Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25июля 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ» 36 ак.ч. Специальность: Эндокринология Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Эндокринология 4. Дополнительные специальности: Акушерство и Гинекология, Гериатрия, Детская эндокринология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия, Урология 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии», специальность «Эндокринология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог" (зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N 49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог" (зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53895); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-акушер-гинеколог" (зарегистрирован в Минюсте России 21 мая 2021 года, N63555); 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209); 8. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург" (зарегистрирован в Минюсте России 7 мая 2018 года, N51002); 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 2 10. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 11. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50632); 12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 14. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 15. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 16. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 17. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Эндокринология». ДПП ПК «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» обусловлена тем, что заболевания эндокринной системы занимают важное место в клинике внутренних болезней. Эндокринные заболевания встречаются как среди 3 взрослого, так и детского населения, поэтому диагностика, лечение и профилактика эндокринных заболеваний остаются не только медицинской, но и социальной проблемой. Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог, врач-акушер-гинеколог, врач-гериатр, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-терапевт, врач-уролог. Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций врачейспециалистов в рамках имеющейся квалификации по актуальным вопросам нейроэндокринологии. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить анатомию и принципы функционирования гипоталамо-гипофизарной системы; − изучить гипоталамо-гипофизарные заболевания (аденомы гипофиза (пролактинома, акромегалия, кортикотропинома, тиреотропинома, гонадотропинома, «немые» и «шепчущие» гормонально-неактивные аденомы, инсиденталомы); гиперплазия гипофиза; гипофизиты и инфильтративные поражения аденогипофиза и гипофизарной ножки; злокачественные и агрессивные опухоли гипофиза; гипофизарные кисты и кисты кармана Ратке; синдром пустого турецкого седла; заболевания нейрогипофиза (несахарный диабет, синдром неадекватной продукции антидиуретического гормона, электролитные нарушения после трансназальных нейрохирургических вмешательств)); − изучить принципы лечения синдромов гипоталамо-гипофизарной недостаточности, в том числе основные принципы нейрохирургического лечения и лучевой терапии; − изучить лабораторные исследования в эндокринологии и ошибки в интерпретации лабораторных данных. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 7. 4 Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. 5 Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5 000 руб. 5 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=178 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Эндокринология Дополнительные специальности: Акушерство и Гинекология, Гериатрия, Детская эндокринология, Нейрохирургия, Общая врачебная практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия, Урология. Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог, врач-акушер-гинеколог, врач-гериатр, врач-нейрохирург, врач общей практики (семейный врач), врач-педиатр, врач-терапевт, врач-уролог. 6 Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Эндокринология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8. Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы с целью установления диагноза» − «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности» Вид деятельности 1 ВД1: Оказание медицинской помощи взрослому населению по профилю "эндокринология" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы с целью установления диагноза (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Проводить осмотры и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Оценивать у пациентов анатомо-функциональное состояние эндокринной системы в норме, при заболеваниях и (или) патологических состояниях - Пользоваться методами осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей - Выявлять клинические симптомы и синдромы у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания 4 - Методика осмотра пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы - Анатомо-функциональное состояние эндокринной системы организма в норме и у пациентов при заболеваниях и (или) состояниях эндокринной системы - Особенности регуляции и саморегуляции функциональных систем организма в норме и у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы - Этиология и патогенез заболеваний и (или) состояний эндокринной системы - Современные классификации, клиническая симптоматика заболеваний и (или) состояний эндокринной системы - Современные методы клинической и параклинической диагностики заболеваний и (или) состояний эндокринной системы 7 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Назначать лекарственные препараты и медицинские изделия пациентам с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, анализировать действие лекарственных препаратов и (или) медицинских изделий - Проводить мониторинг эффективности и безопасности использования лекарственных препаратов и медицинских изделий у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы - Современные методы лечения пациентов с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Механизмы действия лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания, применяемых в эндокринологии; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные В рамках дополнительной специальности «Акушерство и гинекология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-акушер-гинеколог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 апреля 2021 № 262н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-акушер-гинеколог"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/01.8 Проведение медицинского обследования пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара» - «А/02.8 Назначение и проведение лечения пациентам в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара» 8 Профессиональный стандарт «Врач-акушер-гинеколог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение медицинского обследования пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара Назначение и проведение лечения пациентам в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез, контроль его эффективности и безопасности в амбулаторных условиях и (или) в условиях дневного стационара А/01.8 ТД 1: Осмотр и медицинское обследование пациентов в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез А/02.8 ТД 1: Назначение, оценка эффективности и безопасности лекарственных препаратов, медицинских изделий и немедикаментозной терапии пациентам в период беременности, в послеродовой период, после прерывания беременности, с гинекологическими заболеваниями и доброкачественными диффузными изменениями молочных желез в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Гериатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям: - «А/01.8 Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса» - «А/02.8 Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-гериатр» Трудовая функция Наименование Код Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса А/01.8 Назначение лечения пациентам пожилого и А/02.8 Трудовые действия ТД 1: Направление пациентов пожилого и старческого возраста на инструментальное исследование по медицинским показаниям в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Выявление хронических заболеваний и (или) состояний и факторов риска их развития у пациентов пожилого и старческого возраста ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных лекарственных 9 старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности препаратов, с учетом функционального статуса, возраста, диагноза и клинической картины заболевания, наличия нарушений функции органов и систем организма человека в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи В рамках дополнительной специальности «Детская эндокринология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8. Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или) состояний эндокринной системы, установления диагноза» − «А/02.8. Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-детский эндокринолог» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или) состояний эндокринной системы, установления диагноза (ПК-1) Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) А/01.8 ТД 1: Осмотр детей с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы ТД 2: Установление диагноза с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) А/02.8 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания детям с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания у детей с заболеваниями и (или) состояниями эндокринной системы В рамках дополнительной специальности «Нейрохирургия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-нейрохирург», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N141н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нейрохирург"»), которые соответствуют трудовым функциям: 10 − «А/02.8 Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах» Профессиональный стандарт «Врач-нейрохирург» Трудовая функция Наименование Код Проведение лечения пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в экстренной и неотложной формах (ПК-1) А/02.8 Трудовые действия ТД 1: Выполнение медицинских вмешательств, в том числе нейрохирургических, у пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка результатов медицинских вмешательств, в том числе нейрохирургических, у пациентов с нейрохирургическими заболеваниями и (или) состояниями, травмами отделов нервной системы В рамках дополнительной специальности «Терапия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза» − «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение обследования пациента с целью установления диагноза А/02.7 ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента ТД 2: Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) ТД 3: Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента ТД 4: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи 11 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности А/03.7 ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза» − «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Обследование детей с целью установления диагноза (ПК-1) А/01.7 Назначение лечения детям и контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) А/02.7 ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению медикаментозной и немедикаментозной терапии, назначенной ребенку врачами-специалистами В рамках дополнительной специальности «Урология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-уролог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог"), которые соответствуют трудовым функциям: 12 − «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-уролог» Трудовая функция Наименование Код Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его эффективности и безопасности А/02.8 Трудовые действия ТД 1: Назначение лекарственных препаратов и медицинских изделий пациентам с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов ТД 2: Оценка эффективности и безопасности лекарственных препаратов у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Лекц емые контроля работа компетен Объем, ия (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) Гипоталамо-гипофизарная система: 1 анатомия и принципы функционирования Гипоталамо-гипофизарные 2 заболевания Принципы лечения синдромов 3 гипоталамо-гипофизарной недостаточности Лабораторные исследования в 4 эндокринологии и ошибки в интерпретации лабораторных данных Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 5 4 1 19 17 2 8 6 2 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 3 2 1 ПК-1 ПК-2 - 1 1 13 ПК-1 ПК-2 Тестиров ание ИТОГО 36 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 Наименование модулей, разделов и тем Гипоталамо-гипофизарная система: анатомия и принципы функционирования Анатомия гипоталамо-гипофизарной области и методы ее визуализации Гипоталамо-гипофизарная система: общие принципы функционирования Гипоталамо-гипофизарные заболевания Аденомы гипофиза (пролактинома, акромегалия, кортикотропинома, тиреотропинома, гонадотропинома, «немые» и «шепчущие» гормональнонеактивные аденомы, инсиденталомы) Гиперплазия гипофиза Гипофизиты и инфильтративные поражения аденогипофиза и гипофизарной ножки Злокачественные и агрессивные опухоли гипофиза Гипофизарные кисты и кисты кармана Ратке Синдром пустого турецкого седла Заболевания нейрогипофиза (несахарный диабет, синдром неадекватной продукции антидиуретического гормона, электролитные нарушения после трансназальных нейрохирургических вмешательств) 14 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 5 4 1 2 2 - 3 2 1 19 17 2 6 5 1 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 3 2 1 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3 3.1 3.2 4 4.1 Принципы лечения синдромов гипоталамо-гипофизарной недостаточности Принципы лечения синдромов гипоталамо-гипофизарной недостаточности Основные принципы нейрохирургического лечения и лучевой терапии Лабораторные исследования в эндокринологии и ошибки в интерпретации лабораторных данных Лабораторные исследования в эндокринологии и ошибки в интерпретации лабораторных данных Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 8 6 2 4 3 1 4 3 1 3 2 1 3 2 1 1 - 1 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОЭНДОКРИНОЛОГИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы клинической нейроэндокринологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 15 Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Какой из нижеперечисленных гормонов вырабатывается в аденогипофизе? а) пролактин б) инсулин в) тестостерон г) окситоцин д) вазопрессин 2. С чего нужно начинать обследование ребенка с признаками раннего полового развития? а) С определения костного возраста б) С исследования уровня гонадотропных гормонов крови в) С исследования уровня половых гормонов в крови г) С МРТ головного мозга д) С КТ надпочечников 3. Какой метод лечения показан пациентке с андростеромой? а) Циклическая гормонотерапия б) Дексаметазоном в) Диферелином г) Андрокуром д) Аденомэктомия 4. Препарат какой группы показан в первую очередь пациентке с синдромом поликистозных яичников, ожирением, дисменореей? а) Прогестерона б) Эстрогенов в) Эстроген-гестагенов г) Метформина д) Дексаметазона 5. Какой из анализов используется для подбора и коррекции дозы минирина при несахарном диабете? а) По Нечипоренко б) Определение функционального почечного резерва в) Общий анализ мочи г) По Зимницкому д) Подсчет количества выпитой и выделенной жидкости 16 6. Какие гормоны депонируются в нейрогипофизе? а) вазопрессин, окситоцин б) пролактин, ФСГ в) ТТГ, СТГ г) ЛГ, соматостатин д) тестостерон, АКТГ 7. Дефицит какого гормона приводит к развитию несахарного диабета? а) АДГ б) СТГ в) АКТГ г) ТТГ д) ГКС 8. у женщины? а) б) в) г) д) Какой из приведенных анализов характерен для первичного гипогонадизма ФСГ и ЛГ низкие, эстрадиол и прогестерон высокие ФСГ и ЛГ высокие, эстрадиол и прогестерон высокие ФСГ и ЛГ в норме, эстрадиол и прогестерон низкие ФСГ и ЛГ снижены, эстрадиол и прогестерон в норме ФСГ и ЛГ высокие, эстрадиол и прогестерон низкие 9. Что необходимо назначить пациентке с впервые выявленным синдромом Шерешевского-Тернера? а) Препараты эстрогенов б) Препараты прогестерона в) Циклическую гормонотерапию г) Препараты соматропина д) Левотироксин 10. Шестилетнему мальчику в связи с крипторхизмом произведена двухсторонняя орхиопексия. Какой должна быть тактика эндокринолога в дальнейшем? а) Наблюдение до 15 лет б) Ежегодно месячный курс лечения хорионическим гонадотропином до 10 лет в) Постоянная терапия хорионическим гонадотропином до 15 лет г) Постоянная терапия препаратами андрогенов до 15 лет д) Сочетанная терапия хорионическим гонадотропином и андрогенами IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Основы клинической нейроэндокринологии / И. И. Дедов, А. Баркан, Г. А. Мельниченко [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. - 352 с. 2. Эндокринология: национальное руководство/под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 1112 с.: ил. 3. Детская эндокринология: учебник / И.И. Дедов, В.А. Петеркова, О.А. Малиевский, Т.Ю. Ширяева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 256 с. 17 4. Справочник детского эндокринолога / И.И. Дедов, В.А. Петеркова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Литтерра, 2014. – 496 с. 5. Детская эндокринология. Атлас / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М.: с240 с. ил. 6. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / Под ред. И. И. Дедова и В. А. Петерковой. - М.: Практика, 2014.- 442 с. 7. Эндокринология: профессиональные секреты / Г.А. Мельниченко, О.В. Удовиченко, А.Е. Шведова, А.В. Витебская. – М.: Практическая медицина, 2019. – 168 с. 8. Эндокринология. Фармакотерапия без ошибок. 2-е издание, переработанное и дополненное. Руководство для врачей / под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко, М.В. Шестаковой. – М.: Е-ното, 2018. – 698 с. – (Серия «Фармакотерапия без ошибок»). 9. Неотложная эндокринология. / А.М. Мкртумян, А.А. Нелаева. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 128 с. 10. Руководство по детской эндокринологии / под ред. Чарльза Г.Д. Брука, Розалинд С. Браун: пер. с англ. под ред. В.А. Петеркова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 352 с. 11. Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с. 12. Аметов А. С. Избранные лекции по эндокринологии. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2012.- 544 с.: ил. дополнения. 13. Благосклонная Я. В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я. В. Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. 2-е изд. перераб. и доп.– СПб.: СпецЛит, 2007. – 400с. 14. Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 1/Пер. с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 464 с. 15. Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 2/Пер. с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 696 с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 18