ДПП ПК_Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом» (72ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25апреля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ
САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ»»
72 ак.ч.
Специальность: Эндокринология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»»
2. Трудоемкость: 72 ак.ч.
3. Специальность: Эндокринология
4. Дополнительные специальности: Детская эндокринология, Диетология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Офтальмология,
Медицинская психология, Педиатрия, Терапия.
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»», специальность
«Эндокринология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N
49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53895);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-диетолог" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 июня 2021 года, N64004);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 05 июня 2017г №470н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 июля 2017 года, N47191);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
10.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
2

служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Эндокринология».
ДПП ПК «Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Школа практического врача «Обучение больных сахарным
диабетом»» обусловлена тем, что заболевания эндокринной системы занимают важное
место в клинике внутренних болезней. Эндокринные заболевания встречаются как среди
взрослого, так и детского населения, поэтому диагностика, лечение и профилактика
эндокринных заболеваний остаются не только медицинской, но и социальной проблемой.
В настоящее время обучение пациентов стало неотъемлемой частью
диабетологической помощи в большинстве стран и уже имеет собственную историю. Хотя
отдельные выдающиеся диабетологи применяли обучение уже в 20-х годах 20-го века,
потребовалось более 50 лет, чтобы практика обучения пациентов приняла характер
интегрирующей части терапии сахарного диабета (СД) и получила повсеместное
распространение.
Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог,
врач-диетолог, медицинский психолог, врач общей практики (семейный врач), врачофтальмолог, врач-педиатр, врач-терапевт (лечебник).
3

Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов в рамках имеющейся квалификации по вопросам организации,
методологической основы и ведению школы практического врача «Обучение больных
сахарным диабетом».
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить, этиопатогенез, диагностику, лечение и осложнения сахарного диабета 1 и
2 типа (клинические аспекты физиологии углеводного обмена, препараты инсулина и
инсулинотерапия; острые и поздние осложнения сахарного диабета);
− изучить организационные вопросы обучения пациентов с сахарным диабетом
(концепция терапевтического обучения; показатели для отчетной документации по
мониторингу деятельности кабинетов «Школа для пациентов с сахарным диабетом»);
− изучить методологические основы обучения пациентов с сахарным диабетом
(модели обучения пациентов с сахарным диабетом; литература для пациентов;
использование аудиовизуальных и компьютерных средств в обучении пациентов;
интернет-ресурсы и дистанционное обучение);
− изучить основы медицинской педагогики, психологические и педагогические
аспекты обучения пациентов;
− изучить структурированные программы обучения пациентов с сахарным диабетом
(структурированная программа терапевтического обучения пациентов с сахарным
диабетом 1 типа; структурированная программа терапевтического обучения пациентов с
сахарным диабетом 2 типа, не получающих инсулин; структурированная программа
терапевтического обучения пациентов с сахарным диабетом 2 типа на инсулинотерапии;
структурированная программа терапевтического обучения детей и подростков с сахарным
диабетом 1 типа и их родителей; структурированная программа терапевтического
обучения пациентов с сахарным диабетом на помповой инсулинотерапии)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Школа практического
врача «Обучение больных сахарным диабетом»» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Школа практического врача «Обучение больных сахарным диабетом»»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
7.

4

соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
5

национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
6 000 руб.
6 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=230
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Эндокринология
Дополнительные специальности: Детская эндокринология, Диетология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Офтальмология,
Медицинская психология, Педиатрия, Терапия.
Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог,
врач-диетолог, медицинский психолог, врач общей практики (семейный врач), врачофтальмолог, врач-педиатр, врач-терапевт (лечебник).

6

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Эндокринология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/05.8. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Вид деятельности

1
ВД1:
Оказание
медицинской помощи
взрослому населению
по профилю
"эндокринология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию
здорового образа
жизни, санитарногигиеническому
просвещению
населения (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проводить санитарнопросветительную работу
по формированию
здорового образа жизни,
профилактике
заболеваний эндокринной
системы
- Проводить
диспансерное
наблюдение за
пациентами с
выявленными
хроническими
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы

4
-Принципы и особенности
проведения
оздоровительных
мероприятий среди
пациентов с хроническими
заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы
- Формы и методы
санитарно-просветительной
работы среди пациентов (их
законных представителей),
медицинских работников
по вопросам профилактики
заболеваний и (или)
состояний эндокринной
системы

В рамках дополнительной специальности Детская эндокринология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский эндокринолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/05.8. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт «Врач-детский эндокринолог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового

Трудовые действия

Код
А/05.8

ТД 1: Пропаганда здорового образа жизни,
профилактика заболеваний и (или) состояний органов
эндокринной системы
ТД 2: Назначение профилактических мероприятий детям
с учетом факторов риска, в соответствии с
7

образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения
(ПК-1)

действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартом медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Диетология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-диетолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 02.06.2021 № 359н «Об утверждении профессионального стандарта
"Врач-диетолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/05.8 Назначение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт «Врач-диетолог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Назначение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового
образа жизни и
санитарногигиеническому
просвещению населения
(ПК-1)

А/05.8

ТД 1: Проведение оздоровительных и санитарнопросветительных мероприятий для населения с учетом
возрастных групп, направленных на формирование
здорового образа жизни
ТД 2: Формирование программ здорового образа жизни,
включая программы снижения потребления алкоголя и
табака, предупреждения и борьбы с немедицинским
потреблением наркотических средств и психотропных
веществ,
оптимизации
физической
активности,
рационального питания, нормализации индекса массы тела
и в организациях для детей-сирот и детей, оставленных без
попечения родителей

В рамках дополнительной специальности Терапия и Лечебное дело программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/05.7. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового

А/05.7

ТД 1: Формирование программ здорового образа жизни,
включая программы снижения потребления алкоголя и
табака, предупреждения и борьбы с немедицинским
потреблением наркотических средств и психотропных
веществ
8

образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения
(ПК-1)

ТД 2: Назначение профилактических мероприятий
пациентам с учетом факторов риска в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет профилактическую
работу, направленную на выявление
ранних и скрытых форм заболеваний,
социально значимых болезней и
факторов
риска
путем
диспансеризации
прикрепившегося
контингента в установленном порядке,
в том числе детей, инвалидов, лиц
старших возрастных групп.

Профилактику, диагностику, лечение наиболее
распространенных заболеваний и реабилитацию
пациентов, принципы и методы профилактики и
лечения наиболее распространенных заболеваний;
реабилитации пациентов; демографическую и медикосоциальную
характеристику
прикрепленного
контингента;
вопросы
организации
медикосоциальной экспертизы; основы диетического питания
и диетотерапии;

В рамках дополнительной специальности Офтальмология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-офтальмолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты 05 июня 2017г №470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-офтальмолог"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/05.8. Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и
формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению
населения»
Профессиональный стандарт «Врач-офтальмолог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение и контроль
эффективности
мероприятий по
профилактике и
формированию здорового

Трудовые действия

Код
А/05.8

ТД 1: Пропаганда здорового образа жизни,
профилактика заболеваний и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и орбиты
ТД 2: Формирование программ здорового образа
жизни, включая программы снижения потребления
9

образа жизни, санитарногигиеническому
просвещению населения

алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с
немедицинским потреблением наркотических средств и
психотропных веществ

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/04.7. Проведение профилактических мероприятий, в том числе санитарнопросветительной работы, среди детей и их родителей»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование
Проведение
профилактических
мероприятий, в том числе
санитарно-просветительной
работы, среди детей и их
родителей (ПК-1)

Трудовые действия

Код

А/04.7 ТД 1: разъяснять детям, их родителям (законным
представителям) и лицам, осуществляющим уход за
ребенком, элементы и правила формирования здорового
образа жизни с учетом возраста ребенка и группы
здоровья

В рамках дополнительной специальности Медицинская психология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики медицинского психолога,
утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным
обязанностям:
Квалификационная характеристика
Медицинский психолог
Должностные обязанности
Проводит работу, направленную на восстановление
психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии
личности
больных.
Осуществляет
работу
по
психопрофилактике, психокоррекции, психологическому
консультированию больных, вследствие чего оказывает
помощь больным и их родственникам в решении
личностных,
профессиональных
и
бытовых
психологических проблем. Совместно с лечащим врачом
разрабатывает развивающие и психокоррекционные
программы с учетом индивидуальных, половых и
возрастных факторов больных.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
10

Должен знать:

медицинскую
психологию
(нейропсихологию,
патопсихологию,
психологию
личности,
общую
и
дифференциальную психологию,
возрастную
психологию,
психотерапию,
психогигиену,
психодиагностику,
психопрофилактику)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ
ДИАБЕТОМ»»
Объем программы: 72 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная

Лекция
п/п

Наименование модулей

Сахарный диабет. Типы,
1 этиопатогенез, диагностика,
лечение, осложнения
Организационные вопросы
2 обучения пациентов с сахарным
диабетом
Методологические основы
3 терапевтического обучения
пациентов с сахарным диабетом
Основы медицинской педагогики.
Психологические и
4
педагогические аспекты обучения
пациентов
Структурированные программы
5 обучения пациентов с сахарным
диабетом
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консуль
тации)
ПК-1

18

14

4

10

7

3

10

7

3

ПК-1

ПК-1

ПК-1
14

11

3

18

15

3

-

2

54

18

ПК-1

2
72

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ
ДИАБЕТОМ»»
Объем программы: 72 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 12 дней, 2 недели
Форма обучения: заочная
11

№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

18

14

4

3

2

1

6

5

1

(в т.ч
консуль
тации)

1.2

Сахарный диабет. Типы,
этиопатогенез, диагностика, лечение,
осложнения
Клинические аспекты физиологии
углеводного обмена. Препараты
инсулина и инсулинотерапия
Сахарный диабет 1 типа

1.3

Сахарный диабет 2 типа

6

5

1

1.4

Острые и поздние осложнения
сахарного диабета
Организационные вопросы обучения
пациентов с сахарным диабетом
Концепция терапевтического обучения

3

2

1

10

7

3

6

5

1

4

2

2

10

7

3

3

2

1

2

2

-

3

2

1

2

1

1

14

11

3

3

2

1

4

3

1

4

3

1

3

3

-

18

15

3

1

1.1

2
2.1
2.2

3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5

Показатели для отчетной документации
по мониторингу деятельности
кабинетов «Школа для пациентов с
сахарным диабетом»
Методологические основы обучения
пациентов с сахарным диабетом
Модели обучения пациентов с
сахарным диабетом
Литература для пациентов
Использование аудиовизуальных и
компьютерных средств в обучении
пациентов
Интернет-ресурсы и дистанционное
обучение
Основы медицинской педагогики.
Психологические и педагогические
аспекты обучения пациентов
Основы медицинской педагогики.
Условия эффективного обучения
Психологические аспекты обучения
пациентов
Педагогические аспекты обучения
пациентов
Личностные особенности и поведение
пациентов
Структурированные программы
обучения пациентов с сахарным
диабетом
12

Форма
контроля

6.1

6.2

6.3

6.4

6.5

Структурированная программа
терапевтического обучения пациентов с
сахарным диабетом 1 типа
Структурированная программа
терапевтического обучения пациентов с
сахарным диабетом 2 типа, не
получающих инсулин
Структурированная программа
терапевтического обучения пациентов с
сахарным диабетом 2 типа на
инсулинотерапии
Структурированная программа
терапевтического обучения детей и
подростков с сахарным диабетом 1 типа
и их родителей
Структурированная программа
терапевтического обучения пациентов с
сахарным диабетом на помповой
инсулинотерапии
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

4

3

1

4

3

1

4

3

1

3

3

-

3

3

-

2

-

2

72

54

18

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ШКОЛА ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА «ОБУЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ
ДИАБЕТОМ»»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1/7

2/8

3/9

4/10

5/11

6/12

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Школа практического врача «Обучение больных
сахарным диабетом»» Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Основные факторы патогенеза сахарного диабета первого типа:
а) инсулиновая недостаточность и повышение контринсулярных гормонов
б) инсулинорезистентность и деструкция бета-клеток
в) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность
2. Укажите этиологические факторы сахарного диабета первого типа:
а) аутоиммунное поражение островков Лангерганса с развитием инсулита и вирусное
поражение бета – клеток
б) психическая травма
в) ожирение
3. Основные факторы патогенеза сахарного диабета первого типа:
а) инсулиновая недостаточностьи повышение контринсулярных гормонов
б) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность
в) деструкция бета-клеток и инсулиновая недостаточность
4. Причиной развития сахарного диабета при болезни Иценко-Кушинга является:
а) инактивация инсулина
б) усиление глюконеогенеза
в) нарушение чувствительности тканей к инсулину
5. Какой из гормонов стимулирует липогенез:
а) адреналин
б) соматотропный гормон
в) инсулин
6. Самым активным стимулятором секреции инсулина является:
а) глюкоза
14

б) фруктоза
в) аминокислоты
7. Прохождение глюкозы через мембрану клетки без участия инсулина происходит в
следующих тканях:
а) мозговом слое почек
б) нервной ткани, ткани хрусталика
в) оба варианта
г) нет верного ответа
8. Какие из перечисленных ниже механизмов действия присущи инсулину:
а) торможение липолиза
б) усиление процессов утилизации аминокислот и синтеза белка +
в) усиление глюконеогенеза
9. Диабет первого типа преимущественно сочетается с наличием всех перечисленных
антигенов HLA, кроме:
а) В7
б) В18
в) В15
10. Абсолютная недостаточность инсулина может
перечисленным, кроме:
а) внепанкреатических факторов
б) острого панкреатита
в) аутоиммунного поражения поджелудочной железы

быть

обусловлена

всем

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Методическое руководство Организация работы кабинета «Школа для
пациентов с сахарным диабетом», год утверждения: 2022, Москва
2.
Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным
диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 9-й выпуск
(дополненный). – М.; 2019.
3.
Эндокринология: национальное руководство/под ред. И.И. Дедова, Г.А.
Мельниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 1112 с.: ил.
4.
Детская эндокринология: учебник / И.И. Дедов, В.А. Петеркова, О.А.
Малиевский, Т.Ю. Ширяева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 256 с.
5.
Справочник детского эндокринолога / И.И. Дедов, В.А. Петеркова. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Литтерра, 2014. – 496 с.
6.
Детская эндокринология. Атлас / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М.: с240 с. ил.
7.
Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с
эндокринными заболеваниями / Под ред. И. И. Дедова и В. А. Петерковой. - М.: Практика,
2014.- 442 с.
15

8.
Эндокринология: профессиональные секреты / Г.А. Мельниченко, О.В.
Удовиченко, А.Е. Шведова, А.В. Витебская. – М.: Практическая медицина, 2019. – 168 с.
9.
Эндокринология. Фармакотерапия без ошибок. 2-е издание, переработанное
и дополненное. Руководство для врачей / под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко, М.В.
Шестаковой. – М.: Е-ното, 2018. – 698 с. – (Серия «Фармакотерапия без ошибок»).
10.
Неотложная эндокринология. / А.М. Мкртумян, А.А. Нелаева. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 128 с.
11.
Руководство по детской эндокринологии / под ред. Чарльза Г.Д. Брука,
Розалинд С. Браун: пер. с англ. под ред. В.А. Петеркова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. –
352 с.
12.
Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В.
В.Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.
13.
Аметов А. С. Избранные лекции по эндокринологии. – М.: ООО
«Медицинское информационное агенство», 2012.- 544 с.: ил. дополнения.
14.
Благосклонная Я. В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я. В.
Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. 2-е изд. перераб. и доп.– СПб.: СпецЛит,
2007. – 400с.
15.
Болезни надпочечников / Д. Г. Бельцевич, И. А. Иловайская, А.
Н.Тюльпаков и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ЭБС.
16.
Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 1/Пер.
с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 464 с.
17.
Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 2/Пер.
с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 696 с.
18.
Потемкин В.В., Старостина Е.Г. Неотложная эндокринология: Руководство
для врачей. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 400 с.
19.
Сахарный диабет. Диагностика, лечение, профилактика /Под ред. И.И.
Дедова, М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное
агентство», 2011. - 808 с.
20.
Сахарный диабет. Острые и хронические осложнения /Под ред. И.И. Дедова,
М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»,
2011. - 480 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС Минздрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
16

10.
11.
12.

Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».