Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИЕТОЛОГИИ» 36 ак.ч. Специальность: Диетология Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Актуальные вопросы диетологии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Диетология 4. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и профессиональной переподготовкой по специальности «Диетология» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело». Должности: заведующий молочной кухней, медицинская сестра диетическая 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы диетологии», специальность «Диетология» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 4. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 6. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 7. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»; 2 9. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования»; 10. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Актуальные вопросы диетологии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Диетология». ДПП ПК «Актуальные вопросы диетологии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы диетологии» обусловлена тем, что питание – важнейшая физиологическая потребность организма человека, основа его жизни, здоровья, долголетия и работоспособности. Для оптимального функционирования организма человека и поддержания скорости обмена веществ необходимо, чтобы с пищей на постоянной основе поступали жизненно необходимые пищевые вещества в нужном количестве (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные элементы и витамины). Рациональное питание является основным превентивным фактором, способствует адекватному и оптимальному функционированию всех систем организма, поддержанию иммунитета и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам окружающей внешней среды. Общеизвестно, что наиболее распространенные проявления метаболического синдрома, в числе которых артериальная гипертензия, ожирение, сахарный диабет второго типа обусловлены ухудшением как количественных, так и качественных характеристик питания. На фоне повышения информированности населения об аспектах поддержания здоровья, в том числе о роли питания особую настороженность вызывают предлагаемые разными специалистами рекомендации и диеты, которые зачастую противоречат друг другу и могут иметь противопоказания для лиц с уже имеющимися нарушениями состояния здоровья. В связи с этим возрастает роль медицинских работников и повышение уровня знаний населения по вопросам, касающимся подбора диет, соответствующих состоянию здоровья данного человека. Правильный подбор и соответствующая кулинарная обработка отдельных пищевых продуктов позволяет влиять на нарушенные стороны обмена веществ и реактивность всего организма в целом. Целевая аудитория программы: заведующий молочной кухней, медицинская сестра диетическая. Цель ДПП ПК: совершенствование, систематизация и углубление теоретических знаний и умений слушателей, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации в области организации медицинской помощи по профилю «Диетология», а также в вопросах диетотерапии при различных заболеваниях. 3 Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить вопросы организация медицинской помощи по профилю «Диетология» (правила оказания медицинской помощи по профилю «Диетология» в медицинских организациях, организация деятельности отделения диетологии, совет по лечебному питанию, организация лечебного и энтерального питания в ЛПУ); изучить вопросы диетотерапии при болезнях органов пищеварения (лечебное питание при болезнях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, заболеваниях кишечника, печени и желчевыводящих путей, поджелудочной железы); изучить вопросы диетотерапии при болезнях сердечно-сосудистой системы (атеросклероз и заболевания сердечно-сосудистой системы, фактор холестерина, гиперлипидемия; лечебное питание при артериальной гипертензии; питание больных с острым инфарктом миокарда); изучить вопросы диетотерапии при болезнях почек и мочевыводящих путей (метаболические нарушения при почечной недостаточности, принципы диетотерапии; лечебное питание больных с хронической почечной недостаточностью и другими заболеваниями почек); изучить вопросы диетотерапии при болезнях эндокринной системы и нарушениях обмена веществ (этиопатогенез, диагностика и диетотерапия сахарного диабета; питание при заболеваниях щитовидной железы; этиопатогенез, классификация, диагностика и лечение ожирения; причины, патогенез и лечение белково-энергетической недостаточности); изучить вопросы диетотерапии в профилактике и лечении онкологических и гематологических заболеваний (питание, белково-энергетическая недостаточность и нутриционная поддержка онкологических больных; питание при гематологических заболеваниях, диетическая профилактика онкологических заболеваний). Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы диетологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). Кадровое обеспечение: Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы диетологии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». 7. 4 Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 8. Новые компетенции: нет 9. Стажировка: нет 10. Симуляционное обучение: нет 11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, 5 нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 12. Сетевая форма реализации: нет 13. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 14. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 15. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 16. Год утверждения программы: 2021 17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=22 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Диетология Целевая аудитория программы: заведующий молочной кухней, медицинская сестра диетическая. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК 6 В рамках основной специальности «Диетология» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе квалификационной характеристики инструктора по лечебной физкультуре, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"), которые соответствуют должностным обязанностям: Квалификационная характеристика Медицинская сестра диетическая Должностные обязанности Должен знать: 1. Внедряет принципы рационального и лечебного питания с учетом норм физиологических потребностей, биологических свойств пищевых продуктов в диетотерапии, заболеваний, сохранения пищевой ценности продуктов питания при хранении и кулинарной обработке (ПК-1) 2. Проводит учебные занятия со средним медицинским персоналом и работниками кухни по организации лечебного питания в лечебнопрофилактических учреждениях. (ПК-2) Общие вопросы организации питания в медицинских организациях; организацию питания в отделениях медицинских организаций; особенности организации рационального и лечебного питания детей; основы рационального питания населения; задачи по профилактике болезней недостаточного и избыточного питания III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИЕТОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная Лекция п/п Наименование модулей Самост работа Объем, ак.ч. (в т.ч консульта ции) Формируе Форма мые контроля компетен ции Организация медицинской помощи 1 по профилю «Диетология» 4 3 1 ПК-1 ПК-2 Тест Диетотерапия при болезнях органов 2 пищеварения 8 6 2 ПК-1 ПК-2 Тест 3 Диетотерапия при болезнях 5 4 1 ПК-1 Тест 7 ПК-2 сердечно-сосудистой системы 4 Диетотерапия при болезнях почек и мочевыводящих путей Диетотерапия при болезнях 5 эндокринной системы и нарушениях обмена веществ Диетотерапия в профилактике и 6 лечении онкологических и гематологических заболеваний Итоговая тестирование) аттестация (итоговое ИТОГО 3 4 6 8 5 6 - 1 ПК-1 ПК-2 Тест 2 ПК-1 ПК-2 Тест 1 ПК-1 ПК-2 Тест Тестирован ие 1 27 36 1 9 IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИЕТОЛОГИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя Форма обучения: заочная № п/п 1 1.1 1.2 1.3 2 2.1 2.2 Наименование модулей, разделов и тем Общее кол-во часов Лекция 4 3 1 1 1 - 2 1 1 1 1 - 8 6 2 2 2 - 2 1 1 Организация медицинской помощи по профилю «Диетология» Правила оказания медицинской помощи по профилю «Диетология» в медицинских организациях Организация деятельности отделения диетологии. Совет по лечебному питанию Организация лечебного и энтерального питания в ЛПУ Диетотерапия при болезнях органов пищеварения Лечебное питание при болезнях пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки Лечебное питание при заболеваниях кишечника 8 Самост работа Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест Тест 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 4 4.1 4.2 5 5.1 5.2 5.3 5.4 6 6.1 6.2 6.3 Лечебное питания при болезнях печени и желчевыводящих путей Лечебное питание при болезнях поджелудочной железы Диетотерапия при болезнях сердечно-сосудистой системы Атеросклероз и заболевания сердечнососудистой системы. Фактор холестерина. Гиперлипидемия Лечебное питание при артериальной гипертензии Питание больных с острым инфарктом миокарда Диетотерапия при болезнях почек и мочевыводящих путей Метаболические нарушения при почечной недостаточности. Принципы диетотерапии Лечебное питание больных с хронической почечной недостаточностью и другими заболеваниями почек Диетотерапия при болезнях эндокринной системы и нарушениях обмена веществ Этиопатогенез, диагностика и диетотерапия сахарного диабета Питание при заболеваниях щитовидной железы Этиопатогенез, классификация, диагностика и лечение ожирения Причины, патогенез и лечение белково-энергетической недостаточности Диетотерапия в профилактике и лечении онкологических и гематологических заболеваний Питание в лечении онкологических больных .Белково-энергетическая недостаточность и нутриционная поддержка Питание при гематологических заболеваниях Диетическая профилактика онкологических заболеваний Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 2 2 - 2 1 1 5 4 1 2 2 - 2 1 1 1 1 - 4 3 1 2 2 - 2 1 1 8 6 2 2 1 1 2 2 - 2 1 1 2 2 - 6 5 1 2 2 - 2 2 - 2 1 1 1 - 1 ИТОГО 36 27 9 9 Тест Тест Тест Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИЕТОЛОГИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы диетологии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Что определяет биологическую ценность белков а) энергоценность б) перевариваемость в) аминокислотный состав г) усвояемость д) переносимость 2. В регуляции какого обмена в организме участвует метионин а) углеводного б) белкового в) минерального г) жирового д) витаминного 3. Какой из названных продуктов обладает высокой биологической ценностью а) сахар б) хлеб в) яйцо г) картофель д) яблоко 4. Какова суточная потребность в белке в среднем взрослого здорового человека а) 120 г б) 90 г в) 60 г г) 40 г д) 140 г 5. Какой из названных продуктов содержит полноценные белки а) манка б) огурец в) хлеб г) молоко д) баклажан 6. При каком заболевании необходимо увеличить в рационе количество белка до 120 г а) ОРЗ б) циррозе печени 11 в) туберкулезе г) гломерулонефрите д) холецистите 7. Основная биологическая роль белков для организма человека а) энергетическая б) физическая в) этическая г) моральная д) психическая 8. Сколько килокалорий дает окисление в организме 1 г жира а) 4 ккал б) 21 ккал в) 7 ккал г) 14 ккал д) 9 ккал 9. Какие вещества являются незаменимыми факторами питания а) насыщенные жирные кислоты б) лецитин в) полиненасыщенные жирные кислоты г) холестерин д) экстрактивные вещества 10. В каком продукте больше всего белка а) картофеле б) сливочном масле в) сыре голландском г) рисе д) колбасе IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основная литература 1. Воробьёв. В. И. Организация оздоровительного и лечебного питания. – М.: Медицина, 2002. 2. Барановский А.Ю. Диетология. Руководство, 5-е изд., Питер, 2017. - 1104c. 3. Боровик Т. Э., Ладодо К. С. Клиническая диетология детского возраста. Руководство для врачей; Медицинское информационное агентство - Москва, 2008. - 614 c. 4. Гурвич М. М. Диетология. Полное руководство; Эксмо - Москва, 2013. - 592c. 5. Гурвич, М.М. Диетология + диетические столы / М.М. Гурвич. - М.: Эксмо, 2015. - 592 c. 6. Кокосов А. Н., Луфт В. М Ткаченко Е. И. Хорошилов И. Е. Разгрузочнодиетическая терапия в клинике внутренних болезней. – СПб.: Специальная литература, 1995. – 56 с. 12 7. Лиир Г. Важная триада: печень, желчные пути, поджелудочная железа. Все об исследованиях, лечении, оптимальном питании. – М.: ООО «Издательство «УникумПресс»: ООО «Издательский Дом «ИНФРА-М», 2003. – 224 с. 8. Новоселов, Владимир Восстановление после гепатита. Рекомендации диетолога / Владимир Новоселов. - М.: Невский проспект, 2016. - 160 c. 9. Смолянский, Б.Л. Диетология: Новейший справочник для врачей: Биологически активные добавки; Лечебные и разгрузочные диеты; Продуктовые нормы и взаимозаменяемость продуктов; Особенности питания при фармакотерапии / Б.Л. Смолянский, В.Г. Лифляндский. - Москва: РГГУ, 2013. - 816 c. 10. Шевченко В. П. Клиническая диетология; ГЭОТАР-Медиа - Москва, 2010. - 256 c. База данных, информационно-справочные системы 1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 4. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 7. Электронная библиотечная система IPRbooks 8. Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru 13