ДПП ПК_Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ
ЭТАПЕ»
36 ак.ч.
Специальность: Скорая и неотложная помощь

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Скорая и неотложная помощь
4. Дополнительные специальности: Лечебное дело, Сестринское дело, Сестринское
дело в педиатрии
5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по специальности: "Лечебное дело" и профессиональной переподготовкой
по специальности "Скорая и неотложная помощь" при наличии среднего
профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело".
Должности: фельдшер скорой медицинской помощи, старший фельдшер, фельдшер
по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам
скорой медицинской помощи.
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе», специальность
«Скорая и неотложная помощь» разработана на основании следующих нормативноправовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 г. № 3н
«Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер скорой медицинской
помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 12 апреля 2021 года, N63073);
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N470н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер" (зарегистрирован в
Минюсте России 20 августа 2020 года, N59474);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года,
N59649);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N481н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию
медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных
организациях" (зарегистрирован в Минюсте России 28 августа 2020 года, N59581);
2

7.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
8.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
9.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
11.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
13.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
14.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по разработке ДПП на основе профессиональных стандартов").
15.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов" (утв. Минобрнауки России 22.01.2015 N
ДЛ-1/05вн)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе» является
нормативно-методическим
документом,
регламентирующим
содержание
и
организационно-методические формы обучения по основной специальности «Скорая и
неотложная помощь».
ДПП ПК «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе» разработана
Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО
«МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе»
обусловлена тем, что практикующий медицинский работник, работающий в должности
фельдшера скорой медицинской помощи, старшего фельдшера, участковой медицинской
сестры детской поликлиники, фельдшера детского образовательного учреждения,
медицинской сестры детского дошкольного учреждения должен иметь достаточно знаний
3

и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную медицинскую помощь
пациентам.
Целевая аудитория программы: фельдшер, фельдшер скорой медицинской
помощи, старший фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом,
медицинская сестра участковая детской поликлиники, фельдшер детских образовательных
учреждений, медицинская сестра детских дошкольных учреждений.
Цель ДПП ПК: совершенствование профессиональной компетентности и
повышение профессионального уровня специалистов в области оказания скорой и
неотложной помощи у детей, приобретение знаний по диагностике, дифференциальной
диагностике и тактике ведения больных на догоспитальном этапе при угрожающих жизни
состояниях, необходимых для ведения профессиональной деятельности в должности
фельдшера скорой и неотложной помощи.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с общими проблемами организации скорой и неотложной помощи в
РФ (задачи фельдшера, оформление документации при оказании скорой и неотложной
помощи на догоспитальном этапе);
 изучить алгоритм обследования пациента в критическом состоянии «ABCDE»
(оценка проходимости верхних дыхательных путей, состояния дыхательной системы,
сердечно-сосудистой системы, нервной системы, повреждений, внешний осмотр);
 изучить современные подходы к сердечно-лёгочной реанимации (искусственное
дыхание и компрессии грудной клетки у младенцев и у детей старше одного года,
алгоритм базовой СЛР в педиатрии, основные этапы расширенной СЛР);
 изучить алгоритмы экстренной помощи при обструкции верхних дыхательных
путей инородным телом (ОДПИТ) у детей;
 изучить жизнеугрожающие нарушения ритма у детей (пароксизмальная
суправентрикулярная тахикардия, синусовая брадиаритмия, желудочковые фатальные
нарушения ритма у детей, классификация и купирование приступа желудочковой
тахикардии);
 изучить шоковые состояния у детей (патофизиология шока, экстренная
медицинская помощь на догоспитальном этапе, особенности лечения шока в зависимости
от его вида, гиповолемический, септический, анафилактический, кардиогенный шок);
 изучить коматозные состояния у детей (причины и симптомы комы у детей,
основные принципы экстренной медицинской помощи при коме);
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Неотложные состояния у
детей на догоспитальном этапе» предусматривает следующие виды учебных занятий и
учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
4

из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
8. Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе» осуществляется
с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее
профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы
является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9. Новые компетенции: нет
10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование

СДО

обеспечивается
5

соответствующими

средствами

информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021

6

18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=34

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Скорая и неотложная помощь
Дополнительная специальность: Лечебное дело, Сестринское дело, Сестринское
дело в педиатрии
Целевая аудитория программы: фельдшер, фельдшер скорой медицинской
помощи, старший фельдшер, заведующий фельдшерско-акушерским пунктом,
медицинская сестра участковая детской поликлиники, фельдшер детских образовательных
учреждений, медицинская сестра детских дошкольных учреждений.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Скорая и неотложная помощь» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер скорой медицинской помощи»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 января 2021 г.
№3н «Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер скорой медицинской
помощи"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «A/01.6. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или)
состояний, требующих оказания скорой медицинской помощи в экстренной и
неотложной формах вне медицинской организации»
 А/02.6. Назначение и проведение лечения пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями, требующими оказания скорой медицинской помощи в экстренной и
неотложной формах вне медицинской организации, контроль его эффективности и
безопасности»;
 «А/03.6. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении персонала»
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
скорой
медицинской
помощи в
экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления заболеваний
и (или) состояний,
требующих оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации
(ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Осуществлять сбор
жалоб, анамнеза жизни у
пациентов (их законных
представителей) с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Оценивать тяжесть
заболевания и (или)
состояния пациентов,
требующего оказания
скорой медицинской

4
- Общие вопросы
организации медицинской
помощи населению
- Методика сбора анамнеза
жизни и жалоб у пациентов
(их законных
представителей) с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методика осмотра и
обследования пациентов с

7

Назначение и
проведение лечения
пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
вне медицинской
организации, контроль
его эффективности и
безопасности
(ПК-2)

помощи в экстренной и
неотложной формах
- Выявлять у пациентов
симптомы и синдромы
заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Проводить обследование
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах вне
медицинской организации,
в соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Оценивать анатомофункциональное состояние
органов и систем
организма человека в
норме, при заболеваниях и
(или) состояниях,
требующих оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах
- Определять медицинские
показания и медицинские
противопоказания для
медицинских
вмешательств у пациентов
с заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации
- Назначать и применять
лекарственные препараты,
включая наркотические
лекарственные препараты
и психотропные
лекарственные препараты,
и применять медицинские
изделия у пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной

8

заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методы диагностических
исследований пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями, требующими
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Анатомо-функциональное
состояние органов и систем
организма человека в
норме, при заболеваниях и
(или) состояниях,
требующих оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Этиология и патогенез,
патоморфология,
клиническая картина,
классификация,
дифференциальная
диагностика, особенности
течения, осложнения и
исходы заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах
- Методы лечения
пациентов с заболеваниями
и (или) состояниями,
требующими оказания
скорой медицинской
помощи в экстренной и
неотложной формах, в
соответствии с
действующим порядком
оказания медицинской
помощи, клиническими
рекомендациями по
вопросам оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Механизм действия
лекарственных препаратов,
наркотических
лекарственных препаратов,
психотропных
лекарственных препаратов,
медицинских изделий,
применяемых при оказании
скорой медицинской

формах вне медицинской
организации
- Выполнять медицинские
вмешательства при
оказании скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации:
- проведение базовой и
расширенной сердечнолегочной и церебральной
реанимации, в том числе с
использованием
специальных медицинских
изделий, с определением
условий отказа от ее
проведения и показаний к
ее прекращению;
- обеспечение
проходимости верхних
дыхательных путей, в том
числе с помощью
воздуховодов,
ларингеальной трубки,
комбитьюба,
ларингеальной маски,
интубации трахеи методом
прямой ларингоскопии;
- проведение закрытого
массажа сердца (ручного и
с помощью специальных
медицинских изделий);
- электроимпульсную
терапию (дефибрилляция,
кардиоверсия);
- оксигенотерапию;
- искусственную
вентиляцию легких с
использованием аппаратов
искусственной вентиляции
легких различных типов,
комплектов дыхательных
для ручной искусственной
вентиляции легких;
- применение
искусственной вентиляции
легких в режимах: с
контролем по объему,
контролем по давлению;
- применение
вспомогательной
вентиляции легких;
- обезболивание;
- транспортную
иммобилизацию
конечностей, позвоночника
и таза при травмах;
- применение методов
десмургии;
- остановку кровотечения,
в том числе с помощью

9

помощи в экстренной и
неотложной формах;
медицинские показания и
медицинские
противопоказания к их
назначению; возможные
осложнения, побочные
действия, нежелательные
реакции, в том числе
серьезные и
непредвиденные
- Медицинские
вмешательства при
заболеваниях и (или)
состояниях, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации; медицинские
показания и медицинские
противопоказания;
возможные осложнения,
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные
- Способы предотвращения
или устранения
осложнений, побочных
действий, нежелательных
реакций, в том числе
серьезных и
непредвиденных,
возникших при лечении
заболеваний и (или)
состояний, требующих
оказания скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации
- Требования к
комплектации
лекарственными
препаратами, включая
наркотические
лекарственные препараты и
психотропные
лекарственные препараты, и
медицинскими изделиями
укладок и наборов для
оказания скорой
медицинской помощи
- Методы обезболивания
при оказании скорой
медицинской помощи в
экстренной и неотложной
формах вне медицинской
организации

лекарственных препаратов
и медицинских изделий;

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
персонала
(ПК-3)

- Вести медицинскую
документацию, в том числе
в форме электронного
документа
- Использовать
информационные системы
и информационнотелекоммуникационную
сеть «Интернет»
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

- Правила оформления
медицинской документации
в медицинских
организациях,
оказывающих медицинскую
помощь по профилю
«скорая медицинская
помощь», в том числе в
форме электронного
документа
- Правила работы в
информационных системах
и информационнотелекоммуникационной
сети «Интернет»

В рамках дополнительной специальности «Лечебное дело» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Фельдшер», утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N470н «Об утверждении
профессионального стандарта "Фельдшер"»), которые соответствуют трудовым
функциям:
 «А/01.6. Проведение обследования пациентов с целью диагностики неосложненных
острых заболеваний и (или) состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм,
отравлений»;
 «А/02.6. Назначение и проведение лечения неосложненных заболеваний и (или)
состояний, хронических заболеваний и их обострений, травм, отравлений»;
 «А/05.6. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»;
 «А/06.6. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Профессиональный стандарт «Фельдшер»
Трудовая функция
Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов с целью
диагностики неосложненных
острых заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их обострений,
травм, отравлений
Назначение и проведение
лечения неосложненных
заболеваний и (или)
состояний, хронических
заболеваний и их обострений,
травм, отравлений

A/01.6

A/02.6

Трудовые действия
ТД 1: Определение медицинских показаний для
оказания
первичной
медико-санитарной,
специализированной и скорой медицинской помощи,
а также паллиативной медицинской помощи
ТД 2: Выявление клинических признаков состояний,
требующих оказания медицинской помощи в
неотложной форме
ТД 1: Оказание медицинской помощи при
внезапных острых заболеваниях и (или) состояниях
без явных признаков угрозы жизни пациента,
требующих оказания медицинской помощи в
неотложной
форме,
в
том
числе
несовершеннолетним
10

Ведение медицинской
документации, организация
деятельности находящегося в
распоряжении медицинского
персонала

A/05.6

Оказание медицинской
помощи в экстренной форме

А/06.6

ТД 1: Ведение медицинской документации, в том
числе в форме электронного документа
ТД 2: Использование информационных систем в
сфере
здравоохранения
и
информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"
ТД 3: Использование в работе персональных данных
пациентов и сведений, составляющих врачебную
тайну
ТД 1: Оценка состояния, требующего оказания
медицинской помощи в экстренной форме
ТД 2: Распознавание состояний, представляющих
угрозу жизни, включая состояние клинической
смерти (остановка жизненно важных функций
организма человека (кровообращения и (или)
дыхания),
состояния
при
осложнениях
беременности, угрожающих жизни женщины,
требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме
ТД 3: Оказание медицинской помощи в экстренной
форме при состояниях, представляющих угрозу
жизни, в том числе клинической смерти (остановка
жизненно важных функций организма человека
(кровообращения и (или) дыхания), состояниях при
осложнениях беременности
ТД 4: Проведение мероприятий базовой сердечнолегочной реанимации
ТД 5: Применение лекарственных препаратов и
медицинских изделий при оказании медицинской
помощи в экстренной форме

В рамках дополнительной специальности «Сестринское дело» программа
направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра/медицинский брат»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N475н
«Об
утверждении
профессионального
стандарта
"Медицинская
сестра/медицинский брат"), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.5. Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при заболеваниях и (или) состояниях»
 «А/04.5. Ведение медицинской документации, организация деятельности
находящегося в распоряжении медицинского персонала»
 «А/06.5. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Профессиональный стандарт
«Медицинская сестра/медицинский брат»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Оказание медицинской
помощи, осуществление
сестринского ухода и
наблюдения за пациентами при
заболеваниях и (или)

А/01.5 ТД 1: Выполнение медицинских манипуляций при
оказании медицинской помощи пациенту
ТД 2: Ассистирование врачу при выполнении
медицинских вмешательств
11

состояниях
Ведение медицинской
документации, организация
деятельности находящегося в
распоряжении медицинского
персонала

Оказание медицинской помощи
в экстренной форме

А/04.5 ТД 1: Ведение медицинской документации, в том
числе в форме электронного документа
ТД 2: Использование медицинских информационных
систем и информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет"
ТД 3: Использование в работе персональных данных
пациентов и сведений, составляющих врачебную
тайну
ТД 1: Оценка состояния пациента, требующего
оказания медицинской помощи в экстренной форме
ТД 2: Распознавание состояний, представляющих
угрозу жизни, включая состояние клинической
смерти (остановка жизненно важных функций
организма человека (кровообращения и (или)
дыхания), требующих оказания медицинской помощи
в экстренной форме
ТД 3: Проведение мероприятий базовой сердечнолегочной реанимации
ТД 4: Оказание медицинской помощи в экстренной
форме при состояниях, представляющих угрозу
жизни, в том числе, клинической смерти (остановка
жизненно важных функций организма человека
(кровообращения и (или) дыхания)
ТД 5: Проведение мероприятий по поддержанию
жизнедеятельности
организма
пациента
(пострадавшего) до прибытия врача или бригады
скорой помощи

В рамках дополнительной специальности «Сестринское дело в педиатрии»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе профстандарта «Специалист по оказанию медицинской помощи
несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N481н «Об
утверждении профессионального стандарта "Специалист по оказанию медицинской
помощи несовершеннолетним обучающимся в образовательных организациях"), которые
соответствуют трудовым функциям:
 «А/04.6. Проведение анализа медико-статистической информации, ведение
медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении
медицинского персонала»;
 «А/05.6. Оказание первичной доврачебной медико-санитарной помощи
обучающимся в неотложной форме»;
 «А/06.6. Оказание медицинской помощи в экстренной форме»
Профессиональный стандарт
«Специалист по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним обучающимся в
образовательных организациях»
Трудовая функция
Трудовые действия
Наименование
Код
Проведение анализа медико-

А/04.5 ТД 1: Ведение медицинской документации, в том
12

статистической информации,
ведение медицинской
документации, организация
деятельности находящегося в
распоряжении медицинского
персонала
Оказание первичной
доврачебной медико-санитарной
помощи обучающимся в
неотложной форме

Оказание медицинской помощи
в экстренной форме

числе в форме электронного документа

А/05.6 ТД
1:
Распознавание
состояния
здоровья
обучающегося,
требующего
оказания
ему
медицинской помощи в неотложной форме
ТД 2: Оказание первичной доврачебной медикосанитарной помощи обучающимся в неотложной
форме в соответствии с действующими порядками
оказания медицинской помощи, клиническими
рекомендациями, с учетом стандартов медицинской
помощи
ТД 3: Применение лекарственных препаратов и
медицинских изделий при оказании медицинской
помощи в неотложной форме
А/06.6 ТД 1: Распознавание состояний, представляющих
угрозу жизни, включая состояние клинической смерти
(остановка жизненно важных функций организма
человека (кровообращения и (или) дыхания),
требующих оказания медицинской помощи в
экстренной форме
ТД 2: Вызов бригады скорой медицинской помощи и
оказание медицинской помощи в экстренной форме
при состояниях, представляющих угрозу их жизни, в
том числе клинической смерти (остановка жизненно
важных
функций
организма
человека
(кровообращения и (или) дыхания) до приезда
бригады скорой медицинской помощи
ТД 3: Проведение мероприятий базовой сердечнолёгочной реанимации
ТД 4: Применение лекарственных препаратов и
медицинских изделий при оказании медицинской
помощи в экстренной форме

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Объем
, ак.ч.

13

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт

ации)

3

2

1

2 критическом состоянии «ABCDE»

6

5

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2

3

Современные подходы к сердечнолёгочной реанимации

4

3

1

ПК-1
ПК-2

Тест

4

Обструкция верхних дыхательных
путей инородным телом (ОДПИТ)

3

2

1

ПК-1
ПК-2

Тест

5

Жизнеугрожающие нарушения
ритма у детей

7

5

2

ПК-1
ПК-2

Тест

8

7

1

4

3

1

Общие проблемы организации
1 скорой и неотложной помощи в РФ

Алгоритм обследования пациента в

Шок у детей

6

Коматозные состояния у детей

7

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

-

1

Тест

Тест
Тест
Тестирова
ние

1

27

36

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1

1.1

1.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Общие проблемы организации
скорой и неотложной помощи в
РФ
Общие проблемы организации скорой
и неотложной помощи в РФ. Задачи
фельдшера скорой и неотложной
помощи
Оформление документации при
оказании скорой и неотложной
14

Общее
кол-во
часов

Лекция

Самост
работа

3

2

1

1

1

-

2

1

1

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

3.2

помощи на догоспитальном этапе
Алгоритм обследования пациента в
критическом состоянии «ABCDE»
Этап А. Оценка проходимости
верхних дыхательных путей
Этап В. Оценка состояния
дыхательной системы
Этап С. Оценка состояния сердечнососудистой системы
Этап D. Оценка состояния нервной
системы
Этап Е. Оценка повреждений,
внешний осмотр
Современные подходы к сердечнолёгочной реанимации
Искусственное дыхание и
компрессии грудной клетки у
младенцев и у детей старше одного
года
Алгоритм базовой СЛР в педиатрии

3.3

Основные этапы расширенной СЛР

2

1

1

Обструкция верхних дыхательных
путей инородным телом (ОДПИТ)
Распознавание обструкции
дыхательных путей инородным телом
Алгоритм экстренной помощи при
ОДПИТ у детей
Жизнеугрожающие нарушения
ритма у детей
Пароксизмальная
суправентрикулярная тахикардия
Синусовая брадиаритмия у детей

3

2

1

1

1

-

2

1

1

7

5

2

2

1

1

1

1

-

Желудочковые фатальные нарушения
ритма
Классификация желудочковой
тахикардии
Купирование приступа желудочковой
тахикардии
Шок у детей

2

1

1

1

1

-

1

1

-

8

7

1

6.1

Патофизиология шока

1

1

-

6.2

2

1

1

1

1

-

6.4

Экстренная медицинская помощь на
догоспитальном этапе
Особенности лечения шока в
зависимости от его вида
Гиповолемический шок

1

1

-

6.5

Септический шок

1

1

-

2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
3

3.1

4
4.1
4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
6

6.3

15

6

5

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

1

1

-

1

1

-

4

3

1

1

1

-

1

1

-

Тест

Тест

Тест

Тест

6.6

Анафилактический шок

1

1

-

6.7

Кардиогенный шок

1

1

-

Коматозные состояния у детей

4

3

1

7.1

Причины комы у детей

1

1

-

7.2

Симптомы комы у детей

1

1

-

2

1

1

1

-

1

36

27

9

7

7.3

Основные принципы экстренной
медицинской помощи при коме
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Неотложные состояния у детей на догоспитальном этапе»
Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального
образования «Международный институт современного образования» использует систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

16

содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. К особенностям водно-электролитного баланса у детей первых лет жизни
относятся следующие, кроме:
а) меньшей, чем у взрослых, потребности в воде и электролитах
б) неспособности выведения электролитов при их избыточном введении
в) меньшей, чем у взрослых, концентрационной способности почек
2. Для детского дыхания характерно:
а) носовое дыхание, узкие дыхательные ходы
б) большая частота дыхания
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
3. В результате анатомо-физиологических особенностей дыхания у детей возникает
все, кроме:
а) быстрого истощения метаболических возможностей
б) развития клинически выраженной обструкции верхних дыхательных путей при
отеке слизистой подсвязочного пространства
в) более медленного, чем у взрослых, развития гипоксии при любых видах
17

обструкции трахеобронхиального дерева
4. В каком случае частота пульса не соответствует возрастной норме:
а) 1 год – 90 уд/мин
б) 5 лет – 100 уд/мин
в) 1 мес.- 140 уд/мин
5. В каком случае артериальное давление является отклонением от возрастной
нормы:
а) 1 год – 90/50 мм. рт.ст.
б) 10 лет – 110/65 мм. рт.ст.
в) 1 мес. – 100/40 мм. рт.ст.
6. Правильность непрямого определения артериального давления зависит от:
а) психического состояния ребенка
б) величины манжетки тонометра
в) возраста ребенка
7. При осмотре ребенка в экстренных ситуациях необходимо:
а) оценка адекватности дыхания
б) сбор анамнеза
в) оценка адекватности кровообращения
8. Укажите отличие методики сердечно-легочной реанимации у детей:
а) принципиальных отличий нет
б) реанимационные мероприятия начинаются с восстановления кровообращения
в) проводится только “открытый” массаж сердца
9. Ребенку с подозрением на острый живот нельзя проводить:
а) очистительную клизму
б) введение обезболивающих препаратов
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
10. Неотложная помощь при гипертермии у новорожденного включает:
а) сбор анамнеза и выяснение причин гипертермии
б) применение жаропонижающих препаратов
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Угрожающие состояния в педиатрии: экстренная врачебная помощь/
Цыбулькин Э. К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
2.
Неотложные состояния в педиатрии / В.Ф. Учайкин, В.П. Молочный - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3.
Неотложная педиатрия. Алгоритмы диагностики и лечения / Цыбулькин
Э.К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
18

4.
Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе: учебник / А. Л.
Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова [и др.] / под ред. А. Л. Вёрткина. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 544 с.
5.
Неотложная медицинская помощь [Текст]: учебное пособие / Т. В. Отвагина.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 251 с.
6.
Скорая медицинская помощь. Руководство для фельдшеров: учеб. пособие /
А. Л. Верткин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 400 с.: ил.
7.
Балабина Н.М. Лекции по неотложной медицинской помощи больным в
условиях скорой медицинской помощи//Н.М. Балабина: Курс лекций. - Иркутск: тип. ООО
«Форвард». – 2011. – 88 с.
8.
Анестезиология и реаниматология / под ред. О.А. Долиной - 4-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
9.
Основы реаниматологии/Сумин С.А., Окунская Т.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2013.
10.
Анестезиология и интенсивная терапия: Практическое руководство / под
ред. чл.-корр. РАМН проф. Б.Р. Гельфанда. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Литтерра, 2012.
11.
Внезапная сердечная смерть / Бокерия Л.А., Ревишвили А.Ш., Неминущий
Н.М. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
12.
Кардиология: национальное руководство / ред. Е. В. Шляхто. - 2-е изд. Москва: ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 800 с.
13.
Балабина Н.М. Синдром острой дыхательной недостаточности в практике
врача скорой помощи: методические рекомендации// ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава
России, Кафедра поликлинической терапии и ОВП. – Иркутск: ИГМУ, 2013. -22 с
14.
Руксин В.В. Краткое руководство по неотложной кардиологии. – СПб.:
ИнформМед, 2009. – 415 с.
15.
Струтынский А.В. Электрокардиография. Анализ и интерпретация. – М.:
Медпресс, 2010.
База данных, информационно-справочные системы
1.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
3.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7.
Электронная библиотечная система IPRbooks
8.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

19


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».