Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15сентября 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГЛАМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ» 18 ак.ч. Специальность: Терапия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» 2. Трудоемкость: 18 ак.ч. 3. Специальность: Терапия 4. Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения», специальность «Терапия» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране здоровья граждан; 2 2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293); 5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017г № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2018 года, N49577); 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 9. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Терапия». ДПП ПК «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). 3 Актуальность ДПП ПК «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» обусловлена необходимостью внедрения телемедицинских технологий в систему здравоохранения и спецификой России, страны с огромной территорией. Одним из главных преимуществ телемедицины является то, что специалисты ведущих медицинских центров имеют возможность предоставлять высококвалифицированную помощь коллегам в отдаленных районах. Именно поэтому ее развитие в России обусловлено самой географией нашей страны, территорию которой разделяет более десятка часовых поясов. Появление возможности консультирования с коллегами из крупных медицинских центров практически полностью решило проблему профессиональной изолированности работников медицинской сферы малых населенных пунктов. Практикующие врачи в процессе регулярного консультирования и телеобучения получают необходимый им дополнительный опыт, знания и навыки. Телемедицина дает возможность им «посещать» видеолекции или следить за ходом операций, которые проводятся самыми авторитетными медиками, находясь при этом за тысячи километров от эпицентра событий. Одним из наиболее важных аспектов применения телемедицинских технологий является значительное сокращение расхода средств бюджетов всех уровней на оказание диагностической, консультативной и лечебной помощи пациентам в регионах РФ, особенно в отдаленных территориях. Применение телемедицинских технологий является эффективным средством повышения знаний, накопления опыта и развития технологий в области медицины. Использование возможностей телемедицинской сети позволит поставить организацию здравоохранения на принципиально новый уровень, сделает доступной высококвалифицированную медицинскую помощь для более широких слоев населения, повысит качество предоставляемых медицинских услуг. Жителям регионов предоставляется возможность, не выезжая за пределы области (района), получить медицинские консультации врачей-специалистов мирового класса. Цель ДПП ПК: обучение медицинских работников применению телемедицинских технологий с целью улучшения ее качества и доступности медицинской помощи. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить основы телемедицины (нормативно-правовая база телемедицинских услуг, источники финансирования; юридическая ответственность участников при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий; основные термины и этапы развития телемедицины, протоколирование телемедицинской деятельности, защита информации; типовые решения телемедицинских комплексов (операционная, студия, лекторий), телемедицинская рабочая станция; оснащение, организация пространства и дизайнерское решение телемедицинского центра; основное и вспомогательное оборудование, требования к нему, ГОСТы, значимость цвета, света и звука при дистанционном консультировании); изучить порядок организации дистанционной консультации (цели, задачи, показания, этапы дистанционного консультирования, оформление запроса и документирование всех этапов процесса; участники дистанционной консультации, видеоконсилиума; цель и задачи внедрения телемедицинских технологий в процесс диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ; организационная модель, методика проведения и результативность диспансерного наблюдения с использованием 4 телемедицинских технологий); изучить вопросы пациент-центрированной телемедицины (дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента, цели, задачи, показания, виды, этапы; оформление запроса на дистанционный мониторинг, документирование этапов процесса; дистанционный мониторинг в кардиологии; аспекты медицинской этики и деонтологии в телемедицине, сохранение медицинской тайны, информированное согласие; деонтологические рекомендации при использовании телемедицинских технологий). Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» предусматривает следующие виды учебных занятий и работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70 % вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 7. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да 5 Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 6 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 2500 руб. 2500 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2021 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=88 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Специальность: Терапия Дополнительные специальности: Гастроэнтерология, Детская онкология, Лечебное дело, Общая врачебная практика (семейная медицина), Клиническая лабораторная диагностика, Оториноларингология, Неврология, Рефлексотерапия, Хирургия, Медицинская биохимия, Функциональная диагностика, Неонатология, Ультразвуковая диагностика, Психиатрия, Трансфузиология, Организация здравоохранения и общественное здоровье, Детская урология-андрология, Онкология, Патологическая анатомия, Травматология и ортопедия, Фтизиатрия, Эндокринология, Общая гигиена, Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, Эпидемиология, Судебно-медицинская экспертиза, Детская хирургия, Генетика, Стоматология общей практики, Аллергология и иммунология, Физиотерапия, Радиотерапия, Детская кардиология, Детская эндокринология, Ревматология, Психотерапия, Авиационная и космическая медицина, Профпатология, Лечебная физкультура и спортивная медицина, Пластическая хирургия, Урология, Челюстно-лицевая хирургия, Медико-социальная экспертиза, Вирусология, Гигиена детей и подростков, Гигиена питания, Гигиена труда, Гигиеническое воспитание, Коммунальная гигиена, Радиационная гигиена, Дезинфектология, Паразитология, Стоматология детская, Стоматология ортопедическая, Стоматология терапевтическая, Стоматология хирургическая, Токсикология, Косметология, Колопроктология, Нейрохирургия, Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение, Сердечно-сосудистая хирургия, Торакальная хирургия, Санитарногигиенические лабораторные исследования, Ортодонтия, Радиология, Бактериология, 7 Дерматовенерология, Рентгенология, Эндоскопия, Нефрология, Акушерство и гинекология, Офтальмология, Медико-профилактическое дело, Пульмонология, Анестезиология-реаниматология, Клиническая фармакология, Диетология, Психиатриянаркология, Скорая медицинская помощь, Педиатрия, Мануальная терапия, Гематология, Кардиология, Гериатрия Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Терапия» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/06.7 Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД 1: Оказание первичной медикосанитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в электронном виде - Работать с персональными данными пациентов и сведениями, составляющими врачебную тайну - Использовать в профессиональной деятельности информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" 4 - Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативно-правовые акты и иные документы, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников - Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника - Правила работы в информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" В рамках дополнительных специальностей ДПП ПК разработана на основании Федерального закона от 21.11.2011г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее также – ФЗ №323) и Приказа Министерства здравоохранения РФ от 30.11.2017 № 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" и направлена на совершенствование (приобретение) профессиональных компетенций, не предусмотренных профстандартами и 8 квалификационными характеристиками, включает в себя общие вопросы медицинской деятельности. III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГЛАМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная п/п 1 Наименование модулей Лек Самост Формиру Форма ция емые контроля работа компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консульт ации) Основы телемедицины 6 Пациент-центрированная телемедицина Итоговая тестирование) аттестация 1 ПК-1 Тест ПК-1 Порядок организации 2 дистанционного консультирования 3 5 (итоговое 5 4 1 6 5 1 1 ИТОГО 18 14 1 Тест ПК-1 Тест Тестиров ание 4 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГЛАМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ» Объем программы: 18 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 3 дня, 0,5 недель Форма обучения: заочная 9 № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2 2.1 2.2 2.3 2.4 Наименование модулей, разделов и тем Основы телемедицины Нормативно-правовая база телемедицинских услуг, источники финансирования медицинской помощи с применением телемедицинских технологий Юридическая ответственность участников при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий Основные термины и этапы развития телемедицины. Протоколирование телемедицинской деятельности. Защита информации Типовые решения телемедицинских комплексов (операционная, студия, лекторий). Телемедицинская рабочая станция Оснащение, организация пространства и дизайнерское решение телемедицинского центра. Основное и вспомогательное оборудование, требования к нему, ГОСТы. Значимость цвета, света и звука при дистанционном консультировании Порядок организации дистанционной консультации Цели, задачи, показания, этапы дистанционного консультирования. Оформление запроса на дистанционное консультирование Документирование всех этапов процесса. Участники дистанционной консультации, видеоконсилиума Цель и задачи внедрения телемедицинских технологий в процесс диспансерного наблюдения пациентов с ХНИЗ Организационная модель, методика проведения и результативность диспансерного наблюдения с использованием телемедицинских технологий 10 Общее кол-во часов Лекция Самост работа 6 5 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 5 4 1 1 1 - 1 1 - 1 1 - 2 1 1 Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест Тест 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Пациент-центрированная телемедицина Дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента, цели, задачи, показания, виды, этапы Оформление запроса на дистанционный мониторинг. Документирование этапов процесса Дистанционный мониторинг в кардиологии Аспекты медицинской этики и деонтологии в телемедицине. Сохранение медицинской тайны Деонтологические рекомендации при использовании телемедицинских технологий Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО 6 5 1 1 1 - 1 1 - 2 1 1 1 1 - 1 1 - 1 - 1 18 4 4 Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕЛЕМЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: РЕГЛАМЕНТЫ И ТЕХНОЛОГИИ ВНЕДРЕНИЯ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Телемедицина в системе здравоохранения: регламенты и технологии внедрения» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 11 VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Согласно Федеральному закону от 29.07.2017 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" определение термина телемедицинские технологии звучит следующим образом: А) телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; Б) телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, 12 документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента; В) телемедицинские технологии – это лечебно-диагностические консультации, управленческие, образовательные, научные и просветительские мероприятия в области здравоохранения, реализуемые с применением телекоммуникационных технологий ("медицина на расстоянии"); Г) телемедицинские технологии – электронные технологии, обеспечивающие лечение «через интернет», «через компьютер». 2. В целях идентификации и аутентификации участников дистанционного взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, согласно Федеральному закону от 29.07.2017 N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", используется: А) скан-копия или фото паспорта пациента; Б) визуальный контакт во время видеосвязи; В) единая система идентификации и аутентификации; Г) номер амбулаторной карты из базы медицинской программы ЛПУ. 3. Согласно порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, утвержденный приказом Минздрава России от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий" телемедицинские технологии в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи (первичной доврачебной медикосанитарной помощи; первичной врачебной медико-санитарной помощи; первичной специализированной медико-санитарной помощи) могут применяться при проведении: А) мероприятий по профилактике заболеваний; Б) мероприятий по диагностике; В) мероприятий по лечению и медицинской реабилитации; Г) мероприятий по формированию здорового образа жизни; Д) все верно. 4. При отсутствии специальных устройств для визуализации locus morbi, при подготовке к телемедицинской консультации врач может поступить следующим образом: А) приложить больное место пациента к планшетному сканеру и получить цифровое изображение; Б) выполнить цифровую фотосъемку; В) отказаться от проведения телемедицинской консультации; 5. Что не является деонтологическим требованием к проведению телемедицинских процедур? А) соблюдение моральных и этических норм при взаимодействии («врач-врач», «врачпациент», «врач-вспомогательный персонал»); Б) соблюдение юридических норм; В) сохранение врачебной тайны; Г) исполнение любого пожелания пациента по принципу «клиент всегда прав», при оказании телемедицинской процедуры на платной основе. 6. Основная цель телемедицинского консультирования: А) предоставление медицинских услуг в комфортных для пациента условиях (например, если пациент не хочет идти к врачу в больницу); 13 Б) предоставление врачам в любой точке мира возможность обучаться, консультируя своих пациентов у лучших специалистов; В) предоставление лечебному учреждению возможность экономить при оказании медицинских услуг; Г) предоставление своевременной качественной медицинской помощи в точке необходимости (фактически - обеспечение единого стандарта качества медицинской помощи в любой географической точке и в любых условиях). 7. Кто не является участником телемедицинской консультации? А) оператор; Б) пациент; В) абонент – юридическое или физическое лицо, предоставляющее клинический случай для телемедицинской процедуры; Г) координатор (диспетчер); Д) эксперт (консультант). 8. Выберите, что не относится к средствам коммуникации для телемедицинского консультирования? А) электронная почта; Б) дым костров, голубиная почта, письма на твердом носителе, доставляемые посыльными; В) видео-конференц-связь; Г) мобильные сообщения; Д) голосовая связь; Е) верно Б и Д. 9. Для решения каких задач телемониторинг не подходит? А) необходимость раннего выявления обострений и осложнений различных заболеваний и принятия превентивных мер; Б) необходимость получить мнение специалиста о состоянии здоровья пациента; В) необходимость экстренного реагирования в критических ситуациях; Г) необходимость экономико-организационной оптимизации. 10. Связь по схеме «много точек – точка», когда данные многих пациентов передаются в консультативный центр, организуется в рамках такой телемедицинской технологии, как: А) телемедицинская консультация Б) телемониторинг В) телемедицинское совещание Г) телемедицинская лекция Д) видеоконференция IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Список литературы 1. История телемедицины: стоя на плечах гигантов: монография / Владзимирский А.В., М.: Де`Либри, 2019. – 410 с. 2. Владзимирский А.В. Телемедицина / А. В. Владзимирский, Г.С. Лебедев. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 576с.: ил. – (Серия «Библиотека врача-специалиста). 14 3. Карпов О.Э., Клименко Г.С., Лебедев Г.С., Якимов О.С. Стандартизация в электронном здравоохранении. - М.: «ДПK-Пресс», 2016. 500 с. 4. Бойцов С.А., Комков Д.С., Вальденберг А.В. и соавт. Методика проведения дистанционного диспансерного наблюдения. Приложение к Методическим рекомендациям «Диспансерное наблюдение больных хроническими неинфекционными заболеваниями и пациентов с высоким риском их развития» под редакцией Бойцова С.А., Чучалина А.Г. (2014г.). М.: 2016 г. – 31 с. 5. Леванов, В.М., «Основы телемедицины и электронного здравоохранения», кафедра общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, 2014. 6. Владзимирский А.В. История телемедицины. LAP Lambert Academic Publishing, 2014.-407 c. 7. От телемедицины к электронному здравоохранению, Леванов В.М., Орлов О.И., Камаев И.А., Переведенцев О.В, 2012 8. Григорьев А.И., Орлов О.И., Логинов В.А. с соавт. Клиническая телемедицина. М.: Слово. 2001.- 144 с. 9. Камаев И.А., Леванов В.М., Сергеев Д.В. Телемедицина: клинические, организационные, правовые, технологические, экономические аспекты. Нижний Новгород: Изд-во НГМА. 2001. - 100 с. 10. Телемедицинские технологии (телерадиология) в службе лучевой диагностики, 2018 Морозов С.П., Владзимирский А.В., Ледихова Н.В., Сафронов Д.С., Кузьмина Е.С., Полищук Н.С. 11. Организация медицинской помощи пациентам с туберкулезом на основе телемедицинских технологий (телефтизиатрия), Орлов О.И., Владзимирский А.В., Морозов С.П., Леванов В.М., Бондаренко С.С., 2018 12. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Орлов О.И. Основы аппаратнопрограммного обеспечения телемедицинских услуг / Учебное пособие. Под общей редакцией профессора И.А.Камаева. М.:Фирма «Слово», 2006, 208 с. 13. Мустафин Х.М., Хасбиев С.А., Мударисов Д.Ф. Организационнометодические рекомендации проведения телеконсультаций: Методическое пособие. – Уфа: Издво ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационый технический университет», 2005. – 40 с. 14. Дистанционный анализ ЭКГ в работе областной службы функциональной диагностики, Обухова Е.О., Дроздов Д.В., Леванов В.М., Сергеев Д.В., 2003 15. Телемедицина как учебная дисциплина, Леванов В.М., Логинов В.А., Орлов О.И., 2002 База данных, информационно-справочные системы 1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 4. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 15 6. 7. 8. 9. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/ Электронная библиотечная система IPRbooks Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru 16