Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 01марта 2022г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» 18 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки-2022 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» 2. Трудоемкость: 18 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 2 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ №707н от 08.10.2015 г. «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 8. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 9. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» обусловлена тем, что вопросы этики и деонтологии в медицине не теряют своей актуальности и в ХХI веке, потому что обеспечивают не только высокую активность лечения, но и психоэмоциональное выздоровление пациента. Цель ДПП ПК: совершенствование надпрофессиональной компетенции – способность реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности. 3 Задачи при обучении на ДПП ПК: − изучить основные теоретические вопросы медицинской этики и деонтологии (общечеловеческие моральные ценности в здравоохранении; соотношение медицинской этики, биоэтики, биомедицинской этики и деонтологии, общее и особенное; основные правила медицинской деонтологии (право пациентов на получение правдивой информации, право на конфиденциальность и правило "информированного согласия" пациента); основные принципы и нормы медицинской этики и биоэтики; проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике, жизнь и смерть как этико-философская проблема в традиционных обществах и современном мире; международные принципы медицинской этики); − изучить проблемы медицинской этики и деонтологии на современном этапе (взаимоотношения медицинского персонала и пациента; права медицинского работника и пациента; ятрогенные заболевания, страхование от врачебной ошибки; этические, правовые и социальные аспекты прерывания беременности (аборта), моральный и правовой статус эмбриона; использование новых репродуктивных технологий (искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства), стерилизация и контрацепция; эвтаназия (активная и пассивная) и оказание паллиативной помощи безнадежно больным людям, продление жизни глубоко недоношенным и больным новорожденным; трансплантация тканей и органов; применение методов генетики и генной инженерии, генетический скрининг, клонирование; эксперименты на животных и человеке) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: − лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); − самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); − итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 4 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: − доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; − фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; − проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; − формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; − взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал 5 собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3 000 руб. 3 000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации, размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2022 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=135 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Терапия Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская 6 кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК Согласно ст. 73 п.1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) «Медицинские работники и фармацевтические работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии». Этим обусловлено включение всех врачебных специальностей в целевую аудиторию программы. Программа направлена на совершенствование надпрофессиональной (общепрофессиональной) компетенции, способствующей повышению уровню профессионализма любого врача: - Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ПК-1) и включает в себя вопросы раздела УМК: Общеврачебные темы. Этические и правовые аспекты медицинской деятельности. III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная п/п Наименование модулей Объем, Лекц ак.ч. ия 7 Самост Формиру Форма емые контроля работа (в т.ч консульт ации) Основные теоретические вопросы медицинской этики и деонтологии 1 Проблемы медицинской этики и 2 деонтологии на современном этапе Итоговая аттестация тестирование) ИТОГО 7 6 1 компетен ции ПК-1 ПК-1 10 (итоговое 1 18 9 15 1 Тестиров ание 1 3 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Наименование модулей, разделов и тем Основные теоретические вопросы медицинской этики и деонтологии Общечеловеческие моральные ценности в здравоохранении Соотношение медицинской этики, биоэтики, биомедицинской этики и деонтологии. Общее и особенное Основные правила медицинской деонтологии (право пациентов на получение правдивой информации, право на конфиденциальность и правило "информированного согласия" пациента) Основные принципы и нормы медицинской этики и биоэтики Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике. Жизнь и смерть 8 Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 7 6 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 (в т.ч консуль тации) Форма контроля 1.6 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 как этико-философская проблема в традиционных обществах и современном мире Международные принципы медицинской этики Проблемы медицинской этики и деонтологии на современном этапе Взаимоотношения медицинского персонала и пациента Права медицинского работника и пациента Ятрогенные заболевания, страхование от врачебной ошибки Этические, правовые и социальные аспекты прерывания беременности (аборта). Моральный и правовой статус эмбриона Использование новых репродуктивных технологий (искусственной инсеминации, экстракорпорального оплодотворения, суррогатного материнства). Стерилизация и контрацепция Эвтаназия (активная и пассивная) и оказание паллиативной помощи безнадежно больным людям, продление жизни глубоко недоношенным и больным новорожденным Трансплантация тканей и органов 1 1 - 10 9 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 1 1 - Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 18 15 3 Применение методов генетики и генной инженерии. Генетический скрининг. Клонирование Эксперименты на животных и человеке Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ» № дня 1 2 9 3 Виды учебной нагрузки1 Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы медицинской этики и деонтологии » Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Этическое запрещение разглашение вопросов интимной жизни, болезни, которые доверяются медицинским работникам – это: А) Эгротогения; Б) Врачебная тайна; В) Канцерофобия. 2. Классическая модель медицинской этики не включает: А) Добровольное согласие на процедуры; Б) Прерывание беременности; В) Эвтаназия. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 3. Проявляется в поступках медицинского персонала, представляет практическое применение медико-этических принципов – это: А) Эвтаназия; Б) Мораль; В) Деонтология. 4. Один из принципов медицинской деонтологии: А) Действия медицинского работника должны быть направлены на благо пациента; Б) В процессе работы с пациентом должен быть подучен опыт; В) Помощь пациенту должна быть оказана с учетом окружающей обстановки. 5. Паллиативная медицинская помощь – это: А) помощь новорождённому; Б) Помощь, оказываемая в поликлинике; В) Помощь умирающему больному. 6. Поддержание на должном уровне авторитета и репутации профессии, относится к следующему принципу: А) Не навреди; Б) Уважение к профессии; В) Взаимоотношение с коллегами. 7. Участие в осуществлении коллективных мер, совершенствование методов борьбы с болезнями, относится к: А) Моральному долгу; Б) Психологическому подходу; В) Невербальному способу. направленных на 8. К одному из документов в сфере медицинской этики относится: А) Международный кодекс медицинской этики; Б) Нормы медицинской этики; В) Ответственность и право. 9. После смерти пациента врач имеет право: А) Разглашать информацию о диагнозе, личной жизни пациента; Б) Сохранять тайну, как при жизни пациента; В) Нет правильных ответов. 10. Клятвы, в которых отражаются этические нормы поведения: А) Врачебная клятва; Б) Клятва медицинской сестры России; В) Все ответы верны. IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. Аксенов И. Корпус медицинских этико-деонтологических текстов /Аксенов Игорь, Екатерина Аксенова und Валентина Мирзоева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 619 c. 11 2. Кэмпбелл, А. Медицинская этика / А. Кэмпбелл, Г. Джиллет, Г. Джонс. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 400 c. 3. Сапёров, В.Н. Медицинская этика / В.Н. Сапёров. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 157 c. 4. Шамов, И.А. Биомедицинская этика. Гриф УМО по медицинскому образованию / И.А. Шамов. - М.: Медицина, 2006. - 607 c. 5. Хрусталев Ю. М. Биоэтика: философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 6. Засимова Л. С., Колосницына М. Г., Окушко Н. Б., Пширкова Н. А., Ракута Н. В., Хоркина Н. А., Шейман И. М., Шишкин С. В. Экономика здравоохранения. Издание 2-е, переработанное и дополненное. / Науч. ред.: М. Г. Колосницына, И. М. Шейман, С. В. Шишкин. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 7. Коныгина, М. Н. Профессионально-этические основы социальной работы: учеб. пособие для вузов / М. Н. Коныгина, Е. Б. Горлова. – М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. 8. Прикладная этика в современной России: вчера, сегодня, завтра / Под ред. В. И. Бакштановского. – Тюмень: НИИ ПЭ, 2017 9. Болотова, А. К. Социальные коммуникации. Психология общения: учебник и практикум для акад. бакалавриата / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. 10. Яровинский, М. Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика): учеб. пособие / М. Я. Яровинский. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2004. – 528с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12