ДПП ПК_Рефлексотерапия в педиатрии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25ноября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Рефлексотерапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Рефлексотерапия в педиатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Рефлексотерапия
4. Дополнительные специальности: Детская кардиология, Мануальная терапия,
Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Остеопатия, Педиатрия,
Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Рефлексотерапия в педиатрии», специальность «Рефлексотерапия» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50592);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N
358н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-остеопат" (зарегистрирован в
Минюсте России 05 июля 2021 года, N64112);
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08. 2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
2

10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Рефлексотерапия в педиатрии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Рефлексотерапия».
ДПП ПК «Рефлексотерапия в педиатрии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Рефлексотерапия в педиатрии» обусловлена тем, что
медикаментозная терапия, широко применяемая во всем мире в медицинской практике, в
том числе, в педиатрии, обладает большим количеством побочных эффектов и
осложнений, включая аллергические реакции и привыкание.
В настоящее время применяются новые современные методы, использующие
воздействие на точки преформированными физическими факторами (физиопунктура).
Приоритетным направлением является воздействие на точки акупунктуры
низкоинтенсивным электромагнитным излучением микроволнового и лазерного
диапазонов, низкоинтенсивными электрическими импульсами, включая поверхностные
микротоки. Несомненным преимуществом этих методик является безопасность,
безболезненность, хорошая сочетаемость с другими реабилитационными мероприятиями,
высокая проникающая способность через гипсовые и другие сухие повязки,
незначительное число противопоказаний и побочных эффектов.
Целевая аудитория программы: врач-рефлексотерапевт, врач-детский кардиолог,
врач-мануальный терапевт, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врачостеопат, врач-педиатр, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной
медицины.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний,
необходимых для профессиональной деятельности врачей-специалистов и повышение
3

профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации в области применения
рефлексотерапии у детей.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить
анатомо-физиологические
особенности
детского
организма
(анатомические основы рефлексотерапии у детей, общую физиологию центральной и
периферической нервной системы у детей, физиологию высшей нервной деятельности у
детей;
− изучить методики рефлексотерапии в педиатрии (иглотерапия, точечный массаж и
акупрессура, терморефлексотерапия, аппаратные методы и др.);
− изучить методы рефлексотерапии при заболеваниях органов дыхания у детей
(бронхиты,
плевриты,
респираторные
аллергозы),
рефлексодиагностика
и
рефлексотерапия в комплексе лечебно-профилактических мероприятий;
− изучить методы рефлексотерапии при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
у детей (артериальная гипер- и гипотензии, вегетососудистые дистонии, нарушения
сердечного ритма, ревматические заболевания, болезни сердца неревматической
природы);
− изучить методы рефлексотерапия при заболеваниях органов пищеварения у детей
(заболевания пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, тонкой и толстой кишки,
печени и желчевыводящих путей);
− изучить методы рефлексотерапии при заболеваниях мочевыделительной системы у
детей (приобретенные нефропатии и нефропатии при системных заболеваниях,
пиелонефрит, инфекции нижних мочевых путей);
− изучить методы рефлексотерапии при заболеваниях периферической нервной
системы у детей (невралгии, невриты, болевые корешковые и рефлекторные синдромы
остеохондроза позвоночника и сочленений);
− изучить методы рефлексотерапии при органических заболеваниях центральной
нервной системы у детей (инфекционные и инфекционно-аллергические заболевания,
травмы ЦНС, сосудистые заболевания головного мозга);
− изучить методы рефлексотерапии при неврозах и неврозоподобных состояниях у
детей (истерический невроз, невроз навязчивых состояний, неврастения, невротические
синдромы и симптомы)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Рефлексотерапия в
педиатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7.

Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной

профессиональной
4

программы

повышения

квалификации «Рефлексотерапия в педиатрии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
5

направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=110
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Рефлексотерапия
Дополнительные специальности: Детская кардиология, Мануальная терапия,
Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Остеопатия, Педиатрия,
6

Физиотерапия, Физическая и реабилитационная медицина
Целевая аудитория программы: врач-рефлексотерапевт, врач-детский кардиолог,
врач-мануальный терапевт, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врачостеопат, врач-педиатр, врач-физиотерапевт, врач физической и реабилитационной
медицины.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности Рефлексотерапия и дополнительных
специальностей
Мануальная
терапия,
Физиотерапия,
Физическая
и
реабилитационная медицина программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по
медицинской реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист по медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «С/01.8 Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
с целью назначения рефлексотерапии»;
− «С/02.8 Назначение рефлексотерапии при заболеваниях и (или) состояниях».
Вид деятельности

1
ВД 1: Применение
рефлексотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов с
заболеваниями и
(или) состояниями с
целью назначения
рефлексотерапии
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Определять у пациента с
заболеваниями и
состояниями
патологические состояния,
симптомы, синдромы
заболеваний,
нозологических форм в
соответствии с МКБ и
проблем, связанных со
здоровьем, для принятия
решения о назначении
рефлексотерапии
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Выбирать и
анализировать методы
(клинические,

4
- Основные клинические
проявления заболеваний и
(или) состояний нервной,
иммунной, сердечнососудистой, дыхательной,
пищеварительной,
мочеполовой систем и
системы крови,
приводящие к тяжелым
осложнениям и (или)
угрожающие жизни,
определение тактики
ведения пациента с целью
их предотвращения
- Порядок организации
медицинской
реабилитации; порядки
оказания медицинской
помощи, клинические
рекомендации (протоколы
лечения) по вопросам
оказания медицинской
помощи, по медицинской
реабилитации
- Стандарты первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи,
специализированной, в
том числе

7

Назначение
рефлексотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях
(ПК-2)

лабораторные и
инструментальные) оценки
эффективности и
безопасности применения
рефлексотерапии с
диагностической целью
пациенту с учетом его
индивидуальных
особенностей
- Назначать
рефлексотерапию при
заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
физиотерапии
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности применения
рефлексотерапии для
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
- Определять медицинские
показания и медицинские
противопоказания для
применения
рефлексотерапии

высокотехнологичной,
медицинской помощи при
заболеваниях и (или)
состояниях, в связи с
которыми пациент
направлен на
рефлексотерапию
- Показания и
противопоказания к
рефлексотерапии
- Основные методы
рефлексотерапии:
прогревание и
прижигание,
поверхностная
рефлексотерапия,
микроиглорефлексотерапи
я, точечный массаж,
механическая,
электромагнитная,
лекарственная и
комбинированная
пунктуры
- Механизмы действия
основных методов
рефлексотерапии
- Принципы
потенцирования,
кумуляции и угасания
эффекта от используемых
методов рефлексотерапии,
принципы безопасности
проведения различных
вмешательств и (или)
стимуляций в процессе
медицинской
реабилитации
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или лечении
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях

В рамках дополнительной специальности «Детская кардиология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский кардиолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N 139н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
8

- «А/02.8 Назначение лечения детям при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-детский кардиолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения детям при
заболеваниях и (или) состояниях
сердечно-сосудистой системы,
контроль его эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения:
физиотерапевтических
методов,
рефлексотерапии,
лечебной
физкультуры,
фитотерапии детям при заболеваниях и (или)
состояниях сердечно-сосудистой системы в
соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по
вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Самостоятельно
проводит
обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительной специальности Остеопатия программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-остеопат», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 2 июня 2021 года N358н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-остеопат"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Обследование пациентов в целях выявления соматических дисфункций»;
− «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентов методами остеопатической
коррекции, контроль эффективности и безопасности лечения».

9

Профессиональный стандарт
«Врач-остеопат»
Трудовая функция
Наименование

Код

Обследование пациентов в
целях выявления
соматических дисфункций
(ПК-1)

А/01.8

Назначение и проведение
лечения пациентов
методами остеопатической
коррекции, контроль
эффективности и
безопасности лечения
(ПК-2)

А/02.8

Трудовые действия
ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни, анамнеза болезни у
пациентов с соматической дисфункций и (или) их
законных представителей
ТД 2: Визуальный остеопатический осмотр пациентов
ТД 3: Пальпация пациентов с соматической
дисфункцией
ТД 1: Определение тактики лечения пациентов методами
остеопатической коррекции соматических дисфункций
ТД 2: Определение медицинских показаний и
медицинских
противопоказаний
для
проведения
пациентам остеопатической коррекции соматических
дисфункций
ТД 3: Наблюдение, контроль состояния пациентов в ходе
лечения методами остеопатической коррекции

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза»;
− «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
(ПК-1)
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

Трудовые действия

Код

А/01.8 ТД 1: Осмотр пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
ТД 2: Направление пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
А/02.8 ТД 1: Назначение физиотерапевтических методов,
рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа,
мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
10

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении
профессионального стандарта " Врач-педиатр участковый "»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.7 Обследование детей с целью установления диагноза»;
− «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентов методами остеопатической
коррекции, контроль эффективности и безопасности лечения»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Код

Обследование детей с целью
установления диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение и проведение
лечения пациентов методами
остеопатической коррекции,
контроль эффективности и
безопасности лечения
(ПК-2)

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Сбор анамнеза заболевания
ТД 2: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 3: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения), порядками оказания медицинской помощи и
с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 1: Разработка плана лечения болезней и состояний
ребенка
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии
ребенку
ТД 3: Оценка эффективности и безопасности
медикаментозной и немедикаментозной терапии у
детей

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
работа
компетен
Объем, ия
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

Анатомо-физиологические
1 особенности детского организма.
Общие принципы применения

6
11

5

1

ПК-1
ПК-2

рефлексотерапии в педиатрии
2
3
4
5

6

7

8

Рефлексотерапия при заболеваниях
органов дыхания у детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
сердечно-сосудистой системы у
детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
органов пищеварения у детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
мочевыделительной системы у
детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
периферической нервной
системы у детей
Рефлексотерапия при органических
заболеваниях центральной
нервной системы у детей
Рефлексотерапия при неврозах и
неврозоподобных
состояниях у детей
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

4

1

4

3

1

4

3

1

4

3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

4

3

1

ПК-1
ПК-2

4

3

1

ПК-1
ПК-2

3

1

ПК-1
ПК-2

-

1

27

9

4
1

ИТОГО

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

5

36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1

Наименование модулей, разделов и
тем

Анатомо-физиологические
особенности детского организма.
Общие принципы применения
рефлексотерапии в педиатрии
Методики рефлексотерапии в педиатрии
(иглотерапия, точечный массаж и
12

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

6

5

1

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.2
1.3

1.4

1.5
2
2.1

2.2

2.3

2.4

3

3.1

3.2

3.3
4
4.1

4.2

акупрессура, терморефлексотерапия,
аппаратные методы)
Анатомические основы
рефлексотерапии у детей
Общая физиология центральной и
периферической нервной системы у
детей
Физиология вегетативной нервной
системы и регуляция вегетативных
функций у детей
Физиология высшей нервной
деятельности у детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
органов дыхания у детей
Основные патофизиологические
нарушения при болезнях органов
дыхания у детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия (бронхиты,
плевриты, респираторные аллергозы)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктурных зон
воздействия
Рефлексодиагностика и
рефлексотерапия в комплексе лечебнопрофилактических мероприятий при
болезнях органов дыхания у детей
Рефлексотерапия при заболеваниях
сердечно-сосудистой системы у
детей
Основные патофизиологические
нарушения при болезнях органов
кровообращения у детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия
(артериальная гипер- и гипотензии,
вегетососудистые дистонии, нарушения
сердечного ритма, ревматические
заболевания)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Рефлексотерапия при заболеваниях
органов пищеварения у детей
Основные патофизиологические
нарушения при заболеваниях органов
пищеварения у детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия (заболевания
пищевода, желудка и
двенадцатиперстной кишки, тонкой и
13

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

5

4

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

1

1

-

4.3

5

5.1

5.2

5.3

6

6.1

6.2

6.3

7

7.1

7.2

7.3
8

толстой кишки, печени и
желчевыводящих путей)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Рефлексотерапия при заболеваниях
мочевыделительной системы у
детей
Основные патофизиологические
нарушения при заболеваниях
мочевыделительной системы у детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия
(приобретенные нефропатии и
нефропатии при системных
заболеваниях, пиелонефрит, инфекции
нижних мочевых путей)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Рефлексотерапия при заболеваниях
периферической нервной
системы у детей
Основные патофизиологические
нарушения при заболеваниях
периферической нервной системы у
детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия (невралгии,
невриты, болевые корешковые и
рефлекторные синдромы остеохондроза
позвоночника и сочленений)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Рефлексотерапия при органических
заболеваниях центральной
нервной системы у детей
Основные патофизиологические
нарушения при органических
заболеваниях ЦНС
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия
(инфекционные и инфекционноаллергические заболевания, травмы
ЦНС, сосудистые заболевания
головного мозга)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Рефлексотерапия при неврозах и
14

2

1

1

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

4

3

1

8.1

8.2

8.3

неврозоподобных
состояниях у детей
Основные патофизиологические
нарушения при неврозах
и
неврозоподобных состояниях у детей
Нозологические формы, при которых
показана рефлексотерапия
(истерический невроз, невроз
навязчивых состояний, неврастения,
невротические синдромы и симптомы)
Методы определения функционального
состояния точек акупунктуры и зон
воздействия
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

-

1

36

27

9

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ В ПЕДИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Рефлексотерапия в педиатрии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

15

15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Какая из перечисленных точек является точкой тревоги мочевого пузыря?
б) Гуань-юань.
в) Шуй-дао.
г) Тянь-шу.
д) Шуй-фэнь.
е) ни одна из перечисленных.
2. С каким из восьми сосудов связана точка Шэнь-май?
а) с Ду-май.
б) с Жэнь-май.
в) с Ян-цяо-май.
г) с Дай-май.
д) с Ян-вэй-май.
3. При лечении каких болезней используются точки пересечения восьми сосудов Гунсунь и Нэй-гуань?
а) болезней внутренних углов глаз, шеи, ушей, плеч, тонкого кишечника,
мочевого пузыря.
б) болезней связанных с легкими тканей, горла, диафрагмы.
в) болезней сердца, груди, желудка, селезенки.
г) болезней наружных углов глаз, за ушами, щек, передней части шеи, плеч.
д) никаких из перечислен
4. Прижиганием точки Бай-хуэй можно лечить:
а) симптомы недостатка и "отхождения" при апоплексии.
б) высокий жар.
в) головную боль, вызванную активностью, Ян печени.
г) эпилепсию.
д) ни одну из перечисленных болезней.
5. Какая из перечисленных последовательностей расположения точек сверху вниз
вокруг ушной раковины является правильной?
а) Тин-гун, Тин-хуэй, Цзяо-сунь, И-фэн, Эр-мэнь.
б) Тин-хуэй, Цзяо-сунь, Тин-гун, И-фэн, Эр-мэнь.
в) Цзяо-сунь, Эр-мэнь, Тин-гун, Тин-хуэй, И-фэн.
г) И-фэн, Эр-мэнь, Тин-гун, Тин-хуэй, Цзяо-сунь.
д) Эр-мэнь, Тин-гун, Тин-хуэй, Цзяо-сунь, И-фэн.

16

6. Какую из перечисленных точек следует использовать в первую очередь для
изгнания жара, просветления глаз и рассеивания ветра?
а) Тун-цзы-ляо.
б) Фэн-фу.
в) Цюй-чи.
г) Фэн-чи.
д) Вай-гуань.
7. К какому из перечисленных каналов относится точка Тай-ян?
а) к ножному тай-ян.
б) к ножному шао-ян.
в) к ручному тай-ян.
г) к ножному шао-инь.
д) ни к одному из перечисленных.
8. При лечении какой из перечисленных болезней точка Тай-ян обычно не
используется?
а) головной боли.
б) простуды.
в) покраснения глаз.
г) близорукости.
д) невралгии тройничного нерва.
9. Какой из перечисленных сосудов, кроме Ду-май, входит в головной мозг?
а) Чун-май
б) [Инь-, Ян-] цяо-май
в) Дай-май.
г) Жэнь-май.
д) [Инь-, Ян-] вэй-май.
10. Какая из перечисленных точек является точкой-устьем ручного шао-инь канала
сердца?
а) Шэнь-мэнь.
б) Шао-чун.
в) Лин-дао.
г) Шао-фу.
д) ни одна из перечисленных.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.

Агасаров Л.Г., Осипова Н.Н. Краткое руководство по акупунктуре- М.,1996,

2.
- 296 с.
3.
34 с.

Вогралик В.Г., Вогралик М.В. Пунктурная рефлексотерапия- Горький 1978.

215.

Гойденко В.С. Микроиглотерапия. Методические рекомендации. М., 1979.-

17

4.
Гойденко В.С., Котенева В.М.
Практическое
руководство
по
рефлексотерапии. М., 1982.
5.
Дуринян Р.А. Корковый контроль неспецифических систем мозга.
М.:Медицина, 1975.
6.
Дуринян Р.А. Атлас аурикулярной рефлексотерапии- М., 1982.
7.
Дуринян Р.А. Физиологические основы аурикулярной рефлексотерапииЕреван, "Айастан", 1983.
8.
Иванов В.И. Акупунктура и медикаментозное лечение. М., 1996.
9.
Лувсан Гаваа. Традиционные и современные аспекты восточной
рефлексотерапии- М., 1986.
10.
Мачерет Е.Л., Самосюк И.З. Руководство по рефлексотерапии- Киев, "Вища
школа", 1982.
11.
Мельникова М.Н. Рефлексотерапия
язвенной
болезни:
Учебнометодическое пособие- М., 1990.
12.
Михайлова А.А.
Клиническая аурикулопунктура-Сыктывкар: Коми
книжное издательство, 1992.- 96 с.
13.
Михайлова А.А. Рефлексотерапия неврозов:
Учебно-методическое
пособие- М., 1989.
14.
Песиков Л.С., Рыбалко С.Я. Атлас клинической аурикулотерапии- М.:
Медицина, 1990.
15.
Пишель Я.В., Шапиро М.И., Шапиро И.И. Анатомо-клинический атлас
рефлексотерапии- М., 1995.
16.
Портнов Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия- Рига, "Зинатне", 1988.
17.
Самохин А.В., Готовский Ю.В. Электропунктурная диагностика и
терапия по методу Р.Фолля- М., "Имедис", 1995.
18.
Табеева Д.М. Руководство по иглорефлексотерапии- М., 1980.
19.
Табеева Д.М. Руководство по рефлексотерапии- М., 1996.
20.
Теория и практика комплементарной медицины. Научн. издание. Вып.1- М.,
МЗ РФ. ММА им.М.А.Сеченова, 1997.
21.
Тыкочинская Э.Д. Основы рефлексотерапии- М., 1979.
22.
Усова М.К., Морохов С.А. Краткое руководство по иглоукалыванию и
прижиганию., М., 1974.
23.
Цой Р.Д. Справочник по рефлексотерапии- Ташкент, 1994.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
18

8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

19


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».