ДПП ПК_Антропонозы (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15сентября 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АНТРОПОНОЗЫ»
36 ак.ч.
Специальность: Инфекционные болезни

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Антропонозы»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Инфекционные болезни
4. Дополнительные специальности: Терапия, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Педиатрия
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в
интернатуре/ординатуре по специальности "Инфекционные болезни" и профессиональной
переподготовкой по специальности "Инфекционные болезни" при наличии подготовки в
интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: "Общая врачебная практика
(семейная медицина)", "Педиатрия", "Терапия", "Фтизиатрия".
Должности:
Врач-инфекционист;
заведующий
(начальник)
структурного
подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской
организации – врач-инфекционист; врач приемного отделения (в специализированной
медицинской организации или при наличии в медицинской организации
соответствующего специализированного структурного подразделения).
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Антропонозы», специальность «Инфекционные болезни» разработана на основании
следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N135н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-инфекционист"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50593);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
2

7.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
9.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
10.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП
ПК)
«Антропонозы» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по
основной специальности «Инфекционные болезни».
ДПП ПК «Антропонозы» разработана Автономной некоммерческой организацией
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Антропонозы» обусловлена тем, что инфекционные
болезни в XXI в. все еще остаются одной из важнейших проблем здравоохранения во всем
мире. По данным ВОЗ, ежегодно инфекционными заболеваниями болеют 2 млрд человек,
из них 17 млн умирают. Ежедневно в мире 50 тыс. летальных исходов обусловлены
инфекционными болезнями, которые по-прежнему остаются ведущей причиной
смертности и первой причиной преждевременной смертности.
Изменению клинико-эпидемиологических особенностей хорошо известных
инфекций и возникновению новых инфекций способствует множество факторов как
биологического, так и социально-экономического характера. В результате хозяйственной
деятельности человека, урбанизации, развития новых технологий в медицине и пищевой
промышленности, сельском хозяйстве произошло расширение ареала многих природных
3

очагов, формирование техногенных очагов сапронозов и инфекций, вызываемых условнопатогенными возбудителями.
Целевая аудитория программы: врач-инфекционист, врач-терапевт, врач общей
практики, врач-педиатр.
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
в области эпидемиологии, патогенеза, диагностики и лечения антропонозных инфекций,
передающихся фекально-оральным и аэрозольным путем.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить эпидемиологию, патогенез, диагностику и лечение антропонозных
инфекционных болезней с фекально-оральным механизмом передачи (брюшной тиф,
паратифы А и B, эшерихиозы, холера, вирусные гепатиты, ротавирусный гастроэнтерит,
энтеровирусные инфекции, полиомиелит);
 изучить эпидемиологию, патогенез, диагностику и лечение антропонозных
инфекционных болезней с аэрозольным механизмом передачи (дифтерия, коклюш,
менингококковая инфекция, грипп, парагрипп, аденовирусная, респираторносинцитиальная вирусная и риновирусная инфекции).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Антропонозы»
предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых и презентационных материалов);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных
средств);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если
даны верные ответы на более чем 70% вопросов)
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации
«Антропонозы»
осуществляется
с
привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля),
привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен
договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за
организацию и осуществление образовательной деятельности.
8.

9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет

4

11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным
образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации;
 проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов
обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов итоговой аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно
учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также
содержит дополнительный материал.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
5

электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=102
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Инфекционные болезни
Дополнительные специальности: Терапия, Общая врачебная практика (семейная
медицина), Педиатрия
Целевая аудитория программы: врач-инфекционист, врач-терапевт, врач общей
практики, врач-педиатр.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Инфекционные болезни» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-инфекционист», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N135н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-инфекционист"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и
(или) состояниями с целью установления диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности»
6

Вид деятельности

1
ВД1: Оказание
медицинской помощи
пациентам
с
инфекционными
заболеваниями
и(или) состояниями

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с целью
установления диагноза
(ПК-1)

Назначение лечения
пациентам с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль
его эффективности и
безопасности (ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Пользоваться методами
осмотра и обследования
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями с учетом
возрастных анатомофункциональных
особенностей
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

4
- Этиология,
эпидемиология и
патогенез инфекционных
заболеваний
- Современные
классификации,
клиническая
симптоматика
инфекционных
заболеваний
- Методы диагностики
инфекционных
заболеваний
- Симптомы, особенности
течения и возможные
осложнения у пациентов
при инфекционных
заболевания и (или)
состояниях
- Клинические проявления
состояний, требующих
оказания медицинской
помощи в неотложной
форме пациентам с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями
- Методы лечения
пациентов при
инфекционных
заболеваниях и (или)
состояниях в соответствии
с действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизмы действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, применяемых
при инфекционных
заболевания и (или)
состояниях; медицинские
показания и медицинские
противопоказания к
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные

- Разрабатывать план
лечения пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
лекарственные препараты
и медицинские изделия
пациентам с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями

7

(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных
препаратов и (или)
медицинских изделий
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности
использования
лекарственных
препаратов и
медицинских изделий для
пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями

- Методы обеспечения
приверженности к
лечению пациентов с
инфекционными
заболеваниями и (или)
состояниями
- Принципы и методы
оказания медицинской
помощи в неотложной
форме пациентам при
инфекционных
заболеваниях и (или)
состояниях, в том числе в
чрезвычайных ситуациях,
в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Терапия» и «Общая врачебная
практика
(семейная
медицина)»
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
 «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
(ПК-1)

А/02.7

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности

А/03.7

ТД 1: Проведение полного физикального обследования
пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 2: Формулирование предварительного диагноза и
составление плана лабораторных и инструментальных
обследований пациента
ТД 3: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
8

медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения

(ПК-2)

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
 «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-педиатр»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АНТРОПОНОЗЫ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
9

п/п

Наименование модулей

Болезни с фекально-оральным
механизмом передачи
Болезни с аэрозольным механизмом
2
передачи
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
1

ИТОГО

Самост Формиру Форма
Лекция
емые контроля
работа
компетен
Объем,
(в
т.ч
ции
ак.ч.
консуль
тации)
17

14

3

18

15

3

-

1

29

7

1
36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АНТРОПОНОЗЫ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Общее
кол-во
часов

Лекция

17

14

3

1.1

Болезни с фекально-оральным
механизмом передачи
Брюшной тиф

3

2

1

1.2

Паратифы А и B

2

2

-

1.3

Эшерихиозы

2

2

-

1.4

Холера

2

2

-

1.5

Вирусные гепатиты

3

2

1

1.6

Ротавирусный гастроэнтерит

2

1

1

1.7

Энтеровирусные инфекции

1

1

-

1.8

Полиомиелит

2

2

-

Болезни с аэрозольным механизмом
передачи

18

15

3

п/п

1

2

Наименование модулей, разделов и
тем

10

Самост
работа
(в т.ч
консуль
тации)

Форма
контроля

2.1

Дифтерия

3

2

1

2.2

Коклюш

2

2

-

2.3

Менингококковая инфекция

3

2

1

2.4

Грипп

3

2

1

2.5

Парагрипп

2

2

-

2.6

Аденовирусная инфекция

2

2

-

2.7

Респираторно-синцитиальная вирусная
инфекция
Риновирусная инфекция

2

2

-

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

29

7

2.8

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АНТРОПОНОЗЫ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Антропонозы» Автономная некоммерческая организация
дополнительного
профессионального
образования
«Международный
институт
современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО
ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся
не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с
преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы
разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт
работы по профилю ДПП ПК.
VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

11

15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно,
если даны верные ответы на более чем 70% вопросов.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. Характерный симптом катарального периода коклюша:
а) сухой, непродуктивный кашель без патологии органов дыхания.
б) высокая лихорадка.
в) ринит, фарингит.
г) очаговая пневмония.
д) выраженные симптомы интоксикации ЦНС.
2. Характерные патоморфологические изменения при брюшном тифе:
а) серозно-геморрагическое воспаление в тонком кишечнике
б) язвенно-некротической процесс в тонком кишечнике
в) сегментарная флегмона тонкой кишки
г) язвенный процесс в толстом кишечнике
д) тотальный язвенный процесс в кишечнике
3. При пальпации живота у больных брюшным тифом выявляются:
а) болезненность в илеоцекальной области
б) спазм кишечника
в) мышечный дефанс
г) напряжение брюшной стенки
д) болезненность в левой подвздошной области
4. Симптомы "тифозного статуса" у больных брюшным тифом все, кроме:
а) заторможенность
б) возбуждение
в) бессонница
г) бред
д) галлюцинации
5. При осмотре больных брюшным тифом выявляются:
а) гиперемия лица, инъекция сосудов склер,
б) бледность кожных покровов, одутловатость лица.
в) гиперемия лица, конъюнктивит.
г) бледность кожных покровов, лимфаденопатия.
д) бледность кожных покровов, цианоз, акроцианоз.
6. Основной клинический симптом гриппа:
а) нормальная температура тела.
б) гипертония.
12

в) герпетическая сыпь.
г) тахикардия.
д) кашель грубый, надсадный, мучительный.
7. Возбудители дифтерии относятся к роду:
а) нейсерий.
б) каринобактерий.
в) кампилобактерий.
г) стрептококков.
д) кишечных бактерий.
8. Возбудители дифтерии являются:
а) спорообразующими и грамотрицательными.
б) грамотрицательными и не спорообразующими.
в) не спорообразующими и грамположительными.
г) грамположительными и спорообразующими.
д) грамположительными.
9. Дифтерийные микроорганизмы на объектах внешней среды:
а) неустойчивы.
б) мало устойчивы.
в) значительно устойчивы.
г) чувствительны к УФО.
д) высокочувствительны к хлорсодержащим дезинфектантам.
10. Самое частое осложнение при менингококковом менингите:
а) острая печеночная энцефалопатия.
б) острая почечная недостаточность.
в) отек-набухание головного мозга.
г) токсико-инфекционный шок.
д) ДВС-синдром.
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И. и др. Инфекционные болезни и
эпидемиология: Учебник. - 3-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
2.
Брико Н.И., Зуева Л.П., Покровский В.И. и др. Эпидемиология: Учебник: В
2 т. - М.: ИА, 2013.
3.
Общая эпидемиология с основами доказательной медицины: руководство к
практическим занятиям / Под общ. ред. В.И. Покровского, Н.И. Брико. - 2-е изд. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2012.
4.
Шкарин В.В. Дезинфекция. Дезинсекция. Дератизация: Руководство для
студентов медицинских вузов и врачей. - Н. Новгород: изд-во Нижегородской
государственной медицинской академии, 2006. - 580 с.
5.
Международные медико-санитарные правила (2005). - 2-е изд. - Всемирная
организация здравоохранения (Швейцария), 2008. - 82 с.
6.
Инфекционные болезни у детей: учебник / В. Ф. Учайкин, О. В. Шамшева. 13

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 800 с.: ил.
7.
Детские инфекции. Пути распространения, клинические проявления, меры
профилактики: Электронное издание / Емельянова Г.А., Мякенькая Т.С. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2009
8.
Инфекционные болезни: учебник / под ред. акад. РАМН Н. Д. Ющука, проф.
Ю. Я. Венгерова. 2-е изд. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011
9.
Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. – М.:
Медицина, 2007
10.
Инфекционные болезни: национальное руководство /Под ред. Н.Д. Ющука,
Ю.Я. Венгерова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 – 1056 с.
11.
Инфекционные и паразитарные болезни развивающихся стран: учебник /
под ред. Н. Б. Чебышева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008
12.
Атлас инфекционных болезней / под ред. В. И. Лучшева, С. Н. Жарова, В. В.
Никифорова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 – 224 с.
13.
Инфекционные болезни. Атлас: руководство. Учайкин В.Ф., Харламова
Ф.С., Шамшева О.В., Полеско И.В. – Москва, 2010 – 384 с.
14.
Инфекционные болезни: учебник / Ющук Н. Д., Астафьева Н. В., Кареткина
Г. Н. – М.: ОАО "Издательство "Медицина", 2007 – 304 с.
15.
Тропические болезни и медицина болезней путешественников / А.М.
Бронштейн. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 – 528 с.
16.
Эпидемиология инфекционных болезней: учебное пособие / Н.Д. Ющук [и
др.]. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 – 496 с.
Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача":
http://www.rosmedlib.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
студента":
http://www.studmedlib.ru
3.
Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru
4.
Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru
5.
Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru
6.
Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru
7.
Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru
8.
Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн:
https://biblioclub.ru
9.
Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com
10.
Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru
11.
Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru
12.
Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru

14


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».