ДПП ПК_Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

20июня 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
36 ак.ч.
Специальность: Стоматология общей практики

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Стоматология общей практики
4. Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых», специальность «Стоматология
общей практики» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года
N227н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-стоматолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399);
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
2

здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Стоматология общей
практики».
ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых»
обусловлена тем, что современное обезболивание должно обеспечивать комфортное
состояние пациента и создавать оптимальные условия для работы врача-стоматолога.
Основные требования к обезболиванию - адекватность и безопасность его использования.
Особую актуальность имеют вопросы обезболивания в клинике детской и подростковой
стоматологии, так как отмечается рост кариеса и его осложнений у детей разного возраста.
Болевые ощущения ограничивают объем лечебных мероприятий и снижают качество
лечения. Повышение безопасности и эффективности обезболивания относится к наиболее
важным вопросам стоматологической практики.
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений врача-специалиста,
необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в
вопросах местного и общего обезболивания в детской и взрослой стоматологической
практике.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить роль боли и гипералгезии в стоматологии, пути решения;
− изучить роль индивидуального подхода в обучении местному обезболиванию в
стоматологии, диссекционные курсы;
− изучить современный инструментарий для местного обезболивания в стоматологии
(классические карпульные стоматологические инъекторы, безыгольные инъекторы,
инъекторы для пародонтальных анестезий; инъекционные иглы; эргономика местного
обезболивания);
− изучить методы местного обезболивания у детей и взрослых (местные анестетики,
вазоконстрикторы – фармакокинетика, взаимодействие с другими лекарственными
средствами; карпульные местные анестетики; обезболивание нижней челюсти;
пародонтальное обезболивание; особенности адаптации и обезболивания в детской и
3

подростковой стоматологии);
− изучить комбинированное обезболивание в амбулаторной стоматологии
(характеристика стоматологических пациентов, подготовка к лечению; премедикация,
особенности фармакотерапии в педиатрической практике; седация: пероральная,
парентеральная, венепункция, ингаляционная, глубокая; общая анестезия (наркоз),
определение готовности амбулаторного пациента к выписке после стоматологического
вмешательства с анестезиологическим пособием);
− изучить правила оказания первой помощи при неотложных и экстренных
состояниях в стоматологическом кабинете (системная токсическая реакция местных
анестетиков; неотложные и экстренные состояния в стоматологическом кабинете:
нарушение сознания, судорожный синдром, шок, коматозное состояние; сердечнолегочная реанимация, особенности реанимации в детском возрасте)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Обезболивание в
стоматологии у детей и взрослых» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» осуществляется с
привлечением
высококвалифицированных
специалистов,
имеющих
высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми
заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение

4

Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
5

13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за
за счет внебюджетных средств, руб.
счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=168
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Стоматология общей практики
Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология
ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская
Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Стоматология общей практики» и
дополнительных
специальностей
«Стоматология
терапевтическая»,
«Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия»,
«Стоматология детская» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врачстоматолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 10
мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачстоматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/02.7
Назначение,
контроль
эффективности
и
безопасности
немедикаментозного и медикаментозного лечения»

6

Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
медицинской
помощи при
стоматологических
заболеваниях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Назначение, контроль
эффективности и
безопасности
немедикаментозного и
медикаментозного
лечения (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Применять различные
методики местной анестезии
челюстно-лицевой области,
блокады с применением
препаратов для местной
анестезии, определять
медицинские показания к
общей анестезии
- Определять способы
введения, режим и дозу
лекарственных препаратов- - Использовать
лекарственные препараты,
медицинские изделия (в том
числе стоматологические
материалы, инструменты)
- Особенности оказания
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах при
стоматологических
заболеваниях

4
- Принципы, приемы и
методы анестезии в
стоматологии
- Принципы устройства и
правила эксплуатации
медицинских изделий
(стоматологического
оборудования)
- Современные
медицинские изделия
(аппаратура,
инструментарий и
материалы), применяемые
в стоматологии
- Методика выполнения
реанимационных
мероприятий

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

1

Наименование модулей

Боль и ее роль в стоматологии

Современный инструментарий для
2 местного обезболивания в
стоматологии

Объем,
ак.ч.

4

3

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)
1

ПК-1
4

4

-

Местное обезболивание у детей и
взрослых

12

10

2

4 Комбинированное обезболивание в

10

8

2

3

ПК-1

7

ПК-1
ПК-1

амбулаторной стоматологии
Неотложные и экстренные
5 состояния в стоматологическом
кабинете

5

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

ИТОГО

36

4

1

-

Тестиров
ание

1

29

7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

Наименование модулей, разделов и
тем

Боль и ее роль в стоматологии

2.2

Боль и гипералгезия в стоматологии,
пути решения
Роль индивидуального подхода в
обучении местному обезболиванию в
стоматологии. Диссекционные курсы
Современный инструментарий для
местного обезболивания в
стоматологии
Классические карпульные
стоматологические инъекторы,
безыгольные инъекторы, инъекторы для
пародонтальных анестезий
Инъекционные иглы

2.3

Эргономика местного обезболивания

3

Местное обезболивание у детей и
взрослых
Местные анестетики,
вазоконстрикторы. Фармакокинетика,
взаимодействие с другими
лекарственными средствами

1.1
1.2

2

2.1

3.1

8

Общее
кол-во
часов

Лекц
ия

Самост
работа

4

3

1

2

2

-

2

1

1

4

4

-

2

2

-

1

1

-

1

1

12

10

2

2

2

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

3.2

Карпульные местные анестетики

2

2

-

3.3

Методы местного обезболивания в
стоматологии
Обезболивание нижней челюсти,
пародонтальное обезболивание
Особенности адаптации и
обезболивания в детской и
подростковой стоматологии
Комбинированное обезболивание в
амбулаторной стоматологии
Характеристика стоматологических
пациентов, подготовка к лечению
Премедикация. Особенности
фармакотерапии в педиатрической
практике
Седация: пероральная, парентеральная,
венепункция, ингаляционная, глубокая
Общая анестезия (наркоз). Определение
готовности амбулаторного пациента к
выписке после стоматологического
вмешательства с анестезиологическим
пособием
Неотложные и экстренные состояния
в стоматологическом кабинете
Системная токсическая реакция
местных анестетиков
Неотложные и экстренные состояния в
стоматологическом кабинете:
нарушение сознания, судорожный
синдром, шок, коматозное состояние
Сердечно-легочная реанимация.
Особенности реанимации в детском
возрасте
Итоговая аттестация

3

2

1

2

2

-

3

2

1

10

8

2

2

2

-

3

2

1

4

3

1

1

1

-

5

4

1

1

1

-

2

2

-

2

1

1

1

-

1

36

29

7

3.4
3.5

4
4.1
4.2

4.3
4.4

5
5.1
5.2

5.3

ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»
№ дня

1

2

3

4

9

5

6

Виды
учебной
нагрузки1

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
Способами общего неингаляционного
стоматологических вмешательствах является:
а) масочный
б) эндотрахеальный
в) вагосимпатическая блокада
г) в/м и в/венный
д) эпидуральный

обезболивания

2. При торусальной анестезии происходит блокада нервов:
а) язычного и щечного
б) язычного и нижнелуночкового
в) язычного, щечного и нижнелуночкового
г) щечного, подбородочного
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

10

у

детей

при

д) язычного, подбородочного
3.
Местноанестезирующие средства используют для клинического применения
в виде солей, поскольку последние:
а) более активны и менее токсичны;
б) более стабильны и лучше растворяются в воде;
в) более стабильны и лучше растворяются в жирах;
г) менее стабильны и лучше растворяются в воде;
д) менее стабильны и лучше растворяются в жирах.
4. Местноанестезирующие средства наиболее активны при реакции тканей:
а) нейтральной;
б) щелочной;
в) слабокислой;
г) кислой;
д) активность не зависит от реакции тканей.
5.
так как:

Наличие воспаления снижает активность местноанестезирующих средств,

а) щелочная среда в очаге воспаления угнетает образование основания из соли
местного анестетика;
б) щелочная среда в очаге воспаления угнетает образование соли из основания
местного анестетика;
в) кислая среда в очаге воспаления угнетает образование основания из соли
местного анестетика;
г) кислая среда в очаге воспаления угнетает образование соли из основания
местного анестетика;
д) нейтральная среда в очаге воспаления угнетает образование основания из
соли местного анестетика.
6.
раствор:

Действие местноанестезирующих средств усиливается при добавлении в их
а) анальгетиков;
б) сосудосуживающих средств;
в) сосудорасширяющих средств;
г) антигистаминных средств;
д) холинолитиков.

7.
Эффект местноанестезирующих средств при добавлении в их раствор
сосудосуживающих препаратов:
а) усиливается, удлиняется действие и увеличивается токсичность;
б) усиливается, удлиняется действие и уменьшается токсичность;
в) уменьшается сила и длительность действия, увеличивается токсичность;
г) уменьшается сила и длительность действия, уменьшается токсичность;
д) не меняется.
8. Действие местноанестезирующих средств на ЦНС сопровождается:
а) возбуждением с последующим угнетением;
б) угнетением с последующим возбуждением;
в) длительным возбуждением;
г) длительным угнетением;
д) кратковременным возбуждением.
11

9. Вазоконстрикторы вызывают
а) гиперемию кожных покровов;
б) парестезии;
в) расширение сосудов;
г) сужение сосудов.
10. Вид инфильтрационной анестезии, используемой в полости рта
а) внутривенная анестезия;
б) интралигаментарная анестезия;
в) подкожная анестезия;
г) эпидуральная анестезия.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Рабинович, C. А. Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых / C. А.
Рабинович, Ю. Л. Васильев, Л. А. Заводиленко [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 336 с.
2.
Общее обезболивание и седация в детской стоматологии: Руководство/ В.И.
Стош, С.А. Рабинович и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 184 с
3.
Грицук С.Ф., Анестезия и интенсивная терапия в стоматологии - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 240 с.
4.
Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник в 3 ч. / под ред. Е. А.
Волкова, О. О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 168 с.: ил.
5.
Терапевтическая стоматология: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Л.А.
Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2003.
6.
Терапевтическая стоматология, Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.:
Гэотар-Медиа, 2012. – 322 с.
7.
Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия / Елизарова В.М. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016 - 480 c.
8.
Стоматология детского возраста. Часть 2. Хирургия / Топольницкий О.З. Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2016 - 320 c.
9.
Детская стоматология: учебник / - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 744 c.
10.
Детская стоматология: учеб. / Янушевич О. О., Кисельникова Л. П.,
Топольницкий О. З. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 744 c.
11.
Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под
ред. В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2019. - 952 с.
12.
Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия:
учебник. Зеленский В.А., Мухорамов Ф.С. 2009. - 208 с.: ил.
13.
Бичун А.Б., Экстренная помощь при неотложных состояниях в
стоматологии / А. Б. Бичун, А. В. Васильев, В. В. Михайлов. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017.
- 320 с.:
12

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

13


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».