Конфликты в медицинской деятельности (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
18 ак.ч.
Специальность: Терапия

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Конфликты в медицинской деятельности»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Терапия
4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
5.

Форма обучения: заочная

6.

Пояснительная записка:

Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Конфликты в медицинской деятельности», специальность «Терапия»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
2

3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об
утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим
работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и
медицинские науки"»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Конфликты в медицинской деятельности» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Терапия».
ДПП ПК «Конфликты в медицинской деятельности» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Конфликты в медицинской деятельности» обусловлена
тем, что конфликты и стрессовые ситуации неотъемлемая часть деятельности любой
организации, особенно в сфере медицины. В основе конфликтов лежит столкновение
взглядов, интересов и целей, а также способы их достижения. Медицинскому специалисту
в своей деятельности приходится ежедневно взаимодействовать с людьми. При этом
коммуникация с пациентами и их родственниками нередко проходит на повышенных
тонах и эмоционально заряжено – ведь речь идет о здоровье пациента, а иногда может
быть сопряжено и с риском для жизни.
3

Цель ДПП ПК: совершенствование надпрофессиональной компетенции по
управлению конфликтными ситуациями в процессе медицинской деятельности –
готовность выстраивать эффективные коммуникации в процессе медицинской
деятельности.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить основы конфликтологии (конфликт как основная категория
конфликтологии, типология конфликтов, теории возникновения; общие характеристики
конфликтов: структура, этапы, конфликтное поведение, информационная модель
конфликтной ситуации, функции; психология конфликта, психологическая защита,
управление эмоциями; управление конфликтом: диагностика, прогнозирование,
технологии предупреждения конфликта; техника эффективного общения и коммуникаций
для урегулирования конфликтных ситуаций);
− изучить вопросы бесконфликтного общения, основанного на психотипе пациента
(психология общения врача с пациентом и членами его семьи; выявление уровней
коммуникативного послания; основы стратегической коммуникации в работе врача;
техники стратегической коммуникации; алгоритм стратегической коммуникации для
достижения целей лечения; триалог и его применение в профессиональной врачебной
практике; когнитивные уровни взаимодействия и их использование специалистом;
воздействие и речевая агрессия во взаимодействии врач-пациент; распознание и
противостояние манипуляциям пациента; правила установления психологического
контакта)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Конфликты в медицинской
деятельности» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Конфликты в медицинской деятельности» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

4

8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
5

собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3 000 руб.
3 000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=139

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Терапия
Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология,
Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая
лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия,
Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология,
Ультразвуковая
диагностика,
Психиатрия,
Трансфузиология,
Организация
здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология,
Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология,
Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология,
Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей
практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская
6

кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и
космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина,
Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная
экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда,
Гигиеническое
воспитание,
Коммунальная
гигиена,
Радиационная
гигиена,
Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая,
Стоматология
терапевтическая,
Стоматология
хирургическая,
Токсикология,
Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и
лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология,
Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и
гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология,
Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология,
Кардиология, Гериатрия
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Врач любой специальности должен уметь выстраивать эффективные
коммуникации и управлять конфликтными ситуациями, возникающими в процессе
выполнения трудовых функций, предусмотренных профессиональными стандартами и
должностных обязанностей, предусмотренных Единым квалификационным справочником
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные
характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (приказ
Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н). Этим обусловлено включение всех
врачебных специальностей в целевую аудиторию программы.
Программа
направлена
на
совершенствование
надпрофессиональной
компетенции, способствующей повышению уровня эффективности профессиональной
деятельности любого врача:
- Готовность выстраивать эффективные коммуникации в процессе
медицинской деятельности (ПК-1)
и включает в себя вопросы разделы УМК: Общеврачебные темы. Психология
профессиональной деятельности.
III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная

7

Лекц
ия
п/п

1

Наименование модулей

Объем,
ак.ч.

Основы конфликтологии

6

Бесконфликтное общение,
2 основанное на психотипе пациента
Итоговая
аттестация
тестирование)

5

1

ПК-1
ПК-1

11

(итоговое

ИТОГО

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

10

1

-

1

15

18

Тестиров
ание

1
3

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

1.2

1.3

1.4

Наименование модулей, разделов и
тем

Основы конфликтологии
Конфликт как основная категория
конфликтологии. Типология
конфликтов. Теории возникновения
Общие характеристики конфликтов:
структура, этапы, конфликтное
поведение, информационная
модель конфликтной ситуации,
функции
Психология конфликта.
Психологическая защита. Управление
эмоциями
Управление конфликтом: диагностика,
прогнозирование. Технологии
предупреждения конфликта
8

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

6

5

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.5

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Техника эффективного общения и
коммуникаций для урегулирования
конфликтных ситуаций
Бесконфликтное общение,
основанное на психотипе пациента
Психология общения врача с
пациентом и членами его семьи
Выявление уровней коммуникативного
послания
Основы стратегической коммуникации
в работе врача
Техники стратегической
коммуникации
Алгоритм стратегической
коммуникации для достижения целей
лечения
Триалог и его применение в
профессиональной врачебной практике

2

1

1

11

10

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

-

1

18

15

3

Когнитивные уровни взаимодействия и
их использование специалистом
2.8 Воздействие и речевая агрессия во
взаимодействии врач-пациент
2.9 Распознание и противостояние
манипуляциям пациента
2.10 Правила установления
психологического контакта
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
2.7

ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«КОНФЛИКТЫ В МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Конфликты в медицинской деятельности» Автономная
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

9

некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Выберите вариант поведения, характерный для позиции «Родителя»:
а) требует, оценивает, проявляет беспомощность
б) руководит, рассуждает, анализирует
в) разговаривает на равных, проявляет чувство обиды, покровительствует
г) требует, осуждает, учит
2. Выберите вариант поведения, характерный для «Ребенка»:
а) требует, рассуждает, анализирует
б) осуждает, учит, покровительствует
в) подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
г) проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит
3. Выберите вариант поведения, характерный для «Взрослого»
а) уточняет ситуацию, рассуждает, анализирует
б) осуждает, учит, покровительствует
в) подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
г) проявляет чувство обиды, подчиняется, шалит
4. Модель взаимоотношений врача и пациента, в основе которого лежит принцип
равноправия:
а) патерналистская
б) контрактная
в) коллегиальная
г) технократическая
10

5. В системе «врач-больной» выделяют конфликты:
а) объективные
б) субъективные
в) нереалистические
г) все вышеперечисленные
6. Модель взаимоотношений врача и пациента, оптимальная для геронтологии:
а) патерналистская
б) контрактная
в) коллегиальная
г) технократическая
7. Манипулятивные приемы используются при:
а) внутриличностном конфликте
б) межгрупповом конфликте
в) межличностном конфликте
г) межнациональном конфликте
8. Способ «Я-высказываний» относится к методам управления конфликтом:
а) межличностным
б) внутриличностным
в) структурным
г) групповым
9. Модель взаимоотношений врача и пациента, противоречащая принципу
уважения прав и достоинства личности:
а) патерналистская
б) контрактная
в) коллегиальная
г) технократическая
10. Конфликт – это:
а) острая дискуссия по поводу противоречий
б) спор большого количества людей с противодействием и негативными эмоциями
в) острый способ разрешения значимых противоречий, заключающийся в
противодействии субъектов и сопровождающийся негативными эмоциями
г) эмоциональное обсуждение важных вопросов, возникших на фоне противоречий
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Список литературы
1.
Воропаева С.В. Основы общей психопатологии: учебное пособие/ Воропаева
С.В. – М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.–
160 c.
2.
Конфликтология /отв.ред. А.Я. Гуськов. Изд-во: Проспект, 2013.
3.
Светлов В.А. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов:
учебное пособие/ Светлов В.А.– Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.– 279 c
4.
Семенов В.А. Конфликтология. История, теория, методология: учебное
пособие/ Семенов В.А.– Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.– 384 c.
11

5.
Фролова Ю.Г. Медицинская психология: учебное пособие/ Фролова Ю.Г.––
Минск: Вышэйшая школа, 2011.–383 c
6.
Артамонова Г.В. Менеджмент и маркетинг в здравоохранении. Психология
управления. Часть 1: учебное пособие/ Артамонова Г.В., Богомолова Н.Д.– Кемерово:
Кемеровская государственная медицинская академия, 2006.– 128 c.
7.
Светлов В.А. Словарь по конфликтологии/ Светлов В.А.– Электрон.
текстовые данные – Саратов: Вузовское образование, 2013.– 325 c.
8.
Деловое общение: учебник для вузов /под ред.проф. П. И. Сидорова - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2004. 844с.
9.
Сидоров, П.И. Клиническая психология: учебник / П.И. Сидоров, А. В.
Парняков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880с.: ил.
10.
Волчанский М.Е., Фомина Т.К. Основные направления современных
исследований в медицинской конфликтологии. Социология медицины. 2012. № 2(21). С.
45-46. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-sovremennyhissledovaniy-v-meditsinskoy-konfliktologii
11.
Конфликты в медицине Александрова М.А. [и др.] Бюллетень медицинских
Интернет-конференций.
2016.
Т.6.
№1.
С.
237
Режим
доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-meditsine
12.
Кузнецова Т.Н., Сальникова К.М. Конфликты в сфере здравоохранения.
Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2015. Т.5, № 5. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-sfere-zdravoohraneniya
13.
Управление конфликтами в медицине: формирование специфических
компетенций в процессе подготовки организаторов здравоохранения Чернышева М.Л. [и
др.]. Социально-экономические явления и процессы. Т.9, № 12. С.348-352. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-meditsine-formirovaniespetsificheskih-kompetentsiy-v-protsesse-podgotovki-organizatorov-zdravoohraneniya
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru

12


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».