ДПП ПК_Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике (36ч)_МИСО

Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В
ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКЕ»
36 ак.ч.
Специальность: «Лабораторная диагностика»

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Лабораторная диагностика
4. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным
образованием по специальности «Лабораторная диагностика» и сертификатом по
специальности «Лабораторная диагностика».
Должности: медицинский технолог, медицинский лабораторный техник
(фельдшер-лаборант), лаборант.
5. Форма обучения: заочная
6. Пояснительная записка:
Настоящая
дополнительная
профессиональная
программа
повышения
квалификации «Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике»,
специальность «Лабораторная диагностика» разработана на основании следующих
нормативно-правовых актов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
N473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"» (зарегистрирован в
Минюсте России 18 августа 2020 года, N59303);
4.
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 №502 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 34.02.01 Лабораторная диагностика»;
5.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
6.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
здравоохранения»;
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре
специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим
образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»;

2

8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
9.
Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении
Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со
средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
10.
Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации
специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
12.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 № 205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
13.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике»
является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и
организационно-методические формы обучения по основной
специальности
«Лабораторная диагностика».
ДПП ПК «Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике»
разработана
Автономной
некоммерческой
организацией
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
(далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Общеклинические методы исследования в лабораторной
диагностике» обусловлена изменением нормативно-правовой базы, появлением новых
профессиональных
стандартов
и
клинических
рекомендаций,
оптимизацией
экономических механизмов организации лабораторного обеспечения медицинской
деятельности.
Целевая аудитория программы: медицинский технолог, медицинский
лабораторный техник (фельдшер-лаборант), лаборант.
Цель ДПП ПК: совершенствование знаний и умений специалистов,
предусмотренных трудовыми функциями профессионального стандарта «Специалист в
области лабораторной диагностики со средним медицинским образованием»,
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года
3

N473н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области
лабораторной диагностики со средним медицинским образованием"».
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 ознакомиться с вопросами организации лабораторной службы (нормативные
документы, регламентирующие деятельность КДЛ; устройство КДЛ, лабораторное
оборудование, правила эксплуатации, принципы работы, техника безопасности; контроль
качества клинических лабораторных исследований. внутрилабораторный контроль;
медицинская этика, деонтологические аспекты в КДЛ);
 изучить
методы
лабораторного
исследования
мочи
(химическое
и
микроскопическое исследование, состав мочи в норме; правила сбора мочи на общий
анализ по Нечипоренко, Амбурже, Зимницкому; патология мочевыделительной системы,
при которой изменяются нормальные показатели анализа мочи, полиурия, олигоурия,
анурия, никтурия; качественное и количественное определение белка, сахара, кетоновых
тел, желчных пигментов, продуктов распада гемоглобина);
 изучить методы исследования желудочного и дуоденального содержимого
(основные методы получения желудочного и дуоденального содержимого, исследование
секреторной деятельности желудка, микроскопическое исследование желудочного
содержимого; состав и физико-химические свойства желчи, приготовление нативных
препаратов);
 изучить методы копрологического исследования (состав, общие свойства,
химическое и микроскопическое исследование кала, копрограмма в норме и при
различных патологических состояниях ЖКТ у взрослых и детей; подготовка больных к
различным исследованиям кала, правила отбора фекалий для проктологического
исследования, обеззараживание желудочно-кишечного отделяемого и посуды из-под них);
 изучить методы исследования мокроты (общие, физические свойства,
морфологические элементы мокроты, приготовление нативных препаратов для
микроскопического исследования, окраска препаратов различными методами
(красителями); мокрота при различных заболеваниях, правила сбора мокроты)
 изучить лабораторные исследования спинномозговой жидкости (способы
получения, физические и химические свойства ликвора, клеточный состав: реактивы,
методы; понятие цитоза, плеоцитоза, изменение состояния ликвора при некоторых
заболеваниях ЦНС и ее оболочек, выявление атипических клеток);
 изучить лабораторное исследование экссудатов и транссудатов (серозные полости
организма, механизмы образования выпотных жидкостей, получение материала;
дифдиагностика экссудатов и транссудатов, клеточный состав и неклеточные элементы,
приготовление нативных и окрашенных препаратов);
 изучить методы исследования отделяемого из половых органов (определение
степени чистоты влагалища, взятие материала, цитологическое исследование
вагинального секрета, исследование эякулята).
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Общеклинические методы
исследования в лабораторной диагностике» предусматривает следующие виды учебных
занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
4

 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Общеклинические методы исследования в лабораторной диагностике»
осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих
высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях
соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
7.

8.

Новые компетенции: нет

9.

Стажировка: нет

10. Симуляционное обучение: нет
11. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
5

 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
12. Сетевая форма реализации: нет
13. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

14. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
3000 руб.
3000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
6

15. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

16. Год утверждения программы: 2021
17. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=35
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Обучающийся
должен
обладать
профессиональными
компетенциями,
соответствующими видам деятельности (ВД) по соответствующим нормативно-правовым
документам: ВД (обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) по
ПС).
Программа
направлена
на
освоение (совершенствование)
следующих
профессиональных компетенций:
Вид деятельности

1
ВД 1: Выполнение
клинических
лабораторных
исследований
первой и второй
категории
сложности

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Взятие, прием,
предварительная
оценка и обработка
биологических
материалов,
приготовление проб и
препаратов (ПК-1)

Выполнение
клинических
лабораторных
исследований (ПК-2)

Должен уметь

Должен знать

3
- Осуществлять
первичную обработку
биологического материала,
поступившего в
лабораторию:
- маркировку и
регистрацию проб
биологического
материала;
- подготовку проб
биологического материала
к исследованию,
транспортировке или
хранению;
- транспортировку
биоматериала к месту
проведения лабораторных
исследований;
- хранить пробы
биологического материала
с соблюдением
необходимых условий;
- отбраковка проб
биологического материала,
не соответствующего
утвержденным критериям
- Проводить лабораторные
исследования
биологического материала
первой и второй категории
сложности самостоятельно
и отдельные этапы
лабораторных

4
- Этапы проведения
лабораторного исследования
- Правила взятия,
регистрации,
транспортировки и хранения
биологического материала
- Принципы сортировки
биологического материала,
методология работы с
использованием
автоматизированных систем
сортировки
- Способы маркировки
биологических материалов
для лабораторных
исследований
- Методы подготовки
образцов биологических
материалов к исследованию,
транспортировке или
хранению
- Критерии отбраковки
биологического материала

7

- Нормативные правовые
акты Российской Федерации
в сфере здравоохранения,
общие вопросы организации
лабораторной службы,
правила проведения
лабораторных исследований

исследований третьей
категории сложности под
руководством
медицинского технолога,
биолога, бактериолога,
медицинского
микробиолога или врача
клинической лабораторной
диагностики без
формулирования
заключения:
- химикомикроскопические
- Оценивать результаты
лабораторных
исследований первой и
второй категории
сложности для
направления их
медицинскому технологу,
биологу, бактериологу,
медицинского
микробиологу или врачу
клинической лабораторной
диагностики для
интерпретации и
формулирования
заключения

Ведение медицинской
документации,
организация
деятельности
находящегося в
распоряжении
медицинского
персонала (ПК-3)

- Составлять план работы
и отчет о своей работе
умения
- Заполнять медицинскую
документацию, в том
числе в форме
электронного документа, и
контролировать качество
ее ведения
- Вести учет расходования
реагентов и материалов
при проведении
лабораторных
исследований первой и
второй категории
сложности
- Использовать в работе
персональные данные
пациентов и сведения,
составляющие врачебную
тайну

8

- Правила организации
деятельности лаборатории,
этапы лабораторных
исследований, задачи
персонала
- Правила транспортировки
и хранения проб
биологического материала с
целью проведения
отсроченного лабораторного
исследования
- Виды лабораторного
оборудования и правила его
эксплуатации
- Правила учета и контроля
расходных материалов в
соответствии с
технологиями и методиками
- Технологии
аналитического этапа
лабораторных исследований
первой и второй категории
сложности в соответствии с
видами исследований
- Правила передачи
результатов лабораторных
исследований
медицинскому технологу,
биологу или врачу
клинической лабораторной
диагностики для их оценки
и интерпретации
- Комплекс мер по
обеспечению качества
лабораторных исследований
на аналитическом этапе
- Нормативные правовые
акты Российской Федерации
в сфере здравоохранения,
общие вопросы организации
лабораторной службы,
правила проведения
лабораторных исследований
- Правила учета расходных
материалов и реагентов,
требования к качеству
поступающих расходных
материалов и реагентов
- Правила оформления
медицинской документации
в медицинских
лабораториях, в том числе в
форме электронного
документа
- Правила обращения с
персональными данными
пациентов и сведениями,
составляющими врачебную
тайну
- Требования охраны труда,
основы личной
безопасности и

конфликтологии

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРНОЙ
ДИАГНОСТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция
п/п

Наименование модулей

Основы организации
1 лабораторной службы
2
3
4

Лабораторное исследование мочи
Исследование желудочного и
дуоденального содержимого
Копрологическое исследование

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
(в т.ч
ции
консульт
ации)

7

6

1

5

4

1

4

3

1

4

3

1

4

3

1

ПК-1
ПК-2
ПК-3
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест
Тест
Тест

6

Лабораторные исследования
спинномозговой жидкости

3

2

1

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

7

Лабораторное исследование
экссудатов и транссудатов

4

3

1

ПК-1
ПК-2

Тест

8

Исследование отделяемого из
половых органов

4

3

1

ПК-1
ПК-2

Тест

5

Исследование мокроты

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)
ИТОГО

-

1
36

27

1
9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9

Тест
Тест

Тестиров
ание

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРНОЙ
ДИАГНОСТИКЕ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

2
2.1

2.2

Наименование модулей, разделов и
тем

Общее
кол-во
часов

Лекция

Основы организации
лабораторной службы
Вопросы последипломной подготовки
и аттестации для специалистов со
средним медицинским образованием
Нормативные документы,
регламентирующие деятельность КДЛ.
Учетно-отчетная документация
Устройство КДЛ. Лабораторное
оборудование. Правила эксплуатации,
принципы работы. Техника
безопасности при работе с
электроприборами, реактивами,
биологическим материалом и т.п.
Контроль качества клинических
лабораторных исследований.
Внутрилабораторный контроль
качества: виды, принципы, критерии
качества, контрольный материал,
факторы, влияющие на результаты
исследований
Медицинская этика. Этические
категории. Деонтологические аспекты
в КДЛ
Лабораторное исследование мочи

7

6

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

2

2

-

1

1

-

5

4

1

Понятие о мочевыделительной
системе. Общие свойства мочи
Химическое и микроскопическое
исследование мочи. Состав мочи в
норме. Правила сбора мочи на общий
анализ по Нечипоренко, Амбурже,
Зимницкому. Цели исследования

1

1

-

1

1

-

10

Самост
работа

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

2.3

2.4

3
3.1

3.2

3.3
4
4.1

4.2

4.3

5
5.1

5.2

5.3
6

Патология МВС, при которой
изменяются нормальные показатели
анализа мочи. Понятие полиурии,
олигоурии, анурии, никтурии
Качественное и количественное
определение белка, сахара, кетоновых
тел, желчных пигментов, продуктов
распада гемоглобина. Патологии,
приводящая к изменению показателей
Исследование желудочного и
дуоденального содержимого
Основные методы получения
желудочного и дуоденального
содержимого
Исследование секреторной
деятельности желудка,
микроскопическое исследование
желудочного содержимого
Состав желчи, физико-химические
свойства желчи. Приготовление
нативных препаратов
Копрологическое исследование
Понятие о процессах переваривания в
кишечнике жиров, белков, углеводов.
Состав и общие свойства нормального
кала
Химическое и микроскопическое
исследование кала. Копрограмма в
норме и при различных
патологических состояниях ЖКТ у
взрослых и детей
Подготовка больных к различным
исследованиям кала. Правила отбора
фекалий для проктологического
исследования. Обеззараживание
желудочно-кишечного отделяемого и
посуды из-под них
Исследование мокроты
Мокрота. Определение. Общие
свойства и морфологические элементы
мокроты
Исследование физических свойств
мокроты, приготовление нативных
препаратов для микроскопического
исследования. Окраска препаратов
различными методами (красителями).
Мокрота при различных заболеваниях.
Правила сбора мокроты
Лабораторные исследования
спинномозговой жидкости
11

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

3

2

1

Тест

Тест

Тест

Тест

6.1

6.2

7
7.1

7.2

7.3
8

8.1

8.2
8.3

Образование ликвора, его
физиологическая роль. Способы
получения, физические и химические
свойства ликвора, клеточный состав.
Реактивы. Методы
Понятие цитоза, плеоцитоза.
Изменение состояния ликвора при
некоторых заболеваниях ЦНС и ее
оболочек. Выявление атипических
клеток
Лабораторное исследование
экссудатов и транссудатов
Серозные полости организма.
Механизмы образования выпотных
жидкостей. Получение материала
Дифдиагностика экссудатов и
транссудатов. Физико-химические
свойства. Клеточный состав и
неклеточные элементы
Приготовление нативных и
окрашенных препаратов
Исследование отделяемого из
половых органов
Определение степени чистоты
влагалища. Взятие материала и
приготовление нативных и
окрашенных препаратов
Цитологическое исследованиие
вагинального секрета
Исследование эякулята

1

1

-

2

1

1

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

4

3

1

1

1

-

2

1

1

1

1

-

Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

-

1

ИТОГО

36

27

9

Тест

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛАБОРАТОРНОЙ
ДИАГНОСТИКЕ»
№ дня
1
2
3
4
5
6
Виды
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР
Л, СР, ИА
учебной
1
нагрузки
VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

12

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Общеклинические методы исследования в лабораторной
диагностике»
Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного
профессионального образования «Международный институт современного образования»
использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе
Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с
лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить
тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в
режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные
преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
13

Примерные вопросы для итоговой аттестации
1. В сопроводительном бланке к материалу, поступающему в лабораторию, должно
быть, указано следующее, кроме:
а) фамилия, имя, отчество больного (№ истории болезни)
б) вид исследования
в) предполагаемый диагноз
г) фамилия лечащего врача
д) метод исследования
2. Основные правила работы в КДЛ
1. использовать при работе защитную одежду
2. проводить исследование биоматериала в резиновых перчатках
3. мыть лабораторную посуду и инструментарий после предварительной дезинфекции
4. при загрязнении кожи или слизистых кровью или другими биологическими
жидкостями немедленно обработать их дезинфицирующими растворами
5. использованную лабораторную посуду сразу промывать под проточной водой
а) 1,2,3,5
б) 2,4,5
в) 3,4,5
г) 1,2,3,4
д) 1,3,5
3. При работе в КДЛ не запрещается
а) пипетирование ртом
б) прием пищи на рабочем месте
в) курение
г) разговоры на рабочем месте
д) пользоваться косметикой на рабочем месте
4. С отработанным биоматериалом (моча, кровь, кал) производят следующие
действия, кроме
а) сливают в специальную тару
б) обеззараживают дезраствором
в) кипятят
г) обеззараживают автоклавированием
д) сжигают
5. Посуду с биоматериалом инфицированных больных
1. собирают в баки
2. обеззараживают автоклавированием
3. обрабатывают дезинфицирующим раствором
4. обрабатывают кипячением
5. сливают содержимое в канализацию сразу после работы
а) 1,2,3,4
б) 3,4,5
в) 1,3,5
г) 2,4,5
д) 1,2,4,5
6. При работе в КДЛ запрещается оставлять на столах
14

1. нефиксированные мазки
2. чашки Петри, пробирки и др. посуду с инфекционным материалом
3. метиловый спирт
4. рабочая документация
5. пищевые продукты
а) 1,4,5
б) 2, 3,4,5
в) 1,2,3,5
г) 1,3,4,5
д) 2,4,5
7. Ураты в осадке мочи растворяются
а) нагреванием и добавлением щелочи
б) раствором Люголя
в) добавлением кислоты
г) центрифугированием и фильтрованием
д) добавлением эфира
8. Кристаллы щавелевокислой извести в осадке мочи присутствуют в виде
а) круглых образований и октаэдров
б) боченочков
в) прозрачных тонких игл
г) желтовато-коричневых игл
д) всех перечисленных форм
9. Окраску препаратов, приготовленных из осадка мочи по методу Циль-Нильсона
производят при подозрении на
а) опухоль почек
б) воспаление мочевого пузыря
в) туберкулез почек
г) мочекаменную болезнь
д) сахарный диабет
10. Протеинурия может сопровождать
а) острый гломерулонефрит
б) хронический гломерулонефрит
в) острый пиелонефрит
г) хронический пиелонефрит
д) все перечисленные заболевания
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Кишкун, А. А. Клиническая лабораторная диагностика. Учебное пособие /
А.А. Кишкун. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 976 c.
2.
Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие для медицинских
сестер. Кишкун А.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с.: ил.
3.
Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное
руководство. В 2-х томах. Том 1 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 769 c.
15

4.
Долгов, В.В. Клиническая лабораторная диагностика. Национальное
руководство. В 2-х томах. Том 2 / В.В. Долгов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 780 c.
5.
Клиническая микробиология: руководство. Донецкая Э.Г.-А. 2011. - 480 с.
(Серия "Библиотека врача-специалиста")
6.
Камышников, В. С. Карманный справочник врача по лабораторной
диагностике / В.С. Камышников. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 400 c.
7.
Камышников, В. С. Клинико-лабораторная диагностика заболеваний печени
/ В.С. Камышников. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 481 c.
8.
Камышников, В. С. Клиническая лабораторная диагностика. Методы и
трактовка лабораторных исследований. Учебное пособие / В.С. Камышников. - М.:
МЕДпресс-информ, 2015. - 720 c.
9.
Клиническая лабораторная диагностика. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. 435c.
10.
Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2
томах. Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 928 c.
11.
Клиническая лабораторная диагностика. Национальное руководство. В 2
томах. Том 2. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 814 c.
12.
Гудер В.Г., Нарайана С., Вислер Г., Цавта Б. Пробы: от пациента до
лаборатории. Влияние факторов преаналитического этапа на качество результатов
лабораторных исследований / Пер. с англ. GIT VERLAG, 2003. - 105 с.
13.
Пустовалова Л.М. Основы биохимии для медицинских колледжей (2-е
изд.)/Серия «Медицина для вас». - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 448 с.
14.
Долгов В.В., Мошкин А.В. Обеспечение качества в клинической
лабораторной диагностике: Практ. руковод. - М.: «Медиздат», 2004. -216 с.
15.
Кишкун А.А. Современные технологии повышения качества и
эффективности клинической лабораторной диагностики. - М.: РАМЛД. - 2005. - 528 с.
16.
Методические указания ГУЗМО РФ от 28.10.97 «Правила и техника
получения проб клинического материала для исследования в лаборатории клинической
микробиологии».
17.
Меньшиков В.В. (ред.) Клинический диагноз - лабораторные основы. - М.:
Лабинформ, 1997. - 301 с.
18.
Меньшиков В.В. (ред.). Обеспечение качества лабораторных исследований:
Преаналит. этап: Справ. пособие. - М.: Лабинформ, 1999. - 315 с.
19.
Тиц Н. Клиническое руководство по лабораторным тестам. - М.: Юнимедпресс, 1997
20.
CD-ROM. Справочник по клинической лабораторной диагностике. - Москва:
Наука, 2011. - 882 c.
21.
Уоллах, Жак Лабораторная диагностика / Жак Уоллах. - М.: Эксмо, 2013. 597 c.
22.
Клиническая лабораторная диагностика # 01.2012: ежемесячный научнопрактический журнал / под. ред. В.В. Меньшикова. - М.: Медицина, 2012. - 56 с.
Базы данных, информационно-справочные системы
1.

Интернет-сайт

Ассоциации
16

Медицинских

сестер

России

http://www.medsestre.ru/
2.
Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским
образованием http://nursemanager.ru/
3.
Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
4.
Электронная
медицинская
библиотека
"Консультант
врача"
http://www.rosmedlib.ru/
5.
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
6.
Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
7.
Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
8.
Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
9.
Электронная библиотечная система IPRbooks
10.
Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru

17


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».