ДПП ПК_Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
4. Дополнительные специальности: Гериатрия, Кардиология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Неврология, Педиатрия, Профпатология, Пульмонология,
Терапия, Травматология и ортопедия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная
медицина
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации», специальность «Лечебная
физкультура и спортивная медицина» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 3 сентября 2018 года
N572н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по медицинской
реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 2018 года, N52162);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N
413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в
Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N140н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-кардиолог" (зарегистрирован
в Минюсте России 26 апреля 2018 года, N50906);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года
N51н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53898);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года
N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года
N154н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2019 года, N54366);
2

10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года
N698н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"
(зарегистрирован в Минюсте России 4 декабря 2018 года, N52868);
12.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
13.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего
образования по специальности 31.08.44 Профпатология, утверждённый приказом
Минобразования и науки РФ N1086 от 25.08.2014г;
14.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
15.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
16.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
17.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
18.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Лечебная
физкультура и спортивная медицина».
ДПП ПК «Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
3

Актуальность ДПП ПК «Скандинавская ходьба в системе медицинской
реабилитации» обусловлена активным развитием медицинской реабилитации в Российской
Федерации на современном этапе. Высокая значимость процесса реабилитации для
пациента, членов его семьи и общества, изменения качества жизни пациента, связанного со
здоровьем, требует четкого понимания сути процесса медицинской реабилитации в целом
и особенностей применения её отдельных технологий, в частности лечебной физкультуры
(кинезиологии).
Важное значение на современном этапе приобретает использование новых форм
лечебной физкультуры, направленных на повышение реабилитационного потенциала
пациентов, формирование мотивации к их активному участию в реабилитационном
процессе, а также на улучшение качества жизни и более раннее возвращение к активной
профессиональной и социальной деятельности. Скандинавская ходьба удовлетворяет всем
современным идеологическим принципам реабилитации, в ней реализуются пациентцентрированный, проблемно-ориентированный, мультидисциплинарный подходы к
осуществлению медицинской реабилитации. На решение этих задач направлена
скандинавская ходьба, рекомендуемая для внедрения в организациях здравоохранения,
осуществляющих медицинскую помощь в рамках 3 этапа медицинской реабилитации.
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре и спортивной
медицине, врач-гериатр, врач-кардиолог, врач общей практики (семейный врач), врачпедиатр, врач-невролог, врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-терапевт, врач
травматолог-ортопед, врач-физиотерапевт, врач по физической и реабилитационной
медицине.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление, систематизация теоретических
знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, по актуальным вопросам специальности и применению
лечебной физкультуры и скандинавской ходьбы в системе медицинской реабилитации, а
также при нарушении функции вегетативной нервной системы.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить новую модель медицинской реабилитации (основные принципы:
биопсихосоциальный подход, пациент-центрированный подход, мультидисциплинарность,
принцип профилактики, принцип этапности и преемственности; единый стандарт
реабилитационной помощи, функциональная оценка и реабилитационный диагноз, цели,
план и обучение в процессе реабилитации);
− изучить общие вопросы применения лечебной физкультуры на этапах медицинской
реабилитации (роль, место и основные средства ЛФК в системе медицинской
реабилитации, основные принципы применения; физические упражнения, механизм
физиологического действия на структуры, функции и деятельность организма,
классификация физических упражнений, метаболическая и энергетическая характеристика
мышечной деятельности, основные способы дозирования и методы динамического
контроля переносимости и оценки эффективности физической нагрузки);
− изучить применение современных форм ЛФК в системе медицинской реабилитации
(скандинавская ходьба как форма лечебной физкультуры, развитие скандинавской ходьбы
в России и за рубежом, влияние скандинавской ходьбы на функции и активность организма,
материально-техническое и организационное обеспечение скандинавской ходьбы в
условиях 3 этапа медицинской реабилитации);
4

− изучить методику обучения скандинавской ходьбе (базовые упражнения,
построение тренировочного занятия, техника скандинавской ходьбы; подготовительный
этап, разминка; основной этап, работа ног, техника и работа рук с палками, положение
корпуса, дыхание; заключительный этап, растяжение и расслабление мышц);
− изучить методы и способы контроля физического и психического состояния
занимающихся скандинавской ходьбой;
− изучить применение скандинавской ходьбы при нарушении функции вегетативной
нервной системы (роль вегетативной нервной системы в повышении адаптационных
возможностей организма и реабилитационного потенциала пациентов; самодиагностика
состояния вегетативной нервной системы и исходного вегетативного тонуса; методические
особенности скандинавской ходьбы при нарушениях вегетативной регуляции).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Скандинавская ходьба в
системе медицинской реабилитации» предусматривает следующие виды учебных занятий
и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Скандинавская ходьба в системе медицинской реабилитации»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да

5

Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет

6

13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=185
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Лечебная физкультура и спортивная медицина
Дополнительные специальности: Гериатрия, Кардиология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Неврология, Педиатрия, Профпатология, Пульмонология,
Терапия, Травматология и ортопедия, Физиотерапия, Физическая и реабилитационная
медицина
Целевая аудитория программы: врач по лечебной физкультуре и спортивной
медицине, врач-гериатр, врач-кардиолог, врач общей практики (семейный врач), врачпедиатр, врач-невролог, врач-профпатолог, врач-пульмонолог, врач-терапевт, врач
травматолог-ортопед, врач-физиотерапевт, врач по физической и реабилитационной
медицине.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Лечебная физкультура и спортивная
медицина» и дополнительных специальностей «Физиотерапия», «Физическая и
реабилитационная медицина» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист по
медицинской реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 3 сентября 2018 года N572н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист по медицинской реабилитации"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
− «D/02.8. Назначение лечебной физкультуры при заболеваниях и (или) состояниях»;
7

− «D/03.8. Проведение и контроль эффективности применения лечебной физкультуры
при заболеваниях и (или) состояниях, в том числе при реализации индивидуальных программ
реабилитации или абилитации инвалидов»;
− «D/04.8. Проведение и контроль эффективности применения лечебной физкультуры
в мероприятиях по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарногигиеническому просвещению населения»
Вид деятельности

1
ВД 1: Применение
лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Назначение лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях
(ПК-1)

Проведение и
контроль
эффективности
применения лечебной
физкультуры при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том
числе при реализации
индивидуальных
программ
реабилитации или
абилитации
инвалидов
(ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Назначать лечебную
физкультуру при
заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных препаратов
и (или) медицинских
изделий
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности применения
лечебной физкультуры у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
Определять медицинские
показания для проведения
мероприятий по лечебной
физкультуре при
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации
инвалидов, в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с

4
- Средства и методы
лечебной физкультуры,
применяемые для
пациентов с различными
заболеваниями или
состояниями
- Патогенез и саногенез
заболеваний, при которых
применяется лечебная
физкультура
- Механизм воздействия
лечебной физкультуры на
организм человека при
заболеваниях и (или)
состояниях на различных
этапах оказания помощи
- Принципы назначения,
механизмы действия,
медицинские показания и
противопоказания к
назначению средств
лечебной физкультуры

8

- Принципы и методы
организации проведения
занятий по лечебной
физкультуре
- Возрастные особенности
проведения лечебной
физкультуры
- Основы лечебной
физкультуры у пациентов
при заболеваниях,
являющихся причиной
инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Средства, формы и
методы лечебной
физкультуры у пациентов
при заболеваниях,
являющихся причиной

учетом стандартов
медицинской помощи
- Проводить мероприятия
по лечебной физкультуре
при заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
индивидуальной
программы реабилитации
или абилитации
инвалидов, в соответствии
с порядком организации
медицинской
реабилитации, с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Применять медицинские
изделия и спортивный
инвентарь для проведения
занятий по лечебной
физкультуре
- Оценивать
эффективность и
безопасность мероприятий
по лечебной физкультуре
при заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе
при реализации
программы реабилитации
или абилитации инвалидов

Проведение и
контроль
эффективности
применения лечебной
физкультуры в
мероприятиях по
профилактике,
формированию
здорового образа
жизни и санитарногигиеническому
просвещению
населения
(ПК-3)

- Проводить санитарнопросветительную работу
по формированию
здорового образа жизни,
профилактике заболеваний
и инвалидности

инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Механизм воздействия
лечебной физкультуры на
организм у пациентов при
заболеваниях, являющихся
причиной инвалидности,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Критерии эффективности
и качества лечебной
физкультуры, принципы
применения, клинические
шкалы в медицинской
реабилитации
- Способы
предотвращения или
устранения осложнений,
побочных действий,
нежелательных реакций, в
том числе серьезных и
непредвиденных,
возникших в результате
занятий лечебной
физкультурой у пациентов
при основных
заболеваниях и (или)
состояниях,
неинфекционных
заболеваниях и
сопутствующих
заболеваниях или
состояниях
- Медицинские показания
и медицинские
противопоказания к
применению методов
профилактики
заболеваний и (или)
состояний в соответствии
с действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Гериатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и
9

социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста,
контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-гериатр»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Назначение лечения
пациентам пожилого и
старческого возраста,
контроль его
эффективности и
безопасности

А/02.8

ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии, в том
числе физиотерапии, лечебного питания, лечебной
физкультуры, психотерапии, трудовой терапии, с учетом
функционального статуса, возраста, диагноза и
клинической картины заболевания, наличия нарушений
функции органов и систем организма человека в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Кардиология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-кардиолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N140н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-кардиолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
сердечно-сосудистой системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-кардиолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам при заболеваниях
и (или) состояниях
сердечно-сосудистой
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код

А/02.8 ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии
пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
сердечно-сосудистой системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Неврология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-невролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 29 января 2019 года N51н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-невролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/02.8 Назначение лечения пациентам при заболеваниях и (или) состояниях
нервной системы, контроль его эффективности и безопасности»
10

Профессиональный стандарт «Врач-невролог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение лечения
пациентам при
заболеваниях и (или)
состояниях нервной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение физиотерапевтических методов,
рефлексотерапии, лечебной физкультуры, массажа,
мануальной терапии пациентам при заболеваниях и (или)
состояниях нервной системы в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
Самостоятельно
проводит
обследование,
диагностику, лечение, реабилитацию пациентов,
при необходимости организует дообследование,
консультацию, госпитализацию пациентов, в
последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет дальнейшее наблюдение при
наиболее распространенных заболеваниях

Профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов; принципы и
методы профилактики и лечения наиболее
распространенных заболеваний

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда
и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-педиатр участковый"», которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»;
− «А/03.7.
Реализация
и
контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных программ для детей»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Код

Назначение лечения детям

А/02.7

Трудовые действия
ТД 1: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
11

и контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-1)
Реализация и контроль
эффективности
индивидуальных
реабилитационных
программ для детей
(ПК-2,3)

ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
медикаментозной и немедикаментозной терапии у детей
А/03.7

ТД 1: Назначение санаторно-курортного лечения
длительно и часто болеющим детям и детям с
хроническими заболеваниями
ТД 2: Проведение оценки эффективности и
безопасности
реализации
санаторно-курортного
лечения длительно и часто болеющих детей и детей с
хроническими заболеваниями

В рамках дополнительной специальности «Профпатология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2014г N1086):
ФГОС по специальности 31.08.44 Профпатология
Вид деятельности
ВД 1:
Реабилитационная
деятельность

Профессиональные компетенции (имеющиеся)
- готовность к применению природных лечебных факторов,
лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у
пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и
санаторно-курортном лечении;

В рамках дополнительной специальности «Пульмонология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Врач-пульмонолог», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N154н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-пульмонолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
- «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам при заболеваниях
бронхолегочной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-пульмонолог»
Трудовая функция
Наименование
Назначение и проведение
лечения пациентам при
заболеваниях
бронхолегочной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

Трудовые действия

Код
А/02.8

ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения
пациентам с заболеваниями бронхолегочной системы в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
12

профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"», которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»;
− «А/04.7. Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации
пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или
абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую
деятельность»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

А/03.7

Проведение и контроль
эффективности
медицинской
реабилитации для
пациентов с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы, в том
числе при реализации
индивидуальных программ
реабилитации или
абилитации инвалидов
(ПК-2,3)

А/04.7

ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения с
учетом диагноза, возраста и клинической картины
болезни в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения
ТД 1: Выполнение мероприятий медицинской
реабилитации пациента, в том числе при реализации
индивидуальной
программы
реабилитации
или
абилитации инвалидов, в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
мероприятий медицинской реабилитации пациента в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи

В рамках дополнительной специальности «Травматология и ортопедия»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-травматолог-ортопед», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 12 ноября 2018 года N698н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-травматолог-ортопед"), которые
соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с травмами, заболеваниями и (или)
состояниями костно-мышечной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-травматолог-ортопед»
Трудовая функция
13

Наименование
Назначение лечения
пациентам с травмами,
заболеваниями и (или)
состояниями костномышечной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности

Код

Трудовые действия

А/02.8

ТД 1: Назначение немедикаментозного лечения:
физиотерапевтических
методов,
рефлексотерапии,
лечебной физкультуры, гирудотерапии пациентам с
травмами, заболеваниями и (или) состояниями костномышечной системы в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
немедикаментозного лечения у пациентов с травмами,
заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной
системы

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Лекция Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
Объем,
ции
(в т.ч
ак.ч.
консульт
ации)

Новая модель медицинской
1 реабилитации

4

3

1

9

8

1

7

6

1

7

6

1

8

6

2

Общие вопросы применения
2 лечебной физкультуры на этапах

медицинской реабилитации
Применение современных форм
3 ЛФК в системе медицинской
реабилитации
Методика обучения скандинавской
4
ходьбе
Скандинавская ходьба при
5 нарушении функции вегетативной
нервной системы
Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36
14

29

1
7

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-3
Тестирова
ние

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

1.2

2

2.1

2.2

2.3

2.4
2.5

Наименование модулей, разделов и
тем

Новая модель медицинской
реабилитации
Основные принципы медицинской
реабилитации: биопсихосоциальный
подход, пациент-центрированный
подход, мультидисциплинарность,
принцип профилактики, принцип
этапности и преемственности
Единый стандарт реабилитационной
помощи, функциональная оценка и
реабилитационный диагноз, цели и
план реабилитации, обучение в
процессе реабилитации
Общие вопросы применения
лечебной физкультуры на этапах
медицинской реабилитации
Роль и место ЛФК в системе
медицинской реабилитации, основные
принципы применения
Основные средства ЛФК,
используемые в реабилитационном
процессе
Физические упражнения, механизм
физиологического действия на
структуры, функции и деятельность
организма. Классификация
физических упражнений
Метаболическая и энергетическая
характеристика мышечной
деятельности
Основные способы дозирования
физической нагрузки

15

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

4

3

1

2

1

1

2

2

-

9

8

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.6

3
3.1
3.2
3.3

3.4

4
4.1
4.2
4.2.1
4.2.2
4.2.3
4.3

5

5.1

5.2

5.3

Методы динамического контроля
переносимости и оценки
эффективности физической нагрузки
Применение современных форм
ЛФК в системе медицинской
реабилитации
Скандинавская ходьба как форма
лечебной физкультуры
Развитие скандинавской ходьбы в
России и за рубежом
Влияние скандинавской ходьбы на
функции и активность организма
Материально-техническое и
организационное обеспечение
скандинавской ходьбы в условиях 3
этапа медицинской реабилитации
(инвентарь)
Методика обучения скандинавской
ходьбе
Базовые упражнения. Построение
тренировочного занятия
Техника скандинавской ходьбы

2

2

-

7

6

1

2

2

-

2

2

-

2

1

1

1

1

-

7

6

1

1

1

-

1

1

-

Подготовительный этап скандинавской
ходьбы. Разминка
Основной этап. Начальное обучение.
Работа ног. Техника и работа рук с
палками. Положение корпуса. Дыхание
Заключительный этап. Растяжение и
расслабление мышц
Методы и способы контроля
физического и психического состояния
занимающихся скандинавской ходьбой
Скандинавская ходьба при
нарушении функции вегетативной
нервной системы
Роль вегетативной нервной системы в
повышении адаптационных
возможностей организма и
реабилитационного потенциала
пациентов
Самодиагностика состояния
вегетативной нервной системы и
исходного вегетативного тонуса
Методические особенности
скандинавской ходьбы при нарушениях
вегетативной регуляции
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

8

6

2

2

2

-

3

2

1

3

2

1

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

16

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Скандинавская ходьба в системе медицинской
реабилитации»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
В процессе физической реабилитации больных необходимо соблюдать
следующие педагогические принципы:
а) индивидуальный подход к больному
б) сознательное активное участие больных
в) постепенность повышения нагрузки
г) позднее начало
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

17

д) исследование функционального состояния органов и систем с помощью
инструментальных методов
1. а, б, в
2. в, г, д
3. б, г, д
4. а, г, д
5. б, в, д
2. Лечебный эффект дыхательных упражнений обусловлен:
а) увеличением экскурсии дыхательных движений
б) укреплением дыхательной мускулатуры
в) усилением асинхронизма работы дыхательной мускулатуры
г) усилением дренажной функции
д) повышением вязкости мокроты
1. а, б, в
2. в, г, д
3. а, б, г
4. б, в, г
5. а, г, д
3. Больному бронхиальной астмой на III двигательном режиме рекомендуется:
а) ходьба на лыжах, катание на санках
б) упражнения на расслабление мышц плечевого пояса
в) упражнения на укрепление мышц брюшного пресса
г) упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания
д) звуковая гимнастика
1. а, б, в
2. б, в, г
3. а, г, д
4. б, в, д
5. б, г, д
4. Правильными являются тезисы:
а) имитация плавания, гребли, бокса улучшают вентиляцию легких
б) упражнения на расслабление не показаны больным бронхиальной астмой
в) усиление выдоха достигается пусканием рук, наклоном туловища вперед,
сведением плеч, подъемом ног
г) упражнения с произнесением звуков уменьшают спазм гладкой мускулатуры
бронхов и бронхиол
д) при заболеваниях органов дыхания массаж лечебная гимнастика физиолечение в
комплексе не применяются
1. а, б, д
2. б, г, д
3. б, в, д
4. а, б, в
5. а, в, г
5. При артрите левого коленного сустава в 1 периоде рекомендуются:
а) дозированная ходьба в чередовании с короткими пробежками
б) пассивные движения в левом коленном суставе
в) активные движения в левом коленном суставе из облегченных исходных
положений, маховые движения
18

г) массаж левого коленного сустава и околосуставных тканей по расслабляющей
методике
д) исходное положение стоя на коленях
1. а, б, в
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, в, г
5. а, г, д
6. Больному с ревматоидным артритом в подострой стадии рекомендуются:
а) общеразвивающие упражнения
б) упражнения в расслаблении для мышц пораженных конечностей
в) закаливающие водные процедуры
г) активные упражнения для пораженных суставов из облегченных исходных
положений
д) лыжные прогулки
1. а, б, в
2. в, г, д
3. б, в, г
4. а, б, г
5. б, г, д
7.
Больному остеохондрозом пояснично-крестцового отдела позвоночника
рекомендуются:
а) подводное вытяжение горизонтальное (в ванне) или вертикальное (в бассейне)
б) массаж пояснично-крестцовой области и нижних конечностей
в) с целью укрепления мышц спины занятия борьбой, боксом в спортивной секции
г) длительная фиксация рабочей позы в течение рабочего дня
д) лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика
1. в, г, д
2. б, в, д
3. а, б, д
4. б, г, д
5. а, б, в
8. Больному подагрой в межприступный период рекомендуются:
а) молочно-растительная диета, обильное питье
б) массаж пораженных суставов
в) диета с преобладанием мясных блюд в рационе
г) упражнения для суставов верхних и нижних конечностей, с предметами, на
снарядах
д) покой, максимальное щажение пораженных суставов
1. а, б, г
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, д
5. в, д
9. Правильными являются тезисы:
а) пассивные упражнения для конечностей включаются в комплекс оздоровительной
гимнастики с 2-х недельного возраста
19

б) равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей конечностей устанавливается
к 1,5 месячному возрасту
в) комплекс оздоровительной гимнастики для ребенка 7 месяцев включает активные,
пассивные упражнения, а также массаж
г) физиологические изгибы позвоночника формируются у ребенка после рождения
по мере овладения навыками сидения, стояния
д) равновесие тонуса мышц сгибателей и разгибателей рук устанавливается к 3
месяцам, ног к 4 месяцам
1. а, б, в
2. б, в, г
3. в, г, д
4. а, в, г
5. а, б, г
10.
1.
2.
3.
4.
5.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, гребля относятся к упражнениям:
спортивно-прикладным
статическим
ритмопластическим
идеомоторным
корригирующим

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Ачкасов Е.Е., Володина К. А., Руненко С.Д. «Основы скандинавской ходьбыМ.: ПРОФИЛЬ-2С, 2018. – 224 с.
2.
Боголюбов В. М. Медицинская реабилитация. Книга I. – Издание 3-е,
исправлено и дополнено - М.: Издательство БИНОМ, 2010. – 416с., ил.
3.
Боголюбов В. М. Медицинская реабилитация. Книга II. – Издание 3-е,
исправлено и дополнено - М.: Издательство БИНОМ, 2010. – 424с., ил.
4.
Боголюбов В. М. Медицинская реабилитация. Книга III. – Издание 3-е,
исправлено и дополнено - М.: Издательство БИНОМ, 2010. – 368с., ил.
5.
Епифанов В.А. Медицинская реабилитация: Руководство для врачей / под
ред. В.А. Епифанова. – М: МЕДпресс – информ, 2005. – 328c., ил.
6.
Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. – М.:
ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 568с.
7.
Кулигин О.В. Общие основы лечебной физической культуры /О.В. Кулигин,
Н.Н. Нежкина, Ю.В. Чистякова. – Иваново, ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, 2014. – 78с.
8.
Нежкина Н.Н. Организация физического воспитания детей в
образовательных учреждениях: Учебно-метод. пособие / Н.Н. Нежкина. - Иваново: ИПК и
ППК, 2007. – 64 с.
9.
Нежкина Н.Н. Индивидуальные пути движения к здоровью. Часть 1.
Рациональная двигательная активность / Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ф.Ю. Фомин. –
Издание второе, переработано и дополнено – Иваново: ООО «Нейрософт», 2013. – 60с.
10.
Нежкина Н.Н. Психофизическая тренировка: учебное пособие / Н.Н.
Нежкина, О.В. Кулигин. – Иваново: ФГБОУ ВО ИвГМА МЗ РФ, 2019. – 74 с.
20

11.
Нежкина Н.Н. Реабилитация детей с синдромом вегетативной дистонии:
методическое пособие / Н.Н. Нежкина, М.В. Кизеев, Н.В. Ефименко и др. – Иваново, ООО
«Спринт», 2016. – 32с.
12.
Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко.
– М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014. – 360с.: ил.
13.
Спивак Е.М. Синдром вегетативной дистонии у детей / Е.М. Спивак, Н.Н.
Нежкина; Ярославская государственная медицинская академия, Институт развития
образования Ивановской области. – Ярославль: Александр Рутман, 2009. – 220с.
14.
International Classification of Functioning, Disability and Health, Geneva, WHO,
2001.Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и
здоровья// Всемирная Организация Здравоохранения, 2001, русская версия 2001, 342С.
15.
Область компетенций врачей физической и реабилитациионной медицины.
Первая часть. Европейский союз медицинских специалистов (UEMS). Секция физической и
реабилитационной медицины. Редакция 2014 г./ Под редакцией Николаса Христодолу, Алена
Деларка, Энрике Варело Доносо. – М., 2014. – 204 с.
16.
Иванова Г.Е., Белкин А.А., Беляев А.Ф., Бодрова Р.А., Буйлова Т.В.,
Мельникова Е.В., Мишина И.Е., Прокопенко С. В., Сарана А. М., Стаховская Л. В.,
Суворов А. Ю., Хасанова Д. Р., Цыкунов М. Б., Шмонин А. А., Шамалов Н. А. Пилотный
проект «Развитие системы медицинской реабилитации в Российской Федерации». Общие
принципы и протокол //Вестник Ивановской медицинской академии, Т.21, №1, 2016, с. 611.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

21


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».