Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 20мая 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАРУЖНАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ» 18 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» 2. Трудоемкость: 18 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). 3 Актуальность ДПП ПК «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» обусловлена высокой распространенностью состояний, требующих проведения базовой сердечно-легочной реанимации, в том числе с применением автоматического наружного дефибриллятора, потребностью системы здравоохранения в подготовке людей, способных на современном уровне оказывать первую помощь на догоспитальном этапе (в соответствии со ст. 31 ФЗ №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетенции – готовность к проведению базовой сердечно-легочной реанимации, в том числе с применением автоматического наружного дефибриллятора. Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить современные протоколы сердечно-легочной реанимации (исторический очерк развития методов СЛР; правила определения момента смерти человека); − изучить методы и способы обеспечения проходимости дыхательных путей и ИВЛ при проведении СЛР; − изучить основы базовой и расширенной СЛР (базовые реанимационные мероприятия; использование автоматического наружного дефибриллятора; боковое стабильное положение; лекарственная терапия, механические приспособления и типичные ошибки при проведении СЛР; постреанимационная болезнь) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 4 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также 5 содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за за счет внебюджетных средств, руб. счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 22011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=152 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Терапия Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, 6 Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: − «А/01.7 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной медикосанитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах (ПК-1) Должен уметь 3 - Выявлять клинические признаки состояний, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме - Выполнять мероприятия по оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Выявлять состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме, в том числе клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания - Выполнять мероприятия базовой сердечно-легочной реанимации в сочетании с электроимпульсной терапией 7 Должен знать 4 - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и/или дыхания - Правила проведения базовой сердечнолегочной реанимации - Принципы действия приборов для наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) - Правила выполнения наружной электроимпульсной терапии (дефибрилляции) при внезапном прекращении кровообращения и/или дыхания (дефибрилляцией) В рамках дополнительных специальностей ДПП ПК разработана в соответствии со ст. 31 ФЗ №323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" согласно которой первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб. Высокая распространенность состояний, требующих проведения базовой сердечнолегочной реанимации, в том числе с применением автоматического наружного дефибриллятора, потребностью системы здравоохранения в подготовке людей, способных на современном уровне оказывать первую помощь на догоспитальном этапе обусловлено включение всех врачебных специальностей в целевую аудиторию программы. Программа направлена на совершенствование профессиональной компетенции - готовность к проведению базовой сердечно-легочной реанимации, в том числе с применением автоматического наружного дефибриллятора (ПК-1) III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАРУЖНАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная Лекция п/п 1 Наименование модулей Современные протоколы сердечно-легочной реанимации Обеспечение проходимости 2 дыхательных путей и ИВЛ при проведении сердечно-легочной Объем, ак.ч. 4 3 Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен (в т.ч ции консульт ации) 1 ПК-1 ПК-1 3 2 8 1 реанимации Базовая и расширенная сердечнолегочная реанимация. 3 Использование автоматического наружного дефибриллятора при СЛР Итоговая аттестация тестирование) ИТОГО (итоговое ПК-1 10 8 - 1 18 13 2 Тестиров ание 1 5 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАРУЖНАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 3 Наименование модулей, разделов и тем Современные протоколы сердечнолегочной реанимации Исторический очерк развития методов сердечно-легочной реанимации Современные протоколы сердечнолегочной реанимации Правила определения момента смерти человека Обеспечение проходимости дыхательных путей и ИВЛ при проведении сердечно-легочной реанимации Методы и способы обеспечения проходимости дыхательных путей и ИВЛ при проведении СЛР Базовая и расширенная сердечнолегочная реанимация. Использование автоматического наружного дефибриллятора при СЛР 9 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 3 2 1 3 2 1 10 8 2 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 3.1 Базовые реанимационные мероприятия 1 1 - 2 1 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 3.7 Расширенная сердечно-легочная реанимация Лекарственная терапия при проведении СЛР Механические приспособления для проведения СЛР Типичные ошибки при проведении СЛР 1 1 - 3.8 Постреанимационная болезнь 1 1 - Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 18 13 5 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 Использование автоматического наружного дефибриллятора при сердечно-легочной реанимации Боковое стабильное положение Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «БАЗОВАЯ СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ И АВТОМАТИЧЕСКАЯ НАРУЖНАЯ ДЕФИБРИЛЛЯЦИЯ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Базовая сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Реанимация – это процесс а) замещения функции дыхания; б) защиты пациента от операционной травмы; в) лечения терминальных состояний; г) оживления организма. 2. Редкие, глубокие, короткие судорожные дыхательные движения характерны для дыхания а) Биота; б) Куссмауля; в) Чейн-Стокса; г) агонального. 3. «Тройной прием Сафара» для обеспечения свободной проходимости дыхательных путей включает а) голова отогнута кзади, нижняя челюсть выдвинута вперед, ротовая полость открыта; б) положение на спине, голова повернута на бок, нижняя челюсть выдвинута вперед; в) положение на спине, голова согнута кпереди, нижняя челюсть прижата к верхней; г) положение на спине, под лопатки подложен валик, нижняя челюсть прижата к верхней. 4. В основе внезапной коронарной смерти лежит а) артериальная гипертензия; б) гипертрофия желудочков; в) фибрилляция желудочков; г) централизация кровообращения. 5. Достоверные признаки клинической смерти а) отсутствие дыхания, отсутствие сердцебиения, отсутствие сознания, расширенные зрачки без реакции на свет; б) поверхностное и учащенное дыхание, узкие зрачки без реакции на свет, нитевидный пульс; 11 в) г) судороги, холодные конечности, тахипноэ, гипотензия; фибрилляция желудочков, пульс малого наполнения, диспноэ, цианоз. 6. Первый этап реанимационных мероприятий а) «тройной прием Сафара»; б) ИВЛ; в) непрямой массаж сердца; г) обеспечение проходимости дыхательных путей. 7. Показания для сердечно-легочной реанимации а) агония и предагональное состояние; б) все внезапно развившиеся терминальные состояния; в) клиническая смерть; г) клиническая смерть и биологическая смерть. 8. Состояние, при котором используют дефибрилляцию а) асистолия; б) атриовентрикулярная блокада; в) фибрилляция; г) электромеханическая диссоциация. 9. Тройной прием Сафара обеспечивает а) адекватное кровообращение; б) адекватный уровень АД; в) проходимость дыхательных путей; г) устойчивое положение туловища. 10. Фибрилляция желудочков приводит а) к аритмии и атриовентрикулярной блокаде; б) к остановке сердечной деятельности; в) к отеку легких; г) к тампонаде сердца. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / под ред. Вёрткина А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с. 2. Кишкун А.А., Диагностика неотложных состояний/ Кишкун А.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 736 с. 3. Геккиева А. Д., Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы реаниматологии: учебное пособие / А. Д. Геккиева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 128 с. 4. Федоровский Н.М. Руководство к практическим занятиям по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, для студентов, клин. ординаторов и преподавателей. М., МИА, 2008. 280 С Багненко С.Ф., Скорая медицинская помощь: национальное руководство / под ред. С.Ф. Багненко, М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 888 с. 12 5. Левчук И.П., Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П. Левчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 288 с. 6. Мороз В.В., Бобринская И.Г., Васильев В.Ю., Кузовлев А.Н., Спиридонова Е.А., Тишков Е.А. Сердечно-легочная и церебральная реанимация. Учебно-методическое пособие для студентов, ординаторов, аспирантов и врачей. Москва 2011 7. Алгоритмы оказания медицинской помощи больным и пострадавшим бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. М., 2014. 8. Гельфанд Б.Р., Салтанов А.И. Интенсивная терапия. В 2-х томах. Национальное руководство, Т.1 М., ГЭОТАР-Медиа, 2011. 960 С 9. Курек В.В., Кулагин А.Е. Анестезиология и интенсивная терапия детского возраста. Практическое руководство М., ООО "МИА", 2011. 992 С 10. Марино П.Л. Интенсивная терапия, пер. с англ. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. 768 С 11. Радушкевич В.Л., Барташевич Б.И. Реанимация и интенсивная терапия для практикующего врача М., ООО"МИА", 2011. 576 С 12. Руденко М.В., Сумин С.А., Бородинов И.М. Анестезиология и реаниматология. Учебное пособие. В 2 -х томах, Т.2 М., МИА, 2010, 872с Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 13