Министерство образования Ставропольского края Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (АНО ДПО «МИСО») УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «МИСО» ___________Е.В. Шелыгина (подпись) 15июня 2021г ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРАПИИ В ФИЗИОТЕРАПИИ» 36 ак.ч. Специальность: Физиотерапия Ессентуки-2021 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Название: «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» 2. Трудоемкость: 36 ак.ч. 3. Специальность: Физиотерапия 4. Дополнительная специальность: Реабилитационное сестринское дело 5. Категория слушателей: специалисты со средним профессиональным образованием по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и профессиональной переподготовкой по специальности "Физиотерапия" при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело". Должности: медицинская сестра по физиотерапии, старшая медицинская сестра 6. Форма обучения: заочная 7. Пояснительная записка: Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии», специальность «Физиотерапия» разработана на основании следующих нормативноправовых актов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; 3. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации" (зарегистрирован в Минюсте России 4 сентября 2020 года, N59650); 4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»; 5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»; 6. Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»; 7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 №176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»; 8. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со 2 средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 9. Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 №186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; 10. Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов"). Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по основной специальности «Физиотерапия». ДПП ПК «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» разработана Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»). Актуальность ДПП ПК «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» обусловлена тем, что практикующая медицинская сестра, работающая в отделениях и кабинетах физиотерапии, в том числе детской, должна иметь достаточно знаний и навыков, чтобы оказывать высококвалифицированную сестринскую помощь пациентам. Целевая аудитория программы: медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по реабилитации, старшая медицинская сестра. Цель ДПП ПК: является совершенствование профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня специалистов со средним медицинским образованием, работающих в отделениях и кабинетах физиотерапии, в том числе детской, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями правовых нормативных документов, регламентирующих деятельность специалиста данного профиля. Задачи при обучении на ДПП ПК: – изучить вопросы организации физиотерапевтической службы в РФ и работы в физиотерапевтическом отделении и кабинете; – ознакомиться с учетно-отчетной и регламентирующей документацией; – изучить основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни; – изучить механизм действия физических факторов, влияние физических факторов на основные патологические процессы и функции разных органов и систем организма; – изучить современные методы высокочастотной электротерапии (дарсонвализация, индуктотермия, ультратонотерапия, ультравысокочастотная терапия (УВЧ), сверхвысокочастотная терапия (СВЧ), крайне высокочастотная терапия (КВЧ), механизмы и пути их воздействия на организм человека, применения их с лечебнопрофилактическими целями; – ознакомиться с правилами и требованиями к оборудованию физиотерапевтического отделения, кабинета; – изучить аппаратуру, применяемую в высокочастотной физиотерапии, ее 3 технические характеристики; назначения физических факторов и процедур; – изучить технику безопасности в физиотерапевтическом отделении и кабинете; нормативные документы по охране труда и технике безопасности; – изучить принципы совместимости и последовательность назначения физических факторов и процедур; – изучить принципы использования физических факторов для профилактики заболеваний и реабилитации больных, в том числе диспансерных групп; – изучить показания и противопоказания к применению физических факторов; – изучить возможные осложнения при проведении физиотерапевтических процедур, меры по их профилактике; – изучить принципы и правила оказания неотложной помощи при поражениях электрическим током, острых аллергических реакциях, острых хирургических заболеваниях органов брюшной полости; – изучить особенности оказания доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях; – изучить особенности проведения физиолечения у детей. Обучение проводится в заочной форме. Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций); самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы, размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств, прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК; тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70% вопросов); итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов). 8. Кадровое обеспечение Реализация дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» осуществляется с привлечением высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО» назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО «МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав, участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий. 9. Новые компетенции: нет 10. Стажировка: нет 4 11. Симуляционное обучение: нет 12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение Использование: да Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее – СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается: доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам; фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных элементов промежуточной аттестации; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации. Доступ слушателей к электронной информационно-образовательной среде осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей. Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным ресурсам и электронным образовательным ресурсам. Электронные информационные ресурсы представляют собой базу законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе. Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы, разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции), задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить результаты преподавателю через личный кабинет. 5 Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования. 13. Сетевая форма реализации: нет 14. Основа обучения: Бюджетные ассигнования нет Внебюджетные средства да Средства ТФОМС да 15. Стоимость обучения: Стоимость обучения одного слушателя Стоимость обучения одного слушателя за счет внебюджетных средств, руб. за счет средств ТФОМС 3000 руб. 3000 руб. Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101. 16. Рекомендация к реализации в рамках «аккредитационного» пятилетнего цикла Да за счет средств ТФОМС Да 17. Год утверждения программы: 2021 18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»: http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=41 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Основная специальность: Физиотерапия Дополнительная специальность: Реабилитационное сестринское дело Целевая аудитория программы: медицинская сестра по физиотерапии, медицинская сестра по реабилитации, старшая медицинская сестра. Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК В рамках основной специальности «Физиотерапия» и дополнительной специальности «Реабилитационное сестринское дело» программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе профстандарта «Медицинская сестра по реабилитации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 31 июля 2020 года N476н «Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра по реабилитации"»), которые соответствуют трудовым функциям: «A/02.5 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации»; 6 «A/03.5 Ведение медицинской документации, организация находящегося в распоряжении медицинского персонала»; «A/04.5 Оказание медицинской помощи в экстренной форме» Вид деятельности 1 ВД1: Оказание медицинской помощи по профилю "реабилитационное сестринское дело" Профессиональные компетенции (имеющиеся) 2 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации, в том числе при реализации индивидуального плана медицинской реабилитации (ПК-1) Ведение медицинской документации, организация деятельности находящегося в распоряжении медицинского персонала (ПК-2) деятельности Должен уметь Должен знать 3 - Подготавливать физиотерапевтический кабинет, медицинское оборудование, необходимые лекарственные препараты для наружного воздействия к выполнению физиотерапевтических процедур - Применять методики проведения процедур по физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом особенностей возраста - Проводить работу по профилактике осложнений, побочных действий, нежелательных реакций, в том числе серьезных и непредвиденных, возникших в результате применения физиотерапии 4 - Основы физиотерапии, противопоказания к применению физиотерапевтических процедур и патологические реакции на физиотерапевтическое воздействие - Порядок динамического наблюдения за состоянием пациента во время процедуры медицинского массажа и физиотерапевтической процедуры - Критерии оценки эффективности проведенного массажа и физиотерапевтической процедуры - Методы физиотерапии (электро-, магнито-, свето-, механо-, гидро-, термотерапия и др.) и санаторно-курортного лечения (климато-, бальнео-, пелоидотерапия) при заболеваниях и (или) состояниях с учетом возраста пациента - Механизм воздействия методов физиотерапии на организм пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, в том числе с учетом возраста пациента - Виды физиотерапевтического оборудования, инструкции по его применению - Лекарственные препараты, разрешенные к применению при физиотерапевтических процедурах, регламентированные условия хранения, правила применения и учёта - Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций и медицинских работников - Правила оформления медицинской документации в медицинских организациях - Использовать информационные системы и информационнотелекоммуникационную сеть "Интернет" - Заполнять медицинскую документацию, в том числе в форме электронного документа - Использовать в работе 7 Оказание медицинской помощи в экстренной форме (ПК-3) персональные данные пациентов и сведения, составляющие врачебную тайну - Требования охраны труда, основы личной безопасности и конфликтологии - Оценивать состояния, требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме - Распознавать состояния, представляющие угрозу жизни, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующие оказания медицинской помощи в экстренной форме - Оказывать медицинскую помощь в экстренной форме при состояниях, представляющих угрозу жизни, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), в том числе беременным и детям - Методика сбора жалоб и анамнеза жизни и заболевания у пациентов (их законных представителей) или лиц, осуществляющих уход - Методика физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация) - Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРАПИИ В ФИЗИОТЕРАПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя п/п Наименование модулей Самост Формиру Форма Лекц емые контроля работа ия компетен Объем, (в т.ч ции ак.ч. консуль тации) Организация работы в 1 физиотерапевтическом отделении и кабинете 8 7 1 2 Физические основы электролечения 5 4 1 8 ПК-1 ПК-2 ПК-1 Тест Тест Современные методы высокочастотной электротерапии ПК-1 Тест 12 10 2 4 3 1 ПК-1 Тест Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях 6 5 1 ПК-1 ПК-3 Тест Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 - 1 ИТОГО 36 29 7 3 Техника безопасности в 4 физиотерапевтическом отделении и кабинете 5 Тестирова ние IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРАПИИ В ФИЗИОТЕРАПИИ» Объем программы: 36 ак.ч. Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя № Наименование модулей, разделов и тем п/п 1 1.1 1.2 1.3 Организация работы в физиотерапевтическом отделении и кабинете Учетно-отчетная и регламентирующая документация Физиопрофилактика. Курортные факторы лечения Первичная медико-санитарная помощь в работе медицинской сестры физиотерапевтического отделения Общее кол-во часов Лекц ия Самост работа 8 7 1 2 1 1 2 2 - 1 1 - (в т.ч консуль тации) 1.4 Физиотерапия в детской практике 2 2 - 1.5 Инфекционная безопасность и инфекционный контроль Физические основы электролечения 1 1 - 5 4 1 Постоянный и переменный ток, электромагнитные поля Токи высокой частоты в физиотерапии 2 1 1 2 2 - Токи надтональной частоты в физиотерапии 1 1 - 2 2.1 2.2 2.3 9 Форма контроля Тест Тест 12 10 2 3.1 Современные методы высокочастотной электротерапии Дарсонвализация 2 1 1 3.2 Индуктотермия 2 1 1 3.3 Ультратонотерапия 2 2 - 3.4 Ультравысокочастотная терапия (УВЧ) 2 2 - 3.5 Сверхвысокочастотная терапия (СВЧ) 2 2 - 3.6 Крайне высокочастотная терапия (КВЧ) 2 2 - 4 3 1 2 2 - 2 1 1 6 5 1 2 1 1 1 1 - 3 5.2 Техника безопасности в физиотерапевтическом отделении и кабинете Электробезопасность физиотерапевтической аппаратуры Техника безопасности в физиотерапевтическом отделении и кабинете Доврачебная медицинская помощь при неотложных состояниях Травмы и травматический шок. Электротравма Кровотечения и геморрагический шок 5.3 Острые аллергические реакции 1 1 - 5.4 Острые хирургические заболевания органов брюшной полости Особенности оказания помощи при чрезвычайных ситуациях Итоговая аттестация (итоговое тестирование) 1 1 - 1 1 - 1 - 1 36 27 9 4 4.1 4.2 5 5.1 5.5 ИТОГО Тест Тест Тест Тестиров ание V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЫСОКОЧАСТОТНОЙ ТЕРАПИИ В ФИЗИОТЕРАПИИ» № дня Виды учебной нагрузки1 1 1 2 3 4 5 6 Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР Л, СР, ИА Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация 10 VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Для реализации ДПП ПК «Современные методы высокочастотной терапии в физиотерапии» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международный институт современного образования» использует систему дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие практический опыт работы по профилю ДПП ПК. VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения конкретной темы учебно-тематического плана. Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана. Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана. Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест, содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана. Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста. Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК. Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе 15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов теста. Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы. Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдается удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца. Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат, выдается справка об обучении или о периоде обучения. 11 VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примерные вопросы для итоговой аттестации 1. Аппарат, применяемый для процедуры электросон а) Луч-11 б) Мета в) Ягода г) Минитерм д) Ромашка 2. Процедура электросон оценивается у детей а) в 3 условные единицы б) в 5 условных единиц в) в 1,5 условные единицы г) в 2 условные единицы д) в 1 условную единицу 3. Методики наложения электродов при электросонтерапии 1. глазнично-сосцевидная 2. битемпоральная 3. лобно-сосцевидная 4. паравертебральная 5. продольная а) 1,3 б) 2,3 в) 3,4 г) 1,2 д) 4,5 4. Какой из токов относится к диадинамическим а) ПП (посылка - пауза) б) ПМ (постоянные модуляции) в) ДП (длинный период) г) ПЧ (посылки чередующейся частоты) д) ПН (посылки модулированного и немодулированного токов) 5. Аппараты для диадинамотерапии а) Тонус б) АСБ-2-1 в) Ранет г) ЧЭНС д) Ундатерм 6. Показания к применению диадинамотерапии 1. спастические параличи 2. ушиб мягких тканей голени 3. атония гладких мышц полых органов 4. тромбофлебит 5. парез мышц гортани а) 1,2,3 б) 2,3,4 в) 3,4,5 12 г) 1,3,4 д) 2,3,5 7. Противопоказания к применению диадинамотерапии 1. вялые параличи 2. разрывы связок 3. энурез 4. переломы костей до полной консолидации 5. контрактуры а) 1.2,3 б) 1,2,4 в) 2,3,4 г) 2,4,5 д) 3,4,5 8. Аппарат, применяемый при интерференцтерапии а) Сонодинатор б) Интердин в) Ундатерм г) Барвинок-У д) Градиент 9. Особенностью в технике проведения процедуры интерференцтерапии является одновременное использование а) 1 электрода б) 2 электродов в) 3 электродов г) 4 электродов д) 5 электродов 10. При амплипульсфорезе используется режим работы а) переменный б) выпрямленный прямая полярность в) выпрямленный обратная полярность г) все ответы верные д) все ответы неверные IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература 1. Пасынков, Е. И. Общая физиотерапия / Е.И. Пасынков. - М.: Медицина, 2016. - 352 c. 2. Частная физиотерапия/ Под редакцией Г.Н. Пономаренко. - М.: Медицина, 2016. - 744 c. 3. Руководство по физиотерапии и физиопрофилактике детских заболеваний. М.: Медицина, 2016. - 384 c. 4. Шиманко, И. И. Физиотерапия хирургических заболеваний и последствий травмы / И.И. Шиманко. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2016. - 264 c. 13 5. Боголюбов, В. М. Техника и методики физиотерапевтических процедур. Справочник / В.М. Боголюбов. - М.: Медицина, 2015. - 352 c. 6. Пономаренко Г.Н. Общая физиотерапия: Учебник / Г.Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 368 с. 7. Физиотерапия: Национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 864 с. 8. «Справочник по физиотерапии», А.Н. Обросов В.С. Улащик Физиотерапия, 2012 9. Улащик В.С., Физиотерапия, 2012 10. Физиотерапия: Учебное пособие / Г.Ш. Гафиятуллина, В.П. Омельченко, Б.Е. Евтушенко и др. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 272 с. 11. Физиотерапия и курортология, под ред. В.М.Боголюбова, Москва. Из-во «Бином». 2008 г. 12. Общая физиотерапия: Учебник для медвузов / В.С. Лукомский, И.В. Улащик, М.: Из-во «Книжный дом», 2008 – 512 с. 13. Техника и методика физиотерапевтических процедур. справочник. под редакцией В.М. Боголюбова. Москва. 2006. 14. Частная физиотерапия: Учебное пособие для слушателей системы последипломного образования/ Под ред. Г. Н. Пономаренко, – М.: «Издательство Медицина», 2005. – 748 с. 15. Г.Н. Пономаренко, Физические методы лечения: Справочник. – СПб., 2002г. 16. Воробьев М.Г., Пономаренко Г.Н. Практическое пособие по электро-и магнитотерапии. - СПб.: Гиппократ, 2002. 17. Виды реабилитации: физиотерапия, лечебная физкультура, массаж: учеб. пособие / Т.Ю. Быковская [и др.]; под общ. ред. Б.В. Кабарухина – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 557 с.: ил. 18. Епифанов В.А. Восстановительная медицина: Справочник. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2007. -592 с. 19. Пономаренко Г.Н., Воробьев М.Г. Руководство по физиотерапии. -СПб: НИЦ «Балтика», 2005. -400 с. 20. Ушаков А.А. Современная физиотерапия в клинической практике. -М.: «АНМИ», 2002. -364 с., ил. База данных, информационно-справочные системы 1. Интернет-сайт Ассоциации Медицинских сестер России http://www.medsestre.ru/ 2. Интернет-сайт Ассоциации специалистов с высшим сестринским образованием http://nursemanager.ru/ 3. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru 4. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/ 5. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru 6. Федеральная электронная медицинская библиотека (ФЭМБ) http://feml.scsml.rssi.ru/feml 7. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm 14 8. 9. 10. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws Электронная библиотечная система IPRbooks Министерство здравоохранения РФ: www.rosminzdrav.ru 15