Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ» 36 ак.ч. Специальность: Функциональная диагностика Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Функциональная диагностика 4. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и профессиональной переподготовкой по специальности "Функциональная диагностика" при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело". Должности: медицинская сестра, старшая медицинская сестра 5. Форма обучения: заочная 6. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике», специальность «Функциональная диагностика» разработана на основании следующих нормативно-правовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N475н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59649). 4. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 №502 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело»; 5. Приказ Минтруда России от 12.04.2013 №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»; 6. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 8. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 9. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 10. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 11. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 12. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). 13. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N ДЛ-1/05вн) Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Функциональная диагностика». ДПП ПК «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» обусловлена тем, что особенностью современной медицины является расширение спектра и объема выполнения диагностических исследований. Это стало возможным благодаря разработке новых, более информативных методов, а также автоматизации самой технологической процедуры функциональных исследований. Основными методами функциональной диагностики являются методы оценки функционального состояния организма человека с использованием электрофизиологических, механических, ультразвуковых и иных методов, позволяющих оценить функциональное состояние как отдельных органов, так систем и организма в целом. Традиционно к методам функциональной диагностики относятся методы исследования систем органов кровообращения, дыхания и нервной системы. Современные задачи, возложенные на медицинскую сестру отдела, отделения, кабинета функциональной диагностики, делают ее профессию многогранной и технологически сложной, требующей систематического профессионального развития. Целевая аудитория программы: медицинская сестра, старшая медицинская сестра отделения, кабинета функциональной диагностики. Цель ДПП ПК: является повышение уровня компетентности и совершенствование профессиональных навыков медицинской сестры отделения функциональной диагностики при проведении диагностических исследований пациентам медицинских организаций для дальнейшей профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации. Задачи при обучении на ДПП ПК: изучить организационные основы профессиональной деятельности (система и политика здравоохранения в РФ по охране здоровья граждан, правовые аспекты профессиональной деятельности, информационные технологии в медицине, телемедицина, медицинская этика и деонтология, психология клиент-центрированного подхода в медицинской практике); изучить вопросы организации функциональной диагностики в РФ, аппаратурное обеспечение и методические основы ФД; изучить функциональные методы исследования (электрокардиография, реография, электроэнцефалография, исследование функции внешнего дыхания); изучить вопросы организации и контроля соблюдения санитарнопротивоэпидемического режима медицинской организации, профилактики ВИЧ-инфекции и гепатитов; изучить правила оказания доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях (сердечно-легочная реанимация, неотложная помощь в клинике внутренних болезней). Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). 7. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 8. Симуляционное обучение: нет 9. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 10. Сетевая форма реализации: нет 11. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 12. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 13. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 14. Год утверждения программы: 2021 15. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=30 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности (ВД) по соответствующим нормативно-правовым документам: ВД (обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) по ПС). Программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций: Вид деятельности 1 ВД1: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи населению по профилю "сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях (ПК-1) Должен уметь Должен знать 3 - Проводить подготовку пациента к лечебным и (или) диагностическим вмешательствам по назначению лечащего врача - Ассистировать врачу при выполнении лечебных и (или) диагностических вмешательств - Собирать, подготавливать и размещать наборы инструментов, расходные материалы, лекарственные 4 - Правила и порядок подготовки пациента к медицинским вмешательствам - Медицинские изделия (медицинские инструменты, расходные материалы, медицинское оборудование), применяемые для проведения лечебных и (или) диагностических процедур, оперативных вмешательств - Правила ассистирования врачу (фельдшеру) при Проведение мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ПК-2) Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-3) препараты для выполнения лечебных и (или) диагностических вмешательств по назначению лечащего врача - Осуществлять динамическое наблюдение за состоянием и самочувствием пациента во время лечебных и (или) диагностических вмешательств - Оказывать медицинскую помощь в неотложной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, отравлениях, травмах - Соблюдать санитарноэпидемиологические требования и нормативы медицинской организации, в том числе санитарнопротивоэпидемический режим стерилизационного отделения (кабинета) - Применять средства индивидуальной защиты - Соблюдать меры асептики и антисептики, принципы индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе медицинские информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Использовать в работе персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную выполнении лечебных или диагностических процедур - Клинические признаки внезапных острых заболеваний, состояний, обострений хронических заболеваний, отравлений, травм без явных признаков угрозы жизни пациента, показания к оказанию медицинской помощи в неотложной форме - Правила оказания медицинской помощи в неотложной форме - Подходы и методы многоуровневой профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) - Санитарноэпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность (к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала) - Меры индивидуальной защиты медицинского персонала и пациентов при выполнении медицинских вмешательств - Основы асептики и антисептики, принцип индивидуальной изоляции при выполнении медицинских вмешательств - Правила и порядок оформления медицинской документации в медицинских организациях, в том числе в форме электронного документа - Правила работы в медицинских информационных системах и информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" - Основы законодательства Российской Федерации о тайну Оказание медицинской помощи в экстренной форме (ПК-4) - Проводить первичный осмотр пациента и оценку безопасности условий - Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме - Выполнять мероприятия базовой сердечнолегочной реанимации - Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания) - Осуществлять наблюдение и контроль состояния пациента (пострадавшего), измерять показатели жизнедеятельности, поддерживать витальные функции защите персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну - Требования к обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности - Правила и порядок проведения первичного осмотра пациента (пострадавшего) при оказании медицинской помощи в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни - Методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания - Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации - Порядок применения лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме - Правила и порядок проведения мониторинга состояния пациента при оказании медицинской помощи в экстренной форме, порядок передачи пациента бригаде скорой медицинской помощи III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Объем, Лекция емые контроля работа ак.ч. компетен (в т.ч консуль тации) Организационные основы 1 профессиональной деятельности Функциональные методы 2 исследования 3 Инфекционная безопасность и инфекционный контроль 8 10 ции 2 ПК-1 ПК-2 ПК-3 Тест Тест Тест 12 10 2 ПК-1 ПК-2 ПК-4 8 7 1 ПК-1 ПК-2 Оказание доврачебной медицинской помощи при 4 неотложных и экстремальных состояниях 5 Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 ИТОГО 36 4 1 - 1 29 7 ПК-1 ПК-4 Тест Тестиров ание IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя № п/п 1 1.1 1.2 1.3 1.4 Наименование модулей, разделов и тем Организационные основы профессиональной деятельности Система и политика здравоохранения в РФ по охране здоровья граждан Правовые аспекты профессиональной деятельности Информационные технологии в медицине. Телемедицина Медицинская этика и деонтология. Введение в психологию клиентцентрированного подхода в медицинской практике Общее кол-во часов Лекция Самост работа 10 8 2 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 1 1 Форма контроля (в т.ч консуль тации) Тест 1.5 Организация функциональной диагностики в РФ. Аппаратурное обеспечение и методические основы функциональной диагностики Функциональные методы исследования Электрокардиография 2 1 1 12 10 2 3 2 1 3 3 - 2.3 Исследование функции внешнего дыхания Реография 3 3 - 2.4 Электроэнцефалография 3 2 1 8 7 1 4 3 1 4 4 - 5 4 1 2 1 1 3 3 - 1 - 1 36 29 7 2 2.1 2.2 3 3.1 3.2 4 4.1 4.2 Инфекционная безопасность и инфекционный контроль Организация и контроль соблюдения санитарно-противоэпидемического режима медицинской организации Профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях Сердечно-легочная реанимация Неотложная помощь в клинике внутренних болезней Итоговая аттестация (итоговое тестирование) ИТОГО Тест Тест Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация Для реализации ДПП ПК «Избранные вопросы в деятельности специалиста по функциональной диагностике» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. а) б) в) г) Новый тип учреждений здравоохранения: участковая больница больница сестринского ухода городская поликлиника многопрофильный стационар 2. а) б) в) г) Приказ регламентирующий работу отделения функциональной диагностики: приказ № 642 приказ № 720 приказ № 555 приказ № 283 3. Расчетная норма времени для медсестры на проведение ЭКГ исследований при записи на неавтоматизированных одноканальных приборах в кабинетах: а) 10 мин. б) 16 мин. в) 24 мин. 4. Расчетная норма времени для медсестры на проведение ЭКГ исследования при записи на неавтоматизированных многоканальных приборах в кабинете: а) 13 мин. б) 17 мин. в) 22 мин. 5. Расчетное время для медсестры на дополнительное ЭКГ исследование: проба с приемом обзидана, хлоридом калия: а) 10 мин. б) 15 мин. в) 20 мин 6. Расчетное время на проведение спирографии при записи на неавтоматизированных аппаратах для медсестры: а) 30 мин. б) 32 мин. в) 42 мин. г) 20 мин. 7. а) б) в) г) Функциональные обязанности медсестры оговорены в приказе: приказ № 642 приказ № 720 приказ № 555 приказ № 283 8. а) б) в) г) Верхняя граница сердца находится: в третьем межреберье по левой среднеключичной линии впятом межреберье по среднеключичной линии в области верхушечного толчка в четвертом межреберье у левого края грудины 9. а) б) в) Митральный клапан находится между: левым предсердием и левым желудочком правым предсердием и правым желудочком между полостями сердца и сосудами 10. Сердечные проводящие миациты: а) бедны миофибриллами б) богаты саркоплазмой и содержат много гранул гликогена в) имеют мало митохондрий г) идентичны эмбриональной мышечной ткани IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Циммерман Франклин, Клиническая электрокардиография, 2-е изд. БИНОМ, Россия, с.424, ил. 2. Шишелова А.Ю. Основы функциональной диагностики: учебно-метод, пособие с рабочей тетрадью, 2019, с.152. 3. Функциональная диагностика: национальное руководство / под ред. Н. Ф. Берестень, В. А. Сандрикова, С. И. Федоровой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019 – 787с.: ил – (Серия «Национальные руководства») 4. Алехин М.Н. Чреспищеводная эхокардиография. Видар. 2014, 256 с. 5. Кушаковский М.С., Гришкин Ю.Н. Аритмии сердца, Фолиант. 2014, 720 с. 6. Практическая эхокардиография. Флакскампф Ф.А. МЕДпресс-информ. 2013, 872 с. 7. Функциональные нагрузочные пробы в диагностике ишемической болезни сердца, Лупанов В.П. ИнтелТек. 2012, 224 с. 8. Руководство по функциональной диагностике в кардиологии. Современные методы и клиническая интерпретация. Васюк Ю.А. Практическая медицина. 2012, 164 с. 9. Чирейкин Л.В., Шубик Ю.В., Медведев М.М., Татарский Б.А. Чреспищеводная электрокардиография и электрокардиостимуляция. С.-Пб.-ИНКАРТ, 1999, 150 с. 10. Макаров Л.М. Холтеровское мониторирование. М. Медпрактика, 2000, 216с. База данных, информационно-справочные системы 1. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 2. Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием http://nursemanager.ru/ 3. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 4. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 6. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 7. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 8. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws 9. Электронная библиотечная система IPRbooks 10. Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru