ДПП ПК_Актуальные вопросы детской офтальмологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10февраля 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Офтальмология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы детской офтальмологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Офтальмология
4. Дополнительные
медицина)

специальности:

Общая

врачебная

практика

(семейная

5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы детской офтальмологии», специальность «Офтальмология»
разработана на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 05 июня 2017г №470н
«Об утверждении профессионального стандарта "Врач-офтальмолог" (зарегистрирован в
Минюсте России 26 июля 2017 года, N47191);
5.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
6.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;

2

8.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
10.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы детской офтальмологии» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Офтальмология».
ДПП ПК «Актуальные вопросы детской офтальмологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы детской офтальмологии»
обусловлена тем, что в России, по данным Министерства здравоохранения, более
миллиона детей страдают от различных заболеваний глаз и нарушений зрения:
близорукости, дальнозоркости, астигматизма и косоглазия. Из года в год число таких
детей растет. Именно поэтому большое значение имеет профилактика и ранняя
диагностика нарушений зрения.
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач общей практики.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
по актуальным вопросам детской офтальмологии.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
− изучить физиологию органа зрения, нарушения рефракции и аккомодации
(зрительные функции и возрастная динамика их развития; физическая рефракция,
свойства призм, линз, их оптическая сила; клиническая рефракция глаза и клиническая
характеристика эмметропии, миопии, гиперметропии, астигматизма; рефрактогенез,
этиология, патогенез, диагностика и лечение и профилактика прогрессирующей миопии у
школьников, диспансеризация детей с аномалиями рефракции; аккомодация, возрастные
изменения, привычно-избыточное напряжение, клиника, диагностика, методы лечения;
спазм, паралич, слабость аккомодации у детей; коррекция аномалий рефракции: подбор
адекватной очковой и контактной коррекции);
− изучить вопросы патогенеза, диагностики, консервативных и хирургических
методов лечения косоглазия и амблиопии;
− изучить вопросы патогенеза, диагностики, методов лечения и профилактики
синдрома красного глаза у детей разного возраста (воспалительные заболевания век и
конъюнктивы, конъюнктивиты, дакриоцистит, флегмона слезного мешка у
новорожденных, гонобленоррея, воспалительные заболевания роговицы, иридоциклит);
3

− изучить вопросы патогенеза, диагностики и методов лечения ретинопатии
недоношенных и ретинобластомы (анти-VEGF препараты, лазерная, криохирургия и
витреоретинальная хирургия активного периода ретинопатии; тактика и современные
методы лечения рубцового периода ретинопатии недоношенных; тактика лечения
ретинобластомы в зависимости от стадии, возможности органосохраняющего лечения)
− изучить вопросы патогенеза, диагностики и методов лечения врожденной и
приобретенной патологии хрусталика и офтальмотонуса у детей (микросферофакия,
колобома, лентиконус, дислокация, афакия; общие заболевания организма,
сопровождающиеся патологией хрусталика у детей: синдром Марфана, синдром
Маркезани, фенилкетонурия; врожденная, вторичная и осложненная катаракта; афакия,
врожденная и вторичная глаукома, офтальмогипертензия, гипотония глазного яблока у
детей)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
детской офтальмологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных
работ:
− лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
− самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
− итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы детской офтальмологии» осуществляется с
привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
4

Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
− доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
− фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
− проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
− формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
− взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
5

13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=128
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Офтальмология
Дополнительные специальности: Общая врачебная практика (семейная
медицина)
Целевая аудитория программы: врач-офтальмолог, врач общей практики.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Офтальмология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-офтальмолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 05 июня 2017г №470н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-офтальмолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
− «А/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и/или
состояний глаза, его придаточного аппарата и орбиты, установления диагноза»
− «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и/или состояниями глаза,
его придаточного аппарата и орбиты, контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД1: Оказание

медицинской

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях

Должен уметь

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
взрослых и детей с

6

Должен знать

4
- Анатомо-функциональное
состояние глаза, его
придаточного аппарата и

помощи пациентам
при заболеваниях
и/или состояниях
глаза, его
придаточного
аппарата и орбиты

выявления заболеваний
и/или состояний глаза,
его придаточного
аппарата и орбиты,
установления диагноза
(ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата
и орбиты, контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей в
соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи:
- определение рефракции
с помощью набора
пробных линз
- скиаскопия
- рефрактометрия
- исследование
аккомодации
- исследование
- бинокулярных функций
(определение характера
зрения, гетерофории,
диплопии, исследование
конвергенции, измерение
угла косоглазия) и др.
- Интерпретировать и
анализировать
результаты осмотра
врачами-специалистами
пациентов с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты
- Разрабатывать план
лечения пациентов с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты в соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Выполнять следующие
манипуляции пациентам
с заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты в амбулаторных
условиях:

7

орбиты у взрослых и детей
в норме, при заболеваниях
и/или патологических
состояниях
- Методика сбора анамнеза
и жалоб у пациентов (их
законных представителей) с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и/или
состояниями глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты
- Методы лабораторных и
инструментальных
исследований для
диагностики заболеваний
и/или состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты, медицинские
показания к их
проведению, правила
интерпретации результатов
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
классификация,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и/или
патологических состояний
глаза, его придаточного
аппарата и орбиты у
взрослых и детей
- Медицинские показания
для назначения и методы
подбора средств
оптической коррекции
аномалий рефракции
(простой и сложной
очковой, контактной)
пациентам, специальных
средств коррекции
слабовидения
- Принципы и методы
лазерного и хирургического
лечения заболеваний и/или
состояний глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты; показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные

- подбор очковой
коррекции зрения
(простой и сложной)
- подбор оптических
средств коррекции
слабовидения
- промывание
слезоотводящих путей
- зондирование слезных
канальцев, активация
слезных точек

- Манипуляции при
заболеваниях и/или
состояниях глаза, его
придаточного аппарата и
орбиты; показания и
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Осуществляет амбулаторный прием и
посещения на дому, оказывает неотложную
помощь, проводит комплекс профилактических,
лечебно-диагностических и реабилитационных
мероприятий, содействует в решении медикосоциальных проблем семьи.
2. Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
3.
Составляет
план
лабораторного,
инструментального
обследования.
Интерпретирует
результаты
лабораторных
анализов; лучевых, электрофизиологических и
других методов исследования; самостоятельно
проводит обследование, диагностику, лечение,
реабилитацию пациентов, при необходимости
организует дообследование, консультацию,
госпитализацию пациентов, в последующем
выполняет
назначения
и
осуществляет
дальнейшее
наблюдение
при
наиболее
распространенных заболеваниях

профилактику,
диагностику,
лечение
наиболее распространенных заболеваний и
реабилитацию пациентов;
принципы и методы профилактики и лечения
наиболее распространенных заболеваний

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
8

Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Физиология органа зрения.
Нарушения рефракции и
1
аккомодации, оптическая
коррекция зрения у детей
Косоглазие и амблиопия
2
Синдром красного глаза у детей
разного возраста
Ретинопатия недоношенных и
4
ретинобластома
Врожденная и приобретенная
5 патология хрусталика и
офтальмотонуса у детей
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
3

ИТОГО

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)

8

7

1

5

4

1

8

6

2

7

6

1

7

6

1

-

1

29

7

1
36

ПК-1
ПК-2

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1

1.1

Физиология органа зрения. Нарушения
рефракции и аккомодации, оптическая
коррекция зрения у детей
Зрительные функции и возрастная
9

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

8

7

1

1

1

-

(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

1.2
1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

2
2.1

2.2

2.3
3

3.1

3.2

3.3

3.4

динамика их развития
Физическая рефракция, свойства призм,
линз, их оптическая сила.
Клиническая рефракция глаза.
Клиническая характеристика эмметропии,
миопии, гиперметропии, астигматизма
Рефрактогенез, этиология, патогенез
миопии. Диагностика и лечение
прогрессирующей миопии у школьников.
Меры профилактики прогрессирующей
миопии, диспансеризация детей с
аномалиями рефракции
Аккомодация. Возрастные изменения.
Привычно-избыточное напряжение
аккомодации. Клиника, диагностика,
методы лечения
Спазм, паралич, слабость аккомодации у
детей. Клиника, диагностика, методы
лечения
Коррекция аномалий рефракции: подбор
адекватной очковой и контактной
коррекции. Аккомодационная астенопия
Косоглазие и амблиопия
Анатомическое строение и функции
глазодвигательного аппарата,
бинокулярное зрение
Содружественное и паралитическое
косоглазие. Атипичные формы
косоглазия. Патогенез, диагностика,
консервативные и хирургические методы
лечения
Амблиопия: этиология, патогенез,
диагностика и лечение
Синдром красного глаза у детей
разного возраста
Воспалительные заболевания век и
конъюнктивы: особенности клинического
течения заболеваний, их осложнения и
исходы, диагностика и тактика лечения
Конъюнктивиты у новорожденных,
этиология, клиника, диагностика,
лечение. Гонобленоррея, профилактика,
способы лечения, осложнения
Дакриоцистит у новорожденных детей,
консервативное лечение, показания и
сроки к хирургическому вмешательству.
Флегмона слезного мешка у
новорожденного ребенка, неотложная
помощь
Воспалительные заболевания роговицы:
этиология, патогенез, принципы
10

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

5

4

1

1

1

-

2

2

-

2

1

1

8

6

2

2

1

1

2

2

-

2

1

1

1

1

-

3.5
4
4.1

4.2

4.3

4.4
4.5
4.6

5

5.1

5.2

5.3

5.4
5.5

5.6

диагностики и тактика лечения
Иридоциклит: этиология, патогенез,
принципы диагностики и тактика лечения
Ретинопатия недоношенных и
ретинобластома
Ретинопатия недоношенных:
эпидемиология, патогенез, клинические
проявления и диагностика
Медикаментозная терапия активного
периода ретинопатии недоношенных.
Анти-VEGF препараты в лечении
ретинопатии недоношенных
Лазерная, криохирургия и
витреоретинальная хирургия активного
периода ретинопатии недоношенных
Тактика и современные методы лечения
рубцового периода ретинопатии
недоношенных
Ретинобластома: этиология,
эпидемиология, клиника и диагностика
Тактика лечения ретинобластомы в
зависимости от стадии, возможности
органосохраняющего лечения
Врожденная и приобретенная
патология хрусталика и
офтальмотонуса у детей
Врожденные аномалии величины, формы
и положения хрусталика:
микросферофакия, колобома, лентиконус,
дислокация, афакия. Принципы
диагностики и лечения
Общие заболевания организма,
сопровождающиеся патологией
хрусталика у детей: синдром Марфана,
синдром Маркезани, фенилкетонурия.
Врожденная катаракта: этиология,
патогенез, принципы диагностики и
лечения у детей различного возраста.
Виды врожденных катаракт.
Вторичная и осложненная катаракта у
детей: этиология, патогенез, диагностика,
принципы лечения
Афакия у детей, принципы коррекции.
Врожденная и вторичная глаукома,
офтальмогипертензия, гипотония
глазного яблока у детей. Принципы
хирургического и медикаментозного
лечения
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
11

1

1

-

7

6

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

7

6

1

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

-

1

Тестиров
ание

ИТОГО

36

29

7

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы детской офтальмологии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Бинокулярное зрение - это:
а) периферическое зрение
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

б)
в)
г)
д)

центральное зрение
восприятие окружающих предметов двумя глазами
восприятие окружающих предметов одним глазом
цветовое зрение

2. Центральная абсолютная или относительная скотома появляется при каких
случаях?
а) при очаговых поражениях роговицы и хрусталика
б) при очаговых поражениях сетчатки и зрительного нерва
в) при очаговых поражениях стекловидного тела
г) при очаговых поражениях оптических сред глаза
д) при очаговых поражениях сосудистого тракта
3. Появление мерцательной скотомы обозначает:
а) спазма сосудов радужки
б) спазма сосудов сетчатки
в) спазма сосудов конъюнктивы
г) спазма сосудов головного мозга
д) спазма сосудов цилиарного тела
4. При рассеянном склерозе первым проявлением может быть:
а) центральная скотома
б) нарушение цветового зрения
в) концентрическое сужение границ поля зрения
г) нарушение ощущения света
д) мерцательная скотома
5. Какая зрительная функция появляется раньше и исчезает позже?
а) бинокулярное зрение
б) острота зрения
в) ощущение света
г) цветоразличение
д) поле зрения
6. Среди слоев роговицы наибольшей регенераторной способностью обладает:
а) строма
б) боуменова оболочка
в) десцеметова оболочка
г) эпителий
д) эндотелий
7. Положение зубчатой линии соответствует:
а) экватору глаза
б) области диска зрительного нерва
в) зоне проекции лимба
г) меcту прикрепления сухожилий прямых мышц
д) зоне проекции цилиарного тела
8. Функциональным центром сетчатки является:
а) диск зрительного нерва
б) центральная ямка сетчатки
в) зона зубчатой линии
13

г) правильно а и в
д) правильно а и б
9. В пределах "мышечной воронки" находится:
а) зрительный нерв
б) глазничная артерия
в) глазодвигательный нерв
г) отводящий нерв
д) все перечисленное
10. Нормальное слезоотделение формируется у детей обычно к
а) 1 месяцу жизни
б) 2-3 месяцам жизни
в) 6 месяцам жизни
г) 1 году жизни
д) 2-3 году жизни
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Аветисов С.Э. Принципы коррекции аметропий после ранних операций при
врожденных катарактах. Зрительные функции и их коррекция у детей. - М.: Медицина,
2005.
2.
Азнабаев Б. М., Алимбекова 3. Ф., Мухамадеев Т. Р., Габбасов А. Р.
Лазерная сканирующая томография глаза: передний и задний сегмент. -М., 2008. -221 с.
3.
Акопян А. И. Дифференциально-диагностические критерии изменений
диска зрительного нерва при глаукоме и миопии. - М., 2008. -24 с.
4.
Анестезия в офтальмологии. Клинические и экспериментальные аспекты:
Руководство / Под ред. X. П. Тахчиди, С. Н. Сахнова, В. В. Мясниковой, П. А. ГаленкоЯрошевского. -М., 2007.
5.
Балашевич Л. И. Хирургическая коррекция аномалий рефракции и
аккомодации. - СПб., 2009. - 296 с.
6.
Бикбов М. М., Суркова В. К., Сережин И. Н., Алтынбаев У. Р.
Витреоретинальная хирургия при заболеваниях и травмах глаз. - Уфа, 2008. - 182 с.
7.
Боброва Н.Ф. Особенности хирургического лечения катаракты у детей.
Катаракта. - Киев: Книга плюс, 2002.
8.
Бржеский В. В., Сомов Ε. Е. Диагностика и лечение больных с синдромом
«сухого глаза»: Краткое руководство для врачей. - СПб., 2005. -20 с.
9.
Бровкина А. Ф. Болезни орбиты: Руководство для врачей. - М., 2008. - 256 с.
10.
Бровкина А.Ф. Офтальмоонкология: Руководство для врачей. - М.:
Медицина, 2002.
11.
Волков В. В. Глаукома при псевдонормальном давлении. - М.: Медицина,
2001. - 350 с.
12.
Гундорова Р. А., Степанов А. В., Курбанова Н. Ф. Современная
офтальмотравматология. - М., 2007. - 256 с.
14

13.
Гундорова Р. А., Иванов А. Н., Плетнев В. В. Медикаментозная терапия
сосудистых заболеваний глаза. - М., 2009. - 200 с.
14.
Гундорова Р. А., Нероев В. В., Кашников В. В. Травмы глаза. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2009.
15.
Густов А. В., Сигрианский К. И., Столярова Ж. П. Практическая
нейроофтальмология. - Нижний Новгород, 2000.
16.
Дембский Л. К., Сердюк С. А. Ширшова О. Н. и др. Компьютерная
офтальмоэргономика. - Симферополь, 2004.- 48 с.
17.
Дитмар С., Хольц Ф. Г. Флюоресцентная ангиография в офтальмологии:
Атлас: Пер. с англ. / Под ред. М. М. Шишкина, А. А. Казаряна. - М., 2011. - 208 с.
18.
Избранные лекции по детской офтальмологии / под ред. В.В. Нероева. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 184 с. - (Серия "Библиотека врача-специалиста").
19.
3ахаров В. Д. Витреоретинальная хирургия. - М., 2003. - 173 с.
20.
Евграфов В. Ю., Батманов Ю. Е. Катаракта. - М.: Медицина, 2005. - 365 с.
21.
Егоров В. В., Смолякова Г. П., Лузьянина В. В. Глаукома. - Хабаровск, 2005.
- 155 с.
22.
Ершова Р. В., Ионова Т. А. Семейно-наследственные дистрофии роговицы:
Учебное пособие. - СПб., 2005. -28 с.
23.
Жукова С. И., Щуко А. Г., Малышев В. В. Пигментная абиотрофия сетчатки
(Серия «Библиотека врача-специалиста: Офтальмология»). - М.: ГЭОТАРМедиа, 2010. 112 с.
24.
Кански Д. Клиническая офтальмология. Систематизированный подход: Пер.
с англ. / Под ред. В. П. Еричева. - 2-е изд. - М.: Логосфера, 2009. - 944 с.
25.
Катаргина Л. А., Хватова А. В. Эндогенные увеиты у детей и подростков. М.: Медицина, 2000. - 319 с.
26.
Катаргина Л. А., Архипова Л. Т. Увеиты: патогенетическая
иммуносупрессивная терапия. - М., 2004. -99 с.
27.
Кашников В. В. Контузионные изменения глазного дна. - Новосибирск,
2000. - 171 с.
28.
Кашников В. В. Контузионная травма глаза. - Новосибирск, 2007. - 192 с.
29.
Киваев Α. Α., Шапиро Е. И. Контактная коррекция зрения. -М., 2000. -224 с.
30.
Клиническая физиология зрения. / Под ред. А. М. Шамшиновой. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М., 2006. -956 с.
31.
Клинические рекомендации. Офтальмология / Под ред. Л. К. Мошетовой, А.
П. Нестерова, Е. А. Егорова. - М., 2006. - 237 с.
32.
Ковалевская М. Α., Майчук Д. Ю., Бржеский В. В. и др. Синдром «красного
глаза»: Практическое руководство для врачей-офтальмологов / Под ред. Д. Ю. Майчука. М., 2010. - 107 с.
33.
Копаева В. Г., Αндреев Ю. В. Лазерная экстракция катаракты. - М., 2011.262 с.
34.
Коровенков Р. И. Глазные симптомы, синдромы, болезни: Справочник. СПб.: Химиздат, 2001. - 462 с.
35.
Короев О. Α. Офтальмология: придаточные образования глаза. - Ростов н/Д,
2007. - 384 с.
15

36.
Крачмер Д., Пэлэй Д. Роговица: Атлас: Пер. с англ. / Под ред. Н. И.
Курышевой. - М., 2007. - 384 с.
37.
Крейссиг И. Минимальная хирургия отслойки сетчатки: Практическое
руководство. - М., 2005. - 356 с.
38.
Малиновский Г. Ф, Моторный В. В. Практическое руководство по лечению
заболеваний слезных органов. - Минск, 2000.
39.
Морозов В. И., Яковлев Α. Α. Фармакотерапия глазных болезней. -6-е изд.,
перераб. и доп. - М.: Медицина, 2009. - 512 с.
40.
Наследственные и врожденные заболевания сетчатки и зрительного нерва /
Под ред. А. М. Шамшиновой. -М.: Медицина, 2001. - 457 с.
41.
Нестеров Α. П. Глаукома. - М., 2008. - 360 с.
42.
Никифоров Α. С., Гусева М. Р. Нейроофтальмология (Серия «Библиотека
врача-специалиста: Офтальмология»). - М., 2008. - 624 с.
43.
Офтальмология: Национальное руководство / Под ред. С. Э. Аветисова идр.
- М., 2008. - 944 с.
44.
Паштаев Н. П. Хирургия подвывихнутого и вывихнутого в стекловидное
тело хрусталика. - Чебоксары, 2006. - 82 с.
45.
Пенн Р. Б. Окулопластика (Серия «Атласы по офтальмологии»): Пер. с англ.
Т. В. Бакаевой / Под ред. Я. О. Груши. -М., 2009. -288 с.
46.
Рапуано К. Дж., Хенг В. Д. Роговица (Серия «Атласы по офтальмологии»):
Пер. с англ. Ел. А. Каспаровой, Евг. А. Каспаровой / Под ред. А. А. Каспарова. -М., 2010. 320 с.
47.
Ри Д. Дж. Глаукома (Серия «Атласы по офтальмологии»): Пер. с англ. / Под
ред. С. Э. Аветисова, В. П. Еричева. -М., 2010. -472 с.
48.
Сенченко Н. Я., Щуко Α. Г., Малышев В. В. Увеиты (Серия «Библиотека
врача-специалиста: Офтальмология»). - М., 2010. - 144 с.
49.
Сомов Е. Е. Клиническая анатомия органа зрения человека. - М., 2005. - 136
с.
50.
Сомов Е. Е., Кутуков А. Ю. Тупые травмы органа зрения / Под ред. Е. Е.
Сомова. - М., 2009. - 104 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
16

11.
12.

Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».