Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 27февраля 2023г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) 36 ак.ч. Специальность: Медицинский массаж Ессентуки-2023 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Медицинский массаж 4. Форма обучения: заочная 5. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), специальность «Медицинский массаж» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года N 744н (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря 2018 года N849н) «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинскому массажу" (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52963); 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 7. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 8. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения 2 по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 11. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Медицинский массаж». ДПП ПК «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) обусловлена тем, что в настоящее время медицинский массаж является эффективным средством реабилитации при различных заболеваниях и повреждениях, он помогает восстановлению нормальной деятельности всего организма, входит в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в больницах, санаториях, поликлиниках и лечебно-профилактических учреждениях. Целевая аудитория программы: медицинская сестра/медицинский брат по массажу. Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, по актуальным вопросам применения медицинского массажа в клинической и реабилитационной практике. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить основы медицинского массажа (введение в медицинский массаж, анатомофизиологические основы массажа; рабочее место массажиста, требования к массажисту и массируемому; история, виды и методики проведения массажа; костная и мышечная система); − изучить базовые методики классического массажа (классический массаж, показания и противопоказания; основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, вибрационные техники; массаж отдельных частей и участков тела, особенности и правильность выполнения приемов массажа; мануальная диагностика в работе массажиста); 3 − изучить рефлекторные виды массажа (рефлекторный массаж, принцип действия и эффективность; точечный, сегментарный, периостальный, соединительно-тканный, вакуумно-рефлекторный (баночный) массаж, массаж Шиацу; сочетание рефлекторных видов массажа с ЛФК, физиотерапией, вытяжением и мануальной терапией); − изучить вопросы применения массажа в педиатрической практике (АФО детского организма, рост и развитие ребенка первого года жизни; особенности общения с ребенком и его родителями; точечный массаж в педиатрии; детский гигиенический и детский лечебный массаж); − изучить основы лечебной физкультуры и спортивного массажа (ЛФК в комплексе лечебных и оздоровительных мероприятий; виды, формы и методы лечебной физкультуры, типы двигательных режимов; спортивный массаж: виды, техника выполнения) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 6. 7. Новые компетенции: нет 8. Стажировка: нет 9. Симуляционное обучение: нет 10. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 4 Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 11. Сетевая форма реализации: нет 5 12. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 13. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2023 год» от 09.01.2023г № 23010901. 14. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 15. Год утверждения программы: 2023 16. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=210 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Медицинский массаж Целевая аудитория программы: медицинская сестра/медицинский брат по массажу. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности Медицинский массаж программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинскому массажу», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года N 744н (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда России от 26 декабря 2018 года N 849н) «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинскому массажу"), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.5. Выполнение медицинского массажа с учетом индивидуальных особенностей и возраста пациента и контроль его эффективности»; Вид деятельности 1 Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Должен уметь Должен знать 3 4 6 ВД 1: Проведение медицинского массажа Выполнение медицинского массажа с учетом индивидуальных особенностей и возраста пациента и контроль его эффективности (ПК-1) - Подготавливать массажный кабинет, массажное оборудование, необходимые косметические средства и лекарственные препараты для наружного применения к выполнению медицинского массажа - Пользоваться различными видами медицинского массажа: - классический массаж; - спортивный массаж; - сегментарнорефлекторный массаж; - соединительно-тканный массаж; - миофасциальный массаж; - периостальный массаж; - точечный и традиционный китайский массаж; - Определять анатомические области (их границы) тела пациента для выполнения медицинского массажа - Требования к рабочей одежде и обуви медицинских работников - Основы анатомии, топографической анатомии, физиологии и биомеханики человека - Физиологическое влияние различных видов массажа на области и системы организма человека - Правила выполнения различных видов медицинского массажа в профилактических, лечебных и реабилитационных целях - Особенности проведения медицинского массажа при различных заболеваниях и состояниях в различные возрастные периоды - Правила сочетания медицинского массажа с пассивными и активными упражнениями лечебной физической культуры, физиотерапией, мануальной терапией III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Введение в медицинский массаж. 1 Анатомо-физиологические основы массажа 2 Базовые методики классического массажа 3 Рефлекторные виды массажа Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) ПК-1 6 5 1 7 6 1 10 8 2 7 ПК-1 ПК-1 4 Массаж в педиатрической практике 7 6 1 5 Основы лечебной физкультуры и спортивного массажа 5 4 1 Итоговая аттестация тестирование) ИТОГО (итоговое - 1 36 ПК-1 ПК-1 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 6 5 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 (в т.ч консуль тации) 1.3 Введение в медицинский массаж. Анатомо-физиологические основы массажа Рабочее место массажиста. Требования к массажисту и массируемому История, виды и методики проведения массажа Костная система 1.4 Мышечная система 2 2 - Базовые методики классического массажа Классический массаж, показания и противопоказания Основные приемы массажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, вибрационные техники Массаж отдельных частей и участков тела. Особенности и правильность выполнения приемов массажа Мануальная диагностика в работе массажиста 7 6 1 1 1 - 2 2 - 2 1 1 2 2 - 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 8 Форма контроля Рефлекторные виды массажа 10 8 2 1 1 - 3.2 Рефлекторный массаж. Принцип действия и эффективность Точечный массаж 2 1 1 3.3 Сегментарный массаж 2 1 1 3.4 Периостальный массаж 1 1 - 3.5 Соединительно-тканный массаж 1 1 - 3.6 Вакуумно-рефлекторный (баночный) массаж Массаж Шиацу 1 1 - 1 1 - 1 1 - 7 6 1 1 1 - 1 1 - 2 2 - 3 3.1 3.7 3.8 4 Сочетание рефлекторных видов массажа с ЛФК, физиотерапией, вытяжением и мануальной терапией Массаж в педиатрической практике 4.2 АФО детского организма. Рост и развитие ребенка первого года жизни Особенности общения с ребенком и его родителями Точечный массаж в педиатрии 4.3 Детский гигиенический массаж 1 1 - 4.4 Детский лечебный массаж 2 1 1 5 4 1 1 1 - 2 1 1 2 2 - 1 - 1 36 29 7 4.1 4.2 Основы лечебной физкультуры и спортивного массажа 5.1 ЛФК в комплексе лечебных и оздоровительных мероприятий Виды, формы и методы лечебной 5.2 физкультуры, типы двигательных режимов 5.3 Спортивный массаж: виды, техника выполнения Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 5 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕДИЦИНСКИЙ МАССАЖ» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) № дня 1 2 3 4 5 6 Виды Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА 9 учебной нагрузки1 VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Медицинский массаж» (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Массаж противопоказан при всех заболеваниях кроме: а) болезней крови б) гнойных процессах любой локализации в) психические заболевания с чрезмерным возбуждением г) воспалении лимфатических узлов д) остеохондрозе 2. На напряженных группах мышц применяются приемы: а) рубления б) поколачивания в) похлопывания г) стегания д) растирания 3. Наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении приема вибрации: 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 1) прерывистая вибрация выполняется на напряженных мышцах 2) приём выполняется безболезненно 3) прием рубления проводится поперек мышечных волокон 4) прием рубления проводится вдоль мышечных волокон 5) прерывистая вибрация выполняется на расслабленных мышцах а) 1,2,3 б) 2,4,5 в) 3,4,5 г) 2,3,4 д) 1,3,5 4. Болезненность в сегментах S2-S4 может свидетельствовать а) о заболеваниях легких; б) о заболеваниях поджелудочной железы; в) о заболеваниях почек; г) о заболеваниях прямой кишки. 5. Болезненность в сегментах С8-Т2 может свидетельствовать а) о заболеваниях желудка; б) о заболеваниях органов и сосудов головы и шеи; в) о заболеваниях пищевода; г) о заболеваниях сердца. 6. Гиперестезия мышц характеризуется а) болевыми ощущениями, проявляющимися без механического воздействия на мышцы; б) болевыми ощущениями, проявляющимися в результате механического воздействия на мышцы; в) болезненностью мышц как в состоянии покоя, так и при работе; г) повышенным напряжением мышечной ткани. 7. Гипертонус мышц характеризуется а) болевыми ощущениями, проявляющимися без механического воздействия на мышцы; б) болевыми ощущениями, проявляющимися в результате механического воздействия на мышцы; в) болезненностью мышц как в состоянии покоя, так и при работе; г) повышенным напряжением мышечной ткани. 8. Изменение кожных покровов в сегментах Т11-L1 может свидетельствовать а) о заболеваниях легких; б) о заболеваниях мочеточника; в) о заболеваниях почек; г) о заболеваниях прямой кишки. 9. Одним из методов определения изменения в соединительной ткани является метод, при котором оттягивается кожная складка и прилежащая к ней подкожно-жировая клетчатка. В глубоко расположенных слоях соединительной ткани при патологии а) появляется широкая полоса, ощущаемая как шероховатость; б) появляются видимые и осязаемые плоские втяжения; в) появляются пупкообразные вдавления; 11 г) появляются участки уплотнений более плотной консистенции по сравнению со здоровыми тканями 10. Повышение тонуса в ягодичных мышцах и мышцах бедра приводит к появлению а) запоров; б) метеоризма; в) отрыжки; г) сильных болей в желудке. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Епифанов, В. А. Массаж. Атлас-справочник. Диагностика, лечение, профилактика / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов, И. И. Глазкова. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2020. - 432 с. 2. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник / Епифанов В. А. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 с. 3. Епифанов, В. А. Медицинская реабилитация при заболеваниях и повреждениях органов мочевыделения/ Епифанов В. А., Корчажкина Н. Б. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 528 с. 4. Вербов А.Ф. Азбука массажа. - М.: АСТ, 2006. -415 с. 5. Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. Изд.АСТ, Полигон. 2013 г., 416 с. 6. Гаткин Е.Я. Напрягись! Расслабься… Техника мышечной гармонизации позвоночника и суставов. Изд. Метафора, 2012 г., 174 с. 7. Гаткин Е.Я., Аэробика для груди. Изд.ЭКСМО, 2014 г., 166 с. 8. Ерёмушкин М.А. История массажа. Забытые секреты мастерства. Изд.Феникс. 2003, 105 с. 9. Ерёмушкин М.А. Медицинский массаж. Теория и практика, изд. «Наука и Техника», 2009 г. 10. Ерёмушкин М. А. Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 224 с. 11. Ерёмушкин М.А. Классическая техника массажа при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Справочное пособие. СПб.: Наука и Техника, 2010, 192 с. 12. М. А. Еремушкин, Б. В. Киржнер, А. Ю. Мочалов Мягкие мануальные техники. Постизометрическая релаксация мышц. Учебное пособие. 2 издание.2010г., 288с. 13. Агасаров Л.Г. Руководство по рефлексотерапии.М.Арнебия, 2001 ,304 с. 14. Лием Т. Практика краниосакральной остеопатии. СПБ. Меридиан С, 2008, 504с. 15. Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей (под ред. Н.А. Белякова). Т.1, СПб,2005,426с 16. Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей (под ред. Н.А. Белякова). Т.2. СПб,2005,436с 12 17. Новосельцев С.В. Введение в остеопатию, краниодиагностика и техники коррекции.СПБ. Фолиант., 2007, 340 с. 18. Пак Чже Ву Суджок терапия. т.1., М., Суджок Академия 1999,316 с. 19. Пак Чже Ву Основные системы соответствия М, Суджок Академия 2006.78с. 20. Пениу Ж.Тикса С. Мышечное напряжение. От диагностики к лечению, М., Медпресс,2012, 358 с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 13