Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской практике (36ч)

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

17апреля 2023г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В
ОБЩЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»
36 ак.ч.
Специальность: Психиатрия

Ессентуки-2023

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской
практике»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Психиатрия
4. Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология, Гастроэнтерология, Гериатрия, Дерматовенерология, Кардиология,
Лечебное дело, Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Психотерапия, ПсихиатрияНаркология, Пульмонология, Скорая медицинская помощь, Судебно-психиатрическая
экспертиза, Терапия, Урология, Эндокринология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской практике»,
специальность «Психиатрия» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-акушер-гинеколог"
(зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2021 года, N63555);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
№138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 апреля 2018 года, N50608);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54305);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
2

Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N140н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-кардиолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2018 года, N50906);
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N
612н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"
(зарегистрирован в Минюсте России 25 августа 2017года, N47967);
13.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 05 июня 2017г №470н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 июля 2017 года, N47191);
14.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
15.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
16.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 05 апреля 2018 года, N50644);
17.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50632);
18.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591);
19.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
20.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.20 «Психиатрия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1062;
21.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности
31.08.21
«Психиатрия-наркология»,
утвержденный
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1063;
22.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064;
23.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по
специальности 31.08.24 «Судебно-психиатрическая экспертиза», утвержденный приказом
9.

3

Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1066;
24.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
25.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
26.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
27.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
28.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской
практике» является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Психиатрия».
ДПП ПК «Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской
практике» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Психические и психосоматические расстройства в общей
медицинской практике» обусловлена тем, что в последние десятилетия изучению
психических расстройств в общемедицинской практике уделяют всё большее внимание не
только психиатры, но и врачи других специальностей. Это обусловлено многими
факторами, прежде всего распространённостью психических расстройств у больных с
соматическими заболеваниями. Согласно данным ВОЗ, более чем у 30% больных,
обратившихся в первичную медицинскую сеть, обнаружили какие-либо психические
расстройства, однако лишь 2-4% из них попадают в поле зрения психиатров.
Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-акушер-гинеколог, врачаллерголог-иммунолог, врач-гастроэнтеролог, врач-гериатр, врач-дерматовенеролог, врачкардиолог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врачоториноларинголог, врач-офтальмолог, врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатр4

нарколог, врач-пульмонолог, врач скорой медицинской помощи, врач-судебнопсихиатрический эксперт, врач-терапевт (лечебник), врач-уролог, врач-эндокринолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов в рамках имеющейся квалификации по актуальным вопросам психических и
психосоматических расстройств в общемедицинской практике.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить
концепцию
психосоматических
расстройств
(состояния
предрасположенности к развитию психосоматических расстройств; патопсихологические
механизмы формирования психосоматических расстройств; личность и соматическое
заболевание (внутренняя картина болезни); боль и болевой синдром в контексте
психосоматических соотношений; психологическое сопровождение лечебного процесса;
психосоматическое направление в медицине с точки зрения терапевта-кардиолога;
гастроэнтеролог и психиатр – оптимальное взаимодействие);
− изучить невротические, соматоформные и связанные со стрессом расстройства в
общей медицинской практике (внутренняя картина болезни и нозогенные расстройства;
соматоформные и истерические (конверсионные и диссоциативные) расстройства;
неврастения; принципы диагностики и терапии невротических и неврозоподобных
расстройств в общей медицинской практике);
− изучить аффективные расстройства и расстройства шизофренического спектра в
общей медицинской практике (классификация, клиническая типология и систематизация
аффективных расстройств; аффективные расстройства при соматических и нервных
заболеваниях; фармакотерапия аффективных расстройств в общемедицинской практике;
клинические варианты шизофрении у пациентов общесоматической практики;
особенности терапевтической патологии у больных шизофренией (современное состояние
проблемы));
− изучить этиопатогенез, диагностику и лечебно-реабилитационную тактику
органического психического расстройства при цереброваскулярной патологии;
− изучить вопросы организации помощи пациентам с психическими расстройствами
в общемедицинской практике.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Психические и
психосоматические расстройства в общей медицинской практике» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской
7.

5

практике» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
6

СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2023
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
https://misokmv.ru/org-info/education-program?id=214

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Психиатрия
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология, Гастроэнтерология, Гериатрия, Дерматовенерология, Кардиология,
7

Лечебное дело, Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина),
Оториноларингология, Офтальмология, Педиатрия, Психотерапия, ПсихиатрияНаркология, Пульмонология, Скорая медицинская помощь, Судебно-психиатрическая
экспертиза, Терапия, Урология, Эндокринология
Целевая аудитория программы: врач-психиатр, врач-акушер-гинеколог, врачаллерголог-иммунолог, врач-гастроэнтеролог, врач-гериатр, врач-дерматовенеролог, врачкардиолог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врачоториноларинголог, врач-офтальмолог, врач-педиатр, врач-психотерапевт, врач-психиатрнарколог, врач-пульмонолог, врач скорой медицинской помощи, врач-судебнопсихиатрический эксперт, врач-терапевт (лечебник), врач-уролог, врач-эндокринолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Психиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
квалификационной характеристики врача-психиатра, утвержденного Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врача-психиатра
Должностные обязанности
Должен знать:
1.
Выполняет перечень работ и услуг
для диагностики заболевания, оценки
состояния больного и клинической ситуации
в соответствии со стандартом медицинской
помощи (ПК-1)
2.
Выполняет перечень работ и услуг
для
лечения
заболевания,
состояния,
клинической ситуации в соответствии со
стандартом медицинской помощи (ПК-2)

Основные вопросы общей психопатологии;
клиническую картину психических заболеваний,
их этиологию и патогенез, принципы
дифференциальной диагностики и лечения;
симптоматику
состояний,
требующих
неотложной
госпитализации,
применения
методов
интенсивной
терапии;
методы
исследования психических больных и, прежде
всего,
клинико-психопатологические,
возможности инструментальных и специальных
параклинических методов диагностики в
психиатрии;
основы
фармакотерапии
психических заболеваний, другие методы
биологической терапии в психиатрии, основы
психотерапии, психосоциальной терапии и
психосоциальной реабилитации

В рамках дополнительной специальности Акушерство и гинекология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-акушер-гинеколог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-акушер-гинеколог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в период
беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с
8

гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями
молочных желез в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара»
Профессиональный стандарт «Врач-акушер-гинеколог»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования пациентов в период
беременности, в послеродовой период,
после прерывания беременности, с
гинекологическими заболеваниями и
доброкачественными диффузными
изменениями молочных желез в
амбулаторных условиях и (или) в
условиях дневного стационара

А/01.8

ТД 1: Направление пациентов в период
беременности, в послеродовой период, после
прерывания
беременности,
с
гинекологическими
заболеваниями
и
доброкачественными
диффузными
изменениями
молочных
желез
на
консультацию к врачам-специалистам в
соответствии
с
порядками
оказания
медицинской
помощи,
на
основе
клинических рекомендаций, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Аллергология и иммунология
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-аллерголог-иммунолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года №138н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-аллерголог-иммунолог"», которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления аллергических
заболеваний и (или) иммунодефицитных состояний, установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-аллерголог-иммунолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования пациентов
в целях выявления аллергических
заболеваний и (или)
иммунодефицитных состояний,
установления диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД
1:
Направление
пациентов
с
аллергическими
заболеваниями
и
(или)
иммунодефицитными
состояниями
на
консультацию к врачам-специалистам в
соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Гастроэнтерология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-гастроэнтеролог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N 139н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-гастроэнтеролог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний пищеварительной системы»
9

Профессиональный стандарт «Врач-гастроэнтеролог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика заболеваний и
(или) состояний
пищеварительной системы
(ПК-1)

А/01.8

ТД 1: Направление пациента с заболеванием и (или)
состоянием пищеварительной системы к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности Гериатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с
целью установления диагноза и определения функционального статуса»
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гериатр»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов пожилого и
старческого возраста с
целью установления
диагноза и определения
функционального статуса

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов пожилого и старческого
возраста на консультацию к врачам-специалистам в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Выявление хронических заболеваний и (или)
состояний и факторов риска их развития у пациентов
пожилого и старческого возраста

В рамках дополнительной специальности Дерматовенерология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
10

Профессиональный стандарт «Врач-дерматовенеролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Оказание первичной
специализированной медикосанитарной помощи в
амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос, микозами
гладкой кожи и ее придатков,
лепрой (ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациента на консультации к
врачам-специалистам при наличии медицинских
показаний в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Определение диагностических признаков и
симптомов болезней
ТД
3:
Проведение
дифференциальной
диагностики с другими заболеваниями и (или)
состояниями

В рамках дополнительной специальности Кардиология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-кардиолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N140н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-кардиолог"», которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
сердечно-сосудистой системы с целью постановки диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-кардиолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов при заболеваниях и
(или) состояниях сердечнососудистой системы с целью
постановки диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями
сердечно-сосудистой
системы
на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Неврология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция

11

Наименование
Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза

Код

Трудовые действия

А/03.8

ТД 1: Направление пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Общая врачебная практика
(семейная медицина) программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Самостоятельно
проводит
обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительной специальности Оториноларингология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-оториноларинголог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2017 г. N 612н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-оториноларинголог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний уха, горла, носа и установления диагноза»;
Профессиональный стандарт «Врач-оториноларинголог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний уха, горла,
носа и установления
диагноза

Код
А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями уха, горла, носа на консультацию к
врачам-специалистам в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
12

В рамках дополнительной специальности Офтальмология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-офтальмолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты 05 июня 2017г №470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-офтальмолог"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-офтальмолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, установления
диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и/или
состояниями глаза, его придаточного аппарата и
орбиты на консультацию к врачам-специалистам в
соответствии с действующим порядком оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительных специальностей Терапия, Лечебное дело программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7 Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
− «А/03.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и

А/02.7 ТД 1: Направление пациента на инструментальное
обследование при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи
А/03.7 ТД
1:
Назначение
лекарственных
препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
13

безопасности

соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи с учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Педиатрия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

В рамках дополнительной специальности Пульмонология программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-пульмонолог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Диагностика заболеваний бронхолегочной системы»;
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование
Диагностика заболеваний
бронхолегочной системы

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями
бронхолегочной системы или подозрением на
заболевания
бронхолегочной
системы
на
14

консультацию к врачам-специалистам в соответствии
с действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Психотерапия программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
ФГОС по специальности 31.08.22 «Психотерапия», утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1064):
ФГОС по специальности 31.08.22 Психотерапия
Вид деятельности

Профессиональные компетенции (имеющиеся)

ВД 1: Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная деятельность

Готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в
психотерапевтической медицинской помощи (ПК-2)

В рамках дополнительной специальности Психиатрия-Наркология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе ФГОС высшего образования по специальности 31.08.21
Психиатрия-Наркология, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ N1063 от
25.08.2014г):
ФГОС по специальности 31.08.21 Психиатрия-Наркология
Вид деятельности
ВД 1:
Диагностическая
деятельность
ВД 2:
Лечебная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
Готовность к определению у пациентов патологических состояний,
симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в
соответствии с Международной статистической классификацией
болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-1)
Готовность к ведению и лечению пациентов с психическими и
поведенческими расстройствами, обусловленными употреблением
психоактивных веществ (ПК-2)

В
рамках
дополнительной
специальности
Судебно-психиатрическая
экспертиза программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе ФГОС по специальности 31.08.24 Судебнопсихиатрическая экспертиза, утверждённый приказом Минобразования и науки РФ
№1066 от 25.08.2014 г)
ФГОС по специальности 31.08.24 Судебно-психиатрическая экспертиза
Вид деятельности
ВД 1: Диагностическая
деятельность

Профессиональные компетенции
(имеющиеся)
Проведение судебно-психиатрической экспертизы (ПК-1)
15

В рамках дополнительной специальности Скорая медицинская помощь
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач скорой медицинской помощи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской
помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской
организации»
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями,
требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач скорой медицинской помощи»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациентов в целях выявления
заболеваний и (или) состояний,
требующих оказания скорой
медицинской помощи вне
медицинской организации
Оказание скорой, в том числе
скорой специализированной,
медицинской помощи вне
медицинской организации, а
также в амбулаторных и
стационарных условиях
Назначение лечения пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой медицинской
помощи вне медицинской
организации, контроль его
эффективности и безопасности

А/01.8

А/02.8

ТД 1: Интерпретация и анализ результатов осмотра
пациентов с заболеваниями и (или) состояниями,
требующими оказания скорой медицинской
помощи вне медицинской организации
ТД 2: Установление ведущего синдрома и
предварительного диагноза заболевания и (или)
состояния,
требующего
оказания
скорой
медицинской
помощи
вне
медицинской
организации,
с
учетом
действующей
Международной статистической классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем
(далее - МКБ)
ТД 1: Оказание скорой медицинской помощи вне
медицинской организации (в составе врачебной
общепрофильной выездной бригады скорой
медицинской помощи), включая осуществление
мероприятий, способствующих стабилизации или
улучшению клинического состояния пациента, с
учетом диагноза, возраста и клинической картины
в соответствии с действующим порядком оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Урология программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-уролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-уролог"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление
диагноза»
16

Профессиональный стандарт «Врач-уролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
установление диагноза

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Обоснование направления пациентов с
заболеваниями
и
(или)
состояниями
почек,
мочевыводящих путей и мужских половых органов на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, порядками оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности Эндокринология программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-эндокринолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями
эндокринной системы с
целью установления
диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной системы на консультацию к
врачам-специалистам в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ОБЩЕЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.
17

Лекц
ия

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен

(в т.ч
консульт
ации)
Концепция психосоматических
1 расстройств. Психические
расстройства, актуальные в общей
медицинской практике
Невротические, соматоформные и
2 связанные со стрессом расстройства
в общей медицинской практике
Аффективные расстройства и
3 расстройства шизофренического
спектра в общей медицинской
практике
Органическое психическое
4 расстройство при цереброваскулярной
патологии
Организация помощи пациентам с
5 психическими расстройствами в
общемедицинской практике
Итоговая
аттестация
(итоговое
тестирование)
ИТОГО

ции

9

8

1

ПК-1
ПК-2

7

6

1

ПК-1
ПК-2

10

8

2

ПК-1
ПК-2

6

5

1

ПК-1
ПК-2

3

2

1

ПК-1
ПК-2

1
36

29

Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ОБЩЕЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самос
тработ
а
(в т.ч
консул
ьтаци
и)

1

Концепция психосоматических
расстройств. Психические
расстройства, актуальные в общей
медицинской практике

9

18

8

1

Форма
контроля

1.1

1.2

1.3

1.4
1.5
1.6
1.7

1.8
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

Психологическое направление
разработки концепции патогенеза
психосоматических расстройств
Состояния предрасположенности к
развитию психосоматических
расстройств
Патопсихологические механизмы
формирования психосоматических
расстройств
Личность и соматическое заболевание
(внутренняя картина болезни)
Боль и болевой синдром в контексте
психосоматических соотношений
Психологическое сопровождение
лечебного процесса
Психосоматическое направление в
медицине с точки зрения терапевтакардиолога
Гастроэнтеролог и психиатр –
оптимальное взаимодействие
Невротические, соматоформные и
связанные со стрессом расстройства в
общей медицинской практике
Внутренняя картина болезни и
нозогенные расстройства
Соматоформные расстройства
Истерические (конверсионные и
диссоциативные) расстройства
Неврастения
Принципы диагностики и терапии
невротических и неврозоподобных
расстройств в общей медицинской
практике
Аффективные расстройства и
расстройства шизофренического
спектра в общей медицинской практике
Классификация и клиническая типология
аффективных расстройств
Аффективные расстройства при
соматических заболеваниях
Систематизация аффективных
расстройств при соматических
заболеваниях
Аффективные расстройства при нервных
болезнях
Фармакотерапия аффективных
расстройств в общемедицинской
практике
Клинические варианты шизофрении у
пациентов общесоматической практики
19

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

7

6

1

2

2

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

10

8

2

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

2

-

3.7

4

4.1

4.2

4.3

5

5.1

Особенности терапевтической патологии
у больных шизофренией (современное
состояние проблемы)
Органическое психическое
расстройство при цереброваскулярной
патологии
Общие этиопатогенетические
закономерности органического
психического расстройства
Диагностический аспект концепции
органического психического
расстройства
Лечебно-реабилитационная тактика в
отношении пациентов с органическим
психическим расстройством сосудистого
генеза
Организация помощи пациентам с
психическими расстройствами в
общемедицинской практике
Организация помощи пациентам с
психическими расстройствами в
общемедицинской практике
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

1

1

6

5

1

1

1

-

2

2

-

3

2

1

3

2

1

3

2

1

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В ОБЩЕЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Психические и психосоматические расстройства в общей
медицинской практике » Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

20

учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. В патогенезе психосоматических заболеваний участвуют:
а) черепно-мозговая травма
б) хроническая психотравма
в) факторы биологического предрасположения
2. Выделите признаки, которые включают в понятие алекситимии:
а) затрудненность контактов с окружающими
б) трудность в вербализации чувств
в) трудность разграничения соматических ощущений и эмоций
3. Выберите из нижеперечисленного психосоматические заболевания:
а) системная красная волчанка
б) атопический дерматит
в) ишемическая болезнь сердца
г) посттравматическое стрессовое расстройство
4. Выделите факторы предрасположения к гипертонической болезни:
а) систолическая лабильность артериального давления
б) Д-клеточная недостаточность
в) дисбаланс эстрогенов и прогестерона
5. Какой тип стресса наиболее характерен для развития язвенной болезни?
а) переживание потери значимого объекта
б) страх потерять работу, чье-то расположение, признание
в) перемещение и переезды за пределы привычного жизненного пространства
г) ситуация ожидания
6.
Какой тип внутриличностного конфликта наиболее характерен
психосоматических заболеваний?
21

для

а) между желаниями и долгом
б) между возможностями личности и её завышенными требованиями к себе
в) между эмоционально значимыми отношениями и агрессивными
тенденциями
7. Выберите общие признаки психосоматических заболеваний:
а) острое начало
б) хроническое течение
в) относительная взаимосвязь с полом
г) чаще манифестируют в пожилом возрасте
8.
относятся:
а)
б)
в)

К личностным особенностям больных стенокардией и инфарктом миокарда
невротичность и сенситивность
тягостное чувство неполноценности
честолюбие, энергичность с уверенностью в своих силах

9. Какой тип личности более характерен для больных бронхиальной астмой?
а) псевдонезависимый
б) тип "А"
в) неврастенический
г) истерический
10.
Какой тип личности из нижеперечисленных более характерен для больных
язвенной болезнью?
а) псевдонезависимый
б) тип "А"
в) неврастенический
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Психические и психосоматические расстройства в общей медицинской
практике. Краткое руководство для врачей / Л. В. Ромасенко [и др.]. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2023. - 320 с.
2.
Дмитриева, Т. Б. Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание /
под ред. Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. С. Тиганова;
отв. ред. Ю. А. Александровский. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 624 с.
3.
Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства:
руководство / Ю. А. Александровский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 712 с.: ил. - (Б-ка непрерывного мед. образования).
4.
Антропов, Ю. А. Основы диагностики психических расстройств - / Ю. А.
Антропов, А. Ю. Антропов, Н. Г. Незнанов; под ред. Ю. А. Антропова. - Москва:
ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 384 с.: ил. - (Б-ка врача-специалиста).
5.
Гиляровский, В.А. Психиатрия / В.А. Гиляровский. - М.: Книга по
Требованию, 2011. - 758 c.
22

6.
Гуревич, М. О. Психиатрия/ М.О. Гуревич. - М.: Государственное
издательство медицинской литературы, 2014. - 498 c.
7.
Джекобсон, Д. Л. Секреты психиатрии - / Д. Л. Джекобсон, А. М.
Джекобсон; пер. с англ.; под общей ред. П. И. Сидорова. - 2-е изд. - Москва: МЕДпрессинформ, 2007. - 576 с.
8.
Жариков, М.Н. Основы психиатрии для врачей общего профиля Серия:
Библиотека практикующего врача / М.Н. Жариков. - Москва: Машиностроение, 2001. 256 c.
9.
Корсаков, С.С. Курс психиатрии / С.С. Корсаков. - М.: Книга по
Требованию, 2012. - 692 c.
10.
Лаукс, Г. Психиатрия и психотерапия: справочник / Г. Лаукс, Х.-Ю. Мёллер.
- М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 512 c.
11.
Марилов, В. В. Клиническая психопатология: руководство / В. В. Марилов,
Т. Ю. Марилова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 608 с.
12.
Обухов, С. Г. Психиатрия -: учеб. пособие / С. Г. Обухов; под ред. Ю. А.
Александровского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.
13.
Психиатрия / О.В. Кербиков и др. - М.: Медицина, 2016. - 448 c.
14.
Психические расстройства в клинической практике/ Под редакцией А.Б.
Смулевича. - М.: МЕДпресс-информ, 2011. - 720 c.
15.
Психиатрия: национальное руководство / гл. ред. Т. Б. Дмитриева [и др.],
отв. ред. Ю. А. Александровский; АСМОК, Рос. о-во психиатров. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2014. - 1000 с. - (Нац. проект "Здоровье").
16.
Психиатрия: руководство: в 2 т. Т. 1. / под ред. А. С. Тиганова. - Москва:
Медицина, 2012. - 808 с.: ил.
17.
Психиатрия и наркология: учебник / Н. Н. Иванец [и др.]. - Москва:
ГЭОТАРМедиа, 2012. - 832 с.: ил.
18.
Психические расстройства диагностика и терапия в общемедицинской
практике / гл. ред. Ю. А. Александровский; МЗ России, АСМОК. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 270 с.: ил.
19.
Рачин, А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А. П. Рачин, Е. В.
Михайлова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 104 с.: ил. - (Б-ка врача специалиста.
Психиатрия. Неврология. Общая врачебная практика).
20.
Романов, Д. В. Современные методы психотерапии: метод. рекомендации /
Д.В. Романов, А. Д. Романов; Сам. психоаналит. о-во. - Самара: [б. и.], 2014. - 28 с.: ил.
21.
Смулевич, А. Б. Депрессии при соматических и психических заболеваниях /
А. Б. Смулевич. - Москва: МИА, 2007. - 427с.
22.
Фесенко, Ю. А. Детская психиатрия. Карманный справочник/ Ю.А. Фесенко,
Д.Ю. Шигашов. - М.: Наука и техника, 2011. - 416 c.
23.
Фесенко, Ю. А. Пограничные нервно-психические расстройства у детей /
Ю.А. Фесенко. - М.: Наука и техника, 2010. - 320 c.
24.
Фармакотерапия в неврологии и психиатрии / под ред. С. Д. Энна, Д. Т.
Койла, пер. с англ.; под ред. О. С. Левина. - Москва: МИА, 2007. - 800 с.: ил.
25.
Цыганков, Б. Д. Психиатрия: руководство / Б. Д. Цыганков, С. А.
Овсянников. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 496 с.: ил.
23

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

24


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».