Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 12сентября 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО В КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ» 36 ак.ч. Специальность: Рентгенология Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Лабораторное дело в компьютерной томографии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Рентгенология 4. Форма обучения: заочная 5. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Лабораторное дело в компьютерной томографии», специальность «Рентгенология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N480н «Об утверждении профессионального стандарта "Рентгенолаборант" (зарегистрирован в Минюсте России 7 октября 2020 года, N60271); 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 7. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 8. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 2 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"); Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Лабораторное дело в компьютерной томографии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Рентгенология». ДПП ПК «Лабораторное дело в компьютерной томографии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Лабораторное дело в компьютерной томографии» обусловлена тем, что в настоящее время большое количество заболеваний диагностируются благодаря компьютерной томографии. Деятельность по данному направлению способствует сбору максимально достоверных сведений о состоянии и недуге пациента, своевременному диагностированию болезни, составлению плана лечения. От уровня компетенций рентгенолаборанта зависит безопасность пациента, эффективность прохождения процедуры, надежность эксплуатации техники. Целевая аудитория программы: рентгенолаборант Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в области компьютерной томографии. Задачи при обучении на ДПП ПК: − ознакомиться с вопросами организации службы лучевой диагностики в РФ (политика государства в области охраны здоровья населения, правовые аспекты профессиональной деятельности, стандарт оснащения и санитарно-эпидемиологический режим отделения лучевой диагностики, вопросы деонтологии в работе рентгенлаборанта); − изучить принцип работы компьютерного томографа (физические и технические основы работы рентгеновской трубки и детектора КТ, поколение компьютерных томографов; понятия: сканирование, гентри, пространственное разрешение и коллимирование среза, шкала Хаунсфилда, формирование реконструкции изображений); − изучить особенности обследования на КТ, применение контрастных препаратов (сбор анамнеза пациента, абсолютные и относительные противопоказания для проведения КТ; информирование пациента об особенностях проведения исследования на КТ, удаление металлических предметов, контроль дыхания пациента; классификация контрастных препаратов, применяемых при КТ, выбор подходящего и проведение премедекации перед 3 исследованием; методика внутривенного усиления, особенности использования инжектора, побочные реакции на введение контрастных препаратов); − изучить основы КТ-исследования головы и шеи, грудной клетки, брюшной полости и забрюшинного пространства, опорно-двигательного аппарата (подготовка к КТисследованию, информирование пациента о правилах поведения его во время исследования, особенности укладки пациента, передача изображения на рабочую станцию, ведение учетно-отчетной документации, архивирование данных); − изучить основы охраны труда и техники безопасности в кабинете КТ (санитарногигиенический режим, правила внутреннего трудового распорядка; правила электро-, пожарной и радиационной безопасности персонала и пациентов при проведении КТисследований, особенности снижения лучевой нагрузки на КТ) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Лабораторное дело в компьютерной томографии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Лабораторное дело в компьютерной томографии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 6. 7. Новые компетенции: нет 8. Стажировка: нет 9. Симуляционное обучение: нет 10. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да 4 Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 11. Сетевая форма реализации: нет 5 12. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 13. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 14. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 15. Год утверждения программы: 2022 16. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=189 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ В рамках основной специальности «Рентгенология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Рентгенолаборант», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N480н «Об утверждении профессионального стандарта "Рентгенолаборант"), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.5. Выполнение рентгенологических исследований и КТ-исследований»; − «А/02.5. Выполнение анализа медико-статистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД 1: Выполнение рентгенологических и КТ-исследований пациентам Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Выполнение рентгенологических исследований и КТисследований (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Выполнять требования радиационной безопасности пациентов и персонала в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами при выполнении рентгенологических исследований 4 - Общие вопросы организации рентгенологической службы в Российской Федерации - Порядок оказания медицинской помощи по профилю "рентгенология" - Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгенологических 6 - Пользоваться техникой укладок и методиками исследований при проведении рентгенологических и КТисследований - Выполнять снимки исследуемой части тела (органа) в оптимальных проекциях (укладках) с учетом возрастных особенностей Проводить исследования на КТ-аппаратах и КТсистемах современных моделей - Применять средства и методы радиационной защиты персонала и пациента при проведении рентгенологических исследований - Оценивать диагностические возможности проводимого рентгенологического исследования Использовать автоматизированные системы для архивирования исследований 7 кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований, санитарные правила и нормы - Физические основы, методики, клиническое использование КТ Общая схема КТ-аппарата: - рентгеновский генератор, - гентри, - рентгеновский излучатель, - коллиматоры, - детекторы, - компьютер, - дисплей, - рабочее место оператора, - независимая рабочая станция Типы сканирования: - топограмма; - последовательное, спиральное и мультиспиральное сканирование - динамическая КТ Физические и технологические основы рентгенологических и КТ-исследований - Показания, противопоказания и правила подготовки к рентгенологическим и КТисследованиям - Методики проведения рентгенологических исследований головы и шеи - Методики проведения рентгенологических исследований органов дыхания и средостения - Методики проведения рентгенологических исследований органов пищеварения и брюшной полости - Методики проведения рентгенологических исследований опорнодвигательного аппарата - Методики проведения рентгенологических исследований мочеполовых органов, забрюшинного пространства и малого таза - Виды КТ-исследований - Информационные технологии и принципы дистанционной передачи рентгенологической информации Выполнение анализа медикостатистической информации, ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-2) - Вести медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну - Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "рентгенология", в том числе в форме электронного документа III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО В КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Лекция Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консульт ации) 1 Организация службы лучевой диагностики в РФ 7 6 1 ПК-1 ПК-2 2 Принцип работы компьютерного томографа 4 3 1 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 Особенности обследования на КТ. 3 Применение контрастных препаратов 4 5 КТ-исследование головы и шеи КТ-исследование грудной клетки 5 4 1 4 3 1 4 3 1 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 КТ-исследование брюшной 6 полости и забрюшинного пространства 4 3 1 ПК-1 ПК-2 7 КТ-исследование опорно- 4 3 1 ПК-1 8 двигательного аппарата 8 Охрана труда и техника безопасности в кабинете КТ Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО ПК-2 3 2 1 - 1 36 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание 1 27 9 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО В КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 2 2.1 2.2 Наименование модулей, разделов и тем Организация службы лучевой диагностики в РФ Политика государства в области охраны здоровья населения Правовые аспекты профессиональной деятельности Организация деятельности службы лучевой диагностики Стандарт оснащения отделения лучевой диагностики Санитарно-эпидемиологический режим отделения лучевой диагностики Вопросы деонтологии в работе рентгенлаборанта Принцип работы компьютерного томографа Физические и технические основы работы рентгеновской трубки и детектора КТ. Поколение компьютерных томографов Понятия: сканирование, гентри, пространственное разрешение 9 Общее кол-во часов Лекция Самостр абота 7 6 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 4 3 1 2 1 1 2 2 - (в т.ч консульт ации) Форма контрол я 3 3.1 3.2 3.3 3.4 4 4.1 4.2 4.3 5 5.1 5.2 5.3 и коллимирование среза, шкала Хаунсфилда. Формирование реконструкции изображений Особенности обследования на КТ. Применение контрастных препаратов Сбор анамнеза пациента. Абсолютные и относительные противопоказания для проведения КТ Информирование пациента об особенностях проведения исследования на КТ, удаление металлических предметов. Контроль дыхания пациента Классификация контрастных препаратов, применяемых при КТ, выбор подходящего и проведение премедекации перед исследованием Методика внутривенного усиления. Особенности использования инжектора. Побочные реакции на введение контрастных препаратов КТ-исследование головы и шеи Подготовка КТ-исследования головы и шеи, информирование пациента о правилах поведения его во время исследования Особенности укладки пациента, выполнения топограмм головы и шеи для разметки предстоящих срезов и выбор угла наклона Гентри, применение контрастных препаратов Передача изображения на рабочую станцию. Ведение учетно-отчетной документации. Архивирование данных КТ-исследование грудной клетки Подготовка КТ-исследования грудной клетки, информирование пациента о правилах поведения его во время исследования Особенности укладки пациента, выполнения топограмм грудной клетки с разметкой верхнего и нижнего уровней КТ-исследования, а также КТ сканирования, применение контрастных препаратов Передача изображения на 10 5 4 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 6 6.1 6.2 6.3 7 7.1 7.2 7.3 8 8.1 8.2 рабочую станцию. Ведение учетноотчетной документации. Архивирование данных КТ-исследование брюшной полости и забрюшинного пространства Подготовка КТ-исследования брюшной полости и забрюшинного пространства, информирование пациента о правилах поведения его во время исследования Особенности укладки пациента, выполнения топограмм и последующего КТ-сканирования брюшной полости и забрюшинного пространства, применение контрастных препаратов Передача изображения на рабочую станцию. Ведение учетно-отчетной документации. Архивирование данных КТ-исследование опорнодвигательного аппарата Подготовка КТ-исследования опорнодвигательного аппарата, информирование пациента о правилах поведения его во время исследования Особенности укладки пациента, выполнения топограмм и последующего КТ-сканирования костной системы, применение контрастных препаратов Передача изображения на рабочую станцию. Ведение учетно-отчетной документации. Архивирование данных Охрана труда и техника безопасности в кабинете КТ Санитарно-гигиенический режим, правила внутреннего трудового распорядка, охрана труда Правила электро-, пожарной и радиационной безопасности персонала и пациентов при проведении КТ-исследований. Особенности снижения лучевой нагрузки на КТ Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 11 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 3 2 1 1 1 - 2 1 1 1 - 1 Тестиро вание ИТОГО 36 27 9 V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЛАБОРАТОРНОЕ ДЕЛО В КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Лабораторное дело в компьютерной томографии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Соответствие кабинета КТ действующим нормативам определяет: а) Администрация б) Технический паспорт в) Санитарный паспорт 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 12 г) Заведующий кабинетом КТ. 2. Область рентгеновского излучения лежит между: а) Радиоволнами и магнитным полем б) Инфракрасным и ультрафиолетовым излучением в) Ультрафиолетовым и гамма-излучением г) Радиоволнами и инфракрасным излучением 3. Интенсивность сигнала в КТ определяет: а) Плотность тканей б) Вода в) Жир г) Распределение протонов 4. Назовите преимущества мультиспиральной КТ: а) Отсутствие потребности в использовании контрастных препаратов б) Возможность получения многоплоскостных реконструкций изображений в) Отсутствие артефактов от движения (сокращения сердца, дыхание) г) Верно б и в. 5. Назовите характерные нежелательные реакции при введении ионных йодсодержащих контрастных препаратов: а) Болезненность в месте инъекции б) Гипотония в) Аллергическая реакция на йод г) Все вышеперечисленное верно 6. К использованию какого метода визуализации отмечается возрастающий интерес в диагностике заболеваний тонкой кишки? а) Обзорная рентгенографии органов брюшной полости б) МРТ в) КТ г) Эндоскопия 7. Какой метод является методом выбора в диагностике травматических поражений живота? а) Обзорная рентгенография органов брюшной полости б) Рентгеноскопия в) КТ с внутривенным усилением г) МРТ 8. Что необходимо всегда выяснять у пациента перед КТ-исследованием с в/в введением контрастных препаратов? а) Почечная недостаточность (креатинин) б) Гипертиреоз в) Аллергическая реакция на йод г) Все вышеперечисленное верно 9. Индивидуальный дозиметрический контроль персонала должен проводиться: а) По усмотрению администрации лечебного учреждения б) Постоянно с контролем 1 раз в квартал в) Постоянно с контролем раз в 6 месяцев 13 г) Постоянно с контролем 1 раз в месяц 10. Первоочередные действия рентгенолаборанта при несчастном случае или при неисправности КТ-аппарата: а) Обеспечить эвакуацию пациента из кабинета б) Поставить в известность главного врача в) Отключить сетевой рубильник и поставить в известность зав отделением г) Отключить КТ-аппарат IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основная литература 1. Атлас рентгеноанатомии и укладок: руководство для врачей / под ред. М.В. Ростовцева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 2. Лучевая диагностика: учебник / под ред. Г.Е. Труфанова. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2013. 3. Основы лучевой диагностики и терапии: национальное руководство / гл. ред. С. К. Терновой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013+ CD. Нормативно-правовая документация 4. Федеральный закон от 9 января 1996 г. №3 "О радиационной безопасности населения" 5. Приказ Минздрава РФ от 28 января 2002 г. N 19 "О Типовой инструкции по охране труда для персонала рентгеновских отделений" 6. Приказ МЗ РФ от 01.11.2002 № 333 «О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан». 7. Приказ МЗ РФ от 19.03.2001 № 73 «О введении государственного статистического наблюдениями за дозами облучения пациентов». 8. Приказ МЗ РФ от 23.10.2000 № 379 «Об ограничении облучения персонала и пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований». 9. Приказ МЗ РФ от 24 июля 1997 № 219 «О создании единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан». 10. Письмо МЗ РФ от 31.08.2000 № 2510/9736-32 «О нормировании труда специалистов рентгеновских кабинетов». 11. Приказ Минздравмедпрома РФ от 5 апреля 1996 г. N 128 "О дополнении к приказу МЗ РСФСР N 132 от 02.08.91 г. "О совершенствовании службы лучевой диагностики" 12. Приказ Минздрава РСФСР от 2 августа 1991 г. N 132 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" 13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 апреля 2010 г. N 40 "Об утверждении СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)" 14 14. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 7 июля 2009 г. N 47 "Об утверждении СанПиН 2.6.1.2523-09" 15. Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации 16. №11 от 21.04.2006 «Об ограничении облучения населения при проведении рентгенорадиологических медицинских исследований». 17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 февраля 2003 г. N 8 "О введении в действие СанПиН 2.6.1.1192-03" 18. Постановление Госкомстата РФ от 26 сентября 2000 г. N 88 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравом России статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан" 19. Письмо Роспотребнадзора от 14.09.2004 № 0100/1380-04-32 «О создании системы контроля и учета доз облучения пациентов». 20. Методические указания МУ 2.6.1.2944-11 "Контроль эффективных доз облучения пациентов при проведении медицинских рентгенологических исследований" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ 19 июля 2011 г.) 21. Методические рекомендации от 06.02.2004 №11-2/4-09 «Защита населения при назначении и проведении рентгенодиагностических исследований». 22. Методические указания МУ 2.6.1.1982-05 "Проведение радиационного контроля в рентгеновских кабинетах" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25 апреля 2005 г.) 23. Методические указания МУ 2.6.1.25-2000 "Дозиметрический контроль внешнего профессионального облучения. Общие требования" (утв. Департаментом безопасности и чрезвычайных ситуаций Минатома РФ, заместителем Главного государственного санитарного врача РФ по специальным вопросам 27, 28 сентября 2000 г.) Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 15