Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 20июня 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕРИАТРИИ» 36 ак.ч. Специальность: Гериатрия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы гериатрии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Гериатрия 4. Дополнительные специальности: Общая медицина), Терапия, Скорая медицинская помощь врачебная практика (семейная 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы гериатрии», специальность «Гериатрия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр" (зарегистрирован в Минюсте России 11 июля 2019 года, N55209); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N 133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 05 апреля 2018 года, N50644); 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для 2 направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 10. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 12. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы гериатрии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Гериатрия». ДПП ПК «Актуальные вопросы гериатрии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы гериатрии» обусловлена тем, что по прогнозу демографов к 2030г. в большинстве экономически развитых стран люди в возрасте 60 лет и старше будут составлять 1/5 населения. Условия жизни современного общества приводят к преждевременному старению и способствуют широкому распространению таких заболеваний, как сахарный диабет, атеросклероз с его последствиями: ИБС, ИБМ и т.д. Среди обращающихся за медицинской помощью преобладают люди в возрасте 60 лет и старше. Это обусловило развитие гериатрической службы. В этих условиях вопросы обучения и подготовки медицинских работников по гериатрии приобретают особую актуальность. Целевая аудитория программы: врач-гериатр, врач общей практики (семейный врач), врач-терапевт, врач скорой медицинской помощи. Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по актуальным вопросам гериатрии. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить вопросы организации гериатрической помощи в РФ (структура геронтологических учреждений; современная концепция развития гериатрической помощи в РФ); − изучить концепцию старения, принцип и концепция гериатрической оценки; − изучить основные гериатрические синдромы (особенности фармакотерапии пожилого человека, полипрагмазия; нарушения зрения, слуха, питания, глотания (дисфагия), сна; пролежни, недержание мочи; падения; расстройства равновесия в пожилом возрасте; наиболее распространенные заболевания, проявляющиеся 3 головокружением в пожилом возрасте, синкопальные состояния; одышка у лиц пожилого возраста); − изучить неврологические и психоэмоциональные нарушения в пожилом и старческом возрасте (двигательные расстройства, синдром паркинсонизма; нарушение когнитивных функций; болезнь Альцгеймера; тревожное расстройство и депрессия позднего возраста; делирий в гериатрической практике); − изучить модели гериатрической реабилитации (принципы реабилитации пациентов; особенности медико-социальной реабилитации у людей пожилого и старческого возраста) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гериатрии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы гериатрии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – 4 СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да 5 Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=161 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Гериатрия Дополнительные специальности: Общая врачебная практика (семейная медицина), Терапия, Скорая медицинская помощь Целевая аудитория программы: врач-гериатр, врач общей практики (семейный врач), врач-терапевт, врач скорой медицинской помощи. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Гериатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-гериатр», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 17 июня 2019 года N 413н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-гериатр"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8. Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса» − «А/02.8. Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности» − «А/03.8. Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста, в том числе разработка плана по использованию средств и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента пожилого и старческого возраста» Вид деятельности 1 Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 6 Должен уметь Должен знать 3 4 ВД1: Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи пациентам пожилого и старческого возраста по профилю "гериатрия" Проведение обследования пациентов пожилого и старческого возраста с целью установления диагноза и определения функционального статуса (ПК-1) - Производить оценку когнитивных функций (оценивать праксис, гнозис, речь, письмо, чтение, счет, ориентировку в пространстве и времени, память, мышление) с определением когнитивного статуса, в том числе осуществлять диагностику деменции и делирия у пациентов пожилого и старческого возраста - Осуществлять комплексную гериатрическую оценку пациента, включающую оценку физического состояния, функционального статуса, психического здоровья и социальноэкономических условий жизни пациента - Выявлять основные сенсорные нарушения у пациентов пожилого и старческого возраста, включая проведение оценки остроты зрения и проведение отоскопии, и при наличии медицинских показаний направлять пациентов пожилого и старческого возраста к врачамспециалистам для коррекции и лечения - Выявлять нарушения психоповеденческого статуса у пациентов пожилого и старческого возраста и при наличии медицинских показаний направлять пациентов пожилого и старческого возраста к врачамспециалистам для коррекции и лечения - Проводить дифференциальную диагностику заболеваний и (или) состояний 7 - Медицинские показания для направления пациентов пожилого и старческого возраста к врачамспециалистам для дифференциальной диагностики заболеваний и (или) состояний - Методы лабораторных и инструментальных исследований для оценки состояния здоровья, медицинские показания к проведению исследований и методы интерпретации результатов - Этиология, патогенез и патоморфология, клиническая картина, дифференциальная диагностика, особенности течения, осложнения и исходы заболеваний органов и систем организма человека с учетом возрастных изменений органов и систем организма человека, гериатрических синдромов - Методика проведения комплексной гериатрической оценки у пациентов пожилого и старческого возраста, включающая оценку физического состояния, функционального статуса, психического здоровья и социально-экономических условий жизни пациента - Методика оценки риска развития пролежней и контактного дерматита у пациентов пожилого и старческого возраста - Методика оценки риска падений у пациентов пожилого и старческого возраста - Особенности возрастных изменений психического статуса - Влияние факторов внешней среды и социально-бытового окружения на состояние здоровья пациентов пожилого и старческого возраста Назначение лечения пациентам пожилого и старческого возраста, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) - Применять лекарственные препараты, в том числе наркотические и психотропные лекарственные препараты, с учетом функционального статуса, возраста, диагноза и клинической картины заболевания, наличия нарушений функции органов и систем организма человека в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Применять немедикаментозную терапию, в том числе физиотерапию, лечебное питание, лечебную физкультуру, психотерапию, трудовую терапию с учетом функционального статуса, возраста, диагноза и клинической картины заболевания, наличия нарушений функции органов и систем организма человека в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи 8 - Механизм действия лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных лекарственных препаратов, с учетом функционального статуса, возраста, диагноза и клинической картины заболевания, наличия нарушений функции органов и систем организма человека, медицинские показания и медицинские противопоказания к их применению, осложнения, вызванные их применением Основные методы контроля применения лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных лекарственных препаратов - Методы немедикаментозной терапии заболеваний и (или) состояний у пациентов пожилого и старческого возраста в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Механизм действия немедикаментозной терапии; медицинские показания и медицинские противопоказания к ее назначению; побочные эффекты, осложнения, вызванные ее применением - Основы лечебного питания в зависимости от возраста, а также заболевания и (или) состояния - Методы коррекции основных сенсорных нарушений в гериатрии Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста, в том числе разработка плана по использованию средств и методов, адаптирующих окружающую среду к функциональным возможностям пациента пожилого и старческого возраста (ПК-3) - Определять медицинские показания и медицинские противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий пациентам пожилого и старческого возраста при наличии гериатрических синдромов и заболеваний и (или) состояний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Перечень врачейспециалистов, участвующих в проведении медицинских реабилитационных мероприятий в соответствии с функциональным статусом, диагнозом и клиническими проявлениями заболевания и (или) состояния, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, порядком организации медицинской реабилитации, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи - Порядок организации медицинской реабилитации В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Врач общей практики (семейный врач) Должностные обязанности Должен знать: Составляет план лабораторного, инструментального обследования. Интерпретирует результаты лабораторных анализов; лучевых, электрофизиологических и других методов исследования; самостоятельно проводит обследование, диагностику, лечение, реабилитацию пациентов, при необходимости организует дообследование, консультацию, госпитализацию пациентов, в последующем выполняет назначения и осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее распространенных заболеваниях Диагностику, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитацию пациентов В рамках дополнительной специальности «Терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом 9 Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза» − «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности» Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Проведение обследования пациента с целью установления диагноза (ПК-1) А/02.7 Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) А/03.7 ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания пациента ТД 2: Проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) ТД 3: Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторных и инструментальных обследований пациента ТД 4: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи ТД 1: Назначение лекарственных препаратов, медицинских изделий и лечебного питания с учетом диагноза, возраста и клинической картины болезни и в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания и иных методов лечения В рамках дополнительной специальности «Скорая медицинская помощь» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач скорой медицинской помощи», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N 133н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач скорой медицинской помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации» − «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности» 10 Профессиональный стандарт «Врач скорой медицинской помощи» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации (ПК-1) А/01.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности (ПК-2) А/02.8 ТД 1: Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Установление ведущего синдрома и предварительного диагноза заболевания и (или) состояния, требующего оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации, с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) ТД 1: Назначение лекарственных препаратов и применение медицинских изделий у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации ТД 2: Оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов и медицинских изделий у пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи вне медицинской организации III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕРИАТРИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Лекция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) Организация гериатрической 1 помощи в РФ 3 2 1 2 Концепция старения. Принцип и 5 4 1 11 ПК-1 ПК-2 ПК-3 ПК-1 концепция гериатрической оценки Основные гериатрические синдромы Неврологические и 4 психоэмоциональные нарушения в пожилом и старческом возрасте Модели гериатрической 5 реабилитации Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 3 ИТОГО ПК-2 16 14 2 7 6 1 ПК-1 ПК-2 ПК-1 ПК-2 4 3 1 ПК-3 - 1 29 7 1 36 Тестиров ание IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕРИАТРИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № Наименование модулей, разделов и тем п/п 1 1.1 1.2 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 Организация гериатрической помощи в РФ Организация гериатрической помощи в РФ. Структура геронтологических учреждений Современная концепция развития гериатрической помощи в РФ Концепция старения. Принцип и концепция гериатрической оценки Концепция старения Комплексная гериатрическая оценка. История возникновения и развития концепции Основные гериатрические синдромы Особенности фармакотерапии пожилого человека. Полипрагмазия Нарушения зрения 12 Общее кол-во часов Лек ция Самост работа 3 2 1 2 1 1 1 1 - 5 4 1 2 2 - 3 2 1 16 14 2 2 1 1 2 1 1 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3.3 Нарушения слуха 2 2 - 3.4 Нарушения питания у пожилых людей 1 1 - 3.5 Нарушения глотания. Дисфагия 1 1 - 3.6 Пролежни 1 1 - 3.7 Нарушения сна у пожилых людей 1 1 - 3.8 Падения 1 1 - Расстройства равновесия в пожилом возрасте Наиболее распространенные заболевания, 3.10 проявляющиеся головокружением в пожилом возрасте 3.11 Синкопальные состояния 1 1 - 1 1 - 1 1 - 3.12 Недержание мочи 1 1 - 3.13 Одышка у лиц пожилого возраста 1 1 - 7 6 1 1 1 - 1 1 - 3.9 4.2 Неврологические и психоэмоциональные нарушения в пожилом и старческом возрасте Двигательные расстройства. Синдром паркинсонизма Нарушение когнитивных функций 4.3 Болезнь Альцгеймера 2 1 1 4.4 1 1 - 4.5 Тревожное расстройство в позднем возрасте Депрессия позднего возраста 1 1 - 4.6 Делирий в гериатрической практике 1 1 Модели гериатрической реабилитации 4 3 1 Принципы реабилитации пациентов 2 2 - 2 1 1 1 - 1 36 29 7 4 4.1 5 5.1 5.2 Особенности медико-социальной реабилитации у людей пожилого и старческого возраста Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕРИАТРИИ» 13 № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы гериатрии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Геронтология – это: а) наука, изучающая особенности течения заболеваний в пожилом и старческом возрасте; б) наука, изучающая особенности сочетанной патологии в пожилом и старческом возрасте; в) наука, изучающая болезни пожилого возраста; г) наука о старении организма; д) наука, изучающая старческий возрастной период. 2. Гетерокинетичность – это: а) различие во времени наступления старения различных органов и тканей; б) одинаковая скорость развития возрастных изменений различных органов и тканей; 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 14 в) различная выраженность процесса старения органов и тканей, а также разных структур одного органа; г) различная скорость развития возрастных изменений; д) одинаковая выраженность процесса старения различных органов и тканей и разных структур одного органа. 3. а) б) в) г) д) С возрастом не повышается артериальное давление: систолическое; диастолическое; пульсовое; среднее динамическое; боковое. 4. У пожилых больных нецелесообразно быстрое снижение артериального давления из-за возможности: а) развития острой сердечно-сосудистой недостаточности б) задержки жидкости в) ухудшения кровоснабжения жизненно-важных органов г) развития инсульта д) развития ИМ 5. а) б) в) г) д) Увеличение ночного диуреза в пожилом и старческом возрасте связано: с пониженной чувствительностью сфинктера мочевого пузыря с наличием аденомы или гипертрофии предстательной железы с улучшением кровообращения в почках в горизонтальном положении со всем вышеперечисленным ничего из вышеперечисленного 6. а) б) в) г) д) С возрастом в миокарде развивается прогрессирующий склероз атрофия мышечных волокон гнездная гипертрофия мышечных волокон миокарда все вышеперечисленное ничего из вышеперечисленного 7. а) б) в) г) д) С возрастом на ЭКГ происходят следующие характерные изменения зубца Р: расширение уплощение деформация все вышеперечисленное ничего из вышеперечисленного 8. а) б) в) г) д) Дренажная функция бронхов снижается с возрастом в результате атрофии бронхиального эпителия снижения перистальтики бронхов снижения кашлевого рефлекса все вышеперечисленное ничего из вышеперечисленного 9. Возрастные рентгенологические изменения – это а) повышение прозрачности легочной ткани б) усиление бронхолегочного рисунка 15 в) уменьшение подвижности диафрагмы г) все вышеперечисленное д) ничего из вышеперечисленного 10. Основными причинами сахарного диабета в пожилом возрасте являются: а) наследственная неполноценность панкреатических островков б) вирусное поражение панкреатических островков в) гормонально - активные опухоли гипофиза г) воспалительные заболевания головного мозга д) заболевания поджелудочной железы IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Воробьева Т., Куницына А., Малеева Т. Гериатрия. Серия: Медицина. - М.: Феникс, 2009. - 160 с. 2. Денисова Т., Малинова Л. Клиническая геронтология: Избранные лекции. М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 244 с. 3. Донцов В., Крутько В., Труханов А. Медицина антистарения. Фундаментальные основы. - М.: КРАСАНД, 2010. - 680 с. 4. Кантемирова Р., Чернобай В., Арьев В.Г., Дзахова С.Д. Фармакотерапия в гериатрической практике. - М.: СпецЛит, 2010. - 160 с. 5. Кишкун А. Биологический возраст и старение. Возможности определения и пути коррекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 976 с. 6. Краснова О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт в России и Великобритании. - М., 2002. - 231 с. 7. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. - М.: МПГУ; Обнинск: Принтер, 2002. - 208 с. 8. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. - М.: Академия, 2002. - 288 с. 9. Круглов В.И. Медицина для пожилых. - М.: Феникс-Северо-Запад, 2006. 160 с. 10. Манухин И.Б., Тактаров В.Г., Шмелева С.В. Качество жизни и климактерий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Литтерра, 2015. - М., 320 с. 11. Милькаманович В. Геронтология и гериатрия. - Минск: Мастацкая литература, 2010. - 280 с. 12. Нор-Аревян О.А. Социальная геронтология. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2014. - 312 с. 13. Петрова Е.А., Шмелева С.В., Голенков А.В. Психология. - М.: Изд-во РГСУ, 2013. - 349 с. 14. Психология старости и старения: хрестоматия / сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 416 с. 15. Психология старости: хрестоматия/ ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 736 с. 16 16. Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 1. Основы геронтологии. Общая гериатрия / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 720 с. 17. Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 2. Введение в клиническую гериатрию / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 784 с. 18. Руководство по геронтологии и гериатрии: в 4 т. Т. 3. Клиническая гериатрия / под ред. В.Н. Ярыгина, А.С. Мелентьева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 900 с. 19. Соколова В.Ф., Берецкая Е.А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста: учеб. пособие. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 99 с. 20. Старость: популярный справочник. - М.: Большая российская энциклопедия, 1996. - 353 с. 21. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. - СПб.: Питер, 2002. - 256 с. 22. Филатова С.А. Геронтология: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 23. Яковлев В.А. Когнитивные расстройства в зрелом и пожилом возрасте. Психологические методы диагностики. - М., 2011. - 42 с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 17