Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15сентября 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ» 36 ак.ч. Специальность: Функциональная диагностика Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы подростковой медицины» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Функциональная диагностика 4. Дополнительные специальности: Детская кардиология, Педиатрия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы подростковой медицины», специальность «Функциональная диагностика» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной диагностики" (зарегистрирован в Минюсте России 8 апреля 2019 года, N54300); 5. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог" (зарегистрирован в Минюсте 8 апреля 2019 года, N50592); 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N 306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397); 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения 2 по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы подростковой медицины» является нормативнометодическим документом, регламентирующим содержание и организационнометодические формы обучения по основной специальности «Функциональная диагностика». ДПП ПК «Актуальные вопросы подростковой медицины» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы подростковой медицины» обусловлена тем, что сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются ведущей причиной смерти в России и многих развитых и развивающихся странах. В настоящее время нарушения сердечного ритма (НРС) и проводимости вышли на одно из первых мест в структуре сердечно-сосудистой патологии у детей. Частота встречаемости тяжелых форм аритмий достигает 1:5000 детского населения, а жизнеугрожающих аритмий – 1:7000. По данным холтеровского мониторирования, от 50 до 90% условно-здоровых детей имеют те или иные нарушения сердечного ритма. АГ встречается у 40% взрослого населения. При этом у 18,5% мужчин и 30,4% женщин, страдающих АГ, отмечалось повышенное АД в детском или подростковом возрасте. В последнее десятилетие благодаря значительному совершенствованию методов диагностики, внедрению новых методов лечения были достигнуты значительные успехи в лечении сердечно-сосудистой патологии детского возраста, что требует постоянного обновления и углубления знаний по данной тематике. Целевая аудитория программы: врач функциональной диагностики, врачдетский кардиолог, врач-педиатр. Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний и умений врача-специалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации, в области подростковой и спортивной медицины, методов исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у детей подросткового возраста. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить анатомо-физиологические, психофизиологические и социальные 3 особенности детей подросткового возраста; изучить медико-социальные аспекты охраны здоровья подростков на современном этапе; изучить причины и вопросы профилактики внезапной смерти при занятиях спортом; изучить вопросы спортивной кардиологии у подростков (физиологическое и патологическое спортивное сердце); изучить методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у подростков (особенности функциональной диагностики в спорте, электрокардиография в системе медицинских обследований подростков, нарушения ритма сердца у подростков при холтеровском мониторировании); изучить вопросы диспансеризации и реабилитации подростков с хронической патологией, Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы подростковой медицины» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых и презентационных материалов); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов) Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы подростковой медицины» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), привлекаемых из других ВУЗов и НИИ, а также из организаций, с которыми заключен договор о сетевом взаимодействии. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК, который несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 4 Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов итоговой аттестации; проведение всех видов занятий, процедур независимой оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов итоговой аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал собран таким образом, чтобы достичь планируемых результатов обучения согласно учебному плану, представлен в лекционном и презентационном формате, а также содержит дополнительный материал. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 5 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 5000 руб. 5000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2021 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=99 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Функциональная диагностика Дополнительные специальности: Детская кардиология, Педиатрия Целевая аудитория программы: врач функциональной диагностики, врачдетский кардиолог, врач-педиатр. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Функциональная диагностика» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач функциональной диагностики», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 11 марта 2019 года N138н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач функциональной диагностики"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.8 Проведение исследований и оценка состояния функции сердечнососудистой системы» Вид деятельности Профессиональные компетенции (имеющиеся) Должен уметь 6 Должен знать 1 ВД 1: Проведение функциональной диагностики состояния органов и систем организма человека 2 Проведение исследований и оценка состояния функции сердечнососудистой системы (ПК-1) 3 - Собирать жалобы, анамнез жизни и заболевания у пациента с заболеваниями сердечнососудистой системы (его законных представителей), анализировать информацию - Проводить исследования: ЭКГ с регистрацией основных и дополнительных отведений, ЭКГ при наличии имплантированных антиаритмических устройств, длительное мониторирование ЭКГ по Холтеру, длительное мониторирование артериального давления, полифункциональное (кардиореспираторное) мониторирование, эхокардиографию (трансторакальную, чреспищеводную, нагрузочную), наружную кардиотокографию плода, ультразвуковое исследование сосудов; оценивать эластические свойства сосудистой стенки - Анализировать полученные результаты, оформлять заключение по результатам исследования 4 - Нормальная анатомия, нормальная физиология человека, патологическая анатомия и патологическая физиология сердца и сосудов, гендерные и возрастные особенности анатомии и физиологии, особенности анатомии и физиологии у лиц разного возраста, в том числе у детей - Основные клинические проявления заболеваний сердечно-сосудистой системы -Принципы формирования нормальной электрокардиограммы, особенности формирования зубцов и интервалов, их нормальные величины; варианты нормальной электрокардиограммы у лиц разного возраста, в том числе у детей -Электрокардиографические изменения при заболеваниях сердца; варианты электрокардиографических нарушений; методика анализа электрокардиограммы и оформления заключения В рамках дополнительной специальности «Детская кардиология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский кардиолог», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года N139н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский кардиолог"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/01.8. Проведение обследования детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы с целью постановки диагноза» «А/03.8. Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации ребенка-инвалида» Профессиональный стандарт «Врач-детский кардиолог» Трудовая функция Наименование Трудовые действия Код 7 Проведение обследования детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы с целью постановки диагноза А/01.8 ТД 1: Осмотр детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы ТД 2: Формулирование предварительного диагноза и составление плана лабораторного и инструментального обследования детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи Реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации ребенка-инвалида А/03.8 ТД 1: Определение медицинских показаний для проведения мероприятий по медицинской реабилитации детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации детей-инвалидов, в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 2: Составление плана мероприятий по медицинской реабилитации и абилитации детей-инвалидов при заболеваниях и (или) состояниях сердечно-сосудистой системы в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи ТД 3: Проведение медицинской реабилитации детей при заболеваниях и (или) состояниях сердечнососудистой системы, в том числе при реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза» «А/03.7. Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей» Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый» Трудовая функция Трудовые действия Наименование Код Обследование детей с целью А/01.7 ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка ТД 2: Направление детей на консультацию к врачам8 установления диагноза (ПК-1) Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей (ПК-2) А/03.7 специалистам в соответствии с действующими клиническими рекомендациями (протоколами лечения), порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с другими болезнями и постановка диагноза в соответствии с действующей Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем ТД 1: Контроль выполнения медицинских мероприятий по реабилитации длительно и часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями ТД 2: Выбор врачей-специалистов, участвующих в проведении реабилитационных мероприятий среди длительно и часто болеющих детей и детей с хроническими заболеваниями III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Общие вопросы подростковой медицины Актуальные аспекты состояния 2 здоровья подростков 3 Внезапная смерть в спорте 1 Спортивная кардиология у подростков Методы исследования функционального состояния 5 сердечно-сосудистой системы у подростков Диспансеризация и реабилитация 6 подростков 4 Итоговая тестирование) аттестация ИТОГО (итоговое Объем, ак.ч. Самост Формиру Форма емые контроля работа компетен ции (в т.ч консульт ации) ПК-1 6 5 1 5 4 1 5 4 1 ПК-1 5 4 1 ПК-1 8 7 1 ПК-1 6 5 1 - 1 36 9 29 1 7 ПК-1 ПК-1 Тестирова ние IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 5 Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекция Общие вопросы подростковой медицины Анатомо-физиологические особенности подростков Психофизиологические и социальные особенности детей подросткового возраста Задачи подростковой медицины в современном обществе Актуальные аспекты состояния здоровья подростков Состояние здоровья подростков на современном этапе Медико-социальные аспекты охраны здоровья подростков в современных условиях Внезапная смерть в спорте 6 5 1 2 2 - 2 2 - 2 1 1 5 4 1 2 2 - 3 2 1 5 4 1 Причины внезапной смерти при занятиях спортом Профилактика внезапной смерти при занятиях спортом Спортивная кардиология у подростков Физиологическое спортивное сердце Патологическое спортивное сердце Методы исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы у подростков 2 2 - 3 2 1 5 4 1 2 2 - 3 2 1 8 7 1 10 Самост работа (в т.ч консуль тации) Форма контроля 5.1 5.2 5.3 6 6.1 6.2 Особенности функциональной диагностики в спорте Электрокардиография в системе медицинских обследований подростков Нарушения ритма сердца у подростков при холтеровском мониторировании Диспансеризация и реабилитация подростков Организация диспансерного наблюдения подростков с хронической патологией Система реабилитационных мероприятий детям подросткового возраста Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 3 3 - 3 2 1 2 2 - 6 5 1 3 3 - 3 2 1 1 - 1 ИТОГО 36 27 9 Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы подростковой медицины» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с учебными материалами, но и взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации a) b) c) d) e) 1. Наиболее частые проявления аортального стеноза: одышка при физической нагрузке ангинальные боли обмороки систолический шум во втором межреберье справа от грудины и в точке Боткина все вышеперечисленное 2. Для органической недостаточности трехстворчатого клапана характерно все перечисленное, кроме a) систолического шума над мечевидным отростком b) ритма "перепела" c) положительного венного пульса d) гипертрофии правых отделов сердца e) симптома Плеша 3. Определяемый с детства грубый систолодиастолический шум во III-IV межреберье слева наиболее характерен a) для митрального порока сердца b) для дефекта межжелудочковой перегородки c) для открытого артериального протока d) для коарктации аорты e) для функциональных состояний гемодинамики детского возраста 4. Большое пульсовое давление, двойной тон Траубе и шум Дюрозье на сосудах, быстрый и высокий пульс, покачивание головы характерны: a) для митрального порока сердца b) для стеноза устья аорты c) для недостаточности аортального клапана d) для порока трехстворчатого клапана e) для врожденных пороков сердца 5. В дифференциальной диагностике болезни Иценко-Кушинга и синдрома Иценко - Кушинга (кортикостеромы надпочечников) решающее значение имеет: a) рентгенография черепа b) УЗИ надпочечников c) исследование содержания кортизола в крови 12 d) проба с дексаметазоном e) проба с верошпироном 6. Развитию ишемических инсультов при артериальной гипертонии способствуют: a) ишемический гипертонический криз b) нарушение тромборезистентности сосудов c) применение медикаментов, вызывающих слишком быстрое снижение АД в период гипертонического криза d) атеросклероз e) все перечисленное 7. Клиническими особенностями церебрального гипертонического криза являются все перечисленные, кроме a) высокого АД b) диффузной головной боли c) микроочаговых неврологических нарушений d) сохранения в начале криза деловой активности e) быстрого положительного эффекта мочегонных ишемического 8. Электрокардиографическими признаками синдрома Вольфа - Паркинсона Уайта являются: a) ширина комплекса QRS, превышающая 0.10 с b) интервал P-Q < 0.11 с c) наличие &-волны d) все перечисленные e) верно а) и c) a) b) c) d) e) 9. Электрокардиографическими признаками синдрома Фридерика являются нерегулярный ритм желудочков мерцание или трепетание предсердий полная атриовентрикулярная блокада все перечисленные верно b) и c) a) b) c) d) e) 10. При дилатационной кардиомиопатии отмечается: диффузное снижение сократительной способности миокарда локальное снижение сократительной способности миокарда повышение сократительной способности миокарда утолщение межжелудочковой перегородки верно c) и d) IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Беляева Л.М., Хрусталева Е.К. Сердечно-сосудистые заболевания у детей и подростков. - М.: Высшая школа, 2003. - 368c. 2. Куликов А.М., Медведев В.П. Соматические заболевания у подростков // Здоровье подростков. Руководство для врачей под редакцией профессора О.В. Шараповой. - Минздравсоцразвития РФ, СПб., 2007 – 436с. 13 3. Макарова Г.А., Гуревич Т.С., Ачкасов Е.Е., Юрьев С.Ю. Электрокардиограмма спортсмена: норма, патология и потенциально опасная зона. - М.: Спорт, 2018. - 256с. 4. Макарова Г.А., Поляев Б.А., Скибицкий В.В., Юрьев С.Ю. Острые и неотложные состояния при занятиях спортом: алгоритм действий врача. - М: Спорт, 2019280с. 5. Николаева Е.И., Грекова Е.Н., Николаева Е.И., Грекова Е.Н. Психологические особенности подростков с различными психосоматическими заболеваниями // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. 6. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 54-60. 7. Подростковая медицина /Под редакцией Л.И. Левиной, А.М. Куликова. Москва: СИНТЕГ, 2006. - 544c. 8. Профилактика отклонений в состоянии здоровья школьников /С. Кунцевич, М.Ф. Рзянкина. - М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2011. - 156 c. 9. Спортивная кардиология: Руководство для кардиологов, педиатров, врачей функциональной диагностики и спортивной медицины, /Шарыкин А.С., Бадтиева В.А., Павлов В.И.-М.: Издательство ИКАР, 2017, - 328с. 10. Спортивная медицина у детей и подростков. Руководство для врачей /под ред. Т.Г. Авдеевой, Л.В. Виноградовой. - издание второе, переработанное и дополненное. М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2020. - 384с. Электронные ресурсы, информационно-справочные системы 1. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача": http://www.rosmedlib.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант студента": http://www.studmedlib.ru 3. Крупнейшая база ресурсов для врачей: http://mirvracha.ru 4. Русский медицинский журнал: https://www.rmj.ru 5. Справочник лекарств по ГРЛС МинЗдрава РФ: https://medi.ru 6. Справочник лекарственных препаратов Видаль: https://www.vidal.ru 7. Научная электронная библиотека: www.elibrary.ru 8. Электронная библиотечная система Университетская библиотека онлайн: https://biblioclub.ru 9. Электронная библиотечная система Лань: https://e.lanbook.com 10. Электронная библиотечная система IPRbooks: https://www.iprbookshop.ru 11. Министерство здравоохранения РФ: https://minzdrav.gov.ru 12. Всемирная организация здравоохранения: https://www.who.int/ru 14