ДПП ПК_Методы физиотерапии в детской дерматологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10октября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Физиотерапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Методы физиотерапии в детской дерматологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Физиотерапия
4. Дополнительные специальности: Дерматовенерология, Неврология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Физическая и реабилитационная
медицина
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Методы физиотерапии в детской дерматологии», специальность «Физиотерапия»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
2

организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Методы физиотерапии в детской дерматологии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Физиотерапия».
ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии»
обусловлена тем, что физиотерапевтические методы воздействия достаточно давно и
широко используются в педиатрической практике у пациентов разного возраста.
Современные методики физиолечения обладают большими возможностями как при
применении естественных, так и преформированных факторов для профилактики и лечения
различных заболеваний у детей. Они оказывают активное влияние на многие системы
организма, стимулируют адаптивные и резервные возможности, способствуют
купированию воспалительных и трофических нарушений, что в конечном итоге приводит
к повышению эффективности проводимого лечения и качества жизни самих пациентов и
их семей.
Целевая аудитория программы: врач-физиотерапевт, врач-дерматовенеролог,
врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач физической и
реабилитационной медицины.
Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений слушателей, необходимых для
профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, по актуальным
вопросам применения физиотерапевтических процедур и курортных факторов лечения в
детской дерматологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы физиотерапии в детском возрасте (особенности строения
3

кожи у детей; особенности проведения и методология физиотерапии в детском возрасте;
принципы организации и проведения физиотерапевтических процедур у детей с
заболеваниями кожи);
− изучить лечебное применение факторов электромагнитной природы и
электромагнитных волн оптического диапазона (фототерапия);
− изучить методы лечебного применения механических и термических факторов;
− изучить лечебное применение природных факторов, санаторно-курортное лечение;
− изучить
применение
физиотерапевтических
методов
при
наиболее
распространенных кожных заболеваниях у детей (заболевания кожи у новорожденных и
детей грудного возраста; дерматозы, обусловленные нарушением пролиферации и
дифференциации кератиноцитов; папулезные дерматозы у детей; лихены; буллезные
дерматозы; зудящие дерматозы; дерматиты и токсикодермии; ангииты; панникулит;
заболевания соединительной ткани, атрофии; болезни с гранулематозной реакцией;
нарушения пигментации; болезни сальных желез; заболевания эккриновых и апокриновых
желез; болезни волос; инфекционные заболевания кожи; вирусные дерматозы; грибковые
заболевания)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Методы физиотерапии в
детской дерматологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Методы физиотерапии в детской дерматологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
4

11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
5

12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=198
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Физиотерапия
Дополнительные специальности: Дерматовенерология, Неврология, Общая
врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Физическая и реабилитационная
медицина
Целевая аудитория программы: врач-физиотерапевт, врач-дерматовенеролог,
врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач физической и
реабилитационной медицины.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Физиотерапия» и дополнительной
специальности «Физическая и реабилитационная медицина» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении
профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «В/02.8.
Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями»;
6

− «В/03.8. Проведение и контроль эффективности и безопасности применения
физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации
индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов».
Вид деятельности

1
ВД 1: Применение
физиотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Назначение
физиотерапии
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Разрабатывать плaн
пpимeнeния физиoтepaпии
- Формулировать цель
применения физиотерапии
- Формулировать задачи
применения физиотерапии
- Обосновывать
применение физиотерапии
при заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Определять
последовательность
применения физиотерапии
у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать физиотерапию
при заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
физиотерапии
- Определять медицинские
показания и медицинские

4
- Современные методы
физиотерапии (электро-,
магнито-, свето-, механо-,
гидро-, термотерапия) и
санаторно-курортного
лечения (климато-,
бальнео-, пелоидотерапия)
при различных
заболеваниях или
состояниях с учетом
особенностей возраста
- Механизм воздействия
методов физиотерапии на
организм пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, в том числе
в различные возрастные
периоды
- Методы санаторнокурортного лечения;
климатотерапия;
бальнеотерапия;
пелоидотерапия; виды
курортов, классификация
курортных факторов;
показания и
противопоказания;
медицинские показания и
противопоказания к
направлению на
санаторно-курортное
лечение
- Принципы
потенцирования,
кумуляции и угасания
эффекта от используемых
методов физиотерапии,
принципы безопасности
проведения медицинских
вмешательств в процессе
медицинской
реабилитации.
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших при
обследовании или лечении
пациентов при

7

Проведение и
контроль
эффективности и
безопасности
применения
физиотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том
числе при реализации
индивидуальных
программ
реабилитации и
абилитации
инвалидов (ПК-2)

противопоказания для
физиотерапии

заболеваниях и (или)
состояниях

- Определять медицинские
показания и
противопоказания для
проведения мероприятий
по физиотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации инвалидов
- Разрабатывать план
применения физиотерапии
при заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации инвалидов
- Проводить мероприятия
по физиотерапии при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации инвалидов
- Определять медицинские
показания для
направления пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями к врачамспециалистам для
назначения и проведения
мероприятий по
медицинской
реабилитации и санаторнокурортного лечения, в том
числе при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации инвалидов

- Механизм воздействия
физиотерапии на организм
у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
- Основы физиотерапии
пациентов при основных
заболеваниях, являющихся
причиной инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях,
сопутствующих
заболеваниях и (или)
состояниях
- Методы физиотерапии
пациентов при основных
заболеваниях, являющихся
причиной инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях,
сопутствующих
заболеваниях и (или)
состояниях
- Механизм воздействия
физиотерапии на организм
пациентов при основных
заболеваниях, являющихся
причиной инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях,
сопутствующих
заболеваниях и (или)
состояниях
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших в результате
применения физиотерапии
при заболеваниях и (или)
состояниях

В рамках дополнительной специальности «Дерматовенерология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
− «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в
амбулаторных
условиях
пациентам
с
дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков,
лепрой»
8

Профессиональный стандарт
«Врач-дерматовенеролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Оказание первичной
специализированной медикосанитарной помощи в
амбулаторных условиях
пациентам с дерматозами,
доброкачественными
новообразованиями кожи,
заболеваниями волос, микозами
гладкой кожи и ее придатков,
лепрой (ПК-1, ПК-2)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Проведение лечебных процедур и
манипуляций в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Направление пациента на медицинскую
реабилитацию, санаторно-курортное лечение в
специализированные медицинские организации
(структурные подразделения) в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-1,2)

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение физиотерапевтических методов,
рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа,
мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Профилактика или лечение осложнений, побочных
действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных
и
непредвиденных,
возникших
в
результате
диагностических
или
лечебных
манипуляций,
применения лекарственных препаратов и (или)
медицинских изделий, лечебного питания

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
9

характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную
помощь, проводит комплекс профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных
мероприятий, содействует в решении медикосоциальных проблем семьи.
2. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
3.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов;
принципы и методы профилактики и лечения
наиболее распространенных заболеваний;

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-1,2)

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ»
10

Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

Наименование модулей

1 Физиотерапия в детском возрасте.
Общие вопросы
2 Лечебное применение факторов
электромагнитной природы
Методы лечебного применения
3 механических и термических
факторов
Лечебное применение природных
4 факторов. Санаторно-курортное
лечение
Применение физиотерапевтических
5 методов при наиболее
распространенных кожных
заболеваниях у детей
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

5

4

1

3

2

1

4

3

1

ПК-1
ПК-2

3

2

1

ПК-1
ПК-2

20

18

2

ПК-1
ПК-2

1
36

29

Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

Наименование модулей, разделов и
тем

11

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1
1.1
1.2
1.3
1.4

2
2.1
2.2

3
3.1
3.2
4
4.1
4.2

Физиотерапия в детском возрасте.
Общие вопросы
Особенности строения кожи у детей

5

4

1

1

1

-

Особенности проведения физиотерапии
в детском возрасте
Общие вопросы методологии
физиотерапии
Принципы организации и проведения
физиотерапевтических процедур у
детей с заболеваниями кожи
Лечебное применение факторов
электромагнитной природы
Лечебное применение факторов
электромагнитной природы
Лечебное применение электромагнитных
волн оптического диапазона
(фототерапия)
Методы лечебного применения
механических и термических
факторов
Методы лечебного применения
механических факторов
Методы лечебного применения
факторов термической природы
Лечебное применение природных
факторов. Санаторно-курортное
лечение
Лечебное применение природных
факторов
Санаторно-курортное лечение

2

1

1

1

1

-

1

1

-

3

2

1

2

1

1

1

1

-

4

3

1

2

2

-

2

1

1

3

2

1

2

1

1

1

1

-

20

18

2

2

1

1

2

1

1

1

1

-

5.3

Применение физиотерапевтических
методов при наиболее
распространенных кожных
заболеваниях у детей
Заболевания кожи у новорожденных и
детей грудного возраста
Дерматозы, обусловленные нарушением
пролиферации и дифференциации
кератиноцитов
Папулезные дерматозы у детей

5.4

Лихены

1

1

-

5.5

Буллезные дерматозы

1

1

-

5.6

Зудящие дерматозы

1

1

-

5.7

Дерматиты и токсикодермии

1

1

-

5.8

Ангииты

1

1

-

5

5.1
5.2

12

5.9

Панникулит

1

1

-

5.10

1

1

-

5.11

Заболевания соединительной ткани,
атрофии
Болезни с гранулематозной реакцией

1

1

-

5.12

Нарушения пигментации

1

1

-

5.13

Болезни сальных желез

1

1

-

5.14

1

1

-

5.15

Заболевания эккриновых и апокриновых
желез
Болезни волос

1

1

-

5.16

Инфекционные заболевания кожи

1

1

-

5.17

Вирусные дерматозы

1

1

-

5.18

Грибковые заболевания

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами,
но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
а)
б)
в)
г)
д)

Глубина модуляции у детей при проведении СМТ-терапии (амплипульстерапия)
не более 50%;
100%;
не более 75%;
25%;
30%.

2.
а)
б)
в)
г)
д)

Грязи способствуют процессам в организме:
тормозят репаративные процессы;
ускоряют процессы миелинизации;
снижают патологический мышечный тонус;
повышают эластичность связочного аппарата;
способствуют мышечному гипертонусу.

3.
а)
б)
в)
г)
д)

Дарсонвализация применяется у детей при
перитоните;
гнездной плешивости;
бронхиальной астме;
ожогах;
пневмонии.

4.
а)
б)
в)
г)
д)
е)

К особенностям проведения электрофореза по Вермелю грудным детям относится:
анод площадь прокладки 300 см² располагают в межлопаточной области;
катод располагают в области икроножных мышц;
анод располагают на поясничной области;
анод площадью 100 см² располагают в межлопаточной области (на уровне тh₂-тh₁₀);
катод площадью 100 см² накладывают на переднюю брюшную стенку или переднюю
поверхность бедер.

5.
а)
б)
в)
г)

К теплолечебным факторам относятся:
парафин;
магнит;
песок;
электрическое поле;
14

д) нафталан.
6.
а)
б)
в)
г)
д)

Какие души применяют в детской практике?
промежностный;
веерный;
циркулярный;
подводный душ -массаж;
душ Шарко.

7.
а)
б)
в)
г)
д)

Парафинотерапию назначают детям с
с 2-х лет;
с 6 месяцев;
с 14-15 лет;
с первых дней жизни;
с 5-7 лет.

8.
а)
б)
в)
г)

Когда возможно проведение физиотерапевтических процедур детям?
через 60 мин после еды или за 30-45 мин до приема пищи;
через 20 мин после еды или за 20 мин до приема пищи;
через 20 мин после еды или за 45-50 мин до приема пищи;
через 60 мин после еды или за 20 мин до приема пищи.

9. При каких заболеваниях аэрозольтерапия наиболее физиологичный способ введения
лекарств
а) заболевания костно-мышечного аппарата;
б) заболевания желудочно-кишечного тракта;
в) органов дыхания;
г) кожи;
д) заболевания ЦНС.
10. При проведении СМВ детям первых 2-х лет жизни используют
а) излучатель d- 2см и мощности-7вт;
б) излучатель d- 11,5см и малой мощности-5вт;
в) излучатель d- 11,5см и малой мощности-5вт;
г) излучатель d- 3,5см и малой мощности-7вт;
д) излучатель d- 3,5см и малой мощности-2-2,5вт.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Круглова, Л. С. Методы физиотерапии в детской дерматологии / Л. С.
Круглова, К. В. Котенко, Н. Б. Корчажкина, С. Н. Турбовская - Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2017. - 344 с.
2.
Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник. - М.:
Бином, 2017. - 464 c.
3.
Пасынков, Е. И. Общая физиотерапия / Е.И. Пасынков. - М.: Медицина, 2016.
- 352 c.
15

4.
Частная физиотерапия/ Под редакцией Г.Н. Пономаренко. - М.: Медицина,
2016. - 744 c.
5.
Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний. М.: Медицина, 2016. - 384 c.
6.
Шиманко, И. И. Физиотерапия хирургических заболеваний и последствий
травмы / И.И. Шиманко. - М.: Государственное издательство медицинской литературы,
2016. - 264 c.
7.
Боголюбов, В. М. Техника и методики физиотерапевтических процедур.
Справочник / В.М. Боголюбов. - М.: Медицина, 2015. - 352 c.
8.
Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия: Учебник / Г.Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 368 с.
9.
Физиотерапия: Национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 864 с.
10.
Справочник по физиотерапии, А.Н. Обросов В.С. Улащик, Физиотерапия,
2012с
11.
Улащик В.С., Физиотерапия, 2012
12.
Физиотерапия: Учебное пособие / Г.Ш. Гафиятуллина, В.П. Омельченко, Б.Е.
Евтушенко и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 272 с.
13.
Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учебник /
И.В. Лукомский, И.С. Сикорская, В.С. Улащик; под ред. В.С. Улащика. - Минск: Вышэйшая
школа, 2010. - 386 с.
14.
Физиотерапия: Учебник для медвузов / Н.Г. Соколова, М.: «Издательство
Медицина», 2008,-314 с.
15.
Физиотерапия и курортология, под ред. В.М.Боголюбова, Москва. Из-во
«Бином». 2008 г.
16.
Общая физиотерапия: Учебник для медвузов / В.С. Лукомский, И.В. Улащик,
М.: из-во «Книжный дом», 2008 – 512 с.
17.
Частная физиотерапия: Учебное пособие для слушателей системы
последипломного образования/ Под ред. Г. Н. Пономаренко, – М.: «Издательство
Медицина», 2005. – 748 с.
18.
Г.Н. Пономаренко, Физические методы лечения: Справочник. – СПб., 2002г.
19.
Воробьев М.Г., Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро-и
магнитотерапии. - СПб.: Гиппократ, 2002.
20.
Александрова О.Ю. Организация работы физиотерапевтических отделений
(лазерная терапия). Основные нормативные документы: Информационно-методический
сборник. – М: НПЛЦ «Техника», 2002.
21.
Епифанов В.А. Восстановительная медицина: Справочник. - М.: ГЭОТАРМедиа,2007. -592 с.
22.
Низкоинтенсивная лазерная терапия. /Под общей ред. С.В. Москвина, В.А.
Буйлина-М.: ТОО «Фирма «Техника», 2000. -724 с.
23.
Пономаренко Г.Н., Воробьев М.Г. Руководство по физиотерапии. -СПб: НИЦ
«Балтика», 2005. -400 с.
24.
Ушаков А.А. Современная физиотерапия в клинической практике. -М.:
«АНМИ», 2002. -364 с., илл.
16

25.
Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник
нормативно-правовых материалов. -М., 2002.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».