ДПП ПК_Лечебная физкультура и массаж в гериатрии (36ч)

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

12сентября 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ В ГЕРИАТРИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Лечебная физическая культура

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Лечебная физическая культура
4. Дополнительные специальности: Медицинский массаж, Реабилитационное
сестринское дело, Физиотерапия
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии», специальность
«Медицинский массаж» разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59650);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N 744н (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда
России от 26 декабря 2018 года N849н) «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист по медицинскому массажу" (зарегистрирован в Минюсте России 11 декабря
2018 года, N52963);
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
8.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;

2

9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Медицинский массаж».
ДПП ПК «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии» обусловлена
тем, что в настоящее время ЛФК и медицинский массаж являются эффективными
средствами реабилитации при различных заболеваниях и повреждениях, в том числе и у
лиц пожилого возраста, помогают восстановлению нормальной деятельности всего
организма, входят в комплекс лечебных мероприятий, проводимых в больницах,
санаториях, поликлиниках и лечебно-профилактических учреждениях.
Целевая аудитория программы: инструктор по лечебной физкультуре,
медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по реабилитации, медицинская
сестра по физиотерапии.
Цель ДПП ПК: совершенствование теоретических знаний и умений слушателей,
необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации,
по вопросам применения лечебной физкультуры и медицинского массажа в гериатрии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить немедикаментозные методы воздействия в гериатрии (двигательная
активность и ее влияние на организм пожилого человека; роль мышечной деятельности в
профилактике преждевременного старения; место классического массажа и лечебной
физкультуры в системе реабилитационных мероприятий, используемых в гериатрии;
классификация суставов и движения в них, активные и пассивные движения в массаже;
3

сочетание массажа с физио - и бальнеопроцедурами, лечебной физкультурой);
− изучить применение ЛФК и массажа при заболеваниях сердечно-сосудистой
системы у гериатрических пациентов (ЛФК и массаж при ишемической болезни сердца,
гипертонической болезни, нейроциркуляторной дистонии);
− изучить применение ЛФК и массажа при заболеваниях органов дыхания у
гериатрических пациентов;
− изучить применение ЛФК и массажа при заболеваниях пищеварительной системы у
гериатрических пациентов;
− изучить применение ЛФК и массажа при заболеваниях нервной системы и
патологии опорно-двигательного аппарата у гериатрических пациентов
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Лечебная физкультура и
массаж в гериатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение:
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да

4

Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
5

Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=191
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Лечебная физическая культура
Дополнительные специальности: Медицинский массаж, Реабилитационное
сестринское дело, Физиотерапия
Целевая аудитория программы: инструктор по лечебной физкультуре,
медицинская сестра по массажу, медицинская сестра по реабилитации, медицинская
сестра по физиотерапии.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Лечебная физкультура» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики инструктора по лечебной
физкультуре, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным
обязанностям:
Квалификационная характеристика
Инструктор по лечебной физкультуре
Должностные обязанности
Должен знать:
Показывает
физические
упражнения
осуществляет страховку больных при

и Методику проведения занятий по лечебной
их физкультуре для больных с различными
6

выполнении.
Следит
за
правильностью заболеваниями; показания к проведению
выполнения больными физических упражнений занятий по лечебной физкультуре; методы
и переносимостью занятий (ПК-1)
лечения и профилактики заболеваний и
травм; виды, формы и методы реабилитации;
организацию и проведение мероприятий по
реабилитации пациентов.

В рамках дополнительной специальности «Медицинский массаж» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по медицинскому массажу»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018
года N 744н (в редакции, введенной в действие с 2 февраля 2019 года приказом Минтруда
России от 26 декабря 2018 года N 849н) «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист по медицинскому массажу"), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.5. Выполнение медицинского массажа с учетом индивидуальных
особенностей и возраста пациента и контроль его эффективности»;
Профессиональный стандарт «Специалист по медицинскому массажу»
Трудовая функция
Наименование
Выполнение медицинского
массажа с учетом
индивидуальных
особенностей и возраста
пациента и контроль его
эффективности

Трудовые действия

Код
А/02.5

ТД 1: Выполнение различных видов медицинского
массажа согласно выбранной методике проведения
медицинского массажа и составленному плану, в
соответствии с назначением врача или фельдшера (в
случае возложения на фельдшера функций лечащего
врача), с учетом функционального состояния пациента,
анатомо-физиологических,
индивидуальных
психофизических особенностей, возраста пациента

В рамках дополнительной специальности «Реабилитационное сестринское
дело» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих
профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра по
реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31
июля 2020 года N476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская
сестра по реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «A/02.5 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при
реализации индивидуального плана медицинской реабилитации»
Профессиональный стандарт «Медицинская сестра по реабилитации»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение мероприятий по
медицинской реабилитации,
в том числе при реализации
индивидуального плана
медицинской реабилитации
(ПК-1,2)

А/02.5

Трудовые действия
ТД 1: Проведение индивидуальных и групповых
обучающих занятий с пациентом и членами его семьи
по формированию навыков самоухода, навыков
здорового образа жизни, первичной и вторичной
профилактики
Должен знать:
7

- Основы лечебной физкультуры: показания и
противопоказания к выполнению упражнений, типы
реакции
на
физическую
нагрузку,
признаки
физического утомления
- Правила выполнения пассивных, пассивно-активных и
активно-пассивных упражнений

В рамках дополнительной специальности «Физиотерапия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики медицинской сестры по
физиотерапии, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г.
N541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики
должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным
обязанностям:
Квалификационная характеристика
Медицинская сестра по физиотерапии
Должностные обязанности
Должен знать:
Выполняет профилактические, лечебные,
реабилитационные
мероприятия,
назначаемые
врачом
в
физиотерапевтическом отделении

Клинические проявления, методы диагностики,
осложнения, принципы лечения и профилактики
заболеваний и травм; виды, формы и методы
реабилитации;
организацию
и
правила
проведения мероприятий по реабилитации
пациентов.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ В ГЕРИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

1

Наименование модулей

Немедикаментозные методы
воздействия в гериатрии

ЛФК и массаж при заболеваниях
2 сердечно-сосудистой системы у
гериатрических пациентов

Объем,
ак.ч.

10

9

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)
1

ПК-1
ПК-1

9

8
8

1

ЛФК и массаж при заболеваниях
3 органов дыхания у
гериатрических пациентов
ЛФК и массаж при заболеваниях
4 пищеварительной системы у
гериатрических пациентов
ЛФК и массаж при заболеваниях
нервной системы и патологии
5
опорно-двигательного аппарата у
гериатрических пациентов
Итоговая аттестация
тестирование)
ИТОГО

(итоговое

ПК-1
5

4

1
ПК-1

3

2

1
ПК-1

8

6

2

-

1
36

Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ В ГЕРИАТРИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
1.2

1.3

1.4

1.5

Наименование модулей, разделов и
тем

Немедикаментозные методы
воздействия в гериатрии
Двигательная активность и ее влияние
на организм пожилого человека
Роль мышечной деятельности в
профилактике преждевременного
старения
Место классического массажа и
лечебной физкультуры в системе
реабилитационных мероприятий,
используемых в гериатрии
Классификация суставов и движения в
них. Активные и пассивные движения в
массаже
Сочетание массажа с физио - и
бальнеопроцедурами, лечебной
физкультурой
9

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

10

9

1

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

ЛФК и массаж при заболеваниях
сердечно-сосудистой системы у
гериатрических пациентов
Основные проблемы пациентов, цели,
задачи, показания и противопоказания к
2.1 процедуре массажа и ЛФК при лечении
больных с патологией сердечнососудистой системы
2.2 ЛФК и массаж при ишемической
болезни сердца
2.3 ЛФК и массаж при гипертонической
болезни
2.4 ЛФК и массаж при
нейроциркуляторной дистонии
ЛФК и массаж при заболеваниях
3
органов дыхания у гериатрических
пациентов
Основные проблемы пациентов, цели,
3.1 задачи, показания и противопоказания к
процедуре массажа и ЛФК при лечении
больных с патологией органов дыхания
3.2 Методики и основные принципы
воздействия ЛФК
ЛФК и массаж при заболеваниях
4
пищеварительной системы у
гериатрических пациентов
Основные проблемы пациентов, цели,
задачи, показания и противопоказания к
4.1 процедуре массажа и ЛФК при лечении
больных с патологией органов
пищеварения
ЛФК и массаж при заболеваниях
нервной системы и патологии
5
опорно-двигательного аппарата у
гериатрических пациентов
Основные проблемы пациентов, цели,
задачи, показания и противопоказания к
5.1 процедуре массажа и ЛФК при лечении
больных с заболеваниями нервной
системы
Основные проблемы пациентов, цели,
5.2 задачи, виды массажа и ЛФК,
используемые в комплексном лечении
опорно-двигательного аппарата
Итоговая
аттестация
(итоговое
тестирование)
ИТОГО
2

9

8

1

2

2

-

3

2

1

2

2

-

2

2

-

5

4

1

2

2

-

3

2

1

3

2

1

3

2

1

8

6

2

4

3

1

4

3

1

1

-

1

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
10

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА И МАССАЖ В ГЕРИАТРИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Лечебная физкультура и массаж в гериатрии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. К основным принципам физической реабилитации относятся:
а) раннее начало
б) диспансерное наблюдение
в) комплекс применения реабилитационных мероприятий
г) позднее начало
д) преемственность реабилитационных мероприятий на протяжении всех этапов
реабилитации
а) а, б, в
б) б, в, г
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

в) в, г, д
г) а, в, д
д) а, б, г
2. По интенсивности физические упражнения делятся на упражнения:
а) активные и пассивные
б) статические и динамические
в) порядковые и ритмопластические
г) малой и умеренной интенсивности
д) большой и максимальной интенсивности
а) а, б
б) б, в
в) г. д
г) а, в
д) в, д
3. К упражнениям малой интенсивности относятся:
а) движения пальцами
б) приседание в среднем темпе
в) пронация и супинация предплечья
г) вращение в голеностопном суставе
д) ходьба со скоростью 90 шагов в минуту
а) а, в, д
б) а, в, г
в) в, г, д
г) б, в, д
д) а. б, д
4. К упражнениям умеренной интенсивности относятся упражнения:
а) ходьба в медленном и среднем темпе
б) супинация и пронация предплечья
в) малоподвижные игры
г) вращение рук в плечевых суставах
д) бег на скорость
а) а, в, г
б) а, б. д
в) б, в, д
г) в, г, д
д) а, в, д
5.
В процессе физической реабилитации больных необходимо соблюдать
следующие педагогические принципы:
а) индивидуальный подход к больному
б) сознательное активное участие больных
в) постепенность повышения нагрузки
г) позднее начало
д) исследование функционального состояния органов и систем с помощью
инструментальных методов
а) а, б, в
б) в, г, д
в) б, г, д
г) а, г, д
12

д) б, в, д
а)
б)
в)
г)
д)

6. Массаж показан при всех заболеваниях сердечно-сосудистой системы кроме:
гипертонического криза
постинфарктного кардиосклероза
пороков сердца
ИБС
инфаркта миокарда

а)
б)
в)
г)
д)

7. Массаж противопоказан при всех заболеваниях кроме:
болезней крови
гнойных процессах любой локализации
психические заболевания с чрезмерным возбуждением
воспалении лимфатических узлов
остеохондрозе

а)
б)
в)
г)
д)

8. При лечении ИБС массаж можно сочетать со всем кроме:
дозированной ходьбы
гимнастики
сегментарного массажа
ЛФК
спортивного массажа

а)
б)
в)
г)
д)

9. При гипертоническом кризе показан массаж:
общий
воротниковой зоны
конечностей
спины
массаж противопоказан

10.
При
первичной
применяются методики массажа:
а) возбуждающая
б) успокаивающая
в) щадящая
г) отсасывающая
д) массаж противопоказан

артериальной

(нейроциркуляторной)

гипотонии

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Епифанов, В. А. Основы реабилитации: учебник для медучилищ и
колледжей / под ред. В. А. Епифанова, А. В. Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. –
416 с.
2.
Епифанов, А. В. Медицинская реабилитация: учебник / под ред. А. В.
Епифанова, Е. Е. Ачкасова, В. А. Епифанова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 672 с.
3.
Ярыгин, В. Н. Руководство по геронтологии и гериатрии. В 4 томах. Том 3.
Клиническая гериатрия / Авдеев С. Н. , Аникин В. В. , Анохин В. Н. и др. / Под ред. В. Н.
Ярыгина, А. С. Мелентьева. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 896 с.
13

4.
Пономаренко, Г. Н. Физическая и реабилитационная медицина:
национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
688 с.
5.
Епифанов, В. А. Массаж. Атлас-справочник. Диагностика, лечение,
профилактика / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов, И. И. Глазкова. - Москва: ГЭОТАРМедиа, 2020. - 432 с.
6.
Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж: учебник /
Епифанов В. А. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 528 с.
7.
Вербов А.Ф. Азбука массажа. - М.: АСТ, 2006. -415 с.
8.
Васичкин В.И. Большой справочник по массажу. Изд.АСТ, Полигон. 2013 г.,
416 с.
9.
Ерёмушкин М.А. История массажа. Забытые секреты мастерства.
Изд.Феникс. 2003, 105 с.
10.
Ерёмушкин М.А. Медицинский массаж. Теория и практика, изд. «Наука и
Техника», 2009 г.
11.
Ерёмушкин М. А. Классическая техника массажа при травмах и
заболеваниях опорно-двигательного аппарата. – СПб.: Наука и Техника, 2010. – 224 с.
12.
Ерёмушкин М.А. Классическая техника массажа при травмах и
заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Справочное пособие. СПб.: Наука и
Техника, 2010, 192 с.
13.
Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая
культура/ Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова - М.: Владос-Пресс, 2010. 777c.
14.
Вайнер, Э.Н. Лечебная физическая культура (для бакалавров) / Э.Н. Вайнер.
- М.: КноРус, 2017. - 480 c.
15.
Дейли, Дебра Лечебная гимнастика. Энциклопедия/ Дебра Дейли. - М.:
Издательство "Эксмо" ООО, 2015. - 224 c.
16.
Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 376 c.
17.
Лечебная физкультура. - М.: Человек, 2013. - 192 c.
18.
Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 c.
19.
Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей (под ред. Н.А.
Белякова). Т.1, СПб,2005,426с
20.
Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей (под ред. Н.А.
Белякова). Т.2. СПб,2005,436с
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
14

7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

15


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».