ДПП ПК_Актуальные вопросы военно-полевой медицины (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10октября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки - 2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы военно-полевой терапии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология, Анестезиология-реаниматология, Гастроэнтерология, Детская кардиология,
Детская хирургия, Инфекционные болезни, Кардиология, Лечебное дело, Неврология,
Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия,
Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Сестринское дело,
Скорая медицинская помощь, Стоматология общей практики, Токсикология,
Травматология и ортопедия, Хирургия, Эпидемиология
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Актуальные вопросы военно-полевой терапии», специальность «Терапия»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 г. №
1448 «Об установлении случаев и условий допуска лиц, не завершивших освоение
образовательных программ высшего медицинского образования, к осуществлению
медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским
образованием, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению
медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским
образованием и высшим медицинским образованием в составе выездной бригады скорой
медицинской помощи»;
5.
Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.06.2020 № 260 "Об
установлении особенностей организации оказания медицинской помощи в медицинских
(военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации"
(зарегистрирован 24.07.2020 № 59059);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);

2

7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии»
обусловлена тем, что в период военных конфликтов, а также техногенных аварий,
стихийных бедствий, террористических актов в оказании помощи поражённым и больным
с патологией внутренних органов принимают участие не только представители военномедицинской службы, но и гражданские врачи различных специальностей. Специфика
протекания патологических процессов при воздействии радиационных, токсичных
факторов на организм человека, значительное увеличение количества инфекционных
заболеваний и болезней внутренних органов с существенным изменением клинической
картины, характерной для мирного времени, нередко вызывают серьёзные затруднения у
медицинских работников как в организационных аспектах (сортировка, очерёдность
3

оказания помощи, эвакуация и т.д.), так и непосредственно в диагностике и проведении
лечебных мероприятий.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций – оказание
медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах и организация
медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе военных конфликтах.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы организации терапевтической помощи в действующей
армии (задачи военно-полевой терапии в современных условиях; краткая характеристика
боевой терапевтической патологии; принципы медицинской сортировки и этапного
лечения поражённых и больных терапевтического профиля; медицинская документация);
− изучить радиационные поражения (биологическое действие ионизирующих
излучений и патогенетические механизмы радиационного поражения; острая лучевая
болезнь от внешнего облучения; хроническая лучевая болезнь);
− изучить поражения боевыми отравляющими веществами (общая характеристика
поражений; отравляющие вещества нервно-паралитического, общетоксического
(общеядовитого), кожно-нарывного действия; отравляющие вещества удушающего
действия, отравления оксидом углерода);
− изучить патогенез, клиническую картину, диагностику и лечение острых
отравлений (принципы диагностики острых отравлений; детоксикационная и антидотная
терапия при острых отравлениях; патогенетическая и симптоматическая терапия;
отравления ядовитыми техническими жидкостями);
− изучить висцеральную патологию военного времени (особенности возникновения,
течения и лечения заболеваний внутренних органов в военное время; висцеральная
патология у раненых; особенности висцеральной патологии у обожженных; организация
терапевтической помощи раненым и обожженным);
− изучить заболевания, связанные с воздействием профессиональных факторов
(поражения электромагнитными излучениями сверхвысокочастотного диапазона;
воздействие на организм термических факторов (перегревание, холодовые поражения);
профессиональные заболевания специалистов ВМФ)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
военно-полевой терапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» осуществляется с
7.

4

привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
5

направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5 000 руб.
5 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=197
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и
иммунология, Анестезиология-реаниматология, Гастроэнтерология, Детская кардиология,
6

Детская хирургия, Инфекционные болезни, Кардиология, Лечебное дело, Неврология,
Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия,
Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Сестринское дело,
Скорая медицинская помощь, Стоматология общей практики, Токсикология,
Травматология и ортопедия, Хирургия, Эпидемиология
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Терапия» программа направлена на
совершенствование
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.7 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной
формах»;
Вид деятельности

1
ВД1:
Оказание
первичной медикосанитарной помощи
взрослому
населению в
амбулаторных
условиях,
не
предусматривающих
круглосуточного
медицинского
наблюдения
и лечения, в том
числе на дому при
вызове
медицинского
работника

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Оказание медицинской
помощи пациенту в
неотложной или
экстренной формах
(ПК-1)

Должен уметь

3
- Выявлять клинические
признаки состояний,
требующих оказания
медицинской помощи в
неотложной форме
- Выполнять мероприятия
по оказанию медицинской
помощи в неотложной
форме
- Выявлять состояния,
требующие оказания
медицинской помощи в
экстренной форме, в том
числе клинические
признаки внезапного
прекращения
кровообращения и
дыхания

Должен знать

4
- Этиология, патогенез и
патоморфология,
клиническая картина,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний
внутренних органов
- Методика физикального
исследования пациентов
(осмотр, пальпация,
перкуссия, аускультация)
- Клинические признаки
внезапного прекращения
кровообращения и/или
дыхания

В рамках дополнительных специальностей ДПП ПК разработана в соответствии с:
1.
ст. 31 ФЗ №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации" согласно которой первая помощь до оказания медицинской помощи
оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других
состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными
оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным
правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов
внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками
Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных
формирований и аварийно-спасательных служб.
7

2.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 г. №
1448 «Об установлении случаев и условий допуска лиц, не завершивших освоение
образовательных программ высшего медицинского образования, к осуществлению
медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским
образованием, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению
медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским
образованием и высшим медицинским образованием в составе выездной бригады скорой
медицинской помощи»
Высокая распространенность состояний, требующих оказания неотложной
медицинской помощи, а также потребность системы здравоохранения в подготовке
специалистов, способных на современном уровне оказывать первую помощь на
догоспитальном этапе обуславливает включение дополнительных специальностей в
целевую аудиторию программы.
Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных
компетенций:
- оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах
(ПК-1);
- организация медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе
медицинской эвакуации (ПК-2)
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Общие вопросы организации
1 терапевтической помощи в
действующей армии
2

ПК-2
4

3

1

8

7

1

11

9

2

Радиационные поражения

Поражения боевыми отравляющими
3 веществами. Острые отравления:
патогенез, клиническая картина,

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

8

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

диагностика и лечение
4

Висцеральная патология военного
времени

6

Заболевания, связанные с
5 воздействием профессиональных
факторов
Итоговая
аттестация
тестирование)

6

(итоговое

ИТОГО

1
36

5

5
-

1

ПК-1
ПК-2

1

ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1

1.1

1.2

1.3
2
2.1
2.2
2.3

Общие вопросы организации
терапевтической помощи в
действующей армии
Задачи военно-полевой терапии в
современных условиях. Краткая
характеристика боевой терапевтической
патологии
Принципы медицинской сортировки и
этапного лечения поражённых и больных
терапевтического профиля
Медицинская документация
Радиационные поражения
Биологическое действие ионизирующих
излучений и патогенетические механизмы
радиационного поражения
Острая лучевая болезнь от внешнего
облучения
Другие формы радиационных поражений.
Хроническая лучевая болезнь
9

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

8

7

1

2

2

-

3

2

1

3

3

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

3
3.1
3.2

3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
4
4.1
4.2
4.3

5
5.1

5.2
5.3

Поражения боевыми отравляющими
веществами. Острые отравления:
патогенез, клиническая картина,
диагностика и лечение
Общая характеристика поражений
Отравляющие вещества нервнопаралитического, общетоксического
(общеядовитого), кожно-нарывного
действия
Отравляющие вещества удушающего
действия. Отравления оксидом углерода
Принципы диагностики острых
отравлений
Детоксикационная и антидотная терапия
при острых отравлениях
Патогенетическая и симптоматическая
терапия
Отравления ядовитыми техническими
жидкостями
Висцеральная патология военного
времени
Особенности возникновения, течения и
лечения заболеваний внутренних органов
в военное время
Висцеральная патология у раненых
Особенности висцеральной патологии у
обожженных. Организация
терапевтической помощи раненым и
обожженным
Заболевания, связанные с воздействием
профессиональных факторов
Поражения электромагнитными
излучениями сверхвысокочастотного
диапазона
Воздействие на организм термических
факторов (перегревание, холодовые
поражения)
Профессиональные заболевания
специалистов ВМФ
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

11

9

2

1

1

-

2

1

1

1

1

-

2

2

-

1

1

-

2

1

1

2

2

-

6

5

1

2

1

1

2

2

-

2

2

-

6

5

1

2

2

-

3

2

1

1

1

-

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ»
10

№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. К фосфорорганическим отравляющим веществам относятся: а) зарин; б)
синильная кислота; в) люизит; г) заман; д) фосген; е) V-газы. Выберите правильную
комбинацию ответов:
1. а, г, е;
2. а, б, в;
3. в, г, д;
4. б, г;
5. а, в.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

2. Основным патогенетическим фактором форфорорганических отравляющих
веществ является:
1. нарушение активации кислорода цитохромоксидазой;
2. алкилирование пуриновых оснований, входящих в состав ДНК и РНК;
3. угнетение холинэстеразы.
3. Для местного действия фосфорорганических отравляющих веществ характерны: а)
миоз; б) мидриаз; в) выраженная лихорадка; г) ринорея; д) фибрилляция мышц; е)
тошнота, рвота. Выберите правильную комбинацию ответов:
1. а, б, в, г;
2. а, г, д, е;
3. б, в, г;
4. б, д, е;
5. а, б, в, д.
4. Для среднетяжелой формы отравления фосфорорганическими отравляющими
веществами характерно: а) удушье; б) усиление секреции бронхиальных, слюнных и
потовых желез; в) лейкопения; г) некроз слизистых оболочек пищеварительного тракта; д)
судороги. Выберите правильную комбинацию ответов:
1. б, в;
2. г, д;
3. а, б;
4. б, г;
5. а, д.
5. Для тяжелой формы отравления ФОВ характерно: а) удушье; б) утрата сознания;
в) миоз; г) судороги. Выберите правильную комбинацию ответов:
1. а, б;
2. в, г;
3. а;
4. б;
5. все ответы правильные.
6. Антидотом для фосфорорганических отравляющих веществ является:
1. антициан;
2. амилнитрит;
3. унитиол;
4. атропин.
7. Для лечения циркуляторной недостаточности у больных с тяжелой формой
отравления фосфорорганическими отравляющими веществами можно применять
норадреналин:
1. да;
2. нет.
8. Костномозговая форма острой лучевой болезни развивается при облучении в
диапазоне доз:
1. 1-10 Гр;
2. 10-20 Гр;
3. 0,1-1 Гр;
4. 20-80 Гр;
12

9. При поглощенной дозе 2-4 Гр прогноз острой лучевой болезни:
1. абсолютно благоприятный;
2. относительно благоприятный;
3. сомнительный;
4. неблагоприятный;
5. абсолютно неблагоприятный.
10. Скрытый период при острой лучевой болезни характеризуется появлением в
крови следующих изменений: а) анемия; б) лейкопения; в) лимфопения; г)
тромбоцитопения. Выберите правильную комбинацию ответов:
1. а, в;
2. б, г;
3. а, г;
4. в, г;
5. все ответы правильные.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Вишневский, А. А. Военно-полевая хирургия / А.А. Вишневский, М.И.
Шрайбер. - М.: Медицина, 1975. - 320 c.
2.
Внутренние болезни. Военно-полевая терапия. - М.: Фолиант, 2006. - 384 c.
3.
Военно-полевая терапия. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2007. - 416 c.
4.
Военно-полевая терапия: моногр. / Под редакцией В.М. Клюжева. - М.:
Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 c.
5.
Военно-полевая хирургия / Под редакцией Н.А. Ефименко. - Москва: ИЛ,
2002. - 528 c.
6.
Военно-полевая хирургия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 812 c.
7.
Военно-полевая хирургия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 764 c.
8.
Кнопов, М. Ш. Военно-полевая терапия в годы Великой Отечественной
Войны / М.Ш. Кнопов, В.К. Тарануха. - Москва: Гостехиздат, 2003. - 328 c.
9.
Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе:
учебник / под ред. Вёрткина А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
10.
Кишкун А.А., Диагностика неотложных состояний/ Кишкун А.А. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 736 с.
11.
Геккиева А. Д., Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы
реаниматологии: учебное пособие / А. Д. Геккиева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 128 с.
12.
Левчук И.П., Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П.
Левчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 288 с.
13.
Алгоритмы оказания медицинской помощи больным и пострадавшим
бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. М.,
2014.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
13

1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».