Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25апреля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ» 144 ак.ч. Специальность: Сестринское дело Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Сестринское дело в терапии» 2. Трудоемкость: 144 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело 4. Дополнительные специальности: Общая практика 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Сестринское дело в терапии», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649). 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 8. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 11. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело». ДПП ПК «Сестринское дело в терапии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Сестринское дело в терапии» обусловлена тем, что практикующая медицинская сестра, работающая в лечебно-профилактических учреждениях, должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную сестринскую помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра стерилизационной, заведующий кабинетом медицинской профилактики - медицинская сестра, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача). Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций слушателей в рамках имеющейся квалификации, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации работы медицинских организаций, значение общего ухода за больными (новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь; приемное и терапевтическое отделения больницы; теоретические основы сестринского дела, значение общего ухода за больными); − изучить технологии и стандарты практической деятельности медицинской сестры (организация работы медсестры приемного отделения стационара и палатной медсестры терапевтических отделений; сестринские манипуляции, применение лекарств; сестринские технологии подготовки пациента к лечебно-диагностическим процедурам; методы простейшей физиотерапии; личная гигиена, питание и кормление пациента; стандартизация медицинских услуг, оценка качества медицинской помощи); − изучить сестринский процесс при заболеваниях внутренних органов (СП при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, при патологии органов желудочно-кишечного тракта; почек и мочевыводящих путей; крови; эндокринных и аллергических заболеваниях; особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста); − изучить вопросы обеспечения безопасной больничной среды, инфекционной безопасности и инфекционного контроля (лечебно-охранительный режим ЛПУ; санитарно-эпидемиологический режим медицинской организации; обработка изделий медицинского назначения и предметов ухода; профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП)); − изучить вопросы медицины катастроф и основы реанимационной помощи Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Сестринское дело в терапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Сестринское дело в терапии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 6 000 руб. 6 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=226 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело Дополнительная специальность: Общая практика Целевая аудитория программы: медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра стерилизационной, заведующий кабинетом медицинской профилактики - медицинская сестра, медицинская сестра врача общей практики (семейного врача). Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Сестринское дело и дополнительной специальности Общая практика программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «A/01.5 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»); − «A/02.5 Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; Вид деятельности 1 Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Должен уметь Должен знать 3 4 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) - Проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе - Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача - Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах -Выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ПК-2) - Соблюдать санитарноэпидемиологические требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета) - Применять средства индивидуальной защиты - Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента - Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур - Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме - Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала) - Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма работа емые контроля Объем, Лекци (в т.ч я компетен ак.ч. консуль ции тации) ПК-1 14 12 2 ПК-2 1 Организация работы медицинских организаций. Значение общего ухода за больными 2 Технология и стандарты практической деятельности медицинской сестры 36 33 3 3 Сестринский процесс при заболеваниях внутренних органов 54 50 4 4 Безопасная больничная среда. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль 18 15 3 5 Медицина катастроф. Основы реанимационной помощи 18 16 2 - 4 126 18 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 4 144 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ» Объем программы: 144 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 24 дня, 4 недели № п/п Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 2.4 Организация работы медицинских организаций. Значение общего ухода за больными Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь Приемное и терапевтическое отделения больницы Теоретические основы сестринского дела. Значение общего ухода за больными Технология и стандарты практической деятельности медицинской сестры Организация работы медсестры приемного отделения стационара и палатной медсестры терапевтических отделений Сестринские манипуляции. Применение лекарств Сестринские технологии подготовки пациента к лечебно-диагностическим процедурам. Методы простейшей физиотерапии Личная гигиена пациента 2.5 Питание и кормление пациента 6 6 - 2.6 Стандартизация медицинских услуг. Оценка качества медицинской помощи Сестринский процесс при заболеваниях внутренних органов Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания Сестринский процесс при патологии органов желудочно-кишечного тракта Сестринский процесс при патологии почек и мочевыводящих путей Сестринский процесс при патологии крови Сестринский процесс при эндокринных и аллергических заболеваниях Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста Безопасная больничная среда. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль Безопасная больничная среда. Лечебноохранительный режим ЛПУ Санитарно-эпидемиологический режим медицинской организации Обработка изделий медицинского 6 5 1 54 50 4 9 8 1 9 8 1 9 8 1 9 8 1 6 6 - 8 8 - 4 4 - 18 15 3 3 3 - 5 4 1 5 4 1 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 14 12 2 5 4 1 4 4 - 5 4 1 36 33 3 5 4 1 6 6 - 7 6 1 6 6 - назначения и предметов ухода 4.4 5 5.1 5.2 Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) Медицина катастроф. Основы реанимационной помощи Медицина катастроф Основы реанимационной помощи. Сердечно-легочная реанимация Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 5 4 1 18 16 2 9 8 1 9 8 1 4 - 4 144 126 18 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ТЕРАПИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1/7/13/19 2/8/14/20 3/9/15/21 4/10/16/22 5/11/17/23 6/12/18/24 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Сестринское дело в терапии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Работа приёмного отделения должна проходить в следующей последовательности: а) регистрация пациентов, санитарно-гигиеническая обработка, врачебный осмотр; б) регистрация пациентов, врачебный осмотр, санитарно-гигиеническая обработка; в) санитарно-гигиеническая обработка, врачебный осмотр, регистрация пациентов; г) в зависимости от конкретной ситуации; д) произвольно. 2. Температура воды для гигиенической ванны должна быть: а) 27-29 °C; б) 30-33 °C; в) приближаться к температуре тела (34-36 °C) или быть выше (37-39 °C); г) 40-43 °C; д) 44-46 °C. 3. Сестринский пост организуется на каждые: а) 15-20 коек; б) 20-25 коек; в) 25-30 коек; г) 30-35 коек; д) 35-40 коек. 4. Смену белья пациенту проводят: а) не реже 1 раза в неделю; б) не реже 1 раза в 2 нед; в) по просьбе пациента; г) через каждые 3 дня; д) по усмотрению медицинской сестры. 5. Появление пролежней - свидетельство: а) неправильно назначенного врачом лечения; б) недостаточного ухода за больным; в) несоблюдения пациентом больничного режима; г) неправильного питания пациента; д) ничего из перечисленного выше. 6. Субфебрильной температурой называют повышение температуры: а) до 38 °С; б) от 38 до 39 °С; в) от 39 до 41 °С; г) более 41 °С; д) от 40 до 41 °С. 7. Первым периодом лихорадки называют период: а) повышения температуры тела; б) постоянно высокой температуры тела; в) падения температуры тела; г) нормальной температуры тела; д) субнормальной температуры тела. 8. Во второй период лихорадки необходимо: а) укутать больного; б) приложить грелки к конечностям; в) подвесить пузырь со льдом над головой; г) поставить горчичники; д) поставить пиявок. 9. Наиболее удобным участком для проведения подкожной инъекции служит: а) наружная поверхность плеча; б) верхненаружный квадрант ягодицы; в) места наиболее поверхностного залегания сосудов; г) внутренняя поверхность предплечья; д) передняя поверхность бедра. 10. Текущую уборку процедурного кабинета необходимо проводить: а) еженедельно; б) 2 раза в день; в) 1 раз в день; г) после каждой манипуляции; д) через каждые 8 ч. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Гордеев, И. Г. Сестринское дело. Практическое руководство: учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 592 с. 2. Смолева, Э. В. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / Смолева Э. В. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 473 с. (Среднее профессиональное образование) 3. Теоретические основы сестринского дела. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, «ГЭОТАР-Медиа»: 2013. – 368 с ил. 4. Перфильева Г.М. и соавт. Теория сестринского дела, «ГЭОТАР-Медиа»: 2010. – 256. 5. Этический кодекс медицинской сестры России СПБ: 2010. – 22. 6. Кодекс Международного Совета медицинских сестер: 2006. 7. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», «ГЭОТАР-Медиа»: 2013. – 512 с ил. 8. Корлетт Е.Н. Ллойд П.В, Тарлинг К.; сост. и пер. с англ. Борисова А.В.; под ред. Скоромца А.А. «Руководство по перемещению пациентов» – СПб.: «Политехника», 2009 г. – 313 с. 9. Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии. С курсом первичной медицинской помощи – М.: Форум-Инфра-М,2007, стр. 154-224. 10. Организация специализированного сестринского ухода: учебное пособие. Корягина Н.Ю. и др. / Под ред. З.Е. Сопиной. 2013. - 464 с., ил. 11. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие. Ослопов В.Н., Богоявленская О.В. 3-е изд., испр. и доп. 2013. - 464.: ил. 12. Медицинские манипуляции / под ред. С.В. Гуляева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 152 с. 13. Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие / С. И. Двойников [и др.]; под ред. С. И. Двойникова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 448 с.: ил. 14. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие. Осипова В.Л., Загретдинова З.М., Игнатова Е.А. 2-е изд. 2012. - 240 с. 15. Практические умения палатной медицинской сестры. Булатов С.А., Горбунов В., Ахмадеев Н. - Казань: Казанский ГМУ, 2012. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru