Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки (36ч)

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

17апреля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕНТГЕНОАНАТОМИЯ И РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДКИ»
36 ак.ч.
Специальность: Рентгенология

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Рентгенология
4. Дополнительные
специальности:
Радиология,
Радиотерапия
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Травматология и ортопедия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки», специальность «Рентгенология»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N160н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-рентгенолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2019 года, N54376);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N478н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач по рентгенэндоваскулярным
диагностике и лечению" (зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2020 года,
N59476);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года
N698н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2018 года, N52868);
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
2

утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов");
13.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Рентгенология».
ДПП ПК «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки»
обусловлена тем, что успехи в развитии медицинских технологий, использующих
ионизирующие излучения, привели к тому, что их клиническое применение в диагностике
и лечении заболеваний человека постоянно увеличивается. Радиологические процедуры
по частоте своего применения уже давно занимают второе место, уступая лишь самым
распространенным и обязательным лабораторным исследованиям. Сводная статистика
крупных мировых медицинских центров показывает, что именно благодаря лучевым
методам число ошибочных диагнозов при первичном обращении больного сегодня не
превышает 4 %.
Целевая аудитория программы: врач-рентгенолог, врач-радиолог, врачрадиотерапевт. врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врачтравматолог-ортопед.
Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений врача-специалиста,
необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в
области рентгеноанатомии и рентгенологических укладок.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить факторы, влияющие на качество рентгенографических изображений;
3

− изучить контрастные средства в лучевой диагностике;
− изучить рентгеноанатомию и рентгенологические укладки при исследовании
костно-суставной системы (общие принципы укладок при исследовании костно-суставной
системы; череп; позвоночник; грудная клетка; кости и суставы верхней конечности; кости
и суставы таза и нижних конечностей);
− изучить рентгеноанатомию и рентгенологические укладки при исследовании
внутренних органов (гортань; органы грудной полости, дыхательная система; органы
средостения; молочные железы; брюшная полость и забрюшинное пространство;
пищеварительная система; мочевыделительная система; половая система);
− изучить особенности рентгенологического обследования детей (методики
рентгенологического исследования легких, сердца, органов пищеварительного тракта,
мочевой системы, костно-суставной системы);
− изучить вопросы радиационной защиты (требования к передвижным и
индивидуальным средствам радиационной защиты; требования к обеспечению
радиационной безопасности персонала; нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009
Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Рентгеноанатомия и
рентгенологические укладки» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет
4

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
5

Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=215
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Рентгенология
Дополнительные
специальности:
Радиология,
Радиотерапия
Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Травматология и ортопедия.
Целевая аудитория программы: врач-рентгенолог, врач-радиолог, врачрадиотерапевт. врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врачтравматолог-ортопед.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Рентгенология и дополнительных
специальностей Радиология, Радиотерапия программа направлена на освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-рентгенолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N160н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-рентгенолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
6

− «А/01.8 Проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных
томографических)
и
магнитно-резонансно-томографических
исследований
и
интерпретация их результатов»;
Вид деятельности

1
ВД 1: Проведение
рентгенологических
исследований (в том
числе компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований органов
и систем организма
человека

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
рентгенологических
исследований (в том
числе компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов (ПК-1)

Проведение анализа
медикостатистической
информации, ведение
медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала (ПК-2)

Трудовые действия

Должен знать

3
- Выполнять
рентгенологические
исследования (в том числе
компьютерные
томографические) и
магнитно-резонанснотомографические
исследования различных
органов и систем
организма человека в
объеме, достаточном для
решения клинической
задачи
- Укладывать пациента
при проведении
рентгенологического
исследования (в том числе
компьютерного
томографического
исследования) и магнитнорезонанснотомографического
исследования для решения
конкретной
диагностической задачи
- Выполнение требований
по обеспечению
радиационной
безопасности
- Организация
дозиметрического
контроля медицинского
персонала
рентгенологических (в том
числе компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
отделений (кабинетов) и
анализ его результатов
- Контроль
предоставления пациентам
средств индивидуальной
защиты от рентгеновского
излучения
- Обеспечение
внутреннего контроля
качества и безопасности
медицинской деятельности

4
- Методы получения
рентгеновского
изображения
- Закономерности
формирования
рентгеновского
изображения (скиалогия)
- Рентгенодиагностические
аппараты и комплексы
- Средства лучевой
визуализации отдельных
органов и систем
организма человека

7

- Основные санитарные
правила обеспечения
радиационной
безопасности
- Требования охраны
труда, основы личной
безопасности

В
рамках
дополнительной
специальности
Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N478н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и
лечению"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Оказание специализированной медицинской помощи с применением
рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения пациентам с заболеваниями и
(или) состояниями сердечно-сосудистой системы»;
Профессиональный стандарт
«Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Оказание
специализированной
медицинской помощи с
применением
рентгенэндоваскулярных
методов диагностики и
лечения пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями сердечнососудистой системы (ПК-1)

А/01.8 ТД 1: Проведение диагностических и (или) лечебных
рентгенэндоваскулярных вмешательств у пациентов с
подозрением на заболевания и (или) состояния (с
заболеваниями и (или) состояниями) сердечнососудистой системы в соответствии с порядками
оказания медицинской помощи, на основании
клинических рекомендаций, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Травматология и ортопедия
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-травматолог-ортопед», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года N698н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления травм, заболеваний
и (или) состояний костно-мышечной системы, установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-травматолог-ортопед»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления травм,
заболеваний и (или)
состояний костномышечной системы,
установления диагноза

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы на инструментальное обследование в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
Должен уметь:
- Интерпретировать и анализировать результаты
8

инструментального
обследования
пациентов
с
травмами, заболеваниями и (или) состояниями костномышечной системы: ультразвуковое исследование
мягких тканей, ультразвуковое сканирование суставов,
ультразвуковая допплерография сосудов верхних и
нижних конечностей, рентгенография, магнитнорезонансная томография, компьютерная томография,
ангиография,
радионуклидное
исследование,
денситометрия

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕНТГЕНОАНАТОМИЯ И РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДКИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Получение рентгенографических
1 изображений. Контрастные средства
в лучевой диагностике
2 Рентгенологическое исследование
костно-суставной системы
3 Рентгенологическое исследование
внутренних органов
4 Особенности исследования детей

Объем,
ак.ч.

4

3

1

9

8

1

12

10

2

6

5

1

4

3

1

5 Радиационная защита
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

(итоговое

1
36

29

1

ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕНТГЕНОАНАТОМИЯ И РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДКИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
9

Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

4

3

1

2

1

1

2

2

-

9

8

1

1

1

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

2.2

Получение рентгенографических
изображений. Контрастные средства в
лучевой диагностике
Факторы, влияющие на качество
изображения при рентгенографии
Контрастные средства в лучевой
диагностике
Рентгенологическое исследование
костно-суставной системы
Общие принципы укладок при
исследовании костно-суставной системы
Череп

2.3

Позвоночник

2

2

-

2.4

Грудная клетка

2

2

-

2.5

Кости и суставы верхней конечности

1

1

-

2.6

Кости и суставы таза и нижних
конечностей
Рентгенологическое исследование
внутренних органов
Гортань

1

1

-

12

10

2

1

1

-

2

1

1

3.3

Органы грудной полости. Дыхательная
система
Органы средостения

2

2

-

3.4

Молочные железы

1

1

-

3.5

2

1

1

3.6

Брюшная полость и забрюшинное
пространство
Пищеварительная система

2

2

-

3.7

Мочевыделительная система

1

1

-

3.8

Половая система

1

1

-

Особенности исследования детей

6

5

1

Методики рентгенологического
исследования легких и сердца

1

1

-

1

1.1
1.2
2
2.1

3
3.1
3.2

4
4.1

10

Форма
контроля

4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3

Методика рентгенологического
исследования органов пищеварительного
тракта
Методы исследования мочевой системы
Особенности рентгенологического
исследования костно-суставной системы
Радиационная защита
Требования к передвижным и
индивидуальным средствам
радиационной защиты
Требования к обеспечению радиационной
безопасности персонала
Нормы радиационной безопасности НРБ99/2009 Санитарные правила и
нормативы СанПиН 2.6.1.2523-09
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

1

1

1

1

-

2

2

-

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕНТГЕНОАНАТОМИЯ И РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИЕ УКЛАДКИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Рентгеноанатомия и рентгенологические укладки»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)

На каком уровне, относительно позвонков, находятся почки у здорового человека?
7 грудной – 10 грудной позвонок
1 поясничный – 3 поясничный позвонок
12 грудной – 2 поясничный позвонок

2.
а)
б)
в)
г)

Для искусственного контрастирования в рентгенологии применяются
сульфат бария
йод содержащие соединения
газы (кислород, закись азота, углекислый газ)
все перечисленное

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Кардиоторакальный индекс – это соотношение:
поперечного размера сердца к внутреннему размеру грудной клетки
длинного размера сердечной тени к диаметру грудной клетки
высоты сердечной тени к диаметру грудной клетки
поперечного размера сердца к половине диаметра грудной клетки
талии сердца к диаметру грудной клетки

4.
а)
б)
в)
г)
д)

Маммография – это:
рентгенография молочных желез
ультразвуковое исследование молочных желез
контрастное исследование протоков молочной железы
пункция образования молочной железы под контролем рентгеноскопии
комплекс мер, направленных на профилактику рака молочной железы

5. Поперечный размер сердца в прямой проекции представляет собой:
а) расстояние от верхушки сердца до правого атрио-вазального угла
б) сумму перпендикуляров к срединной линии от наиболее выступающих точек
краеобразующих дуг правого предсердия и левого желудочка
в) расстояние от правого кардио-диафрагмального угла до «талии» сердца
г) отрезок линии, соединяющей правый предсердно-сосудистый угол и правый
сердечно-диафрагмальный угол
д) максимальный поперечный размер сердца на уровне «талии» сердца
12

6.
а)
б)
в)
г)
д)

Методы, применяемые для исследования костей скелета:
рентгенография
ангиография
остеосцинтиграфия
рентгеновская компьютерная томография
магнитно-резонансная томография

7. Какой вид ионизирующего
радиоактивности:
а) рентгеновские лучи
б) быстрые электроны
в) нейтроны
г) протоны
д) гамма -злучение

излучения

обладает

свойством

8.
а)
б)
в)
г)
д)

Относительно глубинная доза - это:
отношение экспозиционной дозы к дозе на глубине
отношение абсолютной дозы на глубине к экспозиционной дозе
отношение экспозиционной дозы к поверхностной
отношение дозы на заданной глубине к дозе на поверхности
отношение абсолютной дозы на поверхности к дозе на заданной

9.
а)
б)
в)
г)
д)

Единицы измерения энергии ионизирующего излучения:
эрг
джоуль
кулон/кг
электрон-вольт
Беккерель

10.
а)
б)
в)
г)
д)

"наведенной

Единицы измерения интегральной поглощенной дозы:
рентген
грей
грей х кг
электрон-вольт
Беккерель
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература

1.
Ростовцев, М. В. Атлас рентгеноанатомии и укладок: руководство для
врачей / М. В. Ростовцев, Г. И. Братникова, Е. П. Корнева [и др.]; под ред. М. В.
Ростовцева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. - 320 с.: ил. - 320 с.
2.
Торстен Б. Мёллер, Эмиль Райф М47 Атлас рентгенологических укладок:
пер. с англ. / Под ред. Т. Б. Мёллер и др. – М.: Мед. лит., 2005 – 320 с, ил.
3.
Лучевая диагностика: учебник / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2013.

13

4.
Бонтрагер К.Л. Руководство по рентгенографии с рентгеноанатомическим
атласом укладок /Пер. с англ. под ред. Линденбратена Л.Д., Китаева В.В., Уварова В.В. 5е
издание. М.: Интелмедтехника, 2005.
5.
Основы лучевой диагностики и терапии: национальное руководство / гл.
ред. С. К. Терновой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013+ CD.
6.
С.К. Терновой, А.Ю. Васильев, В.Е. Синицын. Лучевая диагностика и
терапия: Учебник для студентов медицинских вузов- Том 1. Общая лучевая диагностика.
М. Медицина, 2008.
7.
С.К. Терновой, А.Ю. Васильев, В.Е. Синицын. Лучевая диагностика и
терапия: Учебник для студентов медицинских вузов- Том 2. Частная лучевая диагностика.
М. Медицина, 2008.
8.
А.Ю. Васильева, Е.Б. Ольхова. Лучевая диагностика: Учебное пособие для
студентов медицинских вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.
9.
А.Ю. Васильева, Е.Б. Ольхова. Лучевая диагностика для студентов
педиатрических факультетов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
10. Л.Д. Линденбратен, И.П. Королюк, Медицинская радиология. М.:
Медицина, 2000.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС Минздрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».