Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 10октября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ» 36 ак.ч. Специальность: Физиотерапия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Методы физиотерапии в детской дерматологии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Физиотерапия 4. Дополнительные специальности: Дерматовенерология, Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Физическая и реабилитационная медицина 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Методы физиотерапии в детской дерматологии», специальность «Физиотерапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N 142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог" (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50641); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 10. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка 2 организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 12. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Методы физиотерапии в детской дерматологии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Физиотерапия». ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии» обусловлена тем, что физиотерапевтические методы воздействия достаточно давно и широко используются в педиатрической практике у пациентов разного возраста. Современные методики физиолечения обладают большими возможностями как при применении естественных, так и преформированных факторов для профилактики и лечения различных заболеваний у детей. Они оказывают активное влияние на многие системы организма, стимулируют адаптивные и резервные возможности, способствуют купированию воспалительных и трофических нарушений, что в конечном итоге приводит к повышению эффективности проводимого лечения и качества жизни самих пациентов и их семей. Целевая аудитория программы: врач-физиотерапевт, врач-дерматовенеролог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач физической и реабилитационной медицины. Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, по актуальным вопросам применения физиотерапевтических процедур и курортных факторов лечения в детской дерматологии. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить общие вопросы физиотерапии в детском возрасте (особенности строения 3 кожи у детей; особенности проведения и методология физиотерапии в детском возрасте; принципы организации и проведения физиотерапевтических процедур у детей с заболеваниями кожи); − изучить лечебное применение факторов электромагнитной природы и электромагнитных волн оптического диапазона (фототерапия); − изучить методы лечебного применения механических и термических факторов; − изучить лечебное применение природных факторов, санаторно-курортное лечение; − изучить применение физиотерапевтических методов при наиболее распространенных кожных заболеваниях у детей (заболевания кожи у новорожденных и детей грудного возраста; дерматозы, обусловленные нарушением пролиферации и дифференциации кератиноцитов; папулезные дерматозы у детей; лихены; буллезные дерматозы; зудящие дерматозы; дерматиты и токсикодермии; ангииты; панникулит; заболевания соединительной ткани, атрофии; болезни с гранулематозной реакцией; нарушения пигментации; болезни сальных желез; заболевания эккриновых и апокриновых желез; болезни волос; инфекционные заболевания кожи; вирусные дерматозы; грибковые заболевания) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методы физиотерапии в детской дерматологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 4 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 5 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=198 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Физиотерапия Дополнительные специальности: Дерматовенерология, Неврология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Физическая и реабилитационная медицина Целевая аудитория программы: врач-физиотерапевт, врач-дерматовенеролог, врач-невролог, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач физической и реабилитационной медицины. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Физиотерапия» и дополнительной специальности «Физическая и реабилитационная медицина» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинской реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «В/02.8. Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями»; 6 − «В/03.8. Проведение и контроль эффективности и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов». Вид деятельности 1 ВД 1: Применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Назначение физиотерапии пациентам с заболеваниями и (или) состояниями (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Разрабатывать плaн пpимeнeния физиoтepaпии - Формулировать цель применения физиотерапии - Формулировать задачи применения физиотерапии - Обосновывать применение физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Определять последовательность применения физиотерапии у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Назначать физиотерапию при заболеваниях и (или) состояниях в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие физиотерапии - Определять медицинские показания и медицинские 4 - Современные методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при различных заболеваниях или состояниях с учетом особенностей возраста - Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе в различные возрастные периоды - Методы санаторнокурортного лечения; климатотерапия; бальнеотерапия; пелоидотерапия; виды курортов, классификация курортных факторов; показания и противопоказания; медицинские показания и противопоказания к направлению на санаторно-курортное лечение - Принципы потенцирования, кумуляции и угасания эффекта от используемых методов физиотерапии, принципы безопасности проведения медицинских вмешательств в процессе медицинской реабилитации. - Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших при обследовании или лечении пациентов при 7 Проведение и контроль эффективности и безопасности применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов (ПК-2) противопоказания для физиотерапии заболеваниях и (или) состояниях - Определять медицинские показания и противопоказания для проведения мероприятий по физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов - Разрабатывать план применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов - Проводить мероприятия по физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов - Определять медицинские показания для направления пациентов с заболеваниями и (или) состояниями к врачамспециалистам для назначения и проведения мероприятий по медицинской реабилитации и санаторнокурортного лечения, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалидов - Механизм воздействия физиотерапии на организм у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями - Основы физиотерапии пациентов при основных заболеваниях, являющихся причиной инвалидности, неинфекционных заболеваниях, сопутствующих заболеваниях и (или) состояниях - Методы физиотерапии пациентов при основных заболеваниях, являющихся причиной инвалидности, неинфекционных заболеваниях, сопутствующих заболеваниях и (или) состояниях - Механизм воздействия физиотерапии на организм пациентов при основных заболеваниях, являющихся причиной инвалидности, неинфекционных заболеваниях, сопутствующих заболеваниях и (или) состояниях - Способы предотвращения или устранения осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате применения физиотерапии при заболеваниях и (или) состояниях В рамках дополнительной специальности «Дерматовенерология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-дерматовенеролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N142н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-дерматовенеролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях пациентам с дерматозами, доброкачественными новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков, лепрой» 8 Профессиональный стандарт «Врач-дерматовенеролог» Трудовая функция Наименование Код Оказание первичной специализированной медикосанитарной помощи в амбулаторных условиях пациентам с дерматозами, доброкачественными новообразованиями кожи, заболеваниями волос, микозами гладкой кожи и ее придатков, лепрой (ПК-1, ПК-2) А/01.8 Трудовые действия ТД 1: Проведение лечебных процедур и манипуляций в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Направление пациента на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение в специализированные медицинские организации (структурные подразделения) в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-невролог» Трудовая функция Наименование Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2) Трудовые действия Код А/02.8 ТД 1: Назначение физиотерапевтических методов, рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Профилактика или лечение осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате диагностических или лечебных манипуляций, применения лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий, лечебного питания В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной 9 характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: 1. Осуществляет амбулаторный прием и посещения на дому, оказывает неотложную помощь, проводит комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, содействует в решении медикосоциальных проблем семьи. 2. Проводит осмотр и оценивает данные физического исследования пациента. 3. Составляет план лабораторного, инструментального обследования. Интерпретирует результаты лабораторных анализов; лучевых, электрофизиологических и других методов исследования; самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях профилактику, диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов; принципы и методы профилактики и лечения наиболее распространенных заболеваний; В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/02.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Наименование Код Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности (ПК-1,2) А/02.7 Трудовые действия ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии ребенку ТД 2: Оценка эффективности и безопасности медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ» 10 Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей 1 Физиотерапия в детском возрасте. Общие вопросы 2 Лечебное применение факторов электромагнитной природы Методы лечебного применения 3 механических и термических факторов Лечебное применение природных 4 факторов. Санаторно-курортное лечение Применение физиотерапевтических 5 методов при наиболее распространенных кожных заболеваниях у детей Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен ции (в т.ч консульт ации) ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 5 4 1 3 2 1 4 3 1 ПК-1 ПК-2 3 2 1 ПК-1 ПК-2 20 18 2 ПК-1 ПК-2 1 36 29 Тестиров ание 1 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п Наименование модулей, разделов и тем 11 Общее кол-во часов Лек ция Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1 1.1 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 Физиотерапия в детском возрасте. Общие вопросы Особенности строения кожи у детей 5 4 1 1 1 - Особенности проведения физиотерапии в детском возрасте Общие вопросы методологии физиотерапии Принципы организации и проведения физиотерапевтических процедур у детей с заболеваниями кожи Лечебное применение факторов электромагнитной природы Лечебное применение факторов электромагнитной природы Лечебное применение электромагнитных волн оптического диапазона (фототерапия) Методы лечебного применения механических и термических факторов Методы лечебного применения механических факторов Методы лечебного применения факторов термической природы Лечебное применение природных факторов. Санаторно-курортное лечение Лечебное применение природных факторов Санаторно-курортное лечение 2 1 1 1 1 - 1 1 - 3 2 1 2 1 1 1 1 - 4 3 1 2 2 - 2 1 1 3 2 1 2 1 1 1 1 - 20 18 2 2 1 1 2 1 1 1 1 - 5.3 Применение физиотерапевтических методов при наиболее распространенных кожных заболеваниях у детей Заболевания кожи у новорожденных и детей грудного возраста Дерматозы, обусловленные нарушением пролиферации и дифференциации кератиноцитов Папулезные дерматозы у детей 5.4 Лихены 1 1 - 5.5 Буллезные дерматозы 1 1 - 5.6 Зудящие дерматозы 1 1 - 5.7 Дерматиты и токсикодермии 1 1 - 5.8 Ангииты 1 1 - 5 5.1 5.2 12 5.9 Панникулит 1 1 - 5.10 1 1 - 5.11 Заболевания соединительной ткани, атрофии Болезни с гранулематозной реакцией 1 1 - 5.12 Нарушения пигментации 1 1 - 5.13 Болезни сальных желез 1 1 - 5.14 1 1 - 5.15 Заболевания эккриновых и апокриновых желез Болезни волос 1 1 - 5.16 Инфекционные заболевания кожи 1 1 - 5.17 Вирусные дерматозы 1 1 - 5.18 Грибковые заболевания 1 1 - Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «МЕТОДЫ ФИЗИОТЕРАПИИ В ДЕТСКОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Методы физиотерапии в детской дерматологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 13 VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. а) б) в) г) д) Глубина модуляции у детей при проведении СМТ-терапии (амплипульстерапия) не более 50%; 100%; не более 75%; 25%; 30%. 2. а) б) в) г) д) Грязи способствуют процессам в организме: тормозят репаративные процессы; ускоряют процессы миелинизации; снижают патологический мышечный тонус; повышают эластичность связочного аппарата; способствуют мышечному гипертонусу. 3. а) б) в) г) д) Дарсонвализация применяется у детей при перитоните; гнездной плешивости; бронхиальной астме; ожогах; пневмонии. 4. а) б) в) г) д) е) К особенностям проведения электрофореза по Вермелю грудным детям относится: анод площадь прокладки 300 см² располагают в межлопаточной области; катод располагают в области икроножных мышц; анод располагают на поясничной области; анод площадью 100 см² располагают в межлопаточной области (на уровне тh₂-тh₁₀); катод площадью 100 см² накладывают на переднюю брюшную стенку или переднюю поверхность бедер. 5. а) б) в) г) К теплолечебным факторам относятся: парафин; магнит; песок; электрическое поле; 14 д) нафталан. 6. а) б) в) г) д) Какие души применяют в детской практике? промежностный; веерный; циркулярный; подводный душ -массаж; душ Шарко. 7. а) б) в) г) д) Парафинотерапию назначают детям с с 2-х лет; с 6 месяцев; с 14-15 лет; с первых дней жизни; с 5-7 лет. 8. а) б) в) г) Когда возможно проведение физиотерапевтических процедур детям? через 60 мин после еды или за 30-45 мин до приема пищи; через 20 мин после еды или за 20 мин до приема пищи; через 20 мин после еды или за 45-50 мин до приема пищи; через 60 мин после еды или за 20 мин до приема пищи. 9. При каких заболеваниях аэрозольтерапия наиболее физиологичный способ введения лекарств а) заболевания костно-мышечного аппарата; б) заболевания желудочно-кишечного тракта; в) органов дыхания; г) кожи; д) заболевания ЦНС. 10. При проведении СМВ детям первых 2-х лет жизни используют а) излучатель d- 2см и мощности-7вт; б) излучатель d- 11,5см и малой мощности-5вт; в) излучатель d- 11,5см и малой мощности-5вт; г) излучатель d- 3,5см и малой мощности-7вт; д) излучатель d- 3,5см и малой мощности-2-2,5вт. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Круглова, Л. С. Методы физиотерапии в детской дерматологии / Л. С. Круглова, К. В. Котенко, Н. Б. Корчажкина, С. Н. Турбовская - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 344 с. 2. Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник. - М.: Бином, 2017. - 464 c. 3. Пасынков, Е. И. Общая физиотерапия / Е.И. Пасынков. - М.: Медицина, 2016. - 352 c. 15 4. Частная физиотерапия/ Под редакцией Г.Н. Пономаренко. - М.: Медицина, 2016. - 744 c. 5. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний. М.: Медицина, 2016. - 384 c. 6. Шиманко, И. И. Физиотерапия хирургических заболеваний и последствий травмы / И.И. Шиманко. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2016. - 264 c. 7. Боголюбов, В. М. Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник / В.М. Боголюбов. - М.: Медицина, 2015. - 352 c. 8. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия: Учебник / Г.Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 368 с. 9. Физиотерапия: Национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 864 с. 10. Справочник по физиотерапии, А.Н. Обросов В.С. Улащик, Физиотерапия, 2012с 11. Улащик В.С., Физиотерапия, 2012 12. Физиотерапия: Учебное пособие / Г.Ш. Гафиятуллина, В.П. Омельченко, Б.Е. Евтушенко и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 272 с. 13. Лукомский И.В. Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж: Учебник / И.В. Лукомский, И.С. Сикорская, В.С. Улащик; под ред. В.С. Улащика. - Минск: Вышэйшая школа, 2010. - 386 с. 14. Физиотерапия: Учебник для медвузов / Н.Г. Соколова, М.: «Издательство Медицина», 2008,-314 с. 15. Физиотерапия и курортология, под ред. В.М.Боголюбова, Москва. Из-во «Бином». 2008 г. 16. Общая физиотерапия: Учебник для медвузов / В.С. Лукомский, И.В. Улащик, М.: из-во «Книжный дом», 2008 – 512 с. 17. Частная физиотерапия: Учебное пособие для слушателей системы последипломного образования/ Под ред. Г. Н. Пономаренко, – М.: «Издательство Медицина», 2005. – 748 с. 18. Г.Н. Пономаренко, Физические методы лечения: Справочник. – СПб., 2002г. 19. Воробьев М.Г., Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро-и магнитотерапии. - СПб.: Гиппократ, 2002. 20. Александрова О.Ю. Организация работы физиотерапевтических отделений (лазерная терапия). Основные нормативные документы: Информационно-методический сборник. – М: НПЛЦ «Техника», 2002. 21. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: Справочник. - М.: ГЭОТАРМедиа,2007. -592 с. 22. Низкоинтенсивная лазерная терапия. /Под общей ред. С.В. Москвина, В.А. Буйлина-М.: ТОО «Фирма «Техника», 2000. -724 с. 23. Пономаренко Г.Н., Воробьев М.Г. Руководство по физиотерапии. -СПб: НИЦ «Балтика», 2005. -400 с. 24. Ушаков А.А. Современная физиотерапия в клинической практике. -М.: «АНМИ», 2002. -364 с., илл. 16 25. Шеина А.Н., Филатов В.И. В помощь врачу-физиотерапевту. Сборник нормативно-правовых материалов. -М., 2002. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 17