель; 6) хром
а) если верно 1, 2 и 3
б) если верно 2, 3 и 4
в) если верно 3, 4 и 5
г) если верно 4, 5 и 6
д) если верно 1, 2 и 4
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Профессиональные заболевания ЛОР-органов: руководство для врачей / В.
Б. Панкова, И. Н. Федина [и др.] под общ. ред. И. В. Бухтиярова, Н. А. Дайхеса. - 2-е изд.,
перераб. и доп. – Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 552 с.
2.
Абрамов Б.Э. Профессиональные болезни. Учеб.-метод. пособие. — Гомель:
ГомГМУ, 2013. - 28 с.
3.
Мухин Н.А. Профессиональные болезни: учебник / Н.А. Мухин [и др.]. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с.
4.
Мухин Н. А., Косарев В. В. Профессиональные болезни: учебник / Н. А.
Мухин, В. В. Косарев, С. А. Бабанов, В. В. Фомин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 496 с.
5.
Профессиональные болезни: учеб. для студ. учреждений высш. проф.
образования / [Н. Ф. Измеров, В. Г. Артамонова, Р. Ф. Афанасьева и др.]; под ред. Н. Ф.
Измерова. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
6.
Медико-социальная деятельность: учебник / С.Н. Пузин [и др.]; под ред.
С.Н. Пузина, М.А. Рычковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017.
7.
Викторова
И.А.,
Гришечкина
И.А.
Экспертиза
временной
нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза в амбулаторной практике: учеб.
пособие / И. А. Викторова, И. А. Гришечкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 144 с.
8.
Оториноларингология: учебник / В. В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2014. - 328 с.: ил.
9.
Оториноларингология: учебник / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А.
Лучихин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 584 с.: ил.
10.
Производственная безопасность и профессиональное здоровье: руководство
для врачей / под ред. А. Г. Хрупачева, А. А. Хадарцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -336с.
11.
Большаков А.М. Общая гигиена: учебник. Большаков А.М. 3-е изд., перераб.
и доп. 2012. - 432 с.
12.
Гигиена: учебник / Архангельский В. И. и др.; под ред. П. И. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с.
13.
Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
14.
Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CDМ.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
15.
Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е
изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с.
17

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

18


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».