Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях (18ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

01марта 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
18 ак.ч.
Специальность: Сестринское дело

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных
ситуациях»
2. Трудоемкость: 18 ак.ч.
3. Специальность: Сестринское дело
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Лабораторное дело,
Медицинская оптика, Лечебная физкультура, Скорая и неотложная помощь,
Операционное дело, Сестринское дело в косметологии, Функциональная диагностика,
Медико-социальная помощь, Медицинская статистика, Реабилитационное сестринское
дело, Энтомология, Судебно-медицинская экспертиза, Дезинфекционное дело,
Физиотерапия, Гигиеническое воспитание, Бактериология, Стоматология ортопедическая,
Стоматология профилактическая, Стоматология, Общая практика, Рентгенология,
Лабораторная диагностика, Гистология, Эпидемиология (паразитология), Наркология,
Медико-профилактическое дело, Гигиена и санитария, Организация сестринского дела,
Диетология, Медицинский массаж, Сестринское дело в педиатрии, Акушерское дело,
Анестезиология и реаниматология, Общая практика.
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных
ситуациях», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649);
4.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;

7.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское
дело».
ДПП ПК «Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных
ситуациях» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Оказание медицинской помощи пострадавшим при
чрезвычайных ситуациях» обусловлена тем, что в настоящее время человек больше всего
страдает от им же созданных опасностей. Известно, что любая человеческая деятельность
потенциально опасна. Особенностью поражения населения при различных видах
чрезвычайных ситуаций и катастроф является внезапность и одномоментное появление
массовых санитарных потерь, что требует проведения неотложных мероприятий
медицинской помощи, которую должен уметь оказывать любой медицинский работник, а
первую помощь – подготовленное и обученное население.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональных компетенций в рамках
имеющейся квалификации, необходимых медработникам со средним профессиональным
образованием по актуальным вопросам оказания медицинской помощи пострадавшим при
чрезвычайных ситуациях.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить общие вопросы оказания медицинской помощи в ЧС, медицинская
сортировка;
− изучить правила оказания первой медицинской помощи при травматическом шоке,
противошоковые мероприятия в ЧС;

− изучить правила оказания первой медицинской помощи при термических ожогах,
поражении электрическим током, холодовой травме;
− изучить правила оказания первой медицинской помощи при острой лучевой
болезни; медико-тактическая характеристика аварий на радиационно-опасных объектах
(РОО);
− изучить правила оказания первой медицинской помощи при травмах позвоночника,
черепно-мозговой травме, повреждении костей и суставов конечностей, синдроме
сдавления.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Оказание медицинской
помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях» предусматривает следующие виды
учебных занятий и учебных работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Оказание медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных
ситуациях» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов из
ВУЗов и НИИ, а также организаций, с которыми заключен договор о сетевом
взаимодействии, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9. Стажировка: нет
10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой

имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя

Средства ТФОМС
да

Стоимость обучения одного слушателя

за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
2000 руб.
2000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=133

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Сестринское дело
Дополнительная специальность: Лечебное дело, Лабораторное дело,
Медицинская оптика, Лечебная физкультура, Скорая и неотложная помощь,
Операционное дело, Сестринское дело в косметологии, Функциональная диагностика,
Медико-социальная помощь, Медицинская статистика, Реабилитационное сестринское
дело, Энтомология, Судебно-медицинская экспертиза, Дезинфекционное дело,
Физиотерапия, Гигиеническое воспитание, Бактериология, Стоматология ортопедическая,
Стоматология профилактическая, Стоматология, Общая практика, Рентгенология,
Лабораторная диагностика, Гистология, Эпидемиология (паразитология), Наркология,
Медико-профилактическое дело, Гигиена и санитария, Организация сестринского дела,
Диетология, Медицинский массаж, Сестринское дело в педиатрии, Акушерское дело,
Анестезиология и реаниматология, Общая практика.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
Особенностью поражения населения при различных видах чрезвычайных ситуаций
и катастроф является внезапность и одномоментное появление массовых санитарных
потерь, что требует проведения неотложных мероприятий медицинской помощи, которую
должен уметь оказывать любой медицинский работник. Этим обусловлено включение
всех специальностей среднего медицинского звена в целевую аудиторию программы.
Программа направлена на совершенствование профессиональной компетенции
- Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и
экстремальных состояниях (ПК-1)
ПК 1.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 1.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных
ситуациях.
ПК 1.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и
добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель

п/п

Наименование модулей

Общие вопросы оказания
1 медицинской помощи в ЧС.
Медицинская сортировка
Травматический шок.
2
Противошоковые мероприятия в ЧС
Термические ожоги, поражение
3 электрическим током, холодовая
травма
Медико-тактическая характеристика
аварий на радиационно-опасных
4
объектах (РОО). Острая лучевая
болезнь
Травмы позвоночника, черепномозговая травма, повреждение костей
5
и суставов конечностей, синдром
сдавления
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Самост Формиру Форма
Лекц
емые контроля
работа
компетен
Объем, ия
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
ПК-1
3

2

1

3

2

1

4

3

1

ПК-1
ПК-1

ПК-1
3

2

1
ПК-1

4

1
18

3

1

-

1

12

6

Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
Объем программы: 18 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель

№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Общие вопросы оказания медицинской
помощи в ЧС. Медицинская сортировка
Общие принципы оказания медицинской
помощи в ЧС
Медицинская сортировка

3

2

1

2

1

1

2

1

-

3

2

1

2.1

Травматический шок. Противошоковые
мероприятия в ЧС
Травматический шок

1

1

-

2.2

Противошоковые мероприятия в ЧС

2

1

1

4

3

1

2

1

1

п/п

1
1.1
1.2
2

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

3.1

Термические ожоги, поражение
электрическим током, холодовая травма
Термические ожоги

3.2

Поражение электрическим током

1

1

-

3.3

Холодовая травма

1

1

-

3

2

1

2

1

1

1

1

-

4

3

1

1

1

-

3

4

4.1
4.2

Медико-тактическая характеристика
аварий на радиационно-опасных
объектах (РОО). Острая лучевая болезнь
Медико-тактическая характеристика
аварий на радиационно-опасных объектах
(РОО)
Острая лучевая болезнь

5.1

Травмы позвоночника, черепномозговая травма, повреждение костей и
суставов конечностей, синдром
сдавления
Травмы позвоночника

5.2

Черепно-мозговая травма

1

1

-

5.3

Повреждение костей и суставов
конечностей. Синдром сдавления
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

2

1

1

1

-

1

ИТОГО

18

12

6

5

Форма
контроля

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Оказание медицинской помощи пострадавшим при
чрезвычайных ситуациях » Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим
вопросам
в
режиме
чата.
Все
учебные
материалы
разрабатывают
высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по
профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Основные способы защиты населения в очагах ЧС:
а) использование защитных сооружений, рассредоточение и эвакуация,
использование средств индивидуальной защиты, в том числе медицинской.
б) эвакуация населения из городов, оказание медицинской помощи и лечение,
укрытие населения в убежищах.
в) оповещение населения об угрозе возникновения ЧС, укрытие в защитных
сооружениях, использование противогазов.
г) обеспечение населения средствами защиты кожи, использование
противорадиационных укрытий,
д) эвакуация населения в безопасную зону.

1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

2. Определение понятия "Этап медицинской эвакуации":
а) место оказания медицинской помощи в очаге и медицинское учреждение, в
которое эвакуируется пораженный.
б) время нахождения пораженного населения в период его эвакуации из очага в
больницу безопасной зоны на транспортных средствах.
в) лечебные учреждения, развернутые на путях эвакуации пораженных.
г) силы и средства здравоохранения, развернутые на путях эвакуации,
обеспечивающие прием пораженных, их сортировку, оказание медицинской помощи и
лечение, и подготовку к эвакуации.
д) оказание медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации.
3. Виды медицинской сортировки:
а) опасные для окружающих, ходячие, носилочные, нуждающиеся в
неотложной медицинской помощи.
б) внутрипунктовая
сортировка,
эвако-транспортная
сортировка,
прогностическая сортировка.
в) внутрипунктовая, эвакотранспортная.
г) ходячие, носилочные.
д) опасные для окружающих, ходячие, носилочные и эвакотранспортные.
4. Методы временной остановки наружного кровотечения:
а) наложение кровоостанавливающего жгута, давящая повязка, тугая
тампонада раны, форсированное сгибание конечностей, с последующей фиксацией,
пальцевое прижатие кровоточащего сосуда.
б) наложение асептической повязки, пальцевое прижатие кровоточащего
сосуда, давящая повязка, наложение жгута.
в) наложение кровоостанавливающего жгута, давящая повязка, введение
гемостатических средств.
г) давящая повязка, тугая тампонада раны.
д) наложение кровоостанавливающего жгута, эвакуация в ближайшие ЛПО.
5. Первая медицинская помощь при ранении наружной сонной артерии:
а) пальцевое ее прижатие.
б) зашивание.
в) прошивание раны.
г) наложение давящей повязки.
д) обезболивание.
6. Оказание доврачебной помощи при ранениях:
а) обработка раны настойкой йода.
б) обработка кожи вокруг раны настойкой йода.
в) наложение стерильной повязки.
г) наложение транспортной шины.
д) остановка кровотечения вне раны.
е) б, в, г, д
7.
Мероприятия первой врачебной помощи, проводимые пострадавшие с
повреждением конечностей:
а) обезболивание, контроль шин и повязок, холод местно, новокаиновые
блокады, остановка кровотечения давящей повязкой, перевязка сосуда, ампутация сегмента
конечности, висящего на кожном лоскуте, инфузионная терапия, эвакуация в положении
сидя или лежа.
б) наложение повязки.

в) остановка кровотечения, обезболивание, контроль АД, контроль и
исправление иммобилизации, эвакуация в лечебное учреждение.
г) подбинтовка давящей повязки, обильное питье, наложение жгута, назначение
внутрь алкоголя, иммобилизация конечности, эвакуация во вторую очередь.
д) обезболивание.
8. Первая медицинская помощь при закрытых переломах костей конечностей:
а) наложение транспортной шины.
б) введение анальгетиков.
в) транспортировка - пешком при переломе бедра.
г) транспортировка - на машине при переломе предплечья.
д) а, б
Мероприятие первой медицинской помощи, проводимое пострадавшему с

9.
ожогами:
а)
б)
в)
г)
д)
е)

промывание ожоговой поверхности.
введение аналгетиков.
обезболивание.
инфузионная терапия.
введение противостолбнячной сыворотки.
а, б, в

10. Первая медицинская помощь при термических ожогах:
а) стерильная повязка.
б) холод местно
в) согревание общее.
г) обезболивание.
д) а, б, в, г
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Рогозина, И. В. Медицина катастроф: учебное пособие / И. В. Рогозина. - 2-е
изд., перераб. и доп. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 176 с.
2.
Левчук И. П., Третьяков Н. В. Медицина катастроф; ГЭОТАР-Медиа Москва, 2013. - 240 c.
3.
Сидоров П. И., Мосягин И. Г., Сарычев А. С. Медицина катастроф;
Академия - Москва, 2012. - 320 c.
4.
Ястребов Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф;
Феникс - Москва, 2013. - 416 c.
5.
Сахно В.И. Захаров Г.И., Карлин Н.Е. и др. Организация медицинской
помощи населению в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие - СПб: Издательство
ФОЛИАНТ, 2003. - 247 с.
6.
Основы организации медицинского обеспечения населения в чрезвычайных
ситуациях: учебник / под ред. Н.Н. Винничука, В.В. Давыдова. - СПб: СПХФА, 2003. 187с.
7.
Избранные лекции по медицине катастроф: учебное пособие / под ред. С.В.
Трифонова - М.: ГЭОТАР-Мед, 2001. - 301 с.
8.
Воробьёв Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. - МЧС России. - М.:

Деловой экспресс, 2005. - 363 с.
9.
Багненко С.Ф., Скорая медицинская помощь: национальное руководство /
под ред. С.Ф. Багненко, М.Ш. Хубутия, А.Г. Мирошниченко, И.П. Миннуллина. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 888 с.
10.
Вёрткин А.Л., Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе:
учебник / под ред. Вёрткина А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 544 с.
11.
Геккиева А. Д., Скорая и неотложная помощь. Общие вопросы
реаниматологии: учебное пособие / А. Д. Геккиева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 128 с.
12.
Кишкун А.А., Диагностика неотложных состояний/ Кишкун А.А. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 736 с.
13.
Левчук И.П., Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
при неотложных и экстремальных состояниях: учеб. для мед. колледжей и училищ / И. П.
Левчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 288 с.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Интернет-сайт
Ассоциации
Медицинских
сестер
России
http://www.medsestre.ru/
3.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
4.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
5.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
6.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
7.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
8.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
9.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
10.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».