Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 10октября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ» 36 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки - 2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Анестезиология-реаниматология, Гастроэнтерология, Детская кардиология, Детская хирургия, Инфекционные болезни, Кардиология, Лечебное дело, Неврология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Сестринское дело, Скорая медицинская помощь, Стоматология общей практики, Токсикология, Травматология и ортопедия, Хирургия, Эпидемиология 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы военно-полевой терапии», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 г. № 1448 «Об установлении случаев и условий допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского образования, к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием и высшим медицинским образованием в составе выездной бригады скорой медицинской помощи»; 5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.06.2020 № 260 "Об установлении особенностей организации оказания медицинской помощи в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации" (зарегистрирован 24.07.2020 № 59059); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 2 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 11. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 12. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» обусловлена тем, что в период военных конфликтов, а также техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов в оказании помощи поражённым и больным с патологией внутренних органов принимают участие не только представители военномедицинской службы, но и гражданские врачи различных специальностей. Специфика протекания патологических процессов при воздействии радиационных, токсичных факторов на организм человека, значительное увеличение количества инфекционных заболеваний и болезней внутренних органов с существенным изменением клинической картины, характерной для мирного времени, нередко вызывают серьёзные затруднения у медицинских работников как в организационных аспектах (сортировка, очерёдность 3 оказания помощи, эвакуация и т.д.), так и непосредственно в диагностике и проведении лечебных мероприятий. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций – оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах и организация медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе военных конфликтах. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить общие вопросы организации терапевтической помощи в действующей армии (задачи военно-полевой терапии в современных условиях; краткая характеристика боевой терапевтической патологии; принципы медицинской сортировки и этапного лечения поражённых и больных терапевтического профиля; медицинская документация); − изучить радиационные поражения (биологическое действие ионизирующих излучений и патогенетические механизмы радиационного поражения; острая лучевая болезнь от внешнего облучения; хроническая лучевая болезнь); − изучить поражения боевыми отравляющими веществами (общая характеристика поражений; отравляющие вещества нервно-паралитического, общетоксического (общеядовитого), кожно-нарывного действия; отравляющие вещества удушающего действия, отравления оксидом углерода); − изучить патогенез, клиническую картину, диагностику и лечение острых отравлений (принципы диагностики острых отравлений; детоксикационная и антидотная терапия при острых отравлениях; патогенетическая и симптоматическая терапия; отравления ядовитыми техническими жидкостями); − изучить висцеральную патологию военного времени (особенности возникновения, течения и лечения заболеваний внутренних органов в военное время; висцеральная патология у раненых; особенности висцеральной патологии у обожженных; организация терапевтической помощи раненым и обожженным); − изучить заболевания, связанные с воздействием профессиональных факторов (поражения электромагнитными излучениями сверхвысокочастотного диапазона; воздействие на организм термических факторов (перегревание, холодовые поражения); профессиональные заболевания специалистов ВМФ) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» осуществляется с 7. 4 привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с 5 направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=197 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Терапия Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Аллергология и иммунология, Анестезиология-реаниматология, Гастроэнтерология, Детская кардиология, 6 Детская хирургия, Инфекционные болезни, Кардиология, Лечебное дело, Неврология, Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия, Психиатрия, Психиатрия-наркология, Психотерапия, Пульмонология, Сестринское дело, Скорая медицинская помощь, Стоматология общей практики, Токсикология, Травматология и ортопедия, Хирургия, Эпидемиология Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Терапия» программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной медикосанитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах (ПК-1) Должен уметь 3 - Выявлять клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме - Выполнять мероприятия по оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания Должен знать 4 - Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний внутренних органов - Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания В рамках дополнительных специальностей ДПП ПК разработана в соответствии с: 1. ст. 31 ФЗ №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. 7 2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 г. № 1448 «Об установлении случаев и условий допуска лиц, не завершивших освоение образовательных программ высшего медицинского образования, к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием, а также лиц с высшим медицинским образованием к осуществлению медицинской деятельности на должностях специалистов со средним медицинским образованием и высшим медицинским образованием в составе выездной бригады скорой медицинской помощи» Высокая распространенность состояний, требующих оказания неотложной медицинской помощи, а также потребность системы здравоохранения в подготовке специалистов, способных на современном уровне оказывать первую помощь на догоспитальном этапе обуславливает включение дополнительных специальностей в целевую аудиторию программы. Программа направлена на совершенствование следующих профессиональных компетенций: - оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах (ПК-1); - организация медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-2) III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекц ия п/п Наименование модулей Объем, ак.ч. Общие вопросы организации 1 терапевтической помощи в действующей армии 2 ПК-2 4 3 1 8 7 1 11 9 2 Радиационные поражения Поражения боевыми отравляющими 3 веществами. Острые отравления: патогенез, клиническая картина, Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 8 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 диагностика и лечение 4 Висцеральная патология военного времени 6 Заболевания, связанные с 5 воздействием профессиональных факторов Итоговая аттестация тестирование) 6 (итоговое ИТОГО 1 36 5 5 - 1 ПК-1 ПК-2 1 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 2.3 Общие вопросы организации терапевтической помощи в действующей армии Задачи военно-полевой терапии в современных условиях. Краткая характеристика боевой терапевтической патологии Принципы медицинской сортировки и этапного лечения поражённых и больных терапевтического профиля Медицинская документация Радиационные поражения Биологическое действие ионизирующих излучений и патогенетические механизмы радиационного поражения Острая лучевая болезнь от внешнего облучения Другие формы радиационных поражений. Хроническая лучевая болезнь 9 Общее кол-во часов Лек ция Самост работа 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 8 7 1 2 2 - 3 2 1 3 3 - (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 Поражения боевыми отравляющими веществами. Острые отравления: патогенез, клиническая картина, диагностика и лечение Общая характеристика поражений Отравляющие вещества нервнопаралитического, общетоксического (общеядовитого), кожно-нарывного действия Отравляющие вещества удушающего действия. Отравления оксидом углерода Принципы диагностики острых отравлений Детоксикационная и антидотная терапия при острых отравлениях Патогенетическая и симптоматическая терапия Отравления ядовитыми техническими жидкостями Висцеральная патология военного времени Особенности возникновения, течения и лечения заболеваний внутренних органов в военное время Висцеральная патология у раненых Особенности висцеральной патологии у обожженных. Организация терапевтической помощи раненым и обожженным Заболевания, связанные с воздействием профессиональных факторов Поражения электромагнитными излучениями сверхвысокочастотного диапазона Воздействие на организм термических факторов (перегревание, холодовые поражения) Профессиональные заболевания специалистов ВМФ Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 11 9 2 1 1 - 2 1 1 1 1 - 2 2 - 1 1 - 2 1 1 2 2 - 6 5 1 2 1 1 2 2 - 2 2 - 6 5 1 2 2 - 3 2 1 1 1 - 1 - 1 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВОЕННО-ПОЛЕВОЙ ТЕРАПИИ» 10 № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы военно-полевой терапии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. К фосфорорганическим отравляющим веществам относятся: а) зарин; б) синильная кислота; в) люизит; г) заман; д) фосген; е) V-газы. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а, г, е; 2. а, б, в; 3. в, г, д; 4. б, г; 5. а, в. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 2. Основным патогенетическим фактором форфорорганических отравляющих веществ является: 1. нарушение активации кислорода цитохромоксидазой; 2. алкилирование пуриновых оснований, входящих в состав ДНК и РНК; 3. угнетение холинэстеразы. 3. Для местного действия фосфорорганических отравляющих веществ характерны: а) миоз; б) мидриаз; в) выраженная лихорадка; г) ринорея; д) фибрилляция мышц; е) тошнота, рвота. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а, б, в, г; 2. а, г, д, е; 3. б, в, г; 4. б, д, е; 5. а, б, в, д. 4. Для среднетяжелой формы отравления фосфорорганическими отравляющими веществами характерно: а) удушье; б) усиление секреции бронхиальных, слюнных и потовых желез; в) лейкопения; г) некроз слизистых оболочек пищеварительного тракта; д) судороги. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. б, в; 2. г, д; 3. а, б; 4. б, г; 5. а, д. 5. Для тяжелой формы отравления ФОВ характерно: а) удушье; б) утрата сознания; в) миоз; г) судороги. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а, б; 2. в, г; 3. а; 4. б; 5. все ответы правильные. 6. Антидотом для фосфорорганических отравляющих веществ является: 1. антициан; 2. амилнитрит; 3. унитиол; 4. атропин. 7. Для лечения циркуляторной недостаточности у больных с тяжелой формой отравления фосфорорганическими отравляющими веществами можно применять норадреналин: 1. да; 2. нет. 8. Костномозговая форма острой лучевой болезни развивается при облучении в диапазоне доз: 1. 1-10 Гр; 2. 10-20 Гр; 3. 0,1-1 Гр; 4. 20-80 Гр; 12 9. При поглощенной дозе 2-4 Гр прогноз острой лучевой болезни: 1. абсолютно благоприятный; 2. относительно благоприятный; 3. сомнительный; 4. неблагоприятный; 5. абсолютно неблагоприятный. 10. Скрытый период при острой лучевой болезни характеризуется появлением в крови следующих изменений: а) анемия; б) лейкопения; в) лимфопения; г) тромбоцитопения. Выберите правильную комбинацию ответов: 1. а, в; 2. б, г; 3. а, г; 4. в, г; 5. все ответы правильные. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. Вишневский, А. А. Военно-полевая хирургия / А.А. Вишневский, М.И. Шрайбер. - М.: Медицина, 1975. - 320 c. 2. Внутренние болезни. Военно-полевая терапия. - М.: Фолиант, 2006. - 384 c. 3. Военно-полевая терапия. Национальное руководство. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 416 c. 4. Военно-полевая терапия: моногр. / Под редакцией В.М. Клюжева. - М.: Медицинское информационное агентство, 2007. - 520 c. 5. Военно-полевая хирургия / Под редакцией Н.А. Ефименко. - Москва: ИЛ, 2002. - 528 c. 6. Военно-полевая хирургия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 812 c. 7. Военно-полевая хирургия. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 764 c. 8. Кнопов, М. Ш. Военно-полевая терапия в годы Великой Отечественной Войны / М.Ш. Кнопов, В.К. Тарануха. - Москва: Гостехиздат, 2003. - 328 c. 9. Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / под ред. Вёрткина А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с. 10. Кишкун А.А., Диагностика неотложных состояний/ Кишкун А.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 736 с. 11. Геккиева А. Д., Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы реаниматологии: учебное пособие / А. Д. Геккиева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 128 с. 12. Левчук И.П., Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П. Левчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 288 с. 13. Алгоритмы оказания медицинской помощи больным и пострадавшим бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. М., 2014. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 13 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 14