ДПП ПК_Актуальные вопросы урогинекологии (36ч)_МИСО

ООО «Межрегиональный центр подготовки медицинских кадров»
Министерство образования Ставропольского края
Автономная некоммерческая организация дополнительного
профессионального образования
«Международный институт современного образования»
(АНО ДПО «МИСО»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО ДПО «МИСО»
___________Е.В. Шелыгина
(подпись)

15июня 2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УРОГИНЕКОЛОГИИ»
36 ак.ч.
Специальность: Урология

Ессентуки-2021

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Название: «Актуальные вопросы урогинекологии»
2. Трудоемкость: 36 ак.ч.
3. Специальность: Урология
4. Дополнительные специальности: Акушерство и гинекология, Нефрология,
Хирургия
5. Категория слушателей: специалисты с высшим профессиональным образованием
по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", подготовкой в ординатуре по
специальности "Урология".
Должности: врач - уролог; заведующий (начальник) структурного подразделения
(отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации врач - уролог; врач приемного отделения (в специализированной медицинской
организации или при наличии в медицинской организации соответствующего
специализированного структурного подразделения).
6. Форма обучения: заочная
7. Пояснительная записка:
Настоящая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Актуальные вопросы урогинекологии», специальность «Урология» разработана на
основании следующих нормативно-правовых актов:
1.
Конституция РФ, ст. 54 принятых "Основ законодательства РФ" Об охране
здоровья граждан;
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации»;
4.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 14 марта 2018 года
N137н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-уролог" (зарегистрирован в
Минюсте России 5 апреля 2018 года, N50632);
5.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 20 ноября 2018 года
N712н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-нефролог" (зарегистрирован
в Минюсте России 6 декабря 2018 года, N52902);
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты от 26 ноября 2018 года
N743н «Об утверждении профессионального стандарта "Врач-хирург " (зарегистрирован в
Минюсте России 11 декабря 2018 года, N52964);
7.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 №541н «Об утверждении
Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере
2

здравоохранения»;
8.
Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об
утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических
работников»;
9.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
профессиональным программам»;
10.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.08.2012 г. №66н «Об
утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и
фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения
по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных
и научных организациях»;
11.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.03.2021 №205н «Об
утверждении Порядка выбора медицинским работником программы повышения
квалификации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, для
направления на дополнительное профессиональное образование за счет средств
нормированного страхового запаса Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного
медицинского страхования»;
12.
Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 № ВК-1032/06 "О направлении
методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями-разъяснениями
по
разработке
дополнительных
профессиональных
программ
на
основе
профессиональных стандартов").
13.
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных
образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом
соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22.01.2015
N ДЛ-1/05вн).
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее –
ДПП ПК) «Актуальные вопросы урогинекологии» является нормативно-методическим
документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы
обучения по основной специальности «Урология».
ДПП ПК «Актуальные вопросы урогинекологии» разработана Автономной
некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного образования» (далее - АНО ДПО «МИСО»).
Актуальность ДПП ПК «Актуальные вопросы урогинекологии» обусловлена
необходимостью
совершенствования
профессиональных
компетенций
врачейспециалистов в диагностике и лечении урогинекологических заболеваний в клинической
практике.
Целевая аудитория программы: врач-уролог, врач-акушер-гинеколог, врачнефролог, врач-хирург.
Цель ДПП ПК: совершенствование, углубление и систематизация знаний и
умений врача-специалиста, необходимых для профессиональной деятельности в рамках
имеющейся квалификации, в области диагностики и лечения урогинекологических
заболеваний, и способных обеспечить охрану здоровья женщин путем оказания
3

высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными
требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
Задачи при обучении на ДПП ПК:
 изучить хирургическую анатомию почек и мочевыводящих путей у женщин;
 изучить хирургические доступы к почке, мочеточнику, мочевому пузырю, уретре;
 изучить повреждения мочеточников в акушерстве и гинекологии (ятрогенная
травма мочеточника в акушерской и гинекологической практике, классификация,
диагностика и лечение повреждений мочеточника, реконструктивные операции:
уретероцистоанастомоз, операция Boari, кишечная пластика);
 изучить повреждения мочевого пузыря в акушерстве и гинекологии;
 изучить травмы уретры (разрывы уретры при переломах костей таза, открытые
повреждения задней уретры);
 изучить образование наружных и внутренних мочепузырных свищей, свищей
женских половых органов (мочеточниково-влагалищные, мочеточниково-маточные
свищи, клиника, принципы лечения);
 изучить изменения в мочевой системе при доброкачественных и злокачественных
опухолях, вопросы диспансеризации женщин в онкогинекологии;
 изучить вопросы изменения функции мочевыводящих путей во время
беременности, особенности обследования беременных с заболеваниями почек, принципы
лечения острого гестационного пиелонефрита у беременных;
 изучить основные принципы лечения сепсиса и септического шока в акушерстве и
гинекологии;
 изучить патогенез, диагностику и методы лечения недержание мочи у женщин,
хирургическое лечение недержание мочи (петлевые операции, операции с использованием
собственных тканей, аллографтных, ксенографтных и синтетических материалов);
 изучить диагностику и лечение генитального пролапса.
Обучение проводится в заочной форме.
Образовательная деятельность по реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы
урогинекологии» предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ:
 лекции (изучение текстовых материалов, а также аудио- и видеолекций);
 самостоятельная работа (изучение материалов дополнительной литературы,
размещенной в СДО, индивидуальные консультации с применением электронных средств,
прохождение тестирования по изученным материалам каждой темы ДПП ПК;
тестирование считается пройденным успешно, если даны верные ответы на более чем 70%
вопросов);
 итоговая аттестация (проводится в форме электронного тестирования, состоящего
из 15 вопросов по всем темам курса; обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если им дано более 10 правильных ответов).
Кадровое обеспечение
Реализация
дополнительной
профессиональной
программы
повышения
квалификации «Актуальные вопросы урогинекологии» осуществляется с привлечением
высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее профессиональное
8.

4

образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт
деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным.
Для методического руководства ДПП ПК Приказом директора АНО ДПО «МИСО»
назначается руководитель ДПП ПК из числа штатных преподавателей АНО ДПО
«МИСО». Руководитель программы несет персональную ответственность за организацию
и осуществление образовательной деятельности, формирует преподавательский состав,
участвует в заседаниях итоговых аттестационных комиссий.
9.

Новые компетенции: нет

10. Стажировка: нет
11. Симуляционное обучение: нет
12. Дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
Использование: да
Каждый слушатель в течение всего периода обучения обеспечивается
индивидуальным и неограниченным доступом в системе дистанционного обучения «СДО
АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo (режим доступа: http://91.143.17.4:85) (далее –
СДО). СДО обеспечивает возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой
имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть
"Интернет"), как на территории организации, так и вне ее. В СДО обеспечивается:
 доступ к учебному плану, рабочей программе дисциплин, к электронной
библиотеке и электронным образовательным ресурсам по дисциплинам;
 фиксация хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации
и результатов освоения программы;
 проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения,
реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
 формирование электронного портфолио слушателя, в том числе сохранение
результатов изучения учебно-методических материалов и прохождения установленных
элементов промежуточной аттестации;
 взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе
синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование СДО обеспечивается соответствующими средствами
информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее
использующих и поддерживающих.
Функционирование СДО соответствует законодательству Российской Федерации.
Доступ
слушателей
к
электронной
информационно-образовательной
среде
осуществляется с помощью присваиваемых и выдаваемых им логинов, и паролей.
Логин и пароль состоит из буквенных и цифровых символов, генерируемых
5

случайным образом датчиком случайных чисел. Слушателю одновременно с
направлением логина и пароля также направляется инструкция пользователя по работе в
СДО. Введя логин и пароль, слушатель получает доступ к электронным информационным
ресурсам и электронным образовательным ресурсам.
Электронные
информационные
ресурсы
представляют
собой
базу
законодательных, нормативных правовых актов, нормативно-технических документов,
национальных стандартов по дополнительной профессиональной программе.
Электронные образовательные ресурсы представляют собой учебные материалы,
разработанные на основе законодательных, нормативно-правовых актов, нормативнотехнических документов, национальных образовательных стандартов. Учебный материал
разбит на модули, которые в свою очередь разбиты на разделы и темы. В материалах
каждого модуля содержатся лекции (в текстовом формате, а также аудио- и видеолекции),
задания для выполнения обучающимся, выполнив которые, он может отправить
результаты преподавателю через личный кабинет.
Итоговая аттестация проводится в электронной информационно-образовательной
среде с рабочего места слушателя с использованием программного обеспечения
электронной информационно-образовательной среды в форме тестирования.
13. Сетевая форма реализации: нет
14. Основа обучения:
Бюджетные ассигнования
нет

Внебюджетные средства
да

Средства ТФОМС
да

15. Стоимость обучения:
Стоимость обучения одного слушателя
Стоимость обучения одного слушателя
за счет внебюджетных средств, руб.
за счет средств ТФОМС
5000 руб.
5000 руб.
Основание: Приказ директора АНО ДПО «МИСО» «Об установлении стоимости
оказания платных образовательных услуг по дополнительным профессиональным
программам повышения квалификации на 2021-2022 год» от 01.04.2021г № 21040101.
16. Рекомендация к реализации
в рамках «аккредитационного»
пятилетнего цикла
Да

за счет средств ТФОМС
Да

17. Год утверждения программы: 2021
18. Адрес размещения программы в сети «Интернет»:
http://misokmv.ru/org-info/education-program?id=49
II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Основная специальность: Урология
Дополнительные специальности:
6

Акушерство-гинекология,

Нефрология,

Хирургия.
Целевая аудитория программы: врач-уролог, врач-акушер-гинеколог, врачнефролог, врач-хирург.
Обоснование целевой аудитории в соответствии с категорией ДПП ПК
В рамках основной специальности «Урология» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-уролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 14 марта 2018 года N137н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-уролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8, B/01.8. Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний
и (или) состояний почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов,
установление диагноза»;
 «А/02.8, B/02.8.
Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или)
состояниями почек, мочевыводящих путей и мужских половых органов, контроль его
эффективности и безопасности».
Вид деятельности

1
ВД 1: Оказание
первичной
специализированной
медико-санитарной
помощи взрослому
населению по
профилю "урология"
в амбулаторных
условиях и (или) в
условиях дневного
стационара
ВД 2: Оказание
специализированной
медицинской помощи
взрослому населению
по профилю
"урология" в
стационарных
условиях

Профессиональные
компетенции
(имеющиеся)
2
Проведение
обследования
пациентов в целях
выявления
заболеваний и (или)
состояний почек,
мочевыводящих
путей и мужских
половых органов,
установление
диагноза (ПК-1)

Должен уметь

Должен знать

3
- Использовать методы
осмотра и обследования
взрослых с заболеваниями
и (или) состояниями
почек, мочевыводящих
путей и мужских половых
органов, такими как:
- осмотр и перкуссия,
пальпация почек;
- осмотр и перкуссия,
пальпация мочевого
пузыря;
- бимануальное
влагалищное
исследование;
- функциональные пробы
для мочевых и половых
органов, в том числе
кашлевая проба при
недержании мочи у
женщин, проба
Вальсальвы;
- смотровая
уретроцистоскопия
ригидным и гибким
фиброцистоскопом;
- Проводить
дифференциальную
диагностику острых
хирургических и
урологических
заболеваний
- Интерпретировать и
анализировать результаты

4
- Методика осмотра и
обследования пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
- Анатомофункциональные и
возрастные особенности
при заболеваниях и (или)
состояниях почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
у взрослых в норме
- Современные
классификации, симптомы
и синдромы заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
- Изменения в
мочеполовых органах при
неурологических
заболеваниях и (или)
состояниях и у пациентов
- Этиология, патогенез
заболеваний и (или)
состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
у пациентов
- Этиология и патогенез,
диагностика недержания
мочи и пролапса тазовых

7

Назначение лечения
пациентам с
заболеваниями и
(или) состояниями
почек,
мочевыводящих
путей и мужских
половых органов,
контроль его
эффективности и
безопасности (ПК-2)

осмотра и обследования
пациентов с недержанием
мочи и пролапсом тазовых
органов
- Назначать лекарственные
препараты пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
порядками оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Назначать
немедикаментозную
терапию и медицинские
изделия пациентам с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
порядками оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Ассистировать при
оперативных
вмешательствах и
проводить оперативные
вмешательства у
пациентов с
заболеваниями и (или)
состояниями почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов,
такие как:
- закрытие свища мочевого
пузыря;

органов у пациентов

- Методы лечения
пациентов с недержанием
мочи и пролапсом тазовых
органов в соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
порядками оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Методы консервативного
лечения заболеваний и
(или) состояний почек,
мочевыводящих путей и
мужских половых органов
у пациентов в
соответствии с
действующими
клиническими
рекомендациями
(протоколами лечения) по
вопросам оказания
медицинской помощи,
порядками оказания
медицинской помощи, с
учетом стандартов
медицинской помощи
- Принципы и методы
проведения оперативного
лечения пациентов с
недержанием мочи и
пролапсом тазовых
органов, в том числе
медицинские показания,
медицинские
противопоказания,
возможные осложнения и
побочные действия,
нежелательные реакции, в
том числе серьезные и
непредвиденные

В рамках дополнительной специальности «Акушерство-гинекология»
программа направлена на освоение (совершенствование) следующих профессиональных
компетенций (на основе квалификационной характеристики врача-акушера-гинеколога,
утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н "Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей
8

работников в
обязанностям:

сфере

здравоохранения"),

которые

соответствуют

должностным

Квалификационная характеристика
Врача-акушера-гинеколога
Должностные обязанности
Должен знать:
1. Оказывает
квалифицированную
медицинскую помощь по специальности
"Акушерство и гинекология", используя
современные методы диагностики, лечения,
профилактики и реабилитации
2. Определяет тактику ведения больного
в соответствии с установленными стандартами
3. На основании сбора анамнеза,
клинического наблюдения и результатов
клинико-лабораторных и инструментальных
исследований
устанавливает
(или
подтверждает) диагноз
4. Самостоятельно
проводит
или
организует необходимые диагностические,
лечебные,
реабилитационные
и
профилактические процедуры и мероприятия

Современные
методы
профилактики,
диагностики,
лечения
и
реабилитации
больных по профилю "акушерство и
гинекология", теоретические аспекты всех
нозологий как по профилю "акушерство и
гинекология", так и других самостоятельных
клинических дисциплин, их этиологию,
патогенез,
клиническую
симптоматику,
особенности течения, общие принципы и
основные
методы
клинической,
инструментальной
и
лабораторной
диагностики функционального состояния
органов и систем человеческого организма,
принципы комплексного лечения основных
заболеваний.

В рамках дополнительной специальности «Нефрология» программа направлена
на освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-нефролог», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 20 ноября 2018 года N712н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-нефролог"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Проведение обследования пациентов, в том числе реципиентов
трансплантированной почки, в целях выявления заболеваний и (или) нарушений функции
почек и постановки диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности у
пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями функции почек, в том числе реципиентов
трансплантированной почки»
Профессиональный стандарт
«Врач-нефролог»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение обследования
пациентов, в том числе
реципиентов
трансплантированной
почки, в целях выявления
заболеваний и (или)
нарушений функции почек
и постановки диагноза
Назначение лечения и
контроль его
эффективности и
безопасности у пациентов с

А/01.8

ТД 1: Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация
пациентов с заболеваниями и (или) нарушениями
функций почек
ТД 2: Установление диагноза с учетом действующей
Международной
статистической
классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее МКБ)

А/02.8

ТД 1: Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентам с
заболеваниями (или) нарушениями функции почек в
соответствии с действующими порядками оказания
9

заболеваниями и (или)
нарушениями функции
почек, в том числе
реципиентов
трансплантированной
почки

медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Выполнение манипуляций пациентам с
заболеваниями и (или) нарушениями функции почек в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи

В рамках дополнительной специальности «Хирургия» программа направлена на
освоение (совершенствование) следующих профессиональных компетенций (на основе
профстандарта «Врач-хирург», утвержденного приказом Министерства труда и
социальной защиты от 26 ноября 2018 года N743н «Об утверждении профессионального
стандарта "Врач-хирург"»), которые соответствуют трудовым функциям:
 «А/01.8. Проведение медицинского обследования пациентов в целях выявления
хирургических заболеваний и (или) состояний и установления диагноза»
 «А/02.8. Назначение лечения пациентам с хирургическими заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его эффективности и безопасности»
Профессиональный стандарт
«Врач-хирург»
Трудовая функция
Трудовые действия

Наименование

Код

Проведение медицинского
обследования пациентов в
целях выявления
хирургических
заболеваний и (или)
состояний и установления
диагноза
Назначение лечения
пациентам с
хирургическими
заболеваниями и (или)
состояниями, контроль его
эффективности и
безопасности

А/01.8

ТД 1: Осмотр и физикальное обследование пациентов с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями
ТД 2: Установление диагноза с учетом действующей
Международной
статистической
классификации
болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее МКБ)

А/02.8

ТД 1: Назначение лекарственных препаратов,
медицинских изделий и лечебного питания пациентам с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания
медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи
ТД 2: Назначение немедикаментозного лечения:
физиотерапевтических методов, лечебной физкультуры
и иных методов терапии пациентам с хирургическими
заболеваниями и (или) состояниями в соответствии с
действующими порядками оказания медицинской
помощи, клиническими рекомендациями (протоколами
лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с
учетом стандартов медицинской помощи
ТД 3: Выполнение отдельных этапов хирургических
вмешательств и лечебных манипуляций пациентам с
хирургическими заболеваниями и (или) состояниями в
соответствии с действующими порядками оказания
10

медицинской помощи, клиническими рекомендациями
(протоколами лечения) по вопросам оказания
медицинской
помощи,
с
учетом
стандартов
медицинской помощи

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УРОГИНЕКОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
Лекция

п/п

1

2

3

4

5
6
7

Наименование модулей

Хирургическая анатомия мочевой
системы у женщин
Хирургические доступы к почке,
мочеточнику, мочевому пузырю,
уретре
Повреждения мочеточников,
мочевого пузыря и уретры в
акушерстве и гинекологии
Наружные и внутренние
мочепузырные свищи. Свищи
женских половых органов
Изменения в мочевой системе при
опухолях матки и яичников
Диспансеризация женщин в
онкогинекологии
Беременность и мочевая система

Острый гестационный
пиелонефрит. Принципы лечения
8
острого пиелонефрита у
беременных
Уросепсис. Септический шок
9
10

Недержание мочи у женщин.
генитальный пролапс

Объем,
ак.ч.

Самост Формиру Форма
емые контроля
работа
компетен
ции
(в т.ч
консульт
ации)

2

2

-

ПК-1
ПК-2

Тест

2

2

-

ПК-1
ПК-2

Тест

7

6

1

ПК-1
ПК-2

Тест

2

1

1

ПК-1
ПК-2

Тест

3

2

1

2

1

1

3

2

1

2

1

1

3

2

1

9

8

1

11

ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2
ПК-1
ПК-2

Тест
Тест
Тест

Тест

Тест
Тест

Итоговая
тестирование)

аттестация
ИТОГО

(итоговое

1
36

-

Тестирова
ние

1

27

9

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УРОГИНЕКОЛОГИИ»
Объем программы: 36 ак.ч.
Режим занятий: не более 8 ак.ч. в день, не более 6 дней в неделю
Общая продолжительность программы: 6 дней, 1 неделя
Форма обучения: заочная
№
п/п

1
1.1
2

2.1

3

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5

4

Наименование модулей, разделов и
тем

Хирургическая анатомия мочевой
системы у женщин
Анатомия почек и мочевыводящих
путей
Хирургические доступы к почке,
мочеточнику, мочевому пузырю,
уретре
Хирургические доступы к почке,
мочеточнику, мочевому пузырю,
уретре
Повреждения мочеточников,
мочевого пузыря и уретры в
акушерстве и гинекологии
Ятрогенная травма мочеточника в
акушерской и гинекологической
практике
Классификация, диагностика и
лечение повреждений мочеточника
Реконструктивные операции на
мочеточниках:
уретероцистоанастомоз, операция
Boari, кишечная пластика )
Повреждения мочевого пузыря
Травмы уретры (разрывы уретры при
переломах костей таза, открытые
повреждения задней уретры)
Наружные и внутренние
мочепузырные свищи. Свищи
женских половых органов
12

Общее
кол-во
часов

Лек
ция

Самост
работа

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

7

6

1

1

1

-

1

1

-

3

2

1

1

1

-

1

1

-

2

1

1

Форма
контроля

(в т.ч
консуль
тации)
Тест

Тест

Тест

Тест

Мочеточниково-влагалищные,
мочеточниково-маточные свищи.
Клиника, принципы лечения
Изменения в мочевой системе при
опухолях матки и яичников
Изменения в мочевой системе при
доброкачественных опухолях
Изменения в мочевой системе при
злокачественных опухолях
Диспансеризация женщин в
онкогинекологии
Диспансеризация женщин в
онкогинекологии
Беременность и мочевая система

2

1

1

3

2

1

1

1

-

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

2

1

Изменения функции мочевыводящих
путей во время беременности
Особенности обследования
беременных с заболеваниями почек
Острый гестационный
пиелонефрит. Принципы лечения
острого пиелонефрита у беременных
Острый гестационный пиелонефрит.
Принципы лечения острого
пиелонефрита у беременных
Уросепсис. Септический шок

1

1

-

2

1

1

2

1

1

2

1

1

3

2

1

1

1

-

2

1

1

9

8

1

10.1

Уросепсис и септический шок в
акушерстве
Основные принципы лечения сепсиса
и септического шока
Недержание мочи у женщин.
Генитальный пролапс
Недержание мочи у женщин

2

2

-

10.2

Патогенез недержания мочи у женщин

1

1

-

10.3

Диагностика и методы лечения
недержания мочи
Хирургическое лечение недержание
мочи (петлевые операции, операции с
использованием собственных тканей,
аллографтных, ксенографтных и
синтетических материалов)
Генитальный пролапс (диагностика,
лечение)
Итоговая аттестация (итоговое
тестирование)

1

1

-

3

2

1

2

2

-

1

-

1

ИТОГО

36

27

9

4.1
5
5.1
5.2
6
6.1
7
7.1
7.2
8

8.1
9
9.1
9.2
10

10.4

10.5

13

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Тест

Тестиров
ание

V. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УРОГИНЕКОЛОГИИ»
№ дня
Виды
учебной
нагрузки1

1

2

3

4

5

6

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР

Л, СР, ИА

VI. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации ДПП ПК «Актуальные вопросы урогинекологии» Автономная
некоммерческая организация дополнительного профессионального образования
«Международный институт современного
образования» использует
систему
дистанционного обучения «СДО АНО ДПО «МИСО» на платформе Indigo», которая
обеспечивает возможность обучающимся не только знакомиться с лекционными
материалами, но и выполнять задания преподавателей, проходить тестирования, а также
взаимодействовать с преподавателями по возникающим вопросам в режиме чата. Все
учебные материалы разрабатывают высококвалифицированные преподаватели, имеющие
практический опыт работы по профилю ДПП ПК.
VII. ТЕКУЩИЙ, ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Текущий контроль знаний – задания (в форме вопросов с несколькими вариантами
ответов (тест)), которые обучающемуся предлагается выполнить во время изучения
конкретной темы учебно-тематического плана.
Для проведения мероприятий текущего контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 5 до 10 вопросов по конкретной теме учебно-тематического плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим текущий контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Промежуточный контроль знаний – задания в форме теста, которые обучающемуся
предлагается выполнить после изучения каждого модуля учебного плана.
Для проведения мероприятий промежуточного контроля знаний используется тест,
содержащий в себе от 10 до 15 вопросов по конкретному модулю учебного плана.
Обучающийся считается успешно прошедшим промежуточный контроль знаний, если он
представил верные ответы не менее чем на 70% вопросов теста.
Итоговый контроль знаний (итоговая аттестация) – задания в форме теста, которые
обучающемуся предлагается выполнить после освоения теоретической части ДПП ПК.
Для проведения итогового контроля знаний используется тест, содержащий в себе
15 вопросов по всем модулям ДПП ПК. Обучающийся считается успешно прошедшим
итоговую аттестацию, если он представил верные ответы не менее чем на 10 вопросов
1

Л – лекции; СР – самостоятельная работа; ИА – итоговая аттестация

14

теста.
Оценка качества освоения ДПП ПК слушателями включает промежуточную
аттестацию в форме самостоятельной работы, тестов. Освоение программы завершается
итоговой аттестацией по дополнительной профессиональной программе повышения
квалификации посредством проведения итогового тестирования и выявляет
теоретическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием
программы.
Обучающимся,
успешно
прошедшим
итоговую
аттестацию
выдается
удостоверение о повышении квалификации установленного АНО ДПО «МИСО» образца.
Обучающимся, получившим на итоговой аттестации неудовлетворительный результат,
выдается справка об обучении или о периоде обучения.
VIII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примерные вопросы для итоговой аттестации
1.
С какого визуализирующего метода необходимо начинать обследование
пациента с подозрением на почечную патологию:
а) экскреторная урография
б) УЗИ брюшной полости и почек
в) нефросцинтиграфия
г) ренография
д) компьютерная томография
2.
При подозрении на эндометриоз мочевого пузыря основным методом
диагностики будет являться:
а) восходящая цистография
б) экскреторная урография
в) нисходящая цистография
г) цистоскопия
д) ультразвуковое исследование
3.
Больной 63 лет был диагностирован рак матки 4 стадии. Во время
проведения операции по данному поводу, был поврежден левый мочеточник на уровне
нижней трети. Что показано больной в данном случае?
а) уретерокутанеостомия
б) перевязка мочеточника
в) пиелостомия
г) уретероанастомоз
д) нефростомия
4.
При одновременном повреждении мочеточника на уровне нижней трети и
мочевого пузыря необходимо все перечисленное, кроме?
а) установки цистостомы
б) уретероцистоанастомоза
в) ушивания дефекта мочевого пузыря
г) анастомоза концов мочеточника
д) дренирования околомочеточниковой клетчатки

15

5.
У женщины 46 лет в течение 2-х месяцев отмечается самопроизвольное
подтекание мочи из влагалища, усиливающееся при физическом напряжении, без
болевого симптома. Какие из перечисленных методов диагностики являются основными,
кроме?
а) цистоскопии
б) цистографии
в) вагинографии
г) осмотра влагалища в зеркалах
д) экскреторной урографии
6.
У больной 44 лет отмечается окрашивание мочи в темно-красный цвет, со
сгустками, в сочетании с тянущими болями внизу живота. Данные жалобы отмечаются с
периодичностью в один месяц. Каков наиболее вероятный диагноз?
а) пузырно-влагалищный свищ
б) рецидивирующий геморрагический цистит
в) уретро-влагалищный свищ
г) пузырно-влагалищно-кишечный свищ
д) пузырно-маточный свищ
7.
У женщины 46 лет в течение 2-х месяцев отмечается самопроизвольное
подтекание мочи из влагалища, усиливающееся при физическом напряжении, без наличия
болей. Какое из перечисленных условий является показанием к влагалищному доступу
при проведении хирургического лечения?
а) свищ в зоне мочевого пузыря
б) свищ в зоне устьев мочеточников
в) свищ ниже устьев мочеточников
г) пузырно-влагалищный свищ в сочетании с уретро-влагалищным
д) пузырно-влагалищный свищ и сужение мочеточника в нижней трети
8.
У женщины 46 лет в течение 2-х месяцев отмечается самопроизвольное
подтекание мочи из влагалища, усиливающееся при физическом напряжении, без наличия
болей. Какое из перечисленных условий является показанием к пузырному доступу при
оперативном лечении?
а) свищ в зоне устьев мочеточников
б) свищ ниже межмочеточниковой связки
в) пузырно-влагалищный свищ в сочетании с уретро-влагалищным
г) пузырно-влагалищный свищ в сочетании с влагалищно-ректальным
д) свищ в зоне мочевого пузыря
9.
У женщины 46 лет в течение 2-х месяцев отмечается самопроизвольное
подтекание мочи из влагалища, усиливающееся при физическом напряжении, без наличия
болей. Какое из перечисленных условий является показанием к трансперитонеальному
доступу при хирургическом вмешательстве?
а) свищ в зоне устьев мочеточников
б) пузырно-влагалищно-ректальный свищ
в) пузырно-влагалищный и уретро-влагалищный свищи
г) свищ выше межмочеточниковой связки в сочетании с малой емкостью
мочевого пузыря
д) свищ выше межмочеточниковой связки
10.
На амбулаторный прием к урологу обратилась женщина 44 лет, с жалобами
на постоянное выделение мочи из влагалища в сочетании с болями в области правой
16

почки. Данная симптоматика беспокоит в течение трех недель. К какому методу
диагностики наиболее целесообразно прибегнуть в данном случае?
а) экскреторная урография и вагинография
б) нисходящая цистография
в) цистоскопия
г) ретроградная уретрография
д) уретроскопия
IX. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Литература
1.
Дементьев А.С., Урология. Стандарты медицинской помощи/сост. А.С.
Дементьев, Н.И. Журавлева, С.Ю. Кочетков, Е.Ю. Чепанова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. 208 с. (Серия "Стандарты медицинской помощи")
2.
Комяков Б.К., Урология / Комяков Б.К. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 480 с.
3.
Пушкарь Д.Ю., Урология / под ред. Д. Ю. Пушкаря - М.: ГЭОТАР-Медиа,
2017. - 472 с.
4.
Савельева Г.М., Гинекология/ под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н.
Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 1008 с. (Серия
"Национальные руководства")
5.
Андрусев, А.М. Актуальные вопросы урогинекологии / А.М. Андрусев,
А.Ю. Земченков, Н.А. Томилина -M.: ГЭОТАР-Медиа, 2011г.
6.
Нечипоренко А.Н. Генитальный пролапс/ Нечипоренко А.Н., Нечипоренко
Н.А., Строцкий А.В.- Минск: Вышэйшая школа, 2014г- 400 c.
7.
Айламазян Э. К., Инфекционно-воспалительные заболевания в акушерстве и
гинекологии/ под ред. Э. К. Айламазяна - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 320 с.
8.
Урология: учебник / под ред. П. В. Глыбочко, Ю.Г. Аляева. - 3-е изд.,
перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 624 с.
9.
Сложные и комбинированные формы недержания мочи у женщин:
этиология патогенез, принципы диагностики: цособие для врачей /Е.И. Русина, Т. Э.
Иващенко, И. М. Кветной и др.; Ред: Э.К. Айламазян, В. Ф. Беженарь. - СПб.: Изд-во н-л,
2012.
10.
Нефрология / Под ред. Е.М. Шилова. 2-е изд., испр.. и доп. 2010. - 696 с.
(Серия "Библиотека врача-специалиста")
11.
Осадчук М. А., Усик С. Ф., Осадчук А. М., Мишина Е. А. Нефрология;
Медицинское информационное агентство - Москва, 2010. - 168 c.
12.
Нечипоренко А. Н., Нечипоренко Н. А. Неотложные состояния в урологии;
Вышэйшая школа - Москва, 2012. - 400 c.
13.
Адамян Л.В., Филиппов О.С., Артьмук Н.В., Белокриницкая Т.Е. Гнойновоспалительные заболевания и сепсис в акушерстве. Клинические рекомендации
(протокол лечения). - М., 2015. - 35 с.
14.
Абрамченко В.В и др. Гнойно-септическая инфекция в акушерстве и
гинекологии. - СПб.: СпецЛит, 2005. - 459 с.
15.
Шехтман М.М. Акушерская нефрология // М.: «Триада-Х», 2000, 260с.
17

Электронные ресурсы, информационно-справочные системы
1. Российская национальная электронная библиотека (РУНЭБ): www.elibrary.ru
2. Электронная медицинская библиотека "Консультант врача" http://www.rosmedlib.ru/
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://ebiblioteka.ru
4. Федеральная
электронная
медицинская
библиотека
(ФЭМБ)
http://feml.scsml.rssi.ru/feml
5. Русский медицинский журнал http: //www.rmj.ru/i.htm
6. Электронная библиотека MedLib http://www.medlib.ws
7. Всемирная организация здравоохранения http: //www.who.int/en/
8. Электронная библиотечная система IPRbooks

18


Наверх

На сайте используются cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».