ДПП ПК_Актуальные вопросы эндокринологии (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНДОКРИНОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Эндокринология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы эндокринологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Эндокринология
4. Дополнительные специальности: Детская эндокринология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия.
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в
интернатуре/ординатуре по специальности "Эндокринология".
Должности:
врач-эндокринолог;
заведующий
(начальник)
структурного
подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской
организации - врач - эндокринолог; врач приемного отделения (в специализированной
медицинской организации или при наличии в медицинской организации
соответствующего специализированного структурного подразделения)
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы эндокринологии», специальность «Эндокринология» разработана
на основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N132н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 2 апреля 2018 года, N50591);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29 января 2019 года N
49н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"
(зарегистрирован в Минюсте России 26 февраля 2019 года, N53895);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N
306н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"
(зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2017 года, N46397);
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года
N293н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт
участковый)" (зарегистрирован в Минюсте России 6 апреля 2017 года, N46293);
2

8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
11.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
13.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы эндокринологии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Инфекционные болезни».
ДПП ПК «Актуальные вопросы эндокринологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы эндокринологии» обусловлена тем,
что заболевания эндокринной системы занимают важное место в клинике внутренних
болезней. Эндокринные заболевания встречаются как среди взрослого, так и детского
населения, поэтому диагностика, лечение и профилактика эндокринных заболеваний
остаются не только медицинской, но и социальной проблемой.
Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог,
врач общей практики, врач-педиатр, врач-терапевт,
Цель ДПП ПК: совершенствование имеющихся компетенций и знаний врачейспециалистов, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации
по актуальным вопросам эндокринологии.
3

Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить вопросы организации службы эндокринологии в РФ и профилактики
эндокринных заболеваний;
 изучить гипоталамо-гипофизарные заболевания (методы обследования пациентов с
гипоталамо-гипофизарной патологией; гормонально-неактивные объемные образования
гипоталамо-гипофизарной
области;
гиперпролактинемический
гипогонадизм,
акромегалия и гигантизм, гипопитуитаризм, несахарный диабет, синдром «пустого»
турецкого седла);
 изучить заболевания щитовидной железы (тиреоидиты, гипотиреоз; болезнь
Грейвса, эндокринная офтальмопатия; рак щитовидной железы);
 изучить заболевания надпочечников (классификация заболеваний надпочечников,
синдром Кушинга; гипокортицизм, врожденная дисфункция коры надпочечников,
гиперальдостеронизм, феохромоцитома и ннциденталома);
 изучить сахарный диабет (клинические аспекты физиологии углеводного обмена,
препараты инсулина и инсулинотерапия; сахарный диабет 1 типа, сахарный диабет 2 типа;
острые и поздние осложнения сахарного диабета);
 изучить заболевания паращитовидных желез (гиперпаратиреоз, гипопаратиреоз,
остеопороз);
 изучить полиэндокринопатии (аутоиммунные полигландулярные синдромы,
синдромы множественных эндокринных неоплазий)
 изучить вопросы нарушения пищевого поведения (ожирение и метаболический
синдром, нервная анорексия)
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
эндокринологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы эндокринологии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
8.

4

«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
5

национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=80
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Специальность: Эндокринология
Дополнительные специальности: Детская эндокринология, Общая врачебная
практика (семейная медицина), Педиатрия, Терапия
Целевая аудитория программы: врач-эндокринолог, врач-детский эндокринолог,
врач общей практики, врач-педиатр, врач-терапевт,

6

Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Эндокринология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-эндокринолог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N132н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-эндокринолог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы с целью установления диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Вид деятельности

1
ВД1:
Оказание
медицинской помощи
взрослому населению
по профилю
"эндокринология"

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы с
целью установления
диагноза
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Проводить осмотры и
обследования пациентов
с заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать у пациентов
анатомо-функциональное
состояние эндокринной
системы в норме, при
заболеваниях и (или)
патологических
состояниях
- Пользоваться методами
осмотра и обследования
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы с
учетом возрастных
анатомо-функциональных
особенностей
- Выявлять клинические
симптомы и синдромы у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,

4
- Методика осмотра
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы
- Анатомофункциональное
состояние эндокринной
системы организма в
норме и у пациентов при
заболеваниях и (или)
состояниях эндокринной
системы
- Особенности регуляции
и саморегуляции
функциональных систем
организма в норме и у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы
- Этиология и патогенез
заболеваний и (или)
состояний эндокринной
системы
- Современные
классификации,
клиническая
симптоматика
заболеваний и (или)
состояний эндокринной
системы
- Современные методы
клинической и
параклинической
диагностики заболеваний
и (или) состояний
эндокринной системы

7

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы,
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
лекарственные препараты
и медицинские изделия
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы в
соответствии с
действующими
порядками оказания
медицинской помощи,
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи,
анализировать действие
лекарственных
препаратов и (или)
медицинских изделий
- Проводить мониторинг
эффективности и
безопасности
использования
лекарственных
препаратов и
медицинских изделий у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями
эндокринной системы

- Современные методы
лечения пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы в соответствии с
действующими порядками
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизмы действия
лекарственных
препаратов, медицинских
изделий и лечебного
питания, применяемых в
эндокринологии;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания к
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные

В рамках дополнительной специальности «Детская эндокринология» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Врач-детский эндокринолог», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об
утверждении профессионального стандарта "Врач-детский эндокринолог"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования детей в целях выявления заболеваний и (или)
состояний эндокринной системы, установления диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения детям с заболеваниями и (или) состояниями
эндокринной системы, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-детский эндокринолог»
Трудовая функция
Наименование
Проведение обследования

Трудовые действия

Код
А/01.8

ТД

1:

Осмотр
8

детей

с

заболеваниями

и

(или)

детей в целях выявления
заболеваний и (или)
состояний эндокринной
системы, установления
диагноза (ПК-1)
Назначение лечения детям
с заболеваниями и (или)
состояниями эндокринной
системы, контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.8

состояниями эндокринной системы
ТД 2: Установление диагноза с учетом действующей
Международной
статистической
классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее МКБ)
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания детям с
заболеваниями и (или) состояниями эндокринной
системы в соответствии с действующими порядками
оказания
медицинской
помощи,
клиническими
рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам
оказания медицинской помощи, с учетом стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий и лечебного питания у детей с заболеваниями и
(или) состояниями эндокринной системы

В рамках дополнительной специальности «Терапия» и «Общая врачебная
практика
(семейная
медицина)»
программа
направлена
на
освоение
(совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 21 марта 2017 года N293н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)"»), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/02.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза»
 «А/03.7. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение обследования
пациента с целью
установления диагноза
(ПК-1)

А/02.7

Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности
(ПК-2)

А/03.7

ТД 1: Сбор жалоб, анамнеза жизни и заболевания
пациента
ТД 2: Проведение полного физикального обследования
пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
ТД 3: Формулирование предварительного диагноза и
составление плана лабораторных и инструментальных
обследований пациента
ТД 4: Направление пациента на консультацию к врачамспециалистам при наличии медицинских показаний в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 1:
Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания с учетом
диагноза, возраста и клинической картины болезни и в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами
лечения)
по
вопросам
оказания
медицинской помощи с учетом стандартов медицинской
9

помощи
ТД 2: Оценка эффективности и безопасности
применения лекарственных препаратов, медицинских
изделий, лечебного питания и иных методов лечения

В рамках дополнительной специальности «Педиатрия» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-педиатр участковый», утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты от 27 марта 2017 года N306н «Об утверждении
профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый"»), которые соответствуют
трудовым функциям:
 «А/01.7. Обследование детей с целью установления диагноза»
 «А/02.7. Назначение лечения детям и контроль его эффективности и
безопасности»
Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
Трудовая функция
Наименование

Трудовые действия

Код

Обследование детей с
целью установления
диагноза (ПК-1)

А/01.7

Назначение лечения детям
и контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

А/02.7

ТД 1: Оценивание состояния и самочувствия ребенка
ТД 2: Направление детей на консультацию к врачамспециалистам в соответствии с действующими
клиническими рекомендациями (протоколами лечения),
порядками оказания медицинской помощи и с учетом
стандартов медицинской помощи
ТД 3: Проведение дифференциального диагноза с
другими болезнями и постановка диагноза в
соответствии
с
действующей
Международной
статистической классификацией болезней и проблем,
связанных со здоровьем
ТД 1: Назначение медикаментозной терапии ребенку
ТД 2: Назначение немедикаментозной терапии ребенку
ТД 3: Назначение диетотерапии ребенку
ТД 4: Выполнение рекомендаций по назначению
медикаментозной и немедикаментозной терапии,
назначенной ребенку врачами-специалистами

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНДОКРИНОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная

п/п

Наименование модулей

Самост Формиру Форма
Объем,
Лекция
емые контроля
работа
ак.ч.
компетен
10

(в т.ч
консуль
тации)
Организация службы
эндокринологии в РФ
Гипоталамо-гипофизарные
2
заболевания
Заболевания щитовидной железы
3
1

4
5
6
7
8

Заболевания надпочечников
Сахарный диабет
Заболевания паращитовидных
желез
Полиэндокринопатии
Нарушение пищевого поведения

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

2

1

1

8

7

1

4

3

1

6

5

1

5

4

1

4

3

1

3

2

1

3

2

1

-

1

27

9

1
36

ции

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тест
Тестиров
ание

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНДОКРИНОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№

Наименование модулей, разделов и тем

п/п

1
1.1

2

Организация службы эндокринологии
в РФ
Организация службы эндокринологии в
РФ. Профилактика эндокринных
заболеваний
Гипоталамо-гипофизарные
заболевания
11

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

1

1

1

2

1

1

8

7

1

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

1

1

-

2

1

1

2.3

Методы обследования пациентов с
гипоталамо-гипофизарной патологией
Гормонально-неактивные объемные
образования гипоталамо-гипофизарной
области
Гиперпролактинемический гипогонадизм

1

1

-

2.4

Акромегалия и гигантизм

1

1

-

2.5

Гипопитуитаризм

1

1

-

2.6

Несахарный диабет

1

1

-

2.7

Синдром «пустого» турецкого седла

1

1

-

3

Заболевания щитовидной железы

4

3

1

3.1

Тиреоидиты. Гипотиреоз

2

1

1

3.2

1

1

-

3.3

Болезнь Грейвса. Эндокринная
офтальмопатия
Рак щитовидной железы

1

1

-

4

Заболевания надпочечников

6

5

1

Классификация заболеваний
надпочечников. Синдром Кушинга
Гипокортицизм

2

1

1

1

1

-

1

1

-

4.4

Врожденная дисфункция коры
надпочечников
Гиперальдостеронизм

1

1

-

4.5

Феохромоцитома и ннциденталома

1

1

-

Сахарный диабет

5

4

1

1

1

-

1

1

-

2.1
2.2

4.1
4.2
4.3

5

6.2

Клинические аспекты физиологии
углеводного обмена. Препараты инсулина
и инсулинотерапия
Сахарный диабет 1 типа

6.3

Сахарный диабет 2 типа

2

1

1

6.4

Острые и поздние осложнения сахарного
диабета
Заболевания паращитовидных желез

1

1

-

4

3

1

6.1

Гиперпаратиреоз

1

1

-

6.2

Гипопаратиреоз

1

1

-

6.3

Остеопороз

2

1

1

Полиэндокринопатии

3

2

1

Аутоиммунные полигландулярные
синдромы
Синдромы множественных эндокринных

1

1

-

2

1

1

6.1

6

7
7.1
7.2

12

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

неоплазий
Нарушение пищевого поведения

3

2

1

8.1

Ожирение и метаболический синдром

2

1

1

8.2

Нервная анорексия

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

27

9

8

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНДОКРИНОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы эндокринологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

13

предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. При удалении обоих надпочечников
а) содержание АКТГ увеличивается
б) уровень кортизола повышается
в) содержание АКТГ уменьшается
г) содержание АКТГ не изменяется
д) уровень кортизола не изменяется
2. Секрецию кортизола увеличивают
а) адренокортикотропный гормон (АКТГ)
б) тестостерон
в) эстрадиол
г) тиреолиберин
д) пролактин
3. Андрогенные эффекты оказывает
а) тестостерон
б) прогестерон
в) холестерин
г) прегненалон
д) 11-дезоксикортикостерон
4. Кортизол синтезируется
а) в пучковой зоне коры надпочечников
14

б)
в)
г)
д)

в сетчатой зоне коры надпочечников
в клубочковой зоне коры надпочечников
в мозговом слое надпочечников
в печени

5. Андрогены секретируются надпочечниками
а) в сетчатой зоне
б) в клубочковой зоне
в) в пучковой зоне
г) в параганглиях
д) в мозговом слое
6. При избытке кортизола в детском возрасте отмечается
а) ускорение роста
б) замедление роста
в) повышение соматотропного гормона
г) усиление анаболических процессов
д) снижение неоглюкогенеза
7. Тестостерон в организме мужчины вызывает все перечисленные эффекты,
кроме
а) участия в формировании вторичных половых признаков
б) обеспечения либидо
в) обеспечения потенции
г) стимуляции роста скелета
д) уменьшения объема мышц
8. Дефицит альдостерона вызывает
а) гиперкалиемию
б) отеки (задержку жидкости)
в) задержку натрия
г) усиление экскреции калия с мочой
д) повышение артериального давления
9. Повышенный уровень АКТГ и повышенный уровень кортизола свидетельствует
а) о гипокортицизме
б) о гиперкортицизме
в) об артериальной гипертензии
г) о синдроме Нельсона
д) о нормальной функции коры надпочечников
10. В островках поджелудочной железы инсулин секретируется
а) альфа-клетками
б) бетта-клетками
в) D-клетками
г) Е-клетками
д) F-клетками
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
15

1.
Алгоритмы специализированной медицинской помощи больным сахарным
диабетом / Под редакцией И.И. Дедова, М.В. Шестаковой, А.Ю. Майорова. – 9-й выпуск
(дополненный). – М.; 2019.
2.
Эндокринология: национальное руководство/под ред. И.И. Дедова, Г.А.
Мельниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 1112 с.: ил.
3.
Детская эндокринология: учебник / И.И. Дедов, В.А. Петеркова, О.А.
Малиевский, Т.Ю. Ширяева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2016. – 256 с.
4.
Справочник детского эндокринолога / И.И. Дедов, В.А. Петеркова. – 2-е
изд., испр. и доп. – М.: Литтерра, 2014. – 496 с.
5.
Детская эндокринология. Атлас / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М.: с240 с. ил.
6.
Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с
эндокринными заболеваниями / Под ред. И. И. Дедова и В. А. Петерковой. - М.: Практика,
2014.- 442 с.
7.
Эндокринология: профессиональные секреты / Г.А. Мельниченко, О.В.
Удовиченко, А.Е. Шведова, А.В. Витебская. – М.: Практическая медицина, 2019. – 168 с.
8.
Эндокринология. Фармакотерапия без ошибок. 2-е издание, переработанное
и дополненное. Руководство для врачей / под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко, М.В.
Шестаковой. – М.: Е-ното, 2018. – 698 с. – (Серия «Фармакотерапия без ошибок»).
9.
Неотложная эндокринология. / А.М. Мкртумян, А.А. Нелаева. – 2-е изд.,
испр. и доп. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019. – 128 с.
10.
Руководство по детской эндокринологии / под ред. Чарльза Г.Д. Брука,
Розалинд С. Браун: пер. с англ. под ред. В.А. Петеркова. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. –
352 с.
11.
Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В.
В.Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432 с.
12.
Аметов А. С. Избранные лекции по эндокринологии. – М.: ООО
«Медицинское информационное агенство», 2012.- 544 с.: ил. дополнения.
13.
Барановский А. Ю. Болезни обмена веществ / А. Ю. Барановский. – СПб.:
СпецЛи, 2002. – 235с.
14.
Благосклонная Я. В. Эндокринология: учеб. для мед. вузов / Я. В.
Благосклонная, Е. В. Шляхто, А. Ю. Бабенко. 2-е изд. перераб. и доп.– СПб.: СпецЛит,
2007. – 400с.
15.
Болезни надпочечников / Д. Г. Бельцевич, И. А. Иловайская, А.
Н.Тюльпаков и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. ЭБС.
16.
Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 1/Пер.
с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 464 с.
17.
Гарднер Д., Шобек Д. Базисная и клиническая эндокринология. Книга 2/Пер.
с англ. – М.: Издательство Бином, 2016.- 696 с.
18.
Потемкин В.В., Старостина Е.Г. Неотложная эндокринология: Руководство
для врачей. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. - 400 с.
19.
Сахарный диабет. Диагностика, лечение, профилактика /Под ред. И.И.
Дедова, М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное
агентство», 2011. - 808 с.
16

20.
Сахарный диабет. Острые и хронические осложнения /Под ред. И.И. Дедова,
М.В. Шестаковой. - М: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство»,
2011. - 480 с.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/Научная
электронная
библиотека
eLIBRARY.RU
http://ebiblioteka.ru
3.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
4.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
5.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
6.
Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks
8.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».