ДПП ПК_ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19) (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

25июля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
(ВКЛЮЧАЯ COVID-19)»
36 ак.ч.
Специальность: Лабораторная диагностика

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Лабораторная диагностика
4. Дополнительные специальности: Бактериология, Лабораторное дело
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)»,
специальность «Лабораторная диагностика» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"» (зарегистрирован в
Минюсте России 18 августа 2020 года, N59303);
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием
в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
7.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
8.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
2

фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по
дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и
научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Лабораторная диагностика».
ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая
COVID-19)» обусловлена тем, что ПЦР-метод молекулярной диагностики, ставший для
ряда инфекций «золотым стандартом», проверен временем и тщательно апробирован
клинически. Метод ПЦР позволяет определить наличие возбудителя заболевания, даже
если в пробе присутствует всего несколько молекул ДНК возбудителя.
Целевая аудитория программы: медицинский технолог, медицинский
лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант.
Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений специалистов,
предусмотренных трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист в
области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N473н.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить вопросы организации ПЦР-лаборатории (лабораторная диагностика
инфекционных болезней: настоящее, будущее; основные нормативные документы при
проведении ПЦР; устройство помещений ПЦР-лаборатории, комплектация лабораторного
оборудования для ПЦР-диагностики; техника безопасности в бактериологических и ПЦРлабораториях);
− изучить основы метода полимеразной цепной реакции (ПЦР) (принципы и
возможности метода полимеразной цепной реакции; методы детекции результатов);
− изучить применение ПЦР-метода в диагностике инфекционных заболеваний
3

(включая COVID-19) (ПЦР в диагностике туберкулёза, диагностика внелёгочных форм
туберкулёза, штаммовая идентификация микобактерий; ПЦР в диагностике вирусных
гепатитов; ПЦР-диагностика новой коронавирусной инфекции COVID-19);
− изучить вопросы оценки и контроля качества работы ПЦР-лаборатории (контроль
работы приборов и оборудования, средства контроля; методы контроля качества, не
требующие контрольных материалов; оценка качества работы лаборанта; лабораторные
ошибки)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «ПЦР-диагностика
инфекционных заболеваний (включая COVID-19)» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из
15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны
верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая COVID-19)»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и
НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии,
имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
4

имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется
с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением
логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя
логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и
электронным образовательным ресурсам.
Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных,
нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных
стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит
дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

5

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания
платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных
на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=175
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Лабораторная диагностика
Дополнительная специальность: Бактериология, Лабораторное дело
Целевая аудитория программы: медицинский технолог, медицинский
лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант.
В рамках основной специальности «Лабораторная диагностика» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций
(на основе профстандарта «Специалист в области лабораторной диагностики со средним
медицинским образованием», утвержденного приказом Министерства труда и социальной
защиты от 31 июля 2020 года N473н «Об утверждении профессионального стандарта
"Специалист в области лабораторной диагностики со средним медицинским
образованием"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «A/01.5 Взятие, прием, предварительная оценка и обработка биологических
материалов, приготовление проб и препаратов»);
− «A/02.5 Выполнение клинических лабораторных исследований»;
− «A/04.5 Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»
Вид деятельности

1
ВД1: Выполнение
клинических
лабораторных
исследований
первой и второй
категории

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Взятие, прием,
предварительная
оценка и обработка
биологических
материалов,

Должен уметь

3
Осуществлять первичную
обработку биологического
материала, поступившего в
лабораторию:

6

Должен знать

4
- Этапы проведения
лабораторного исследования
- Правила взятия,
регистрации,
транспортировки и хранения
биологического материала

приготовление проб и
препаратов
(ПК-1)

Выполнение
клинических
лабораторных
исследований
(ПК-2)

- маркировку и регистрацию
проб биологического
материала;
- подготовку проб
биологического материала к
исследованию,
транспортировке или
хранению;
- транспортировку
биоматериала к месту
проведения лабораторных
исследований;
- хранить пробы
биологического материала с
соблюдением необходимых
условий;
- отбраковка проб
биологического материала,
не соответствующего
утвержденным критериям
- Подготавливать рабочее
место и лабораторное
оборудование для
проведения исследований в
соответствии со
стандартными
операционными
процедурами
- Проводить лабораторные
исследования
биологического материала
первой и второй категории
сложности самостоятельно и
отдельные этапы
лабораторных исследований
третьей категории
сложности под
руководством медицинского
технолога, биолога,
бактериолога, медицинского
микробиолога или врача
клинической лабораторной
диагностики без
формулирования
заключения:
- микробиологические, в том
числе бактериологические,
паразитологические и
вирусологические
- Оценивать результаты
лабораторных исследований
первой и второй категории
сложности для направления
их медицинскому
технологу, биологу,
бактериологу, медицинского
микробиологу или врачу
клинической лабораторной
диагностики для
интерпретации и
формулирования
заключения

7

- Принципы сортировки
биологического материала,
методология работы с
использованием
автоматизированных систем
сортировки
- Способы маркировки
биологических материалов
для лабораторных
исследований
- Методы подготовки
образцов биологических
материалов к исследованию,
транспортировке или
хранению
- Критерии отбраковки
биологического материала

- Нормативные правовые
акты Российской Федерации
в сфере здравоохранения,
общие вопросы организации
лабораторной службы,
правила проведения
лабораторных исследований
- Правила организации
деятельности лаборатории,
этапы лабораторных
исследований, задачи
персонала
- Правила транспортировки
и хранения проб
биологического материала с
целью проведения
отсроченного лабораторного
исследования
- Виды лабораторного
оборудования и правила его
эксплуатации
- Правила учета и контроля
расходных материалов в
соответствии с
технологиями и методиками
- Технологии
аналитического этапа
лабораторных исследований
первой и второй категории
сложности в соответствии с
видами исследований
- Правила передачи
результатов лабораторных
исследований
медицинскому технологу,
биологу или врачу
клинической лабораторной
диагностики для их оценки
и интерпретации
- Комплекс мер по
обеспечению качества

лабораторных исследований
на аналитическом этапе

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала
(ПК-3)

- Заполнять медицинскую
документацию, в том числе
в форме электронного
документа, и
контролировать качество ее
ведения
- Использовать
информационные системы и
информационнотелекоммуникационную
сеть "Интернет"
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

- Правила оформления
медицинской документации
в медицинских
лабораториях, в том числе в
форме электронного
документа
- Правила работы в
информационных системах
в сфере здравоохранения и
информационнотелекоммуникационной сети
"Интернет"
- Правила обращения с
персональными данными
пациентов и сведениями,
составляющими врачебную
тайну

В рамках дополнительных специальностей Бактериология, Лабораторное дело
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики лаборанта, утвержденной
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Лаборанта
Должностные обязанности
Должен знать:
ПК 1 - Проводит лабораторные исследования
под руководством врача-специалиста и
самостоятельно подготавливает для их
проведения лабораторную аппаратуру,
реактивы, химическую посуду, питательные
среды, красящие и дезинфицирующие растворы.
ПК-2 - Принимает и регистрирует
биологический материал, поступивший на
исследование, проверяет соответствие его
упаковки и времени доставки необходимым
требованиям.
ПК-3 - Ведет необходимую учетно-отчетную
документацию

- законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации в сфере
здравоохранения; методы общеклинических,
биохимических, гематологических и
цитологических лабораторных исследований;
технику проведения лабораторных
исследований с использованием
лабораторной аппаратуры;
организацию делопроизводства в клиникодиагностических лабораториях;

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)»
Объем программы: 36 ак.ч.
8

Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Лекция
емые
контроля
работа
компетен
Объем,
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

1 Организация ПЦР-лаборатории

7

6

1

ПК-1
ПК-3

2

Основы метода полимеразной
цепной реакции (ПЦР)

11

9

2

ПК-1
ПК-2

3

ПЦР-диагностика инфекционных
заболеваний (включая COVID-19)

7

6

1

ПК-1
ПК-2

8

2

ПК-1
ПК-2
ПК-3

-

1

29

7

Оценка и контроль качества работы
4
ПЦР-лаборатории

10

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

Тестирова
ние

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Организация ПЦР-лаборатории

7

6

1

Лабораторная диагностика инфекционных
болезней: настоящее, будущее

1

1

-

п/п

1
1.1

9

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.2

1.3
1.4
2
2.1
2.2
2.3
3

3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4

Организация ПЦР-лаборатории. Основные
нормативные документы при проведении
ПЦР
Устройство помещений ПЦР-лаборатории.
Комплектация лабораторного
оборудования для ПЦР-диагностики
Техника безопасности в
бактериологических и ПЦР-лабораториях
Основы метода полимеразной цепной
реакции (ПЦР)
Основы метода полимеразной цепной
реакции (ПЦР)
Принципы и возможности метода
полимеразной цепной реакции
Методы детекции результатов

2

1

1

2

2

-

2

2

-

11

9

2

3

3

-

4

3

1

4

3

1

ПЦР-диагностика инфекционных
заболеваний (включая COVID-19)
ПЦР в диагностике туберкулёза.
Диагностика внелёгочных форм
туберкулёза. Штаммовая идентификация
микобактерий
ПЦР в диагностике вирусных гепатитов

7

6

1

2

2

-

2

2

-

ПЦР-диагностика новой коронавирусной
инфекции COVID-19
Оценка и контроль качества работы
ПЦР-лаборатории
Контроль работы приборов и
оборудования. Средства контроля
Методы контроля качества, не
требующие контрольных материалов
Оценка качества работы лаборанта

3

2

1

10

8

2

2

2

-

2

2

-

3

2

1

Контроль качества и лабораторные
ошибки
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

3

2

1

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ПЦР-ДИАГНОСТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ (ВКЛЮЧАЯ COVID19)»
№ дня

1

2

3

10

4

5

6

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «ПЦР-диагностика инфекционных заболеваний (включая
COVID-19)»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение
о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся,
получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка
об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. 1 этап полимерной цепной реакции
а) амплификация;
б) выделение нуклеиновых кислот;
в) гибридизация;
г) детекция.
2. 2 этап полимерной цепной реакции
а) амплификация;
б) выделение нуклеиновых кислот;
в) гибридизация;
г) детекция.
3. 3 этап полимерной цепной реакции
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

а)
б)
в)
г)

амплификация;
выделение нуклеиновых кислот;
гибридизация;
детекция.

4. Виды контроля качества ПЦР-исследований
а) внутрилабораторный и внешний;
б) ежегодный и недельный;
в) международный и внутренний;
г) постоянный и временный.
5. Для спиртового осаждения нуклеиновых кислот используют
а) изопропиловый спирт;
б) метиловый спирт;
в) пропиловый спирт;
г) этиловый спирт.
6. Комплементарное достраивание ДНК – это
а) амплификация;
б) денатурация;
в) детекция;
г) репликация.
7. Копирование определённого участка ДНК
а) амплификация;
б) гибридизация;
в) детекция;
г) клонирование.
8. Образцы проб, содержащие нуклеиновые кислоты хранят
а) в отдельной комнате;
б) отдельно от реагентов в одном холодильнике;
в) отдельно от реагентов в разных холодильниках;
г) хранению не подлежат.
9. Одно из правил взятия биоматериала
а) без специальной подготовки пациента;
б) во время лечения пациента;
в) до начала лечения пациента;
г) при определенной температуре помещения.
10. ПЦР-диагностика туберкулеза проводится в течение
а) 1 дня;
б) 1 часа;
в) 3 дней;
г) 5 дней.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
12

1.
Методические указания МУ 1.3.1888-04 Организация работы при
исследованиях методом ПЦР материала, инфицированного патогенными биологическими
агентами III-IV групп патогенности, 2004г
2.
Щербо С.Н. ПЦР в клинической лабораторной диагностике: реальности и
перспективы //Справочник заведующего КДЛ 2006. №10 с. 45-48
3.
Тарасенко И.М. Правила организации работы КДЛ с патогенными
биологическими агентами // Справочник заведующего КДЛ 2007. №6 с.37-40
4.
Херсонская А.М. Современные методы клинической диагностики: ПЦР в
режиме реального времени // Справочник заведующего КДЛ 2007. №11 с.31-36
5.
Чухловин.А.Б. Метод ПЦР в клинической лабораторной диагностике //
Справочник заведующего КДЛ. 2008. №4 с.46-50
6.
Херсонская А.М., Амон Е.П. Типовые ошибки при диагностике методом ПЦР
// Справочник заведующего КДЛ 2008. №5 с.30-36
7.
Кишкун, А. А. Клиническая лабораторная диагностика: учеб. пособие для
медицинских сестер / А. А. Кишкун. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 720 с.
8.
Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное
руководство. В 2-х томах. Том 1 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 769 c.
9.
Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное
руководство. В 2-х томах. Том 2 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 780 c.
10.
Донецкая, Эврика Георгиевна-Авраамовна Клиническая микробиология.
Руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики /Донецкая Эврика
Георгиевна-Авраамовна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 398 c.
11.
Камышников, В. С. Клиническая лабораторная диагностика. Методы и
трактовка лабораторных исследований. Учебное пособие / В.С. Камышников. - М.:
МЕДпресс-информ, 2015. - 720 c.
12.
Клиническая лабораторная диагностика-М.: МЕДпресс-информ, 2005. - 435 c.
13.
Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2
томах. Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 928 c.
14.
Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2
томах. Том 2. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 814 c.
15.
Уоллах, Жак Лабораторная диагностика / Жак Уоллах. - М.: Эксмо, 2013.
- 597 c.
16.
CD-ROM. Справочник по клинической лабораторной диагностике. - Москва:
Наука, 2011. - 882 c.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
13

7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».