ДПП ПК_Псориаз (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10октября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСОРИАЗ»
36 ак.ч.
Специальность: Дерматовенерология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Псориаз»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Дерматовенерология
4. Дополнительные специальности: Косметология, Неврология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Ревматология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Псориаз», специальность «Дерматовенерология» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 года N2н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-косметолог";
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N
50н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-ревматолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53897);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
2

11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных
стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Псориаз» является нормативно-методическим документом, регламентирующим
содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности
«Дерматовенерология».
ДПП ПК «Псориаз» разработана Автономной некоммерческой организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Псориаз» обусловлена тем, что псориаз - распространенное
мультифакториальное иммуноопосредованное хроническое воспалительное заболевание,
поражающее кожу и опорно-двигательный аппарат. По данным Международной федерации
ассоциаций псориаза (от англ. International Federation of Psoriasis Associations - IFPA), из
более чем 7 млрд человек, населяющих Землю, более 125 млн людей болеют псориазом
(IFPA).
Целевая аудитория программы: врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, врачневролог, врач общей практики (семейный врач), врач-ревматолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных знаний и умений
слушателей по актуальным вопросам лечения и диагностики псориаза.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить эпидемиологию, этиологию, патогенез, клиническую картину псориаза;
обследование и дифференциальную диагностику больных псориазом;
− изучить вопросы лечения больных псориазом (оценка эффективности терапии;
наружная терапия; системная базисная противовоспалительная терапия; лазерная и
фототерапия; генно-инженерные биологические препараты; взаимосвязь псориаза и
онкологических заболеваний; диета и бариатрические операции при псориазе; псориаз и
беременность);
− изучить эпидемиологию, этиологию, патогенез, диагностику и лечение
псориатического артрита;
− изучить эпидемиологию, особенности клинической картины и лечения псориаза в
3

детском возрасте (ювенильный псориатический артрит; коморбидности псориаза у
пациентов детского возраста);
− изучить вопросы диагностики и лечения лекарственно-индуцированного псориаза,
псориаз и COVID-19, вакцинация от SARS-CoV-2 и псориаз.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Псориаз» предусматривает
следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Псориаз» осуществляется с привлечением высококвалифицированных
специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о
сетевом
взаимодействии,
имеющих
высшее
профессиональное
образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в
организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
4

− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
5

на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=199
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Дерматовенерология
Дополнительные специальности: Косметология, Неврология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Ревматология
Целевая аудитория программы: врач-дерматовенеролог, врач-косметолог, врачневролог, врач общей практики (семейный врач), врач-ревматолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Дерматовенерология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8 Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи населению по
профилю
"дерматовенерология"
в амбулаторных
условиях)

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи в
амбулаторных
условиях пациентам с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями
кожи, заболеваниями
волос, микозами
гладкой кожи и ее
придатков, лепрой
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Оценивать общее и
функциональное
состояние кожи и ее
придатков, подкожной
жировой клетчатки,
лимфатических узлов,
суставов
- Анализировать
полученные данные
состояния кожных
покровов, их поражений
и диагностических
признаков, симптомов
- Проводить
исследования, в том

4
- Этиология и патогенез
дерматозов,
злокачественных и
доброкачественных
новообразований кожи,
заболеваний волос,
микозов гладкой кожи и ее
придатков, лепры
- Клинические проявления
дерматозов,
злокачественных и
доброкачественных
новообразований кожи,
поражений суставов,
заболеваний волос,

6

числе
инструментальные,
интерпретировать
полученные результаты
- Оценивать состояние
суставов (при болезнях
кожи,
сопровождающихся их
поражением)
- Проводить
дифференциальную
диагностику болезней
кожи и кожных
проявлений системных
заболеваний
- Назначать и
выписывать
лекарственные
препараты, в том числе
экстемпоральные,
медицинские изделия и
лечебное питание

микозов гладкой кожи и ее
придатков, лепры
- Основы и принципы
проведения
дифференциальной
диагностики дерматозов,
злокачественных и
доброкачественных
новообразований кожи,
поражений суставов,
заболеваний волос,
микозов гладкой кожи и ее
придатков, лепры
- Принципы лечения
дерматозов,
доброкачественных
новообразований кожи,
заболеваний волос,
микозов гладкой кожи и ее
придатков, лепры

В рамках дополнительной специальности «Косметология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-косметолог», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 13 января 2021 года N2н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-косметолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8
Диагностика
и
коррекция
врожденных
и
приобретенных
морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма,
преждевременного и естественного старения, инволюционной деградации кожи и ее
придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата»
«Профессиональный стандарт «Врач-косметолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Диагностика и коррекция
врожденных и приобретенных
морфофункциональных
нарушений покровных тканей
человеческого организма,
преждевременного и
естественного старения,
инволюционной деградации кожи
и ее придатков, подкожной
жировой клетчатки и мышечного
аппарата
(ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД
1:
Проведение
дифференциальной
диагностики заболеваний и (или) состояний
ТД 2: Направление пациента на лабораторные и
инструментальные исследования при наличии
медицинских показаний в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Направление пациентов на консультацию к
врачам-специалистам при наличии медицинских
показаний в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями, с учетом
стандартов медицинской помощи

7

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы с целью постановки диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы с целью
постановки диагноза
(ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни у пациентов (их
законных представителей) при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
ТД 2: Осмотр пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы
ТД 3: Направление пациентов при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы на инструментальное
обследование в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Ревматология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-ревматолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-ревматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления ревматических
заболеваний и установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-ревматолог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов в целях
выявления ревматических
заболеваний и
установления диагноза
(ПК-1)

А/03.8

Трудовые действия
ТД 1: Осмотр пациентов с ревматическими
заболеваниями или подозрением на ревматические
заболевания
ТД 2: Определение диагностических признаков и
симптомов ревматических заболеваний
ТД 3: Направление пациентов с ревматическими
заболеваниями или подозрением на ревматические
заболевания на лабораторные и инструментальные
исследования при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
8

помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную
помощь, проводит комплекс профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных
мероприятий, содействует в решении медикосоциальных проблем семьи.
2. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
3.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов;
принципы и методы профилактики и лечения
наиболее распространенных заболеваний;

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСОРИАЗ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
Объем,
работа
компетен
ак.ч.
(в т.ч
ции
консуль
9

тации)
1 Псориаз. Общие вопросы

5

4

1

ПК-1

2 Терапия больных псориазом

12

10

2

ПК-1

3 Псориатический артрит

7

6

1

ПК-1

6

5

1

ПК-1

5

4

1

ПК-1

-

1

29

7

Псориаз у пациентов детского
возраста
Лекарственно-индуцированный
5
псориаз. Псориаз и COVID-19
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
4

ИТОГО

1
36

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСОРИАЗ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Псориаз. Общие вопросы

5

4

1

Эпидемиология, этиология, патогенез и
клиническая картина псориаза
Обследование больных псориазом.
Дифференциальная диагностика
Терапия больных псориазом

2

2

-

3

2

1

12

10

2

2.1

Оценка эффективности терапии

1

1

-

2.2

Наружная терапия

2

2

-

2.3

Системная базисная
противовоспалительная терапия
Лазерная и фототерапия

2

1

1

1

1

-

Генно-инженерные биологические
препараты

2

1

1

п/п

1
1.1
1.2
2

2.4
2.5

Наименование модулей, разделов и
тем

10

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

Взаимосвязь псориаза и
онкологических заболеваний
Диета и бариатрические операции при
псориазе
Псориаз и беременность

1

1

-

1

1

-

2

2

-

Псориатический артрит

7

6

1

2

2

-

2

1

1

Методы оценки активности заболевания
и эффективности терапии
Лечение псориатического артрита

1

1

-

2

2

-

Псориаз у пациентов детского
возраста
Эпидемиология, особенности
клинической картины псориаза в
детском возрасте
Ювенильный псориатический артрит

6

5

1

2

2

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

5

4

1

2

2

-

5.2

Коморбидности псориаза у пациентов
детского возраста
Терапия псориаза у пациентов детского
возраста
Лекарственно-индуцированный
псориаз. Псориаз и COVID-19
Обострение псориаза, обусловленное
приемом лекарственных препаратов.
Лекарственно-индуцированный псориаз
Псориаз и COVID-19

1

1

-

5.3

Вакцинация от SARS-CoV-2 и псориаз

2

1

1

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1

Эпидемиология, этиология, патогенез и
клиническая картина псориатического
артрита
Диагностика псориатического артрита

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПСОРИАЗ»
№ дня
Виды
учебной

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

11

нагрузки1
VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Псориаз» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не
только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями
по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Псориаз – это
а) воспаление дермы, возникающее в результате воздействия на нее биологической
природы;
б) хронический вирусный дерматоз, характеризующийся поражением кожи лица в виде
эритемы и папулопустулезных элементов;
в) хроническое воспалительное заболевание кожи и слизистых оболочек, реже
поражающее ногти и волосы, типичными элементами которого являются лихеноидные
папулы;
г) хроническое воспалительное заболевание кожи мультифакториальной природы с
доминирующим значением в развитии генетических факторов.
2.
При пустулезном псориазе ладоней и подошв Барбера высыпания
располагаются
а) в области волосистой части головы;
б) в области поясницы;
в) в области разгибательных поверхностей локтевых суставов;
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

г) в области тенара и гипотенара
3.
Псориатическая эритродермия чаще возникает в результате обострения, уже
существующего
а) вульгарного псориаза под влиянием раздражающих факторов;
б) каплевидного псориаза под влиянием раздражающих факторов;
в) псориатического артрита под влиянием раздражающих факторов;
г) пустулезного псориаза под влиянием раздражающих факторов.
4. Симптом «масляного пятна» - это
а) изменения поверхности ногтя в виде точечных углублений, напоминающих
поверхность наперстка;
б) красноватые и желтовато-буроватые пятна, под ногтевой пластинкой вблизи
околоногтевых валиков или лунки;
в) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
г) появление после полного удаления чешуек влажной, тонкой, блестящей,
просвечивающей поверхности элементов.
5. Симптом «наперстка» - это
а) изменения поверхности ногтя в виде точечных углублений, напоминающих
поверхность наперстка;
б) красноватые и желтовато-буроватые пятна, под ногтевой пластинкой вблизи
околоногтевых валиков или лунки;
в) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
г) появление после полного удаления чешуек влажной, тонкой, блестящей,
просвечивающей поверхности элементов.
6. Феномен Кебнера – это
а) множественные бурые пятнистые высыпания, которые сливаются в диффузные очаги
поражения;
б) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
в) очаги лишая принимают кольцевую форму;
г) появлением свежих элементов на месте травм
7. Феномен стеаринового пятна – это
а) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
б) появление после осторожного соскабливания терминальной пленки точечных, не
сливающихся между собой капелек крови;
в) появление после полного удаления чешуек влажной, тонкой, блестящей,
просвечивающей поверхности элементов;
г) при легком поскабливании папулы наблюдается усиление шелушения, придающего
поверхности папул сходство с растертой каплей стеарина.
8. Феномен терминальной пленки – это
а) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
б) появление после осторожного соскабливания терминальной пленки точечных, не
сливающихся между собой капелек крови;
13

в) появление после полного удаления чешуек влажной, тонкой, блестящей,
просвечивающей поверхности элементов;
г) при легком поскабливании папулы наблюдается усиление шелушения, придающего
поверхности папул сходство с растертой каплей стеарина.
9. Феномен точечного кровотечения – это
а) на поверхности более крупных узелков, особенно после смазывания маслом, можно
обнаружить сетевидный рисунок;
б) появление после осторожного соскабливания терминальной пленки точечных, не
сливающихся между собой капелек крови;
в) появление после полного удаления чешуек влажной, тонкой, блестящей,
просвечивающей поверхности элементов.
а)
б)
в)
г)

10. Хроническая инфекция, провоцирующая псориаз
кандидоз;
менингит;
стрептококковая;
хламидиоз.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература

1.
Псориаз / Л. С. Круглова, А. Л. Бакулев, Т. В. Коротаева [и др.]. - Москва:
ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 320 с.
2.
Хайрутдинов, В. Р. Псориаз. Современные представления о дерматозе:
руководство для врачей / В. Р. Хайрутдинов, А. В. Самцов. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
- 260 с.
3.
Потекаев И.Н., Круглова Л.С. Псориатическая болезнь. М., 2014. 264 c.
4.
Клинические рекомендации: псориаз. Москва, 2019. 57 с.
5.
Клинические рекомендации: псориатический артрит. Москва, 2019. 44 с.
6.
Клинические рекомендации. Дерматовенерология 2015: Болезни кожи.
Инфекции, пер
7.
Пономаренко Г.Н. Частная физиотерапия. Москва, 2005. 744 с.
8.
Пономаренко Г.Н., Ковлен Д.В. Физическая и реабилитационная медицина //
Клинические рекомендации, основанные на доказательствах. Москва, 2020.688 c.
9.
Рациональная фармакотерапия заболевания кожи и инфекций, передаваемых
половым путем. Москва: Литтерра, 2021. 992 с.
10.
Донцова Е.В., Олисова О.Ю., Круглова Л.С. Псориаз и метаболический
синдром: механизмы коморбидности // Медицинский алфавит. Дерматология. 2019. Т. 382.
№ 7. С. 34–39.
11.
Круглова Л.C., Пушкина А.В., Хотко А.А. Псориаз и психиатрическая
коморбидность // Фарматека. 2019. № 8. С. 8–12.
12.
Донцова Е.В. Лечебные эффекты низкоинтенсивного лазерного излучения
при псориазе // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2012. № 1.
С. 70.
13.
Круглова Л.С., Львов А.Н., Каграманова А.В., Князев О.В. Псориаз и
воспалительные заболевания кишечника: пути патогенеза и вопросы выбора генноинженерных препаратов (обзор литературы) // Альманах клинической медицины. 2019. Т.
47. № 6. С. 568–578.
14

14.
Круглова Л.С., Переверзина Н.О., Шатохина Е.А. Вопросы применения
генно-инженерных препаратов в условиях новой коронавирусной инфекции COVID-19 //
Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2020. № 2. С. 36–43.
15.
Кубанов А.А., Бакулев А.Л., Кохан М.М и др. Рекомендации Российского
общества дерматовенерологов и косметологов по системной терапии псориаза в период
пандемии COVID-19 // Вестник дерматологии и венерологии. 2020. Т. 97. № 2. С. 9-13.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

15


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».