Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25апреля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПСИХИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID-19)» 36 ак.ч. Специальность: Психиатрия Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Психические и заболеваний (включая COVID-19)» неврологические последствия инфекционных 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Психиатрия 4. Дополнительные специальности: Гериатрия, Инфекционные болезни, Лечебное дело, Неврология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Психиатрия-Наркология, Терапия, Скорая медицинская помощь 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)», специальность «Психиатрия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист" (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50593); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург" (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2018 года, N51002); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 2 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 10. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N 133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 05 апреля 2018 года, N50644); 11. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 12. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 31.08.20 «Психиатрия», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1062; 13. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1063; 14. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064; 15. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 16. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 17. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 18. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Психиатрия». 3 ДПП ПК «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» обусловлена тем, что на фоне пандемий (в том числе, пандемии коронавирусной инфекции) люди начинают испытывать повышенный страх, волнение и беспокойство по поводу физического благополучия. Режим самоизоляции отражается на привычных видах деятельности, повседневном укладе и основных источниках к существованию, может расти распространенность одиночества, депрессии, пагубного употребления алкоголя и наркотиков, равно как и рост самоповреждений и суицидального поведения. Все это требует неотложного адекватного ответа отечественной психиатрии и ставит новые задачи перед всей психиатрической службой. Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-гериатр, врачинфекционист, врач-терапевт (лечебник), врач-невролог, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр-нарколог, врач скорой медицинской помощи. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов в области оказания помощи пациентам, страдающим психическими и неврологическими последствиями инфекционных заболеваний (включая COVID-19). Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы пандемии и суицида, суициды в период пандемии COVID-19 (моральная паника и средства массовой информации; зависимые от психоактивных веществ и психически больные; косвенные отрицательные эффекты пандемии, препятствия медицинской помощи; суициды и суицидальные попытки; COVID-19инфицирование у лиц, совершивших самоубийство; меры общественного здравоохранения и предотвращение самоубийств); − изучить вопросы психического здоровья населения во время пандемии коронавирусной инфекции, бред коронавирусного презрения и постгомицидные самоубийства; − изучить подходы к стабилизации психического состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19; − изучить неврологические нарушения при COVID-19 как следствие тотального амилоидогенного тромбоза сосудов (механизм острого тромбообразования при коронавирусе, амилоид как контактная поверхность в процессе образования тромба; неврологические синдромы, наблюдаемые у больных, перенесших коронавирус); − изучить нейротропность коронавирусов (поражения нервной системы и глаз с нейроофтальмологическими проявлениями при COVID-19; энцефалопатия, менингиты, энцефалиты) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: 4 − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; 5 − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 6 16. Год утверждения программы: 2023 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=223 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Психиатрия Дополнительные специальности: Гериатрия, Инфекционные болезни, Лечебное дело, Неврология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Психотерапия, Психиатрия-Наркология, Терапия, Скорая медицинская помощь Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-гериатр, врачинфекционист, врач-терапевт (лечебник), врач-невролог, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр-нарколог, врач скорой медицинской помощи. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Психиатрия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача-психиатра, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врача-психиатра Должностные обязанности Должен знать: 1. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-1) 2. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи (ПК-2) Основные вопросы общей психопатологии; клиническую картину психических заболеваний, их этиологию и патогенез, принципы дифференциальной диагностики и лечения; симптоматику состояний, требующих неотложной госпитализации, применения методов интенсивной терапии; методы исследования психических больных и, прежде всего, клинико-психопатологические, возможности инструментальных и специальных параклинических методов диагностики в психиатрии; основы фармакотерапии психических заболеваний, другие методы биологической терапии в психиатрии, основы психотерапии, психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации В рамках дополнительной специальности Гериатрия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и 7 социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-гериатр» Трудовая функция Наименование Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии, в том числе физиотерапии, лечебного питания, лечебной физкультуры, психотерапии, трудовой терапии, с учетом функционального статуса, возраста, диагноза и клинической картины заболевания, наличия нарушений функции органов и систем организма человека в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности Инфекционные болезни программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-инфекционист», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-инфекционист» Трудовая функция Наименование Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1) Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности немедикаментозной терапии пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика (семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, 8 раздел "Квалификационные характеристики должностей работников здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: в сфере Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: ПК 1 - Самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях - профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов, В рамках дополнительной специальности Неврология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-невролог» Трудовая функция Наименование Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы В рамках дополнительной специальности Нейрохирургия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-нейрохирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.8 Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формахх» Профессиональный стандарт «Врач-нейрохирург» 9 Трудовая функция Наименование Код Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах А/02.8 Трудовые действия ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения: физиотерапевтических методов, рефлексотерапии, лечебной физкультуры, гирудотерапии и иных методов терапии - пациентам с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза» − «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Обследование детей с целью установления диагноза (ПК-1) А/01.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) А/02.7 ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку В рамках дополнительной специальности Психотерапия программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064) ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия Вид деятельности Профессиональные компетенции (имеющиеся) 10 ВД 1: Диагностическая деятельность ВД 2: Лечебная деятельность Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1) Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2) В рамках дополнительной специальности Психиатрия-Наркология программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.21 Психиатрия-Наркология, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1063 от 25.08.2014г): ФГОС по специальности 31.08.21 Психиатрия-Наркология Вид деятельности ВД 1: Диагностическая деятельность ВД 2: Лечебная деятельность Профессиональные компетенции (имеющиеся) Готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1) Готовность к ведению и лечению пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными употреблением психоактивных веществ (ПК-2) В рамках дополнительной специальности Терапия, Лечебное дело программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»; - «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»; Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Проведение обследования пациента с целью установления диагноза (ПК-1) А/02.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и А/03.7 ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента ТД 2: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в 11 безопасности (ПК-2) соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения В рамках дополнительной специальности Скорая медицинская помощь» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач скорой медицинской помощи», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации» − «В/01.8 Оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях» Профессиональный стандарт «Врач скорой медицинской помощи» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации Оказание скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях А/01.8 В/01.8 ТД 1: Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПСИХИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID-19)» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная 12 п/п 1 Наименование модулей Пандемии и суицид. Суициды в период пандемии COVID-19 Лекция Самост Формиру Форма работа емые контроля Объем, (в т.ч компетен ак.ч. консуль ции тации) ПК-1 11 10 1 ПК-2 Психическое здоровье населения во время пандемии коронавирусной 2 инфекции. Бред коронавирусного презрения и постгомицидные самоубийства ПК-1 ПК-2 6 Подходы к стабилизации психического состояния 3 медицинских работников в период пандемии COVID-19 5 1 ПК-1 ПК-2 4 Неврологические нарушения при COVID-19 как следствие 4 тотального амилоидогенного тромбоза сосудов 3 1 ПК-1 ПК-2 6 Поражение нервной системы и глаз с 5 нейроофтальмологическими проявлениями при COVID-19 8 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 5 1 6 2 - ПК-1 ПК-2 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПСИХИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID-19)» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п Наименование модулей, разделов и тем 13 Общее кол-во часов Лекция Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 3 3.1 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 Пандемии и суицид. Суициды в период пандемии COVID-19 Моральная паника и средства массовой информации Зависимые от психоактивных веществ и психически больные Косвенные отрицательные эффекты пандемии, препятствия медицинской помощи Суициды и суицидальные попытки. COVID-19-инфицирование у лиц, совершивших самоубийство Меры общественного здравоохранения и предотвращение самоубийств Психическое здоровье населения во время пандемии коронавирусной инфекции. Бред коронавирусного презрения и постгомицидные самоубийства Психическое здоровье населения во время пандемии коронавирусной инфекции Бред коронавирусного презрения и постгомицидные самоубийства Подходы к стабилизации психического состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19 Подходы к стабилизации психического состояния медицинских работников в период пандемии COVID-19 Неврологические нарушения при COVID-19 как следствие тотального амилоидогенного тромбоза сосудов Механизм острого тромбообразования при коронавирусе. Амилоид как контактная поверхность в процессе образования тромба Неврологические синдромы, наблюдаемые у больных, перенесших коронавирус Поражение нервной системы и глаз с нейроофтальмологическими проявлениями при COVID-19 Коронавирус и нервная система. Нейротропность коронавирусов Поражения нервной системы при COVID-19. Энцефалопатия, менингиты, энцефалиты Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 14 11 10 1 3 2 1 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 6 5 1 3 2 1 3 3 - 4 3 1 4 3 1 6 5 1 2 2 - 4 3 1 8 6 2 4 3 1 4 3 1 1 - 1 Тестиров ание ИТОГО 36 29 7 V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПСИХИЧЕСКИЕ И НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID-19)» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Психические и неврологические последствия инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 15 1. В социологическом исследовании самооценки выраженности клинических проявлений постковидного синдрома большая часть опрошенных отмечала начало появления симптомов а) в острый период; б) через 1-3 месяца после выздоровления от острой инфекции; в) через 3-6 месяцев после выздоровления от острой инфекции; г) через одну-три недели после выздоровления от острой инфекции. 2. Возможные патогенетические механизмы развития психических расстройств при постковидном синдроме а) аутоиммунное воспаление (мультивоспалительный синдром); б) дисфункция сосудистого эндотелия; в) нарушения микроциркуляции в тканях головного мозга; г) нейротропность вируса SARS-CoV-2 (прямое поражение); д) последствия гипоксии; е) последствия оксидантного стресса при COVID-19; ж) развитие деменции; з) развитие острого нарушения мозгового кровообращения по ишемическому или геморрагическому типу; и) снижение перфузии головного мозга. 3. Гибель клеток головного мозга, ассоциированная с COVID-19, формируется в результате а) апоптоза; б) вирусного перерождения клетки; в) гипоксии; г) образования свободных радикалов. 4. К особенностям организации терапевтической среды пациента с постковидным синдромом относят а) визуальный контроль сроков годности продуктов; б) обеспечение доступности индивидуальных положительных ресурсных каналов; в) обеспечение решеток на окнах и дверей, закрывающихся на спецключ; г) обеспечение щадящего лечебно-охранительного режима; д) обогащение терапевтической среды, дополнительная эмоциональная нагрузка; е) уменьшение влияния отвлекающих факторов (терапевтическое обеднение среды при интеллектуальных нагрузках); ж) установку детекторов дыма и газа при аносмии. 5. К признакам постковидного синдрома относят а) наличие психических расстройств; б) наличие симптомов не менее 2 месяцев; в) отсутствие альтернативных диагнозов; г) подозрение на коронавирусную инфекцию более трех месяцев назад; д) подтвержденное заражение SARS-CoV-2 более трех месяцев назад. 6. Международная классификация болезней 11 пересмотра включает следующие коды, определяющие постковидный синдром а) QC42.0; 16 б) в) г) д) RA02; RA03; U08.9; U09.9. 7. Основные правила психогигиены после перенесения новой коронавирусной инфекции включают а) вербализацию чувств: проговаривание переживаний, чувств, эмоций; б) когнитивные тренинги памяти и внимания; в) когнитивный анализ беспокойства, время на беспокойство, «дневник тревоги»; г) обеспечение себе доступа к психотерапевтическим ресурсам (ресурсные каналы); д) повышенную требовательность к себе и волевой контроль поведения; е) разнообразные занятия с частой сменой профиля деятельности; ж) соблюдение режима дня; з) увеличение периода самоизоляции; и) умеренные физические нагрузки: прогулки, плавание, массаж. 8. По оказались а) б) в) г) данным анамнеза, наиболее распространенными в постморбидный период заболевания дыхательной системы; заболевания пищеварительной системы; кардиологические заболевания; расстройства психики и поведения 9. По данным социологических исследований, более подвержены развитию клинической депрессии в период пандемии лица в возрасте а) от 16 до 20 лет; б) от 30 до 59 лет; в) старше 70 лет. 10. По данным социологических исследований, более подвержены развитию клинической тревоги в период пандемии лица в возрасте а) от 16 до 20 лет; б) от 30 до 59 лет; в) от 70 лет и старше. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. COVID-19: психические и неврологические последствия: руководство для врачей / под ред. П. Б. Зотова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 224 с. 2. Новикова Л. Б., Акопян А. П., Шарапова К. М., Латыпова Р. Ф. Неврологические и психические расстройства, ассоциированные с covid-19 // АГ. 2020. №3 3. Психические расстройства при инфекционно-органических заболеваниях. Руководство по психиатрии. Под ред. А.С. Тиганова. М.: Медицина. 1999; 17 4. Рекомендации для медицинских работников, находящихся в условиях повышенные психоэмоциональных нагрузок в период пандемии COVID-19. Версия 1.0. от 06.05.2020. Предоставлено НОЦ «Современные медицинские технологии». 14.05.2020; 5. Психолого-психиатрическая помощь при чрезвычайных ситуациях (в условиях COVID-19): видеолекция. Предоставлено ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского 23.10.2020; 6. Лечение стрессовых расстройств в период коронавирусной инфекции и после её завершения: видеолекция. Предоставлено ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского 23.10.2020; 7. Временные методические рекомендации Минздрава России "Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Версия 2 (31.07.2020); 8. Временные методические рекомендации. Лекарственная терапия острых респираторных инфекций в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19. (Версия 1) от 12.04.2020; 9. Методические рекомендации Минздрава России «Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19» Версия 4 от 05.07.2021; 10. Методические рекомендации Министерства здравоохранения Российской Федерации, версия 2 от 03.07.2020 «Особенности клинических проявлений и лечения заболевания, вызванного новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) у детей». Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 18