Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 25июля 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID-19)» 36 ак.ч. Специальность: Лабораторная диагностика Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Лабораторная диагностика 4. Дополнительные специальности: Бактериология, Лабораторное дело 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)», специальность «Лабораторная диагностика» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"» (зарегистрирован в Минюсте России 18 августа 2020 года, N59303); 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 7. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 8. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и 2 фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Лабораторная диагностика». ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» обусловлена тем, что ПЦР-метод молекулярной диагностики, ставший для ряда инфекций «золотым стандартом», проверен временем и тщательно апробирован клинически. Метод ПЦР позволяет определить наличие возбудителя заболевания, даже если в пробе присутствует всего несколько молекул ДНК возбудителя. Целевая аудитория программы: медицинский технолог, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант. Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений специалистов, предусмотренных трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N473н. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации ПЦР-лаборатории (лабораторная диагностика инфекционных болезней: настоящее, будущее; основные нормативные документы при проведении ПЦР; устройство помещений ПЦР-лаборатории, комплектация лабораторного оборудования для ПЦР-диагностики; техника безопасности в бактериологических и ПЦРлабораториях); − изучить основы метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) (принципы и возможности метода полимеразной цепной реакции; методы детекции результатов); − изучить применение ПЦР-метода в диагностике инфекционных заболеваний 3 (включая COVID-19) (ПЦР в диагностике туберкулёза, диагностика внелёгочных форм туберкулёза, штаммовая идентификация микобактерий; ПЦР в диагностике вирусных гепатитов; ПЦР-диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19); − изучить вопросы оценки и контроля качества работы ПЦР-лаборатории (контроль работы приборов и оборудования, средства контроля; методы контроля качества, не требующие контрольных материалов; оценка качества работы лаборанта; лабораторные ошибки) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой 4 имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да 5 Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=175 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Лабораторная диагностика Дополнительная специальность: Бактериология, Лабораторное дело Целевая аудитория программы: медицинский технолог, медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант. В рамках основной специальности «Лабораторная диагностика» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «A/01.5 Взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, приготовление проб и препаратов»); − «A/02.5 Выполнение клинических лабораторных исследований»; − «A/04.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала» Вид деятельности 1 ВД1: Выполнение клинических лабораторных исследований первой и второй категории Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических материалов, Должен уметь 3 Осуществлять первичную обработку биологического материала, поступившего в лабораторию: 6 Должен знать 4 - Этапы проведения лабораторного исследования - Правила взятия, регистрации, транспортировки и хранения биологического материала приготовление проб и препаратов (ПК-1) Выполнение клинических лабораторных исследований (ПК-2) - маркировку и регистрацию проб биологического материала; - подготовку проб биологического материала к исследованию, транспортировке или хранению; - транспортировку биоматериала к месту проведения лабораторных исследований; - хранить пробы биологического материала с соблюдением необходимых условий; - отбраковка проб биологического материала, не соответствующего утвержденным критериям - Подготавливать рабочее место и лабораторное оборудование для проведения исследований в соответствии со стандартными операционными процедурами - Проводить лабораторные исследования биологического материала первой и второй категории сложности самостоятельно и отдельные этапы лабораторных исследований третьей категории сложности под руководством медицинского технолога, биолога, бактериолога, медицинского микробиолога или врача клинической лабораторной диагностики без формулирования заключения: - микробиологические, в том числе бактериологические, паразитологические и вирусологические - Оценивать результаты лабораторных исследований первой и второй категории сложности для направления их медицинскому технологу, биологу, бактериологу, медицинского микробиологу или врачу клинической лабораторной диагностики для интерпретации и формулирования заключения 7 - Принципы сортировки биологического материала, методология работы с использованием автоматизированных систем сортировки - Способы маркировки биологических материалов для лабораторных исследований - Методы подготовки образцов биологических материалов к исследованию, транспортировке или хранению - Критерии отбраковки биологического материала - Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, общие вопросы организации лабораторной службы, правила проведения лабораторных исследований - Правила организации деятельности лаборатории, этапы лабораторных исследований, задачи персонала - Правила транспортировки и хранения проб биологического материала с целью проведения отсроченного лабораторного исследования - Виды лабораторного оборудования и правила его эксплуатации - Правила учета и контроля расходных материалов в соответствии с технологиями и методиками - Технологии аналитического этапа лабораторных исследований первой и второй категории сложности в соответствии с видами исследований - Правила передачи результатов лабораторных исследований медицинскому технологу, биологу или врачу клинической лабораторной диагностики для их оценки и интерпретации - Комплекс мер по обеспечению качества лабораторных исследований на аналитическом этапе Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-3) - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа, и контролировать качество ее ведения - Использовать информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну - Правила оформления медицинской документации в медицинских лабораториях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в информационных системах в сфере здравоохранения и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Правила обращения с персональными данными пациентов и сведениями, составляющими врачебную тайну В рамках дополнительных специальностей Бактериология, Лабораторное дело программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики лаборанта, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Лаборанта Должностные обязанности Должен знать: ПК 1 - Проводит лабораторные исследования под руководством врача-специалиста и самостоятельно подготавливает для их проведения лабораторную аппаратуру, реактивы, химическую посуду, питательные среды, красящие и дезинфицирующие растворы. ПК-2 - Принимает и регистрирует биологический материал, поступивший на исследование, проверяет соответствие его упаковки и времени доставки необходимым требованиям. ПК-3 - Ведет необходимую учетно-отчетную документацию - законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения; методы общеклинических, биохимических, гематологических и цитологических лабораторных исследований; технику проведения лабораторных исследований с использованием лабораторной аппаратуры; организацию делопроизводства в клиникодиагностических лабораториях; III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)» Объем программы: 36 ак.ч. 8 Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Лекция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) 1 Организация ПЦР-лаборатории 7 6 1 ПК-1 ПК-3 2 Основы метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) 11 9 2 ПК-1 ПК-2 3 ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19) 7 6 1 ПК-1 ПК-2 8 2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 - 1 29 7 Оценка и контроль качества работы 4 ПЦР-лаборатории 10 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 Тестирова ние IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лек ция Организация ПЦР-лаборатории 7 6 1 Лабораторная диагностика инфекционных болезней: настоящее, будущее 1 1 - п/п 1 1.1 9 Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1.2 1.3 1.4 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 4.3 4.4 Организация ПЦР-лаборатории. Основные нормативные документы при проведении ПЦР Устройство помещений ПЦР-лаборатории. Комплектация лабораторного оборудования для ПЦР-диагностики Техника безопасности в бактериологических и ПЦР-лабораториях Основы метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) Основы метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) Принципы и возможности метода полимеразной цепной реакции Методы детекции результатов 2 1 1 2 2 - 2 2 - 11 9 2 3 3 - 4 3 1 4 3 1 ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19) ПЦР в диагностике туберкулёза. Диагностика внелёгочных форм туберкулёза. Штаммовая идентификация микобактерий ПЦР в диагностике вирусных гепатитов 7 6 1 2 2 - 2 2 - ПЦР-диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19 Оценка и контроль качества работы ПЦР-лаборатории Контроль работы приборов и оборудования. Средства контроля Методы контроля качества, не требующие контрольных материалов Оценка качества работы лаборанта 3 2 1 10 8 2 2 2 - 2 2 - 3 2 1 Контроль качества и лабораторные ошибки Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 3 2 1 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)» № дня 1 2 3 10 4 5 6 Виды учебной нагрузки1 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. 1 этап полимерной цепной реакции а) амплификация; б) выделение нуклеиновых кислот; в) гибридизация; г) детекция. 2. 2 этап полимерной цепной реакции а) амплификация; б) выделение нуклеиновых кислот; в) гибридизация; г) детекция. 3. 3 этап полимерной цепной реакции 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 а) б) в) г) амплификация; выделение нуклеиновых кислот; гибридизация; детекция. 4. Виды контроля качества ПЦР-исследований а) внутрилабораторный и внешний; б) ежегодный и недельный; в) международный и внутренний; г) постоянный и временный. 5. Для спиртового осаждения нуклеиновых кислот используют а) изопропиловый спирт; б) метиловый спирт; в) пропиловый спирт; г) этиловый спирт. 6. Комплементарное достраивание ДНК – это а) амплификация; б) денатурация; в) детекция; г) репликация. 7. Копирование определённого участка ДНК а) амплификация; б) гибридизация; в) детекция; г) клонирование. 8. Образцы проб, содержащие нуклеиновые кислоты хранят а) в отдельной комнате; б) отдельно от реагентов в одном холодильнике; в) отдельно от реагентов в разных холодильниках; г) хранению не подлежат. 9. Одно из правил взятия биоматериала а) без специальной подготовки пациента; б) во время лечения пациента; в) до начала лечения пациента; г) при определенной температуре помещения. 10. ПЦР-диагностика туберкулеза проводится в течение а) 1 дня; б) 1 часа; в) 3 дней; г) 5 дней. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 12 1. Методические указания МУ 1.3.1888-04 Организация работы при исследованиях методом ПЦР материала, инфицированного патогенными биологическими агентами III-IV групп патогенности, 2004г 2. Щербо С.Н. ПЦР в клинической лабораторной диагностике: реальности и перспективы //Справочник заведующего КДЛ 2006. №10 с. 45-48 3. Тарасенко И.М. Правила организации работы КДЛ с патогенными биологическими агентами // Справочник заведующего КДЛ 2007. №6 с.37-40 4. Херсонская А.М. Современные методы клинической диагностики: ПЦР в режиме реального времени // Справочник заведующего КДЛ 2007. №11 с.31-36 5. Чухловин.А.Б. Метод ПЦР в клинической лабораторной диагностике // Справочник заведующего КДЛ. 2008. №4 с.46-50 6. Херсонская А.М., Амон Е.П. Типовые ошибки при диагностике методом ПЦР // Справочник заведующего КДЛ 2008. №5 с.30-36 7. Кишкун, А. А. Клиническая лабораторная диагностика: учеб. пособие для медицинских сестер / А. А. Кишкун. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 720 с. 8. Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2-х томах. Том 1 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 769 c. 9. Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2-х томах. Том 2 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 780 c. 10. Донецкая, Эврика Георгиевна-Авраамовна Клиническая микробиология. Руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики /Донецкая Эврика Георгиевна-Авраамовна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 398 c. 11. Камышников, В. С. Клиническая лабораторная диагностика. Методы и трактовка лабораторных исследований. Учебное пособие / В.С. Камышников. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 720 c. 12. Клиническая лабораторная диагностика-М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 435 c. 13. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2 томах. Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 928 c. 14. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2 томах. Том 2. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 814 c. 15. Уоллах, Жак Лабораторная диагностика / Жак Уоллах. - М.: Эксмо, 2013. - 597 c. 16. CD-ROM. Справочник по клинической лабораторной диагностике. - Москва: Наука, 2011. - 882 c. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 13 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 14