Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25апреля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ШКОЛЫ «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»» 72 ак.ч. Специальность: Сестринское дело Ессентуки - 2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»» 2. Трудоемкость: 72 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело 4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая практика, Организация сестринского дела, Сестринское дело в педиатрии 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативноправовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N479н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации сестринского дела" (зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2020 года, N59314); 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 8. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело». ДПП ПК «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»» обусловлена тем, что заболевания эндокринной системы занимают важное место в клинике внутренних болезней. Эндокринные заболевания встречаются как среди взрослого, так и детского населения, поэтому диагностика, лечение и профилактика эндокринных заболеваний остаются не только медицинской, но и социальной проблемой. В настоящее время обучение пациентов стало неотъемлемой частью диабетологической помощи в большинстве стран и уже имеет собственную историю. Хотя отдельные выдающиеся диабетологи применяли обучение уже в 20-х годах 20-го века, потребовалось более 50 лет, чтобы практика обучения пациентов приняла характер интегрирующей части терапии сахарного диабета (СД) и получила повсеместное распространение. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций специалистов со средним медицинским образованием, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндокринологического отделения и кабинета, фельдшер, медицинская сестра врача общей практики, медицинская сестра амбулаторно-поликлинической службы. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить, этиопатогенез, диагностику, лечение и осложнения сахарного диабета 1 и 2 типа (клинические аспекты физиологии углеводного обмена, препараты инсулина и инсулинотерапия; острые и поздние осложнения сахарного диабета); − изучить организационные вопросы обучения пациентов с сахарным диабетом (концепция терапевтического обучения; показатели для отчетной документации по мониторингу деятельности кабинетов «Школа для пациентов с сахарным диабетом»); − изучить методологические основы обучения пациентов с сахарным диабетом (модели обучения пациентов с сахарным диабетом; литература для пациентов; использование аудиовизуальных и компьютерных средств в обучении пациентов; интернетресурсы и дистанционное обучение); − изучить технику инъекций и инфузии при лечении сахарного диабета (техника инъекций и режим введения базального инсулина; помповая инсулинотерапия; роль обучения правильной технике инсулиновых инъекций в достижении контроля гликемии; дневник диабетика); − изучить основы медицинской педагогики, психологические и педагогические аспекты обучения пациентов; − изучить структурированные программы обучения пациентов с сахарным диабетом (структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 1 типа; структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа, не получающих инсулин; структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии; структурированная программа терапевтического обучения детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа и их родителей; структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом на помповой инсулинотерапии) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 30 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 4 000 руб. 4 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 15. Год утверждения программы: 2023 16. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=231 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело Дополнительные специальности: Лечебное дело, Общая практика, Организация сестринского дела, Сестринское дело в педиатрии. Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндокринологического отделения и кабинета, фельдшер, медицинская сестра врача общей практики, медицинская сестра амбулаторно-поликлинической службы. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Сестринское дело и дополнительной специальности Сестринское дело в педиатрии программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/03.5. Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни»; − «А/04.5. Ведение медицинской документации, находящегося в распоряжении медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Проведение мероприятий по профилактике неинфекционных и инфекционных заболеваний, формированию здорового образа жизни (ПК-1) Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-2) организация деятельности Должен уметь Должен знать 3 - Проводить индивидуальное (групповое) профилактическое консультирование населения о факторах, способствующих сохранению здоровья, факторах риска для здоровья и мерах профилактики предотвратимых болезней - Формировать общественное мнение в пользу здорового образа жизни и мотивировать пациентов на ведение здорового образа жизни - Информировать население о программах снижения веса, потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну 4 - Информационные технологии, организационные формы, методы и средства санитарного просвещения населения - Правила проведения индивидуального и группового профилактического консультирования, современные научно обоснованные рекомендации по вопросам личной гигиены, рационального питания, планирования семьи, здорового образа жизни, факторы риска для здоровья; заболевания, обусловленные образом жизни человека - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" В рамках дополнительной специальности Лечебное дело программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/04.6 Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни» Профессиональный стандарт «Фельдшер» Трудовая функция Наименование Проведение мероприятий по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний, укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни Код Трудовые действия А/04.6 ТД 1: Проведение неспецифических и специфических мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний и коррекции факторов риска их развития, снижению детской и материнской смертности ТД 2: Проведение диспансерного наблюдения за лицами с высоким риском развития заболеваний, а также страдающими хроническими инфекционными и неинфекционными заболеваниями и (или) состояниями В рамках дополнительной специальности Организация сестринского дела программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по организации сестринского дела», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N479н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организации сестринского дела"), которые соответствуют трудовым функциям: − «В/02.5. Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения» Профессиональный стандарт «Специалист по организации сестринского дела» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Организация отдельных процессов деятельности структурного подразделения В/02.5 ТД 1: Проведение работы по организации процессов оказания медицинской помощи медицинского персонала структурного подразделения, оказывающего медицинскую помощь в организациях ТД 2: Организация распространения информационносправочных материалов по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни среди населения В рамках дополнительной специальности Общая практика программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики медицинской сестры врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Медицинская сестра врача общей практики Должностные обязанности Должен знать: Проводит занятия (по специально разработанным методикам или составленному и согласованному с врачом плану) с различными группами пациентов. Принимает пациентов в пределах своей компетенции Основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, а также семейной медицины III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ШКОЛЫ «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»» Объем программы: 72 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели Самост Формиру Форма работа емые контроля Объем, Лекци п/п Наименование модулей (в т.ч я компетен ак.ч. консуль ции тации) Сахарный диабет. Типы, ПК-1 14 4 1 этиопатогенез, диагностика, лечение, 18 ПК-2 осложнения Организационные и ПК-1 методологические основы ПК-2 10 7 3 2 терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом Техника инъекций и инфузии при ПК-1 10 7 3 3 лечении сахарного диабета ПК-2 Основы медицинской педагогики. ПК-1 14 11 3 4 Психологические и педагогические ПК-2 аспекты обучения пациентов Структурированные программы ПК-1 18 15 3 5 обучения пациентов с сахарным ПК-2 диабетом Итоговая аттестация (итоговое 2 Тестиров 2 тестирование) ание ИТОГО 72 54 18 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ШКОЛЫ «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»» Объем программы: 72 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели № п/п Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа Форма контроля (в т.ч консуль тации) 1.2 Сахарный диабет. Типы, этиопатогенез, диагностика, лечение, осложнения Клинические аспекты физиологии углеводного обмена. Препараты инсулина и инсулинотерапия Сахарный диабет 1 типа 1.3 Сахарный диабет 2 типа 6 5 1 1.4 Острые и поздние осложнения сахарного диабета Организационные и методологические основы терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом Концепция терапевтического обучения 3 2 1 10 7 3 2 1 1 2 1 1 3 2 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 10 7 3 2 1 1 2 2 - 3 2 1 1 1 - 2 1 1 14 11 3 3 2 1 4 3 1 1 1.1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 Показатели для отчетной документации по мониторингу деятельности кабинетов «Школа для пациентов с сахарным диабетом» Модели обучения пациентов с сахарным диабетом Литература для пациентов Использование аудиовизуальных и компьютерных средств в обучении пациентов Интернет-ресурсы и дистанционное обучение Техника инъекций и инфузии при лечении сахарного диабета Техника инъекций и инфузии при лечении сахарного диабета Техника инъекций и режим введения базального инсулина Помповая инсулинотерапия Роль обучения правильной технике инсулиновых инъекций в достижении контроля гликемии Дневник диабетика Основы медицинской педагогики. Психологические и педагогические аспекты обучения пациентов Основы медицинской педагогики. Условия эффективного обучения Психологические аспекты обучения пациентов 18 14 4 3 2 1 6 5 1 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 Педагогические аспекты обучения пациентов Личностные особенности и поведение пациентов Структурированные программы обучения пациентов с сахарным диабетом Структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 1 типа Структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа, не получающих инсулин Структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии Структурированная программа терапевтического обучения детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа и их родителей Структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом на помповой инсулинотерапии Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 4 3 1 3 3 - 18 15 3 4 3 1 4 3 1 4 3 1 3 3 - 3 3 - 2 - 2 72 54 18 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ ШКОЛЫ «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»» № дня Виды учебной нагрузки1 1 1/7 2/8 3/9 4/10 5/11 6/12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Организация и ведение школы «Обучение больных сахарным диабетом»» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Основные факторы патогенеза сахарного диабета первого типа: а) инсулиновая недостаточность и повышение контринсулярных гормонов б) инсулинорезистентность и деструкция бета-клеток в) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность 2. Укажите этиологические факторы сахарного диабета первого типа: а) аутоиммунное поражение островков Лангерганса с развитием инсулита и вирусное поражение бета – клеток б) психическая травма в) ожирение 3. Основные факторы патогенеза сахарного диабета первого типа: а) инсулиновая недостаточностьи повышение контринсулярных гормонов б) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность в) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность 4. Причиной развития сахарного диабета при болезни Иценко-Кушинга является: а) инактивация инсулина б) усиление глюконеогенеза в) нарушение чувствительности тканей к инсулину 5. Какой из гормонов стимулирует липогенез: а) адреналин б) соматотропный гормон в) инсулин 6. Самым активным стимулятором секреции инсулина является: а) глюкоза б) фруктоза в) аминокислоты 7. Прохождение глюкозы через мембрану клетки без участия инсулина происходит в следующих тканях: а) мозговом слое почек б) нервной ткани, ткани хрусталика в) оба варианта г) нет верного ответа 8. Какие из перечисленных ниже механизмов действия присущи инсулину: а) торможение липолиза б) усиление процессов утилизации аминокислот и синтеза белка + в) усиление глюконеогенеза 9. Диабет первого типа преимущественно сочетается с наличием всех перечисленных антигенов HLA, кроме: а) В7 б) В18 в) В15 10. Абсолютная недостаточность инсулина может перечисленным, кроме: а) внепанкреатических факторов б) острого панкреатита в) аутоиммунного поражения поджелудочной железы быть обусловлена всем IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Методическое руководство Организация работы кабинета «Школа для пациентов с сахарным диабетом», год утверждения: 2022, Москва 2. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 10-й выпуск (дополненный). – М.; 2021. 3. Эндокринология: национальное руководство/под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 1112 с.: ил. 4. Детская эндокринология: учебник / И.И. Дедов, В.А. Петеркова, О.А. Малиевский, Т.Ю. Ширяева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 256 с. 5. Справочник детского эндокринолога / И.И. Дедов, В.А. Петеркова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Литтерра, 2014. – 496 с. 6. Детская эндокринология. Атлас / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М.: с240 с. ил. 7. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / Под ред. И. И. Дедова и В. А. Петерковой. - М.: Практика, 2014.- 442 с. 8. Эндокринология: профессиональные секреты / Г.А. Мельниченко, О.В. Удовиченко, А.Е. Шведова, А.В. Витебская. – М.: Практическая медицина, 2019. – 168 с. 9. Эндокринология. Фармакотерапия без ошибок. 2-е издание, переработанное и дополненное. Руководство для врачей / под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко, М.В. Шестаковой. – М.: Е-ното, 2018. – 698 с. – (Серия «Фармакотерапия без ошибок»). 10. Неотложная эндокринология. / А.М. Мкртумян, А.А. Нелаева. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 128 с. 11. Руководство по детской эндокринологии / под ред. Чарльза Г.Д. Брука, Розалинд С. Браун: пер. с англ. под ред. В.А. Петеркова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 352 с. 12. Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В.Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с. 13. Аметов А. С. Избранные лекции по эндокринологии. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2012.- 544 с.: ил. дополнения. 14. Благосклонная Я. В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я. В. Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. 2-е изд. перераб. и доп.– СПб.: СпецЛит, 2007. – 400с. 15. Болезни надпочечников / Д. Г. Бельцевич, И. А. Иловайская, А. Н.Тюльпаков и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ЭБС. 16. Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 1/Пер. с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 464 с. 17. Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 2/Пер. с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 696 с. 18. Потемкин В.В., Старостина Е.Г. Неотложная эндокринология: Руководство для врачей. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 400 с. 19. Сахарный диабет. Диагностика, лечение, профилактика /Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. - 808 с. 20. Сахарный диабет. Острые и хронические осложнения /Под ред. И.И. Дедова, М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2011. - 480 с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС Минздрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru