Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25апреля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ» 144 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки - 2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Терапия» 2. Трудоемкость: 144 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные (семейная медицина) специальности: Лечебное дело, Общая врачебная практика 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Терапия», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского 2 страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Терапия» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Терапия» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Терапия» обусловлена тем, терапия как специальность остается наиболее массовой и востребованной в практическом здравоохранении. В связи с этим потребность в усовершенствовании знаний и навыков специалиста-терапевта на современном уровне, работающего как в амбулаторно-поликлинических учреждениях, так и стационаре, является актуальной. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в рамках имеющейся квалификации, необходимых им для профессиональной деятельности по актуальным вопросам оказания терапевтической помощи населению. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации здравоохранения и общественного здоровья (система и политика здравоохранения в РФ; правовые основы здравоохранения РФ, правовое обеспечение профессиональной деятельности; страховая медицина и экономические основы здравоохранения; общественное здоровье и медицинская статистика; интернетресурсы в медицине, телемедицина; основы организации лечебно-профилактической помощи населению); − изучить общие методы обследования терапевтических больных (значение общеврачебного обследования в общей диагностике внутренних болезней; общий осмотр и исследование по областям тела; лабораторные и инструментальные методы исследования в диагностике внутренних болезней); − изучить болезни сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, ревматические болезни, болезни системы крови; − изучить вопросы интенсивной терапии и реанимации в клинике внутренних болезней (неотложные состояния в клинике внутренних болезней; острые инфекционные заболевания, требующие неотложной помощи; острые отравления; шоковые и экстремальные состояния; реаниматология, современные принципы СЛР и профилактики внезапной сердечной смерти); − изучить клиническую фармакологию средств, применяемых для лечения 3 внутренних болезней; − изучить немедикаментозные методы лечения терапевтических больных, основы медицинской реабилитации (диетотерапия, физиотерапия, лечебная физическая культура) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Терапия» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Терапия» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; 4 − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 8 000 руб. 8 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, 5 размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=228 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Терапия Дополнительные специальности: медицина), Лечебное дело Общая врачебная практика (семейная Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Терапия и дополнительной специальности Лечебное дело программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врачтерапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах»; − «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»; − «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»; − «А/04.7 Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность» − «А/06.7 Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала» Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание первичной медикосанитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Выявлять клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме - Выполнять мероприятия 4 -Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и 6 предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника по оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания - Выполнять мероприятия базовой сердечнолегочной реанимации в сочетании с электроимпульсной терапией (дефибрилляцией) Проведение обследования пациента с целью установления диагноза (ПК-2) - Осуществлять сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента и анализировать полученную информацию - Проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и интерпретировать его результаты - Обосновывать необходимость и объем лабораторного обследования пациента - Анализировать полученные результаты обследования пациента, при необходимости обосновывать и планировать объем дополнительных исследований - Интерпретировать результаты сбора информации о заболевании пациента - Интерпретировать данные, полученные при лабораторном обследовании пациента - Определять медицинские показания для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи - Применять медицинские изделия в соответствии с действующими порядками оказания медицинской*, клиническими 7 исходы заболеваний внутренних органов - Методика сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей) - Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания - Правила проведения базовой сердечнолегочной реанимации - Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) - Общие вопросы организации медицинской помощи населению - Вопросы организации санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний - Порядки оказания медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи - Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований, правила интерпретации их результатов - Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов - Методика сбора жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента - Методика полного физикального Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности (ПК-3) рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Составлять план лечения заболевания и состояния пациента с учетом диагноза, возраста пациента, клинической картины заболевания в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Назначать лекарственные препараты, медицинские изделия и лечебное питание с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Назначать немедикаментозное лечение с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Оценивать эффективность и безопасность применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания 8 исследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Современные методы применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания при заболеваниях и состояниях у пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, медицинские показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением - Современные методы немедикаментозного лечения болезней и состояний у пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Механизм действия немедикаментозного лечения; медицинские показания и противопоказания к его назначению; побочные эффекты, осложнения, вызванные его применением Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность (ПК-4) Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала (ПК-5) - Выполнять мероприятия медицинской реабилитации пациента в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Анализировать данные официальной статистической отчетности, включая формы федерального и отраслевого статистического наблюдения - Работать с персональными данными пациентов и сведениями, составляющими врачебную тайну - Проводить анализ медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности для оценки здоровья прикрепленного населения - Мероприятия по медицинской реабилитации пациента, медицинские показания и противопоказания к их проведению с учетом диагноза в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи - Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативно-правовые акты и иные документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников - Медико-статистические показатели заболеваемости, инвалидности и смертности, характеризующие здоровье прикрепленного населения, порядок их вычисления и оценки В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика (семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: Оказывает непрерывную первичную медико-санитарную Диагностику, лечение наиболее помощь пациенту вне зависимости от его возраста, пола и распространенных заболеваний характера заболевания. Проводит осмотр и оценивает данные и реабилитацию пациентов физического исследования пациента. Составляет план лабораторного, инструментального обследования. Оказывает: медицинскую помощь при острых и неотложных состояниях 9 организма, требующих проведение мероприятий, интенсивной терапии реанимационных III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели Форма обучения: заочная Лекци я п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 1 Организация здравоохранения и общественное здоровье 14 12 2 2 Общие методы обследования терапевтических больных 18 16 2 Болезни сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной, 3 мочевыделительной, эндокринной систем. Ревматические болезни. Болезни системы крови Интенсивная терапия и реанимация 4 в клинике внутренних болезней Клиническая фармакология. 5 Немедикаментозные методы лечения терапевтических больных Итоговая аттестация тестирование) ИТОГО (итоговое 36 31 5 36 34 2 36 33 3 4 144 126 ПК-5 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-4 4 18 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю 10 Тестиров ание Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 14 12 2 2 2 - 2 2 - 3 2 1 2 2 2 2 (в т.ч консуль тации) 3 2 1 18 16 2 2 2 - 4 3 1 12 11 1 36 31 5 3.1 Организация здравоохранения и общественное здоровье Система и политика здравоохранения в РФ Правовые основы здравоохранения РФ. Правовое обеспечение профессиональной деятельности Страховая медицина и экономические основы здравоохранения Общественное здоровье и медицинская статистика Интернет-ресурсы в медицине, телемедицина Основы организации лечебнопрофилактической помощи населению Общие методы обследования терапевтических больных Значение общеврачебного обследования в общей диагностике внутренних болезней Общий осмотр и исследование по областям тела Лабораторные и инструментальные методы исследования в диагностике внутренних болезней Болезни сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем. Ревматические болезни. Болезни системы крови Болезни сердечно-сосудистой системы 6 5 1 3.2 Болезни органов дыхания 6 5 1 3.3 Болезни органов пищеварения 6 5 1 3.4 Болезни почек и мочевыводящих путей 5 4 1 3.5 Эндокринные заболевания 5 4 1 3.6 Ревматические болезни 4 4 - 3.7 Болезни системы крови 4 4 - 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 2.3 3 11 Форма контроля 36 34 2 10 9 1 8 7 1 4.3 Интенсивная терапия и реанимация в клинике внутренних болезней Неотложные состояния в клинике внутренних болезней Острые инфекционные заболевания, требующие неотложной помощи Острые отравления 6 6 - 4.4 Шоковые и экстремальные состояния 6 6 - 6 6 - 36 33 3 9 8 1 6 5 1 8 7 1 4 4.1 4.2 4.5 5 5.1 Реаниматология. Современные принципы СЛР и профилактики внезапной сердечной смерти Клиническая фармакология. Немедикаментозные методы лечения терапевтических больных Клиническая фармакология 5.3 Немедикаментозные методы лечения терапевтических больных. Основы медицинской реабилитации Диетотерапия 5.4 Физиотерапия 7 7 - 5.5 Лечебная физическая культура 6 6 - Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 4 - 4 144 126 18 5.2 ИТОГО Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕРАПИЯ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 1/7/13/19 2/8/14/20 3/9/15/21 4/10/16/22 5/11/17/23 6/12/18/24 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 12 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Терапия» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. а) б) в) г) д) Рентгенография сердца и крупных сосудов выявляет функциональные изменения полостей сердца морфологические изменения полостей сердца и сосудов функциональные изменения крупных сосудов все перечисленное, кроме д) структурные изменения сердца 2. а) б) в) г) д) Компьютерная томография сердца и крупных сосудов дает возможность судить о морфологических изменениях полостей сердца и крупных сосудов о функциональных изменениях полостей сердца о функциональных изменениях в сосудах малого круга кровообращения о структурных изменениях в полостях сердца и сосудах о анатомии сердца 13 3. а) б) в) г) д) Артериальная гипертензия - это повышение АД снижение АД снижение пульсового АД острая сосудистая недостаточность снижение сократительной способности миокарда 4. Причины гипертонической болезни 1. спазм гладких мышц бронхов 2. наследственность 3. ожирение 4. избыток натрия в крови 5. избыток кальция в крови а) 1, 2, 3 б) 1, 3, 4 в) 2, 3, 5 г) 3, 4, 5 д) 2, 3, 4 5. Препараты для купирования гипертонического криза 1. пентамин 2. коринфар 3. фуросемид 4. ортофен 5. преднизолон а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 5 в) 1, 3, 4 г) 2, 3, 4 д) 1, 2, 3 6. а) б) в) г) д) Для приступа бронхиальной астмы характерны все симптомы кроме втяжение межреберных промежутков масса сухих хрипов в легких лающий кашель затрудненное дыхание на выдохе вынужденное положение 7. Признаки астматического статуса 1. нет отхождения мокроты 2. нарастание острой дыхательной недостаточности 3. неэффективность беротека и эуфиллина 4. клокочущее дыхание 5. гиперемия кожи щек а) 2, 3, 4 б) 1, 2, 4 в) 2, 3, 5 г) 3, 4, 5 д) 1, 2, 3 8. Все перечисленные положения, касающиеся кожных проявлений системной красной волчанки справедливы, за исключением одного 14 а) поражение кожи, волос и слизистых оболочек является одним из наиболее частых проявлений заболевания б) алопеция может быть локализованной или диффузной в) фоточувствительность может усиливаться под влиянием лечения аминохинолиновыми препаратами г) наличие дискоидных очагов д) индурация кожи 9. а) б) в) г) д) Для системной красной волчанки у мужчин не характерно снижение содержания в крови тестостерона относительное повышение содержания в крови эстрадиола подострое течение болезни хроническое течение болезни острое течение болезни 10. При каком заболевании редко наблюдается поражение почек а) дерматомиозит б) системная склеродермия в) узелковый периартрит г) системная красная волчанка д) неспецифический аортоартериит IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. Поликлиническая терапия: учеб. для студ. учрежд. ВПО/ под ред. И.Л. Давыдкина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, М., – 685с. 2016г 2. Поликлиническая терапия: учеб. для студ. учрежд. ВПО/под ред. И.Л. Давыдкина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, М., 685с. 2013г 3. Поликлиническая терапия: Сторожаков Г.И., Чукаева И.И., Александров А.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 640 с. 2012г. 4. Поликлиническая терапия (специалитет) Чукаева И.И., под ред., Барт Б.Я. под ред. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, М., – 685с. 2018г 5. Внутренние болезни: в 2 т.: учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования: Т. 1, Т.2 /под ред. В.С. Моисеева, А.И. Мартынова, Н.А. Мухина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАРМедиа, - 958 с. 2018г. 6. Внутренние болезни: - 6-е изд., перераб. и доп. / Маколкин В.И., Овчаренко С.И., Сулимов В.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, - 768 с.: ил. 2015г. 7. Аллергология и иммунология: нац. руководство/ гл. ред. Р.М. Хаитов, Н.И. Ильина. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 649 с. - (Нац. проект "Здоровье". Нац. руководства). 8. Бова А.А. Функциональная диагностика в практике терапевта: руководство для врачей/ А.А. Бова, Ю-Я.С. Денещук, С.С. Горохов. - М.: МИА, 2007. - 236 с. 9. Гастроэнтерология: национальное руководство /под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 700с. (Нац. Проект «Здоровье». Нац. Руководства) 15 10. Диагностика и лечение болезней почек: руководство для врачей/ Н.А. Мухин, И.Е. Тареева, Е.М. Шилов, Л.В. Козловская. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2008. - 383 с. 11. Дедов И.И. Эндокринология: учеб. для вузов/ И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко, В.В. Фадеев. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. - 422 с.: ил 12. Кардиология: национальное руководство: прил.: CD-диск/ Всерос. науч. о-во кардиологов. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2007. - 1232 с.: ил. - (Нац. проект "Здоровье". Нац. руководства). 13. Классификация заболеваний внутренних органов и методики терапевтических исследований: руководство для студентов мед. вузов и практ. врачей/ под ред. В.Ю. Голофеевского. - СПб.: Фолиант, 2006. - 292 с. 14. Клинические рекомендации. Стандарты ведения больных. Вып.2. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 1345 с. 15. Амбулаторно-поликлиническая терапия. Общая врачебная практика: версия 1.1: электронная информационно-образовательная система: консультант врача. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2006. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 16