Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15сентября 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЭНДОКРИНОЛОГИИ» 36 ак.ч. Специальность: Сестринское дело Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Сестринское дело 4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии 5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и профессиональной переподготовкой по специальности "Сестринское дело " при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело". Должности: Медицинская сестра, старшая медицинская сестра, медицинская сестра палатная (постовая), медицинская сестра процедурной, медицинская сестра перевязочной, медицинская сестра участковая, медицинская сестра приемного отделения, медицинская сестра патронажная, медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи, медицинская сестра стерилизационной, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - медицинская сестра, заведующий здравпунктом - медицинская сестра, заведующий кабинетом медицинской профилактики - медицинская сестра 6. Форма обучения: заочная 7. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии», специальность «Сестринское дело» разработана на основании следующих нормативноправовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649); 4. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474); 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 7. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 8. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 9. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 10. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 11. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 12. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Сестринское дело». ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» обусловлена тем, что практикующий медработник со средним медицинским образованием должен иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндокринологического отделения и кабинета, фельдшер. Цель ДПП ПК: является совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня специалистов со средним медицинским образованием, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить социально-психологические и правовые аспекты профессиональной деятельности (концепция развития сестринского дела на современном этапе, непрерывное медицинское образование; правовое и информационное обеспечение медицинской деятельности; медицинская этика и деонтология; паллиативная помощь; организация работы медсестры эндокринологического отделения и кабинета); изучить вопросы обеспечения безопасной среды медицинской организации (санитарно-противоэпидемический режим в МО; профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; обработка медицинских изделий; профилактика ВИЧинфекции и вирусных гепатитов); изучить вопросы сестринского процесса в эндокринологии (при заболеваниях паращитовидных желез; при заболеваниях щитовидной железы (гипотиреоз, тиреотоксикоз); при сахарном диабете I и II типа (особенности течения сахарного диабета у разных групп населения, сахарный диабет и беременность, ожирение и сахарный диабет; принципы лечения СД; сестринский процесс при осложнениях СД; профилактика, диспансеризация и обучение пациентов с сахарным диабетом (школа диабета)); при заболеваниях надпочечников (гормональные опухоли, острая и хроническая надпочечниковая недостаточность); при заболеваниях гипоталамо-гипофизарной системы (гипофизарный нанизм, акромегалия, гигантизм, болезнь Иценко-Кушинга, несахарный диабет); при заболеваниях половых желез и врожденных нарушениях половой дифференциации) Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). 8. Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 9. Новые компетенции: нет 10. Стажировка: нет 11. Симуляционное обучение: нет 12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 13. Сетевая форма реализации: нет 14. Основа обучения: Бюджетные ассигнования Внебюджетные средства нет да Средства ТФОМС да 15. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 16. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 17. Год утверждения программы: 2021 18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=86 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Сестринское дело Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело в педиатрии Целевая аудитория программы: медицинская сестра эндокринологического отделения и кабинета, фельдшер. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Сестринское дело» и дополнительной специальности «Сестринское дело в педиатрии» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат"), которые соответствуют трудовым функциям: «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»; «А/02.5. Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи»; «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала»; Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Проводить оценку функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении; выявлять потребность в посторонней помощи и сестринском уходе - Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту - Проводить опрос пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, измерять и интерпретировать показатели жизнедеятельности пациента в динамике - Осуществлять раздачу и применение лекарственных препаратов пациенту по назначению лечащего врача, разъяснять правила приема лекарственных препаратов, пределы назначенного лечащим врачом режима двигательной активности и контролировать выполнение назначений врача - Определять и интерпретировать реакции пациента на прием назначенных лекарственных препаратов и процедуры ухода - Проводить консультирование и 4 - Основы теории и практики сестринского дела, методы определения функциональной активности и самостоятельности пациента в самообслуживании, передвижении, общении, определения потребности в посторонней помощи и сестринском уходе - Технологии выполнения медицинских услуг, манипуляций и процедур сестринского ухода, особенности сестринского ухода с учетом заболевания, возрастных, культурных и этнических особенностей пациента -Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при выполнении лечебных или диагностических процедур - Правила десмургии и транспортной Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ПК-2) обучение пациента и его родственников (законных представителей), лиц, осуществляющих уход, по вопросам ухода и самоухода - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача - Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств - Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств - Проводить транспортную иммобилизацию и накладывать повязки по назначению врача или совместно с врачом - Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах - Выполнять работу по проведению мероприятий медицинской реабилитации - Соблюдать санитарноэпидемиологические требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета) - Применять средства индивидуальной защиты - Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств иммобилизации - Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме - Порядок медицинской реабилитации - Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала) - Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-3) - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну вмешательств - Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Основы законодательства Российской Федерации о защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым функциям: «А/02.6 Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений» Профессиональный стандарт «Фельдшер» Трудовая функция Наименование Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений Код А/02.6 Трудовые действия ТД 1: Оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях и (или) состояниях без явных признаков угрозы жизни пациента, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме, в том числе несовершеннолетним ТД 2: Посещение пациентов на дому с целью динамического наблюдения за состоянием пациентов, течением заболевания, проведения измерения и оценки показателей жизнедеятельности пациентов в динамике, интерпретация полученных данных III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЭНДОКРИНОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя п/п Наименование модулей Социально-психологические и 1 правовые аспекты профессиональной деятельности Самост Формируем Форма Лек работа компет контроля Объем, ция (в т.ч ак.ч. консул ьт) 7 5 2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тест 2 Обеспечение безопасной среды медицинской организации 4 3 1 ПК-2 ПК-3 Тест 3 Сестринский процесс в эндокринологии 24 21 3 ПК-1 ПК-3 Тест - 1 29 7 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 Тестирован ие IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЭНДОКРИНОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя № п/п 1 1.1 1.2 1.3 Наименование модулей, разделов и тем Социально-психологические и правовые аспекты профессиональной деятельности Концепция развития сестринского дела на современном этапе. Непрерывное медицинское образование Правовое и информационное обеспечение медицинской деятельности Медицинская этика и деонтология Общее кол-во часов Лек ция Самост работа 7 5 2 2 1 1 1 1 - 1 1 - Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест 1.4 Паллиативная помощь 1.5 Организация работы медсестры эндокринологического отделения и эндокринологического кабинета Обеспечение безопасной среды медицинской организации Санитарно-противоэпидемический режим в медицинской организации. Профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи Обработка медицинских изделий 2 2.1 2.2 2.3 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Профилактика ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов Сестринский процесс в эндокринологии Сестринский процесс при заболеваниях паращитовидных желез Сестринский процесс при заболеваниях щитовидной железы (гипотиреоз, тиреотоксикоз) Сестринский процесс при сахарном диабете I и II типа Особенности течения сахарного диабета у разных групп населения. Сахарный диабет и беременность. Ожирение и сахарный диабет Принципы лечения сахарного диабета Сестринский процесс при осложнениях сахарного диабета Профилактика сахарного диабета. 3.7 Диспансеризация. Обучение пациентов с сахарным диабетом (школа диабета) Сестринский процесс при заболеваниях 3.8 надпочечников (острая и хроническая надпочечниковая недостаточность) 3.9 Сестринский процесс при гормональных опухолях надпочечников Сестринский процесс при заболеваниях 3.10 гипоталамо-гипофизарной системы (гипофизарный нанизм, акромегалия, гигантизм) 3.11 Сестринский процесс при болезни Иценко-Кушинга, несахарном диабете Сестринский процесс при заболеваниях 3.12 половых желез и врожденных нарушениях половой дифференциации Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 3.6 ИТОГО 1 1 - 2 1 1 4 3 1 2 1 1 1 1 - 1 1 - 24 21 3 2 2 - 2 1 1 2 2 - 2 1 1 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 1 1 1 - 1 36 29 7 Тест Тест Тестирова ние V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В ЭНДОКРИНОЛОГИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы сестринского дела в эндокринологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Нормальные показатели глюкозы в крови натощак (ммоль/л) а) 1,1-2,2 б) 2,2-3,3 в) 3,3-5,5 г) 6,6-8,8 2. Основные причины развития тиреотоксикоза а) психическая травма, инфекции б) голодание, гиповитаминозы в) переедание, злоупотребление алкоголем г) курение, переохлаждение 3. Симптомы диффузного токсического зоба а) снижение памяти, забывчивость б) снижение интереса к жизни, апатия в) сердцебиение, похудание г) головная боль, повышение массы тела 4. Заболевание, при котором наблюдаются тахикардия, экзофтальм, тремор а) гипотиреоз б) тиреотоксикоз в) сахарный диабет г) эндемический зоб 5. При диагностике заболеваний щитовидной железы важное значение имеет определение в крови а) лейкоцитов, СОЭ б) гемоглобина, цветового показателя в) гормонов Т3, Т4, ТТГ г) инсулина, глюкагона 6. При лечении пациента с тиреотоксикозом используют а) мерказолил, анаприлин б) антиструмин, тиреотом в) инсулин, букарбан г) манинил, диформин 7. Симптомы гипотиреоза а) чувство жара, сердцебиение б) выпячивание глазных яблок, дрожание тела в) снижение памяти, запоры г) повышенный аппетит, похудание 8. При лечении пациента с гипотиреозом используются а) мерказолил, анаприлин б) инсулин, полиглюкин в) тиреотом, тиреокомб г) манинил, бутамид 9. Заболевание, при котором суточный диурез может составить 5 литров а) гипотиреоз б) диффузный токсический зоб в) сахарный диабет г) эндемический зоб 10. Симптомы сахарного диабета а) жажда, кожный зуд б) отёки, боли в пояснице в) сухой кашель, одышка г) снижение памяти, запоры IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература и нормативно-правовые документы 1. Дедов, И. И., Мельниченко Г.А., Фадеев В.В. Эндокринология: учебник.; Изд. 2-е, перераб. и дополн.: М.: ГЭОТАР -Медиа, 2014. - 432 с. 2. Сединкина, Р.Г., Игнатюк Л.Ю. Сестринская помощь при заболеваниях эндокринной системы и обмена веществ: учебное пособие / Р.Г. Сединкина, Л.Ю. Игнатюк. -; М.: ГЭОТАР - Медиа, 2013. 3. Сестринский процесс. Учеб. Пособие. Пер. с англ. /Под общ, ред. Г.М. Перфильевой. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015.- 80 с. 4. Сестринское дело / Учебник в 2-х томах. Под ред. А.Ф. Краснова и др. – М., 2014 – 504 с. 5. Справочник медицинской сестры по уходу – под ред. Ак. РАМН Палеева Н.Р. – М.: «АСТ», 2014. -544. 6. Отвагина, Т.В. Неотложная медицинская помощь: учебник / Т.В. Отвагина.; Изд. 11-е.: Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 251с. 7. Методическое руководство «Техника инъекции и инфузии при лечении сахарного диабета» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/mr102.pdf 8. Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 8-й выпуск. – М.: УП ПРИНТ; 2017. (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/sd_8_vypusk_-_2018.pdf 9. Клинические рекомендации «Сахарный диабет с поражением почек». (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/kr89_saharnyy_diabet_s_porazheniem_pochek.pdf 10. Методическое руководство «Помповая инсулинотерапия и непрерывное мониторирование гликемии у пациентов с сахарным диабетом» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/mr6.pdf 11. Клинические рекомендации «Синдром диабетической стопы» (Электронный ресурс) – Режим доступа: Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/kr525_sindrom_diabeticheskoy_stopy.pdf 12. Клинические рекомендации «Узловой зоб у взрослых» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/kr90_uzlovoy_zob_u_vzroslyh.pdf 13. Клинические рекомендации «Эндокринная офтальмопатия» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/kr271_endokrinnaya_oftalmopatiya.pdf 14. Клинические рекомендации «Лечение ожирения у взрослых» (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/cr_obesity_2019.pdf 15. Клинические рекомендации по лечению морбидного ожирения у взрослых (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/morbidnoe_ozhirenie.pdf 16. Клинические рекомендации по диагностике и лечению несахарного диабета у взрослых (Электронный ресурс) – Режим доступа: https://raeorg.ru/system/files/documents/pdf/nesaharnyy_diabet_klin.rek_.pdf 17. СП 3.1.5.2826-10. «Профилактика ВИЧ-инфекции» 18. СП 3.1.958-00 Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами. База данных, информационно-справочные системы 1. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 2. Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием http://nursemanager.ru/ 3. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 4. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 6. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 7. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 8. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 9. Электронная библиотечная система IPRbooks 10. Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru