Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15ноября 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА» 36 ак.ч. Специальность: Оториноларингология Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Оториноларингология 4. Дополнительные специальности: Гигиена труда, Лечебное дело, Медико- социальная экспертиза, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина), Профпатология, Пульмонология, Сурдология-оториноларингология, Терапия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата», специальность «Оториноларингология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог" (зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медикопрофилактического дела" (зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2015 года, N37941); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г. N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе" (зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 года, N30942); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2022 № 732н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-профпатолог" (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2022 года, N71781); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог" (зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366); 2 10. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 11. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 14. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Оториноларингология». ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» обусловлена тем, что проблема профессиональных заболеваний актуальна в клинике профпатологии, так как верхние дыхательные пути (ВДП), слуховой и вестибулярный анализаторы являются первичными защитными барьерами и первичными органами взаимодействия организма человека с окружающей средой. Рост числа профессиональных нарушений голоса находится в неразрывной связи с расширением речевых сфер деятельности человека, изменениями, происходящими в обществе: темп, стиль, технический прогресс. Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач по гигиене труда, врач по общей гигиене, врач по медико-социальной экспертизе, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт (лечебник). 3 Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в области профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей и голосового аппарата. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить общие вопросы профпатологии и гигиены труда (общие понятия о факторах рабочей среды и трудового процесса, профессиональных заболеваниях и эпидемиологии профессиональной заболеваемости; нормативные документы, регулирующие порядок установления профессиональных заболеваний); − изучить профессиональные заболевания верхних дыхательных путей (нормативная база и принципы гигиенического нормирования промышленных аэрозолей; методы исследования ВДП; физико-химические характеристики производственных аэрозолей; общая характеристика профессиональных заболеваний ВДП; острые поражения ВДП; коронавирусная инфекция COVID-19, поражение ВДП и аспекты профпатологической экспертизы; изменения слизистой оболочки ВДП при воздействии промышленных аэрозолей ирритативного и прижигающего действия; изменения слизистой оболочки ВДП при воздействии промышленных аллергенов; основные аспекты профессиональных онкологических заболеваний ВДП; лечение профессиональных заболеваний ВДП; экспертиза связи с профессией и критерии профпригодности при профессиональных заболеваниях ВДП); − изучить состояние ВДП у работников различных производств и отраслей промышленности (состояние ВДП у работников химико-фармацевтической промышленности, у работников горнодобывающих и угольных предприятий; риск формирования патологии ВДП у работников горно-обогатительного предприятия; состояние ВДП у работников нефтедобывающих и нефтехимических производств; особенности состояния ВДП у работников производства углеродных волокнистых и композиционных материалов; состояние полости носа и околоносовых пазух у работников бериллиевого производства; особенности состояния ВДП у рабочих асбестотехнических производств); − изучить профессиональные заболевания голосового аппарата (современные проблемы гигиенического нормирования голосовой нагрузки; общая характеристика профессиональных заболеваний голосового аппарата; методы исследования состояния голосового аппарата; особенности состояния голосового аппарата у педагогов и у кассиров билетных касс; постановка голоса у работников речевых профессий; особенности заболеваний гортани у лиц вокальных профессий; принципы лечения заболеваний гортани) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); 4 − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. 5 Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=251 6 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Оториноларингология Дополнительные специальности: Гигиена труда, Лечебное дело, Медикосоциальная экспертиза, Общая гигиена, Общая врачебная практика (семейная медицина), Профпатология, Пульмонология, Сурдология-оториноларингология, Терапия Целевая аудитория программы: врач-оториноларинголог, врач по гигиене труда, врач по общей гигиене, врач по медико-социальной экспертизе, врач общей врачебной практики (семейный врач), врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-сурдологоториноларинголог, врач-терапевт (лечебник). Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Оториноларингология и дополнительной специальности Сурдология-оториноларингология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа и установления диагноза» − «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, контроль его эффективности и безопасности» − «А/04.8 Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа» Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание медицинской помощи пациентам при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла, носа Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа и установления диагноза (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Оценивать анатомофункциональное состояние уха, горла, носа в норме, при заболеваниях и (или) патологических состояниях - Применять методы исследования при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла, носа с учетом возрастных анатомофункциональных особенностей в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи: 4 - Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа - Методы лабораторных и инструментальных исследований для диагностики заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа, медицинские показания к их проведению, правила интерпретации результатов - Анатомо-функциональное состояние уха, горла, носа у пациентов в норме, при заболеваниях и (или) патологических состояниях - Этиология, патогенез и патоморфология, 7 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) Проведение медицинских освидетельствовании и медицинских экспертиз в - комплекс стандартного оториноларингологического обследования; - фарингоскопия; - ларингоскопия (непрямая и прямая); - пальцевое исследование глотки - комплекс специфического обследования (эндоскопическая ревизия полости носа, носоглотки и околоносовых пазух, эндоскопия уха, микроскопия уха, горла, носа, стробоскопия) - Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание пациентам с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий - Выполнять медицинские вмешательства, отдельные этапы и хирургические вмешательства при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла, носа - Оказывать медицинскую помощь пациентам при неотложных состояниях, вызванных заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа, в том числе в чрезвычайных ситуациях, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Определять медицинские показания для направления пациентов, имеющих стойкое нарушение функции слуха, обусловленное 8 клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний и (или) патологических состояний уха, горла, носа - Изменения уха, горла, носа у пациентов при иных заболеваниях - Современные методы лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Принципы и методы хирургического лечения заболеваний и (или) состояний уха, горла, носа; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные - Манипуляции при заболеваниях и (или) состояниях уха, горла, носа; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные - Предоперационная подготовка и послеоперационное ведение пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа - Медицинские показания для направления пациентов, имеющих стойкое нарушение функции слуха, обусловленное отношении пациентов с заболеваниями и (или) состояниями уха, горла, носа (ПК-3) заболеваниями и (или) состояниями, последствиями травм или дефектами уха, горла, носа, для прохождения медикосоциальной экспертизы заболеваниями и (или) состояниями, последствиями травм или дефектами состояниями уха, горла, носа, на медикосоциальную экспертизу, в том числе для составления индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов, требования к оформлению медицинской документации В рамках дополнительных специальностей Гигиена труда и Общая гигиена программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области медикопрофилактического дела», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 25 июня 2015 года N399н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области медико-профилактического дела"»), которые соответствуют трудовым функциям: «С/01.7 Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» Трудовая функция Наименование Код Организация и проведение санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий С/01.7 Трудовые действия ТД 1: Проведение эпидемиологической и гигиенической оценки факторов среды обитания ТД 2: Оценка эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий Должен уметь: - Организовывать проведение медицинских осмотров и профилактических мероприятий - Определять группы повышенного риска заболевания В рамках дополнительных специальностей Лечебное дело, Терапия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/05.7 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код 9 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарногигиеническому просвещению населения А/05.7 ТД 1: Организация и проведение медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами ТД 2: Осуществление диспансеризации взрослого населения с целью раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний и основных факторов риска их развития в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами В рамках дополнительной специальности Медико-социальная экспертиза программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медико-социальной экспертизе», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 5 декабря 2013 г. N715н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медикосоциальной экспертизе"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/03.7 Определение степени утраты профессиональной трудоспособности» - «А/04.7 Определение стойкой утраты трудоспособности» - «А/05.7 Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Профессиональный стандарт «Специалист по медико-социальной экспертизе» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Определение степени утраты профессиональной трудоспособности А/03.7 Определение стойкой утраты трудоспособности Определение нуждаемости пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации и разработка программы реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний А/04.7 А/05.7 ТД 1: Анализ клинико-функциональных критериев утраты профессиональной трудоспособности ТД 2: Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах ТД 1: Определение процента стойкой утраты общей трудоспособности ТД 1: Составление программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания ТД 2: Определение нуждаемости пострадавшего в протезировании и обеспечении приспособлениями, необходимыми для трудовой деятельности и в быту В рамках дополнительной специальности Профпатология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-профпатолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 22.11.2022 № 732н «Об утверждении 10 профессионального стандарта "Врач-профпатолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/01.8 Диагностика и раннее выявление профессиональных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, установление связи заболевания с профессией» Профессиональный стандарт «Врач-профпатолог» Трудовая функция Наименование Диагностика заболеваний бронхолегочной системы Трудовые действия Код А/01.8 ТД 1: Оценка состояния органов грудной клетки пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы или подозрением на заболевания бронхолегочной системы по полученным результатам лабораторных и инструментальных исследований В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/01.8 Диагностика заболеваний бронхолегочной системы» Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог» Трудовая функция Наименование Диагностика заболеваний бронхолегочной системы Трудовые действия Код А/01.8 ТД 1: Оценка состояния органов грудной клетки пациентов с заболеваниями бронхолегочной системы или подозрением на заболевания бронхолегочной системы по полученным результатам лабораторных и инструментальных исследований III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная 11 п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. Лекци я Самост Формиру Форма работа емые контроля (в т.ч компетен консульт ции ации) Общие вопросы профпатологии и 1 гигиены труда 3 2 1 Профессиональные заболевания 2 верхних дыхательных путей 14 12 2 Состояние верхних дыхательных 3 путей у работников различных производств и отраслей промышленности Профессиональные заболевания 4 голосового аппарата Итоговая тестирование) аттестация (итоговое ИТОГО 8 10 1 36 7 8 - ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 1 ПК-1 ПК-2 ПК-3 2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 Наименование модулей, разделов и тем Общие вопросы профпатологии и гигиены труда Общие понятия о факторах рабочей среды и трудового процесса, профессиональных заболеваниях и эпидемиологии профессиональной заболеваемости Нормативные документы, 12 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 3 2 1 1 1 - 2 1 1 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 2.11 3 3.1 3.2 3.3 3.4 регулирующие порядок установления профессиональных заболеваний Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей Нормативная база и принципы гигиенического нормирования промышленных аэрозолей Методы исследования верхних дыхательных путей Физико-химические характеристики производственных аэрозолей Общая характеристика профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей Острые поражения верхних дыхательных путей Коронавирусная инфекция COVID-19. Поражение верхних дыхательных путей и аспекты профпатологической экспертизы Изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей при воздействии промышленных аэрозолей ирритативного и прижигающего действия Изменения слизистой оболочки верхних дыхательных путей при воздействии промышленных аллергенов Основные аспекты профессиональных онкологических заболеваний верхних дыхательных путей Лечение профессиональных заболеваний верхних дыхательных путей Экспертиза связи с профессией и критерии профпригодности при профессиональных заболеваниях верхних дыхательных путей Состояние верхних дыхательных путей у работников различных производств и отраслей промышленности Состояние верхних дыхательных путей у работников химико-фармацевтической промышленности Состояние верхних дыхательных путей у работников горнодобывающих и угольных предприятий Риск формирования патологии верхних дыхательных путей у работников горнообогатительного предприятия Состояние верхних дыхательных путей у 13 14 12 2 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 2 2 - 1 1 - 1 1 - 8 7 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 работников нефтедобывающих и нефтехимических производств Особенности состояния верхних дыхательных путей у работников производства углеродных волокнистых и композиционных материалов Состояние полости носа и околоносовых пазух у работников бериллиевого производства Особенности состояния верхних дыхательных путей у рабочих асбестотехнических производств Профессиональные заболевания голосового аппарата Современные проблемы гигиенического нормирования голосовой нагрузки Общая характеристика профессиональных заболеваний голосового аппарата Методы исследования состояния голосового аппарата Особенности состояния голосового аппарата у педагогов Особенности состояния голосового аппарата у кассиров билетных касс Постановка голоса у работников речевых профессий Особенности заболеваний гортани у лиц вокальных профессий Принципы лечения заболеваний гортани 1 1 - 1 1 - 1 1 - 10 8 2 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА» № дня Виды учебной нагрузки1 1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 14 VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Профессиональные заболевания верхних дыхательных путей и голосового аппарата» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Профессиональные аллергические заболевания верхних дыхательных путей нередко сочетаются со всем перечисленным, кроме: а) аллергического дерматита б) астмоидного бронхита в) гипохромной анемии г) бронхиальной астмы д) все перечисленное 2. Для решения вопроса о профессиональной этиологии бронхиальной астмы концентрация производственного аллергена: а) имеет решающее значение б) не имеет решающего значения в) и тот, и другой г) ни тот, ни другой д) все перечисленное 3. Для решения вопроса о профессиональной этиологии бронхиальной астмы продолжительность стажа в контакте с производственным аллергеном: а) имеет решающее значение 15 б) не имеет решающего значения в) и тот, и другой г) ни тот, ни другой д) все перечисленное 4. К аллергенам растительной природы относятся все перечисленные, кроме: а) хлопка б) льна в) шиповника г) джута д) мучной пыли 5. К химическим аллергенам относятся: а) никель б) марганец в) кобальт г) хром д) все перечисленное 6. К аллергенам животного происхождения относятся: а) шерсть различных видов животных б) эпидермальные образования в) натуральный шелк г) все перечисленное д) ни одно из перечисленных 7. К производственным аллергенам относятся:1) азотная кислота; 2) аммиак; 3) сероуглерод; 4) формальдегид; 5) хром а) если верно 1 и 2 б) если верно 2 и 3 в) если верно 3 и 4 г) если верно 4 и 5 д) если верно 1 и 5 8. Безусловными формами профессиональной бронхиальной астмы являются: а) бронхиальная астма по типу атопической б) аспириновая астма в) астма физического усилия г) бронхиальная астма с аллергией к производственным и инфекционным факторам д) правильные ответы а) и г) 9. К достоверным канцерогенам относятся следующие органические вещества: 1) бензидин; 2) ксилол; 3) битум; 4) бензпирен; 5) хлорамин; 6) продукты сжигания дизельного топлива а) если верно 1, 2 и 3 б) если верно 2, 3 и 4 в) если верно 3, 4 и 5 г) если верно 4, 5 и 6 д) если верно 1, 2 и 4 16 10. К достоверным канцерогенам относятся следующие металлы: 1) цинк; 2) кадмий; 3) кобальт; 4) мышьяк; 5) никель; 6) хром а) если верно 1, 2 и 3 б) если верно 2, 3 и 4 в) если верно 3, 4 и 5 г) если верно 4, 5 и 6 д) если верно 1, 2 и 4 IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Профессиональные заболевания ЛОР-органов: руководство для врачей / В. Б. Панкова, И. Н. Федина [и др.] под общ. ред. И. В. Бухтиярова, Н. А. Дайхеса. - 2-е изд., перераб. и доп. – Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 552 с. 2. Абрамов Б.Э. Профессиональные болезни. Учеб.-метод. пособие. — Гомель: ГомГМУ, 2013. - 28 с. 3. Мухин Н.А. Профессиональные болезни: учебник / Н.А. Мухин [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 512 с. 4. Мухин Н. А., Косарев В. В. Профессиональные болезни: учебник / Н. А. Мухин, В. В. Косарев, С. А. Бабанов, В. В. Фомин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 496 с. 5. Профессиональные болезни: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н. Ф. Измеров, В. Г. Артамонова, Р. Ф. Афанасьева и др.]; под ред. Н. Ф. Измерова. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с. 6. Медико-социальная деятельность: учебник / С.Н. Пузин [и др.]; под ред. С.Н. Пузина, М.А. Рычковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 7. Викторова И.А., Гришечкина И.А. Экспертиза временной нетрудоспособности и медико-социальная экспертиза в амбулаторной практике: учеб. пособие / И. А. Викторова, И. А. Гришечкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 144 с. 8. Оториноларингология: учебник / В. В. Вишняков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 328 с.: ил. 9. Оториноларингология: учебник / В. Т. Пальчун, М. М. Магомедов, Л. А. Лучихин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 584 с.: ил. 10. Производственная безопасность и профессиональное здоровье: руководство для врачей / под ред. А. Г. Хрупачева, А. А. Хадарцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -336с. 11. Большаков А.М. Общая гигиена: учебник. Большаков А.М. 3-е изд., перераб. и доп. 2012. - 432 с. 12. Гигиена: учебник / Архангельский В. И. и др.; под ред. П. И. Мельниченко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 656 с. 13. Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с. 14. Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека: учебник + CDМ.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 15. Гигиена труда: учебник / под ред. Н. Ф. Измерова, В. Ф. Кириллова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 480 с. 17 Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 18