ДПП ПК_Методы обследования в детской урологии и андрологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

10января 2022г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ УРОЛОГИИ И
АНДРОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Детская урология-андрология

Ессентуки-2022

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Методы обследования в детской урологии и андрологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Детская урология-андрология
4. Дополнительные специальности: Детская онкология, Детская хирургия,
Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия,
Радиология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение,
Ультразвуковая диагностика, Урология
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Методы обследования в детской урологии и андрологии», специальность «Детская
урология-андрология» разработана на основании следующих нормативно-правовых
актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 года
N4н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский уролог-андролог"
(зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2021 года, N63076);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N
134н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский хирург"
(зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50631);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года
N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 6 декабря 2018 года, N52902);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 02.06.2021 № 360н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-онколог" (зарегистрирован в Минюсте
России 29 июня 2021 года, N64005);
8.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N
160н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач-рентгенолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2019 года, N54376);
2

10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N
478н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач по рентгенэндоваскулярным
диагностике и лечению" (зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2020 года,
N59476);
11.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019г №161н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Врач
ультразвуковой
диагностики"(зарегистрирован в Минюсте России 15 апреля 2019 года, 54375);
12.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50632);
13.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
14.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
15.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
16.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
17.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Методы обследования в детской урологии и андрологии» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Детская
урология-андрология».
ДПП ПК «Методы обследования в детской урологии и андрологии» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Методы обследования в детской урологии и андрологии»
обусловлена высокой распространенностью заболеваний мочеполовой системы у детей на
3

территории Российской Федерации. За последние десятилетия появилось много новых
малоинвазивных и неинвазивных методов диагностик и лечения данной патологии,
которые продолжают совершенствоваться. Это требует постоянного обновления и
углубления знаний по данной тематике.
Целевая аудитория программы: врач-детский уролог-андролог, врач-детский
онколог, врач-детский хирург, врач-нефролог, врач общей практики (семейный врач),
врач-онколог,
врач-педиатр,
врач-радиолог,
врач-рентгенолог,
врач
по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врач ультразвуковой диагностики, врачуролог.
Цель ДПП ПК: совершенствование и систематизация имеющихся знаний, умений
и навыков в рамках имеющейся квалификации в области диагностики урологических и
андрологических заболеваний у детей.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить рентгенологические методы обследования почек и мочевых путей
(обзорная рентгенография почек и мочевых путей; экскреторная и инфузионная
урография; антеградная и ретроградная пиелография; компьютерная и магнитнорезонансная томография; цистография, уретрография);
 изучить эндоскопические методы исследования (малоинвазивные хирургические
вмешательства под ультразвуковым контролем: чрескожная пункционная антеградная
пиелография (АП), чрескожная пункционная нефростомия, чрескожная пункция кист
почки; пункционная биопсия почки, предстательной железы, органов мошонки;
чрескожное пункционное дренирование при гнойно-воспалительных процессах в
предстательной железе, семенных пузырьках, почке; пункционная цистостомия);
 изучить радиоизотопные методы исследования функций почек;
 изучить ультразвуковое исследование почек;
 изучить клинико-биохимические исследования крови и мочи при урологических
заболеваниях у детей, функциональные методы исследования почек (общий анализ крови,
мочи, проба Нечипоренко, проба Зимницкого; бактериологические методы исследования
мочи и крови);
 изучить исследование уровня половых гормонов, иммунологические исследования
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Методы обследования в
детской урологии и андрологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
7.

Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной

профессиональной
4

программы

повышения

квалификации «Методы обследования в детской урологии и андрологии» осуществляется
с привлечением высококвалифицированных специалистов из ВУЗов и НИИ, а также
организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8. Новые компетенции: нет
9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
5

направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по программам повышения квалификации,
размещенных на портале НМФО на 2022 год» от 10.01.2022г № 21011001.
15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2022
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=121

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Детская урология-андрология
Дополнительные специальности: Детская онкология, Детская хирургия,
Нефрология, Общая врачебная практика (семейная медицина), Онкология, Педиатрия,
6

Радиология, Рентгенология, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение,
Ультразвуковая диагностика, Урология.
Целевая аудитория программы: врач-детский уролог-андролог, врач-детский
онколог, врач-детский хирург, врач-нефролог, врач общей практики (семейный врач),
врач-онколог,
врач-педиатр,
врач-радиолог,
врач-рентгенолог,
врач
по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению, врач ультразвуковой диагностики, врачуролог.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Детская урология-андрология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский уролог-андролог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 года N4н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-детский уролог-андролог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8 Диагностика заболеваний и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и
половых органов у детей, установка диагноза»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной
специализированно
й медикосанитарной помощи
детям в
амбулаторных
условиях и в
условиях дневного
стационара по
профилю «детская
урологияандрология»

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Диагностика
заболеваний и (или)
состояний почек,
мочевыводящих
путей и половых
органов у детей,
установка диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Обосновывать и
планировать объем
инструментального
обследования детей с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
половых органов в
соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, на основе
клинических
рекомендаций, с учетом
стандартов медицинской
помощи
- Применять методы
осмотра и обследования
детей с заболеваниями и
(или) состояниями почек,
мочевыводящих путей и
половых органов с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей:
функциональные пробы
для мочевых и половых
органов, в том числе
кашлевую пробу при
недержании мочи у
девочек, пробу
Вальсальвы;
­ цистоскопию;

4
Методики осмотра и
обследования детей с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
половых органов:
­ цистоскопию;
­ уретероцистоскопию;
­ хромоцистоскопию;
- введение контрастного
вещества, а также
выполнение
функциональных (в том
числе диуретической пробы)
проб при выполнении
лучевых исследований
мочеполовой системы;
медицинские
вмешательства, в том числе
хирургические, на органах
мочеполовой системы
(биопсия, пункция) под
ультразвуковым контролем
и др.
Методы лабораторных и
инструментальных
обследований детей с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
половых органов:
ультразвуковое
исследование почек,

7

­ уретероцистоскопию;
­ хромоцистоскопию;
- введение контрастного
вещества, а также
выполнение
функциональных (в том
числе диуретической
пробы) проб при
выполнении лучевых
исследований
мочеполовой системы;
медицинские
вмешательства, в том
числе хирургические, на
органах мочеполовой
системы (биопсия,
пункция) под
ультразвуковым
контролем и др.

мочевыводящих путей,
мочевого пузыря (с
определением остаточной
мочи), уретры у детей и
органов мошонки у
мальчиков;
­ обзорная и внутривенная
урография;
­ компьютерная томография
почек и надпочечников;
­ компьютерная томография
верхних мочевыводящих
путей с внутривенным
болюсным
контрастированием;
­ контрастная цистография
или уретероцистография;
­ опорожняющая
цистоуретрография;
­ цистография;
­ уретроцистография и др.

В рамках дополнительной специальности «Детская хирургия» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский хирург», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N134н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-детский хирург"), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8, В/01.8 Проведение медицинского обследования детей в целях выявления
хирургических заболеваний, установление диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-детский хирург»
Трудовая функция
Наименование
Проведение медицинского
обследования детей в целях
выявления хирургических
заболеваний, установление
диагноза (ПК-1)

Трудовые действия

Код

А/01.8, ТД 1: Направление детей с хирургическими
В/01.8 заболеваниями на инструментальные исследования в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД
2:
Интерпретация
результатов
осмотров,
лабораторных и инструментальных исследований детей с
хирургическими заболеваниями

В рамках дополнительных специальностей «Детская онкология» и «Онкология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-онколог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 2 июня 2021 года N 360н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-онколог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
8

 «А/01.8, В/01.8 Диагностика в целях выявления онкологического заболевания, его
прогрессирования»
Профессиональный стандарт «Врач-онколог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Диагностика в целях
выявления
онкологического
заболевания, его
прогрессирования (ПК-1)

А/01.8, ТД 1: Направление пациентов с онкологическими
В/01.8 заболеваниями или с подозрением на онкологические
заболевания на инструментальное обследование и
лабораторные
исследования
(в
том
числе
морфологические,
иммуногистохимические,
иммунологические,
молекулярно-генетические
исследования) в соответствии с порядками оказания
медицинской помощи, на основе клинических
рекомендаций, с учетом стандартов медицинской
помощи, в том числе при организации и проведении
скрининга для выявления онкологических заболеваний
ТД 2: Интерпретация и анализ результатов осмотра,
физикального
обследования,
инструментальных
обследований и лабораторных исследований (в том
числе
морфологических,
иммуногистохимических,
иммунологических,
молекулярно-генетических
исследований)
пациентов
с
онкологическими
заболеваниями или с подозрением на онкологические
заболевания

В рамках дополнительной специальности «Нефрология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-нефролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-нефролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования пациентов, в том числе реципиентов
трансплантированной почки, в целях выявления заболеваний и (или) нарушений функции
почек и постановки диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-нефролог»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов, в том числе
реципиентов
трансплантированной почки, в
целях выявления заболеваний
и (или) нарушений функции
почек и постановки диагноза

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и
(или) нарушениями функции почек на лабораторные
исследования в соответствии с действующими
порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской
помощи, с учетом стандартов медицинской помощи
ТД 2: Направление пациента для оказания
специализированной медицинской помощи в
стационарных условиях или в условиях дневного
стационара при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской
помощи,
клиническими
9

рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Общая врачебная практика
(семейная медицина)» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных
компетенций
(на
основе
квалификационной
характеристики врача общей практики (семейного врача), утвержденной Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об утверждении Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям:
Квалификационная характеристика
Врач общей практики (семейный врач)
Должностные обязанности
Должен знать:
ПК 1 - Проводит осмотр и оценивает данные
физического исследования пациента.
- Составляет план лабораторного, инструментального
обследования.
– Интерпретирует результаты лабораторных анализов;
лучевых, электрофизиологических и других методов
исследования;
самостоятельно
проводит
обследование, диагностику, лечение, реабилитацию
пациентов,
при
необходимости
организует
дообследование,
консультацию, госпитализацию
пациентов, в последующем выполняет назначения и
осуществляет дальнейшее наблюдение при наиболее
распространенных заболеваниях.

- профилактику, диагностику, лечение
наиболее
распространенных
заболеваний
и
реабилитацию
пациентов,

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

ТД 1: Направление детей на лабораторное обследование
в соответствии с действующими клиническими
рекомендациями (протоколами лечения), порядками
оказания медицинской помощи и с учетом стандартов
медицинской
помощи;
при
необходимости
информирование родителей детей (их законных
представителей) и детей старше 15 лет о подготовке к
лабораторному и инструментальному обследованию
ТД 2: Направление детей на инструментальное
10

обследование в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи

В рамках дополнительных специальностей «Радиология» и «Рентгенология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-рентгенолог», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019 года N 160н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-рентгенолог"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8 Проведение рентгенологических исследований (в том числе компьютерных
томографических)
и
магнитно-резонансно-томографических
исследований
и
интерпретация их результатов»
Профессиональный стандарт «Врач-рентгенолог»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение
рентгенологических
исследований (в том числе
компьютерных
томографических) и
магнитно-резонанснотомографических
исследований и
интерпретация их
результатов (ПК-1)

А/01.8

ТД 1: Определение показаний к проведению
рентгенологического исследования (в том числе
компьютерного
томографического)
и
магнитнорезонансно-томографического
исследования
по
информации
от
пациента
и
имеющимся
анамнестическим, клиническим и лабораторным данным
ТД
2:
Обоснование
отказа
от
проведения
рентгенологического исследования (в том числе
компьютерного
томографического)
и
магнитнорезонансно-томографического
исследования,
информирование лечащего врача в случае превышения
соотношения риск (польза), фиксация мотивированного
отказа в медицинской документации
ТД 3: Выбор и составление плана рентгенологического
исследования
(в
том
числе
компьютерного
томографического)
и
магнитно-резонанснотомографического исследования в соответствии с
клинической задачей, с учетом диагностической
эффективности
исследования,
наличия
противопоказаний к его проведению

В
рамках
дополнительной
специальности
«Рентгенэндоваскулярные
диагностика и лечение» программа направлена на освоение (совершенствование)
следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач по
рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N 478н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и
лечению"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/03.8 Оказание специализированной медицинской помощи с применением
рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения пациентам с гинекологическими
заболеваниями и (или) состояниями, заболеваниями и (или) состояниями почек,
мочевыводящих путей, мужских половых органов»
11

Профессиональный стандарт «Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Оказание
специализированной
медицинской помощи с
применением
рентгенэндоваскулярных
методов диагностики и
лечения пациентам с
гинекологическими
заболеваниями и (или)
состояниями,
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей,
мужских половых органов
(ПК-1)

А/03.8

ТД 1: Оказание специализированной медицинской
помощи с применением рентгенэндоваскулярных
методов диагностики и лечения пациентам с
гинекологическими заболеваниями и (или) состояниями,
заболеваниями
и
(или)
состояниями
почек,
мочевыводящих путей, мужских половых органов
ТД 2: Оценка результатов проведения диагностических и
(или) лечебных рентгенэндоваскулярных вмешательств у
пациентов с подозрением на гинекологические
заболевания и (или) состояния, заболевания и (или)
состояния почек, мочевыводящих путей, мужских
половых органов (с гинекологическими заболеваниями и
(или) состояниями, заболеваниями и (или) состояниями
почек, мочевыводящих путей, мужских половых
органов)

В рамках дополнительной специальности «Ультразвуковая диагностика»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач ультразвуковой диагностики»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 марта 2019г
№161н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач ультразвуковой
диагностики"»), которые соответствуют трудовым функциям:
- «А/01.8 Проведение ультразвуковых исследований и интерпретация их
результатов»
Профессиональный стандарт «Врач ультразвуковой диагностики»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение ультразвуковых
исследований и
интерпретация их
результатов (ПК-1)

А/01.8

Трудовые действия
ТД 1: Проведение ультразвуковых исследований у
пациентов различного возраста (включая беременных
женщин)
методами
серошкальной
эхографии,
доплерографии с качественным и количественным
анализом, 3D(4D)-эхографии
ТД 2: Анализ и интерпретация результатов
ультразвуковых исследований

В рамках дополнительной специальности «Урология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-уролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-уролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
12

- «А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, установление
диагноза»
Профессиональный стандарт «Врач-уролог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
установление диагноза
(ПК-1)

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД 1: Направление пациентов с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских
половых органов на лабораторные и инструментальные
обследования в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения)
по вопросам оказания медицинской помощи,
порядками оказания медицинской помощи, с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 2: Обоснование направления пациентов с
заболеваниями
и
(или)
состояниями
почек,
мочевыводящих путей и мужских половых органов на
консультацию к врачам-специалистам в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
порядками
оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ УРОЛОГИИ И АНДРОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекц
ия
п/п

Наименование модулей

1 Рентгенологические методы
обследования почек и мочевых путей
2 Эндоскопические методы
исследования
3 Радиоизотопные методы
исследования функций почек

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

11

10

1

7

6

1

4

3

1

13

ПК-1
ПК-1
ПК-1

4 Ультразвуковое исследование почек
Клинико-биохимические
исследования крови и мочи при
5 урологических заболеваниях у детей.
Функциональные методы
исследования почек
Исследование уровня половых
6 гормонов, иммунологические
исследования
Итоговая
аттестация
(итоговое
тестирование)
ИТОГО

5

4

1

ПК-1

5

4

1

ПК-1

3

2

1

ПК-1

1
36

29

Тестиров
ание

1
7

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ УРОЛОГИИ И АНДРОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

11

10

1

2

2

-

1.2

Рентгенологические методы
обследования почек и мочевых путей
Обзорная рентгенография почек и
мочевых путей
Экскреторная и инфузионная урография

2

2

-

1.3

Антеградная и ретроградная пиелография

2

2

-

1.4

Компьютерная и магнитно-резонансная
томография
Цистография, уретрография

3

2

1

2

2

-

Эндоскопические методы исследования

7

6

1

2

1

1

2.2

Чрескожная пункционная антеградная
пиелография (АП)
Чрескожная пункционная нефростомия

1

1

-

2.3

Чрескожная пункция кист почки

1

1

-

2.4

Пункционная биопсия почки,
предстательной железы, органов

1

1

-

п/п

1
1.1

1.5
2
2.1

14

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.5
2.6
3
3.1
4
4.1
5

5.1
5.2
6
6.1

мошонки
Чрескожное пункционное дренирование
при гнойно-воспалительных процессах в
предстательной железе, семенных
пузырьках, почке
Пункционная цистостомия

1

1

-

1

1

-

Радиоизотопные методы исследования
функций почек
Радиоизотопные методы исследования
функций почек
Ультразвуковое исследование почек

4

3

1

4

3

1

5

4

1

Ультразвуковое исследование почек

5

4

1

5

4

1

2

2

-

3

2

1

3

2

1

2

2

1

1

-

1

36

29

7

Клинико-биохимические исследования
крови и мочи при урологических
заболеваниях у детей. Функциональные
методы исследования почек
Общий анализ крови, мочи, проба
Нечипоренко, проба Зимницкого
Бактериологические методы
исследования мочи и крови
Исследование уровня половых
гормонов, иммунологические
исследования
Исследование уровня половых гормонов,
иммунологические исследования
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ДЕТСКОЙ УРОЛОГИИ И АНДРОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Методы обследования в детской урологии и андрологии»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

15

образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными
материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
варикоцеле:
а)
б)
в)
г)
д)
2.

Назовите диагностическое оперативное вмешательство при рецидиве
Урофлоуметрия
Динамическая кавернозография
Тестикулофлебография
Уретрография
Сцинтиграфия почек

Назовите один из методов диагностики инфравезикальной обструкции:
а) Исследование эякулята.
б) УЗ-допплерография.
в) Урофлоуметрия.
г) Реофаллография.
д) Исследование гонадотропинов крови.

3.
Какой метод исследования артериальной системы полового члена является
неинвазивным?
а) Динамическая кавернозография.
б) Цистоманометрия.
в) Селективная ангиография.
г) УЗ-допплерография.
д) Электромиография бульбокавернозного рефлекса.
4.

Динамическая кавернозография производится для оценки:
а) Внутрипузырного давления.
б) Состояния артериальной системы.
16

в) Нервной регуляции половой системы.
г) Состояния венозной системы.
д) Гормонального фона пациента.
5.
С какого визуализирующего метода необходимо начинать обследование
пациента с подозрением на почечную патологию:
а) Экскреторная урография
б) УЗИ брюшной полости и почек
в) Нефросцинтиграфия
г) Ренография
д) Компьютерная томография
6.
При учащенном, болезненном
обследование начать с:
а) Цистоскопии
б) Внутривенной урографии
в) УЗИ почек, анализа мочи
г) Изотопной нефросцинтиграфии
д) Цистографии
7.
рефлюксе?
а)
б)
в)
г)
д)

мочеиспускании

и

макрогематурии

Какой из методов наиболее информативен при пузырно-мочеточниковом
Эхография
Микционная цистография
Определение артериального давления
Функции почек
Внутривенная урография

8. Ультразвуковые признаки простой кисты почки
а) объемное образование округлой формы
б) объемное образование округлой формы гипоэхогенной структуры
в) солидное (тканевое) образование округлой формы
г) солидное образование округлой формы с ровными контурами
д) объемное образование округлой формы, гипоэхогенной структуры с феноменом
дистального усиления эхосигнала
9. Ультразвуковые признаки рака почки
а) объемное образование округлой формы
б) объемное образование овоидной формы
в) тонкостенное объемное образование
г) объемное образование округлой формы солидной эхоструктуры
д) гипоэхогенное объемное образование с капсулой 2-3 мм
10. Средний размер семенного пузырька при ультразвуковом сканировании
составляет
а) 6ґ2 см
б) 3,5ґ1,0 см
в) 2ґ1,5 см
г) 4ґ2 см
д) 5ґ3 см

17

IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Детская урология-андрология: учебное пособие. Разин М.П., Галкин В.Н.,
Сухих Н.К. 2011.- 128 с.
2.
Урология: учебник для студентов учреждений высшего профессионального
образования, обучающихся по специальности 060101.65 "Лечебное дело" по дисциплине
"Урология" / [Д. Ю. Пушкарь и др.]; по ред. Д. Ю. Пушкаря. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 384 с.
3.
Урология. От симптомов к диагнозу и лечению. Иллюстрированное
руководство: учеб. пособие / под ред. П. В. Глыбочко, Ю. Г. Аляева, Н. А. Григорьева. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 148 с.: ил.
4.
Урология: учебник. Лопаткин Н.А., Камалов А.А., Аполихин О.И. и др. /
Под ред. Н.А. Лопаткина. 7-е изд., перераб. и доп. 2011.- 816 с.: ил.
5.
Урология: учебник/Под ред. С.Х. Аль-Шукри, В.Н. Ткачука. 2012. - 480 с.:
ил.
6.
Урология: учебник / под ред. П. В. Глыбочко, Ю. Г. Аляева. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.: ил.
7.
Урология. Иллюстрированный практикум: учебное пособие / Под ред. Ю.Г.
Аляева, Н.А. Григорьева. 2011. - 96 с.: ил.
8.
Урология: учебник / Б. К. Комяков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 464 с.: ил.
9.
Функциональная урология и уродинамика / Д. Ю. Пушкарь, Г. Н. Касян [и
др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 376 с.: ил.
10.
Атлас по детской урологии: учебное пособие. Куликова Т.Н., Глыбочко
П.В., Морозов Д.А., Приезжева В.Н. Дерюгина Л.А., Долгов Б.В. 2009. - 160 с.: ил.
11.
Блют Э.И., Бенсон К.Б., Раллс Ф.У., Сигел М.Д. Ультразвуковая
диагностика. Практическое решение клинических проблем. Том 2. УЗИ мужских половых
органов. УЗИ в гинекологии. -Мед.лит., Москва, 2010.
12.
Зубарев, А.В. Ультразвуковая диагностика заболеваний наружных половых
органов у мужчин/А.В. Зубарев. –М.: Видар, 1999.
13.
Шмидт Г. Дифференциальная диагностика при ультразвуковых
исследованиях: научное издание / Г. Шмидт; пер. с англ. В. А. Сандрикова. - М.:
МЕДпресс-информ, 2014. - 816 с.: ил.
14.
Практическое руководство по ультразвуковой диагностике. Общая
ультразвуковая диагностика. Изд. 3-е, переработанное и дополненное, под ред.: Митькова
В. В, 2019г
15.
Эхография в диагностике заболеваний внутренних и поверхностно
расположенных органов: М. Г. Тухбатуллин [и др.]; Казан. гос. мед. акад. - Казань:
Медицинская книга, 2016. - 208 с
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
http://www.rosmedlib.ru

медицинская
18

библиотека

"Консультант

врача":

2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

19


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».