Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 20июня 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» 36 ак.ч. Специальность: Стоматология общей практики Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Стоматология общей практики 4. Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых», специальность «Стоматология общей практики» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-стоматолог" (зарегистрирован в Минюсте России 02 июня 2016 года, N42399); 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере 2 здравоохранения»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Стоматология общей практики». ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» обусловлена тем, что современное обезболивание должно обеспечивать комфортное состояние пациента и создавать оптимальные условия для работы врача-стоматолога. Основные требования к обезболиванию - адекватность и безопасность его использования. Особую актуальность имеют вопросы обезболивания в клинике детской и подростковой стоматологии, так как отмечается рост кариеса и его осложнений у детей разного возраста. Болевые ощущения ограничивают объем лечебных мероприятий и снижают качество лечения. Повышение безопасности и эффективности обезболивания относится к наиболее важным вопросам стоматологической практики. Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог. Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений врача-специалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в вопросах местного и общего обезболивания в детской и взрослой стоматологической практике. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить роль боли и гипералгезии в стоматологии, пути решения; − изучить роль индивидуального подхода в обучении местному обезболиванию в стоматологии, диссекционные курсы; − изучить современный инструментарий для местного обезболивания в стоматологии (классические карпульные стоматологические инъекторы, безыгольные инъекторы, инъекторы для пародонтальных анестезий; инъекционные иглы; эргономика местного обезболивания); − изучить методы местного обезболивания у детей и взрослых (местные анестетики, вазоконстрикторы – фармакокинетика, взаимодействие с другими лекарственными средствами; карпульные местные анестетики; обезболивание нижней челюсти; пародонтальное обезболивание; особенности адаптации и обезболивания в детской и 3 подростковой стоматологии); − изучить комбинированное обезболивание в амбулаторной стоматологии (характеристика стоматологических пациентов, подготовка к лечению; премедикация, особенности фармакотерапии в педиатрической практике; седация: пероральная, парентеральная, венепункция, ингаляционная, глубокая; общая анестезия (наркоз), определение готовности амбулаторного пациента к выписке после стоматологического вмешательства с анестезиологическим пособием); − изучить правила оказания первой помощи при неотложных и экстренных состояниях в стоматологическом кабинете (системная токсическая реакция местных анестетиков; неотложные и экстренные состояния в стоматологическом кабинете: нарушение сознания, судорожный синдром, шок, коматозное состояние; сердечнолегочная реанимация, особенности реанимации в детском возрасте) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 4 Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 5 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=168 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Стоматология общей практики Дополнительные специальности: Стоматология терапевтическая, Стоматология ортопедическая, Стоматология хирургическая, Ортодонтия, Стоматология детская Целевая аудитория программы: врач-стоматолог общей практики, стоматологтерапевт, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург, ортодонт, детский стоматолог. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Стоматология общей практики» и дополнительных специальностей «Стоматология терапевтическая», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология хирургическая», «Ортодонтия», «Стоматология детская» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врачстоматолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 10 мая 2016 года N227н «Об утверждении профессионального стандарта "Врачстоматолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.7 Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения» 6 Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание медицинской помощи при стоматологических заболеваниях Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Применять различные методики местной анестезии челюстно-лицевой области, блокады с применением препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей анестезии - Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов- - Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты) - Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях 4 - Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии - Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования) - Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии - Методика выполнения реанимационных мероприятий III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п 1 Наименование модулей Боль и ее роль в стоматологии Современный инструментарий для 2 местного обезболивания в стоматологии Объем, ак.ч. 4 3 Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 1 ПК-1 4 4 - Местное обезболивание у детей и взрослых 12 10 2 4 Комбинированное обезболивание в 10 8 2 3 ПК-1 7 ПК-1 ПК-1 амбулаторной стоматологии Неотложные и экстренные 5 состояния в стоматологическом кабинете 5 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 4 1 - Тестиров ание 1 29 7 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 Наименование модулей, разделов и тем Боль и ее роль в стоматологии 2.2 Боль и гипералгезия в стоматологии, пути решения Роль индивидуального подхода в обучении местному обезболиванию в стоматологии. Диссекционные курсы Современный инструментарий для местного обезболивания в стоматологии Классические карпульные стоматологические инъекторы, безыгольные инъекторы, инъекторы для пародонтальных анестезий Инъекционные иглы 2.3 Эргономика местного обезболивания 3 Местное обезболивание у детей и взрослых Местные анестетики, вазоконстрикторы. Фармакокинетика, взаимодействие с другими лекарственными средствами 1.1 1.2 2 2.1 3.1 8 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 4 3 1 2 2 - 2 1 1 4 4 - 2 2 - 1 1 - 1 1 12 10 2 2 2 - (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3.2 Карпульные местные анестетики 2 2 - 3.3 Методы местного обезболивания в стоматологии Обезболивание нижней челюсти, пародонтальное обезболивание Особенности адаптации и обезболивания в детской и подростковой стоматологии Комбинированное обезболивание в амбулаторной стоматологии Характеристика стоматологических пациентов, подготовка к лечению Премедикация. Особенности фармакотерапии в педиатрической практике Седация: пероральная, парентеральная, венепункция, ингаляционная, глубокая Общая анестезия (наркоз). Определение готовности амбулаторного пациента к выписке после стоматологического вмешательства с анестезиологическим пособием Неотложные и экстренные состояния в стоматологическом кабинете Системная токсическая реакция местных анестетиков Неотложные и экстренные состояния в стоматологическом кабинете: нарушение сознания, судорожный синдром, шок, коматозное состояние Сердечно-легочная реанимация. Особенности реанимации в детском возрасте Итоговая аттестация 3 2 1 2 2 - 3 2 1 10 8 2 2 2 - 3 2 1 4 3 1 1 1 - 5 4 1 1 1 - 2 2 - 2 1 1 1 - 1 36 29 7 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.3 ИТОГО Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ОБЕЗБОЛИВАНИЕ В СТОМАТОЛОГИИ У ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» № дня 1 2 3 4 9 5 6 Виды учебной нагрузки1 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Способами общего неингаляционного стоматологических вмешательствах является: а) масочный б) эндотрахеальный в) вагосимпатическая блокада г) в/м и в/венный д) эпидуральный обезболивания 2. При торусальной анестезии происходит блокада нервов: а) язычного и щечного б) язычного и нижнелуночкового в) язычного, щечного и нижнелуночкового г) щечного, подбородочного 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 у детей при д) язычного, подбородочного 3. Местноанестезирующие средства используют для клинического применения в виде солей, поскольку последние: а) более активны и менее токсичны; б) более стабильны и лучше растворяются в воде; в) более стабильны и лучше растворяются в жирах; г) менее стабильны и лучше растворяются в воде; д) менее стабильны и лучше растворяются в жирах. 4. Местноанестезирующие средства наиболее активны при реакции тканей: а) нейтральной; б) щелочной; в) слабокислой; г) кислой; д) активность не зависит от реакции тканей. 5. так как: Наличие воспаления снижает активность местноанестезирующих средств, а) щелочная среда в очаге воспаления угнетает образование основания из соли местного анестетика; б) щелочная среда в очаге воспаления угнетает образование соли из основания местного анестетика; в) кислая среда в очаге воспаления угнетает образование основания из соли местного анестетика; г) кислая среда в очаге воспаления угнетает образование соли из основания местного анестетика; д) нейтральная среда в очаге воспаления угнетает образование основания из соли местного анестетика. 6. раствор: Действие местноанестезирующих средств усиливается при добавлении в их а) анальгетиков; б) сосудосуживающих средств; в) сосудорасширяющих средств; г) антигистаминных средств; д) холинолитиков. 7. Эффект местноанестезирующих средств при добавлении в их раствор сосудосуживающих препаратов: а) усиливается, удлиняется действие и увеличивается токсичность; б) усиливается, удлиняется действие и уменьшается токсичность; в) уменьшается сила и длительность действия, увеличивается токсичность; г) уменьшается сила и длительность действия, уменьшается токсичность; д) не меняется. 8. Действие местноанестезирующих средств на ЦНС сопровождается: а) возбуждением с последующим угнетением; б) угнетением с последующим возбуждением; в) длительным возбуждением; г) длительным угнетением; д) кратковременным возбуждением. 11 9. Вазоконстрикторы вызывают а) гиперемию кожных покровов; б) парестезии; в) расширение сосудов; г) сужение сосудов. 10. Вид инфильтрационной анестезии, используемой в полости рта а) внутривенная анестезия; б) интралигаментарная анестезия; в) подкожная анестезия; г) эпидуральная анестезия. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Рабинович, C. А. Обезболивание в стоматологии у детей и взрослых / C. А. Рабинович, Ю. Л. Васильев, Л. А. Заводиленко [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. 336 с. 2. Общее обезболивание и седация в детской стоматологии: Руководство/ В.И. Стош, С.А. Рабинович и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 184 с 3. Грицук С.Ф., Анестезия и интенсивная терапия в стоматологии - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 240 с. 4. Терапевтическая стоматология. Болезни зубов: учебник в 3 ч. / под ред. Е. А. Волкова, О. О. Янушевича. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - Ч. 1. - 168 с.: ил. 5. Терапевтическая стоматология: Учебн. пособие/ Под ред. проф. Л.А. Дмитриевой. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. 6. Терапевтическая стоматология, Максимовский Ю.М., Митронин А.В. М.: Гэотар-Медиа, 2012. – 322 с. 7. Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия / Елизарова В.М. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016 - 480 c. 8. Стоматология детского возраста. Часть 2. Хирургия / Топольницкий О.З. Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2016 - 320 c. 9. Детская стоматология: учебник / - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 744 c. 10. Детская стоматология: учеб. / Янушевич О. О., Кисельникова Л. П., Топольницкий О. З. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 - 744 c. 11. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред. В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2019. - 952 с. 12. Детская хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия: учебник. Зеленский В.А., Мухорамов Ф.С. 2009. - 208 с.: ил. 13. Бичун А.Б., Экстренная помощь при неотложных состояниях в стоматологии / А. Б. Бичун, А. В. Васильев, В. В. Михайлов. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017. - 320 с.: 12 Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 13